Феномен джадидизма в духовной и культурной жизни Туркестана в период царизма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 22.06.2020

Статья просмотрена: 514 раз

Библиографическое описание:

Муртазаев, Д. Б. Феномен джадидизма в духовной и культурной жизни Туркестана в период царизма / Д. Б. Муртазаев, У. М. Утамурадов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 332-334. — URL: https://moluch.ru/archive/315/72001/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассмотрена история духовной жизни Туркестана в конце XIX и начале XХ века. А также роль джадидов в социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни края .

В конце XIX и начало XХ века в Туркестане произошли важные исторические повороты. С одной стороны, шел процесс усиления социального и колониального гнета, грабеж национальных богатств края, полное превращение его в сырьевой придаток царской России, с другой стороны, — начинается зарождение капиталистического способа производства, формирование национальной буржуазии и рабочего класса, духовное пробуждение нации. Особую роль играет в этом процессе появление движении джадидов.

Историк Д.Алимова утверждает, что это движение в Средней Азии можно расценивать как одну из ветвей и разновидностей реформаторского движения национально-прогрессивной интеллигенции, возникшей и развивавшейся во многих странах Востока в XIX — начале XX вв. Сам термин «джадид» возник из понятия «усули-джадид» [«новый метод»], в который включались и новые методы обучения, по европейским образцам. [1]

Государство, по мнению многих джадидов, создано не для удовлетворения интересов группы людей, а для народа, и лидеры его должны заботиться о благосостоянии страны и общества. Еще одна его позиция стала основой джадидского учения: брать пример с прогрессивных стран, независимо от религиозной и национальной принадлежности их народов.

Движение джадидов, по своей исторической значимости весьма прогрессивное явление для среднеазиатских народов, охватывало весь край. Основателими и активными участниками среднеазиатского джадидизма были — М.Бехбуди, Абдурашидханов, С.Айни, А.Фитрат, А.Мунзим, Тавалло, С.Аджзи, А.Хамди, М.Бурханов, М.Хаким, А.Мухитдинов, А.Шакури, А. Авлони, С.Васли, Ф.Ходжаев, Х.Мехри, К.Пулатов и многие другие, составившие костяк местной национальной интеллигенции, целиком и полностью отдавали свой жизненный опыт делу налаживания образования, внесли огромный вклад росту национального самосознания и духовного пробуждения народов Средней Азии.

Надо отметить, что движение развивался постепенно. Спустя два десятилетия джадиды осознали, что для преодоления экономического и культурного застоя нужны политические перемены. В целях реформирования системы образования, джадиды начали создавать собственные национальные школы, обучение в которых было основано на новых методах. Эти школы должны были стать средством защиты национальной культуры, ислама, традиций и обычаев. Они стали называться «новометодными» [«джадидскими»].

В Средней Азии в 90 — х г. в Ферганской долине появились первые новометодные школы, эти школы под влиянием современности подвергались реформам. После 1905 г. возросло число джадиских школ, открывавшихся не баями, а самими учителями — новометодниками. В числе таких учителей были Х.Хакимзаде и А.Авлоний. Педагогика джадидских школ ставила задачи: дать юному поколению знания, нужные в современной жизни и применять формы обучения более современные, чем в старых мусульманских школах. В джадиских школах появились географические карты, глобусы и другие наглядные пособия; ученики сидели на партах, отменялись телесные наказания и др.

По инициативе джадидов в Туркестане были опубликованы следующие публикации. 1906 году «Тарақиёт» и «Хуршид», 1907–1908 гг. «Шуҳрат» [Мунаввар Қори], 1907 году газета «Тужжор» [Сеидазимбой], 1913 году «Осиё», «Самарқанд», 1914 году «Садои Туркистон» и «Садои Фарғона», 1913–1915 гг. «Ойна», «Эл Байроғи» и «Турон», 1915–1918 гг. «Ал — Ислох», 1917 году «Кенгаш» и «Юрт» и т. д.

Джадидами были изданы различные учебные пособия. В частности, А.Шакури опубликовал такие книги, как «Рахномаи Санат» [Наставление детям], «Хавоиджи диния» [Знания по религии], «Джамуль ҳикоят» [Сборник рассказов]. Известный узбекский журналист, публицист, педагог, один из видных туркестанских джадидов Абдулла Авлони был автором учебников «Адабиет» [Литература], «Биринчи муаллим» [Первый учитель]. Этот учебник, изданный в 1912 г. в Ташкенте, предназначался для джадидских джадиских школ и выдержал пять переизданий. Старая система образования сохранялась вплоть до 1917 г.

Вскоре аналогичные школы возникают и в других мусульманских центрах России, в частности в Туркестане. Здесь джадидские школы стали появляться уже в 90 — х г. XIX века. Одни из них был открыт татарским лидером И.Гаспринским на средства купца Хусаинова в 1893 г. в Самарканде. В них изучались такие предметы, как арифметика, география, основы естествознания. Сферой общественной жизни, наиболее приемлемой для различных национальных течений, в том числе, движения джадидов, было народное просвещение.

Это было связано с тем, что джадидское движение совпало по времени с усилением европейского и российского влияния, которое перешло в область духовной жизни, особенно просвещения. В одном из отчетов того времени приводятся такие данные: «вообще среди сартов (узбеков) неграмотных меньше, чем в русском населении», а многочисленность местных мактабов такова что «показывает заинтересованность населения в школьном деле».

Приоритетной целью прогрессистов было формирование демократического общества, где должны были быть предоставлены и конституционно гарантированы демократические права и свободы. [2]

Один из знатных джадидов А.Дониш который написал в конце XIX века: «Сейчас путь вражды и распрей с русскими закрыт, теперь по необходимости надо установить порядок, сочетающий узбекский и русский [элементы]. А потом, если понадобится, будет открытое столкновение». [3]

Джадиды начинают выступать за демократические преобразования и становятся зачинателями либерально — демократического движения в стране.

Основной причиной экономического и культурного прогресса они считали колониальное угнетение и непросвещенность народа, которому не дает возможности развиваться существующий режим. Многие из последователей джадидов посещали зарубежные страны и могли сравнивать уровень образования, культуры и науки. Их главной мечтой стало распространение достижений мировой цивилизации в Туркестанском крае в области образования, науки и культуры.

Однако для этих лидеров неблагоприятные стечения исторических событий не дали возможности возглавить борьбу против царизма либерально — демократическим путем. Несмотря на давление, продолжала развиваться этническая культура. Развивалась узбекская, как народная, так и классическая музыка, ремесла, предметы прикладного искусства и т. д. Сферой общественной жизни, наиболее приемлемой для различных национальных течений, в том числе, движения джадидов, было народное просвещение. Это было связано с тем, что джадидское движение совпало по времени с усилением европейского и российского влияния, которое перешло в область духовной жизни, особенно просвещения.

Надо отметить, большинство джадиды Бухарского эмирата были обвинены идеями панисламизма. За что были отправлены в тюрьму и расстреляны. Многие активисты демократизации попросили политической убежище в Туркестане и Турции.

В 2008 году в своей книге первый Президент Узбекистана И.Каримов утверждал: «Я говорил о движении просветительства в начале двадцатого века. Разве представители этого движения выступили на арену борьбы ради богатства, ради славы? Разве кто — то выдавал зарплату Махмудходже Бехбуди, Мунаввару Кори, Фитрату, Тавалло за то, что они открывали школы, призывали народ отстаивать свои права? Кто — то платил им за это? Конечно, нет! Они заведомо знали, что играют с огнем, что будут жестоко наказаны за свою борьбу с колониализмом. Зная об этом, они сознательно шли по этому пути. Ибо к этому их призывала совесть, убеждения». [5]

Многим не секрет, что в годы советской власти в общественное сознание упорно внедрялось фальсифицированное, искаженное представление о сущности этого движение. И только после обретения Узбекистаном государственного суверенитета появилась возможность для серьезного, объективного изучения истории джадидов, истории освободительного движения и раскрытия истинных целей и задач борцов за независимость. Но учитывая, что многие документы находиться в архивах России и в Турции изучения истории этой темы до сих пор слаб. Суть заключается и в том, что возникающие проблемы следует решать, по существу, системно, последовательно и принципиально. Надо расширить взаимоотношение историков Узбекистана с специалистами этих стран. Необходимо создать более благоприятные условия для молодых историков. Также усилить профессионализацию нового поколения историков, историографов, которые сейчас крутятся и предоставлены самим себе.

Литература:

  1. Алимова Д. История как история — история как наука. II часть. — Т.: Узбекистан, 2009.
  2. Агзамходжаев С. История Туркестанской Автономии [Туркистон Мухторияти]. С. 98–99.
  3. Дониш А. Рисолаи тарихи амирон манғит. Рукоп. ИВ АН РУз. Инв. № 1987.
  4. Каримов И. А. Высокая духовность — непобедимая сила. — Т.: Маънавият, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): школа, Азия, движение, Туркестан, быль, духовная жизнь, конец XIX, народное просвещение, общественная жизнь, российское влияние.


Похожие статьи

Роль и место личности Т. Кулатова в истории Кыргызстана

В статье рассмотрены деятельность, роль и место Т. Кулатова, как исторической личности, внесший особый вклад в становлении и развитии кыргызской государственности.

Роль батыров в сохранении целостности Казахского государства в первой четверти XVIII — первой половине XIX вв.: историографический обзор

Статья посвящена анализу историографии роли батыров в сохранении целостности Казахского государства в первой четверти XVIII — первой половине XIX вв. с современных концептуальных позиций дан обзор дореволюционной, советской и постсоветской историогра...

Специфика крестьянской повседневности в области религиозной ментальности и в области медицинского обслуживания во второй половине XIX — начале XX века

В статье изучен вопрос влияния религии на крестьянскую ментальность во второй половине XIX — начало XX века. Выявлены специфические черты развития религиозной ментальности крестьянского общества. Рассматриваются особенности развития медицинского обсл...

Эмоционально-экспрессивная речь в хорезмских дастанах и ее проявления

В статье исследуются особенности эмоционально-экспрессивной лексики в языке дастанов Хорезма. В указанном аспекте освещается и изучение данного вопроса в узбекском языкознании.

Возникновение и принципы организации учебных центров — Низамийи в эпоху сельджукидов

В данной статье рассматривается роль деятельности Низамийи — учебно-образовательных центров эпохи Сельджукидов в развитии социально-политической и культурной жизни Мовераннахра и Хорасана в X-XII веках, что представляет немалый интерес. В соответстви...

Роль Т. Кулатова в формировании и развитии кыргызской государственности

Т. Кулатов руководил правительством Кыргызстана в самую тяжелую историческую пору, в годы Великой Отечественной войны. В статье отмечен вклад руководимого им правительства в развитие народного хозяйства как результат его неустанной деятельности.

Иностранцы об Астрахани XVI–XVII вв.

Статья посвящена истории Астрахани 16–17 вв. — это сложный, интересный и важный период в истории нашего края, более того, в истории Отечества. Работа охватывает период от основания новой Астрахани на правом берегу Волги до конца 17 в. Цель работы — с...

Своеобразие письменных вариантов художественных текстов Хорезмских дастанов

В статье исследуются локальные особенности в тексте дастанов Хорезма, получивших распространение в письменной форме. Основное внимание уделяется вопросу воздействия письменной литературы на тексты дастанов.

Формирование особенностей среднеазиатских геополитических интересов Российской империей

Данная статья освещает процесс формирования особенностей геополитического интереса Российской империи к территории Средней Азии, мотивы её колонизации и влияние на культурную жизнь среднеазиатских ханств.

Роль и место хаджей-джадидов в развитии мусульманского образования

В статье рассматривается джадидизм — как исторический феномен, направленный на возрождение и модернизацию научно-образовательного потенциала ислама. Можно отметить, что на данном этапе развития исламского образования постепенно стала формироваться но...

Похожие статьи

Роль и место личности Т. Кулатова в истории Кыргызстана

В статье рассмотрены деятельность, роль и место Т. Кулатова, как исторической личности, внесший особый вклад в становлении и развитии кыргызской государственности.

Роль батыров в сохранении целостности Казахского государства в первой четверти XVIII — первой половине XIX вв.: историографический обзор

Статья посвящена анализу историографии роли батыров в сохранении целостности Казахского государства в первой четверти XVIII — первой половине XIX вв. с современных концептуальных позиций дан обзор дореволюционной, советской и постсоветской историогра...

Специфика крестьянской повседневности в области религиозной ментальности и в области медицинского обслуживания во второй половине XIX — начале XX века

В статье изучен вопрос влияния религии на крестьянскую ментальность во второй половине XIX — начало XX века. Выявлены специфические черты развития религиозной ментальности крестьянского общества. Рассматриваются особенности развития медицинского обсл...

Эмоционально-экспрессивная речь в хорезмских дастанах и ее проявления

В статье исследуются особенности эмоционально-экспрессивной лексики в языке дастанов Хорезма. В указанном аспекте освещается и изучение данного вопроса в узбекском языкознании.

Возникновение и принципы организации учебных центров — Низамийи в эпоху сельджукидов

В данной статье рассматривается роль деятельности Низамийи — учебно-образовательных центров эпохи Сельджукидов в развитии социально-политической и культурной жизни Мовераннахра и Хорасана в X-XII веках, что представляет немалый интерес. В соответстви...

Роль Т. Кулатова в формировании и развитии кыргызской государственности

Т. Кулатов руководил правительством Кыргызстана в самую тяжелую историческую пору, в годы Великой Отечественной войны. В статье отмечен вклад руководимого им правительства в развитие народного хозяйства как результат его неустанной деятельности.

Иностранцы об Астрахани XVI–XVII вв.

Статья посвящена истории Астрахани 16–17 вв. — это сложный, интересный и важный период в истории нашего края, более того, в истории Отечества. Работа охватывает период от основания новой Астрахани на правом берегу Волги до конца 17 в. Цель работы — с...

Своеобразие письменных вариантов художественных текстов Хорезмских дастанов

В статье исследуются локальные особенности в тексте дастанов Хорезма, получивших распространение в письменной форме. Основное внимание уделяется вопросу воздействия письменной литературы на тексты дастанов.

Формирование особенностей среднеазиатских геополитических интересов Российской империей

Данная статья освещает процесс формирования особенностей геополитического интереса Российской империи к территории Средней Азии, мотивы её колонизации и влияние на культурную жизнь среднеазиатских ханств.

Роль и место хаджей-джадидов в развитии мусульманского образования

В статье рассматривается джадидизм — как исторический феномен, направленный на возрождение и модернизацию научно-образовательного потенциала ислама. Можно отметить, что на данном этапе развития исламского образования постепенно стала формироваться но...

Задать вопрос