Данная статья рассматривает положительное влияние системы «Платон» на автомобильные грузовые перевозки и логистику в России. А именно, повышение прозрачности перевозок и борьба с нелегальными перевозчиками, так называемыми «серыми».
Ключевые слова: система «Платон», логистика, автомобильные перевозки, логистика, большегрузы, лицензирование, демпинг
В региональной [1], национальной [2, 3], трансграничной [4, 5], международной, глобальной [6–8] логистике основное внимание уделено перевозкам товарных грузов и все, что с ними связано (виды транспорты и транспортных средств, транспортные коридоры, дорожные сети, перегрузочное оборудование, коммуникации и т. д.). Особое значение придается автомобильному транспорту из-за громадных объемов перевозок, как показывают данные статистики внешнеторговых оборотов между государствами [9] в товаропроводящих сетях и цепях поставок [10–12], поэтому необходимо выполнять все семь правил логистики и определять, считать, контролировать экономическую эффективность с у четом сокращения тотальных, совокупных затрат [12, 13].
Россия огромная страна. В настоящее время национальная сеть автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации имеет общую протяжённость 1452,2 тыс. км, из которых 51,9 тыс. км — дороги федерального значения [15]. Ни для кого не секрет, что для поддержания такой дорожной сети на огромной территории с разными климатическими областями и географическими рельефами, требует больших денежных вложений.
Экспертов Федерального дорожного агентства в настоящее время волнует, как бы полностью не растерять в России уже имеющуюся дорожную инфраструктуру. Поскольку, например, то, что планировали строить в 2009 году, из-за непростой экономической ситуации переносится на более поздние сроки [1]. Президент Росси, Владимир Путин, во время своей ежегодной пресс-конференции сказал: «В автомобильной отрасли налоги платят — отчасти только платят за инфраструктуру, через акциз на бензин, но только отчасти. А в других отраслях полноценная уплата за инфраструктуру. Часть грузов стала перекочевывать на автодороги. Возникло огромное количество грузовиков, которые негативно на нее влияют. А налог платят одинаково. Эксперты считают, что при разгоне-торможении влияние на полотно грузовиков 12 тонн разрушительно влияет, больше, чем легковушки. А платят одинаково. У нас отменили лицензирование этого вида деятельности. На практике привело, что появилось большое количество людей, которые просто покупают большегрузы и пользуются. Это абсолютно «серая» схема экономики» [17].
В 2008 году была введена отмена лицензирования грузовых автомобильных перевозок [14] и большая часть участников рынка стала работать без регистрации ИП или ООО, что позволило им:
− работать не выплачивая налоги;
− не нести ответственности за свою работу;
− работать по заниженным ценам, не оставаясь в убытке;
Что повлекло за собой то, что бюджет недополучает налоговые отчисления по НДС, налог на прибыль, НДФЛ, ЕСН — порядка 6 миллиардов рублей в год. Более года в России на дорогах федерального значения работает система «Платон». Краткая справка о системе и её целях:
«Система взимания платы «Платон» создается в целях обеспечения порядка взимания платы с автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу более 12 тонн, в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию. Полученные средства поступят в Федеральный бюджет РФ и будут направлены на обеспечение поддержания функций автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры и коммуникаций. Реализация проекта позволит обеспечить достижение целевых параметров программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» (подпрограмма — «Автомобильные дороги») при снижении нагрузки на государственный бюджет, а также добиться дополнительного улучшения транспортно-эксплуатационного состояния федеральных дорог» [16].
Прочитав это не особо понятно, причем здесь легализация автомобильных грузовых перевозок и борьба с какими-то «серыми» схемами и системами.
В эксплуатацию система была введена 15 ноября 2015 года, что вызвало массовое всеобщее недовольство, и оно не ограничилось одними дальнобойщиками. Активные протесты водителей большегрузов привели к тому, что им удалось снизить первоначальную тарифную ставку в 3,73 рубля, до 1, 53 рубля за километр. Многие выдвигали предположения, что из-за нововведения увеличится стоимость перевозок, а соответственно в разы и себестоимость самих товаров. Немаловажным показателем является то, что большинство выступающих против системы, являлись индивидуальные предприниматели, которым в той или иной мере не выгоден новый закон. В массовых выступлениях не была замечена ни одна крупная фирма перевозчик, а это значит, что компании готовы играть по правилам. Ведь многие из перевозчиков сталкивались с подобной системой в странах Европы и в этом нет ничего столь страшного как об этом говорят. За время работы системы «Платон», было развеяно множество мифов, которые так старательно придумывали до начала работы системы. Приведем некоторые из них:
− Угроза рынку грузовых автоперевозок.
По прошествии года видно, что рынок автоперевозок сохранил свою конкурентоспособность. Единственные кто столкнулись с проблемой, это владельцы большегрузов, которые демпинговали на рынке за счет серых схем, что принесло положительный плюс легальным перевозчикам, ведь простыми словами демпинг — это искусственное занижение цен и «черный» метод конкуренции, поскольку при его использовании несут убыток легальные перевозчики, но не демпингующая компания.
− Риск подорожания товаров.
Я как среднестатистический покупатель, изменение цен на товарные продукты действительно было и существенно, но на мой взгляд это не влияние системы «Платон», а влияние ранее введенных санкций.
− Непрозрачность расходования сборов.
Согласно Бюджетному кодексу России оператор такой транспортной системы ежедневно перечисляет полученные средства в федеральный бюджет. В 2016 году по решению Правительства РФ первые средства от сборов системы «Платон» были направлены на ремонт более 1000 километров дорог в национальных регионах, а также на строительство и реконструкцию 31 моста.
Ниже в таблице приведены основные итоги за год работы системы «Платон» [16]:
Собрано средств в дорожный фонд России, млрд, руб. |
15,321 |
Выдано бортовых устройств, тыс. шт. |
565051 |
Оформлено маршрутных карт, млн. |
10,2 |
Обеспеченность бортовыми устройствами транспортных средств российских перевозчиков, % |
87 |
Зарегистрированные пользователи системы от целевой аудитории, % |
75 |
Зарегистрировано перевозчиков, тыс. |
260455 |
Зарегистрировано транспортных средств, тыс. |
764541 |
Зарегистрировано машин резидентов РФ, тыс. |
651279 |
Зарегистрировано машин не резидентов РФ, тыс. |
113262 |
Данные приведенные в таблице, показывают, что система «Платон» работает, и перевозчикам рано или поздно придется научиться работать с новинкой. Стоит отметить, немаловажную заслугу системы «Платон», а именно — регистрацию машин иностранных перевозчиков, чей маршрут проходит по федеральным трассам России. Ни для кого не секрет, что иностранные владельцы большегрузов уклонялись от уплаты налогов или их просто не могли отследить из-за неспособности камер дорожного наблюдения считывать все иностранные номера. И теперь, таможенные органы смогут контролировать перевозчиков, чтобы те через систему «Платон» платили за проезд по федеральным трассам России грузовиков полной массой более 12 тонн.
Теперь, если автоперевозчик имеет «неоплаченный штраф за уклонение от уплаты в систему «Платон», он не сможет пересечь государственную границу до устранения нарушения, сообщает Минтранс России. При этом, если факт уклонения от уплаты штрафа зафиксирован, когда грузовик уже успел покинуть пределы страны, в следующий раз перевозчик не сможет вернуться на территорию России, не уплатив штраф.
Литература:
- Воронов В. И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. — 316 с.
- Ермаков И., Петухов Д. Постановка проблемы развития национальной логистической системы. Логистика. 2014. № 11 (96). С. 56–59.
- Абдулабекова Э. М. Развитие логистики в России. Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы 10-й Региональной научно-практической конференции 19–20 мая 2005 г. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.
- Лазарев В. А., Воронов В. И. Трансграничная логистика в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана [текст]: учебное пособие: Гриф УМО по образованию в области менеджмента для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Менеджмент» — 080200 / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. — М.: ГУУ. 2013. – 173 с.
- Лазарев В. А., Воронов В. И. Трансграничная логистика в евразийском таможенном союзе [текст]: монография: / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. — М.: ГУУ. 2014. – 158 с.
- Воронов В. И., Воронов А. В., Лазарев В. А., Степанов В. Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. — 168 с.
- Воронов В. И., Воронов А. В. Международная логистика пространств и границ: основные аспекты формирования понятия, миссии, целей задач, функций, интегральной логики, принципов и методов. Управление. 2015. Т. 3. № 2. С. 27–36.
- Воронов В. И. Международная логистика. Вестник университета (Государственный университет управления). 2004. Т. 700. с. 700.
- Воронов В. И., Воронов А. В., Ермаков А. А. Внешнеторговая статистика в развитии международного маркетинга и логистики. Маркетинг. 2014. № 1 (134). С. 90–96.
- Воронов В. И., Воронов А. В. Международные товаропроводящие сети. Маркетинг. 2013. № 6 (133). С. 20–28.
- Воронов В. И., Воронов А. В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной логистике ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Украинский Журнал. 2013 №, 2. Украина. Харьков.
- Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б. А.; Родкина Т. А.; Волочиенко В. А.; Заичкин Н. И.; Межевов А. Д.; Федоров Л. С.; Вайн В. М.; Воронов В. И.; Водянова В. В.; Гапонова М. А.; Ермаков И. А.; Ефимова В. В.; Кравченко М. В.; Серова С. Ю.; Серышев Р. В.; Филиппов Е. Е.; Пузанова И. А.; Учирова М. Ю.; Рудая И. Л. Учебное пособие / Москва, 2014.
- Логистика: тренинг и практикум. Аникин Б. А., Вайн В. М., Водянова В. В., Воронов В. И., Гапонова М. А., Ермаков И. А., Ефимова В. В., Заичкин Н. И., Кравченко М. В., Пузанова И. А., Родкина Т. А., Серова С. Ю., Серышев Р. В., Федоров Л. С. Учебное пособие / Москва, 2014.
- Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (действующая редакция).
- http://government.ru/ — Официальный сайт Министерства транспорта России.
- Platon.ru — Официальный сайт Системы «Платон».
- Ati.su — Авто ТрансИнфо Система Грузоперевозок.