В статье рассмотрена история духовной жизни Туркестана в конце XIX и начале XХ века. А также роль джадидов в социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни края .
В конце XIX и начало XХ века в Туркестане произошли важные исторические повороты. С одной стороны, шел процесс усиления социального и колониального гнета, грабеж национальных богатств края, полное превращение его в сырьевой придаток царской России, с другой стороны, — начинается зарождение капиталистического способа производства, формирование национальной буржуазии и рабочего класса, духовное пробуждение нации. Особую роль играет в этом процессе появление движении джадидов.
Историк Д.Алимова утверждает, что это движение в Средней Азии можно расценивать как одну из ветвей и разновидностей реформаторского движения национально-прогрессивной интеллигенции, возникшей и развивавшейся во многих странах Востока в XIX — начале XX вв. Сам термин «джадид» возник из понятия «усули-джадид» [«новый метод»], в который включались и новые методы обучения, по европейским образцам. [1]
Государство, по мнению многих джадидов, создано не для удовлетворения интересов группы людей, а для народа, и лидеры его должны заботиться о благосостоянии страны и общества. Еще одна его позиция стала основой джадидского учения: брать пример с прогрессивных стран, независимо от религиозной и национальной принадлежности их народов.
Движение джадидов, по своей исторической значимости весьма прогрессивное явление для среднеазиатских народов, охватывало весь край. Основателими и активными участниками среднеазиатского джадидизма были — М.Бехбуди, Абдурашидханов, С.Айни, А.Фитрат, А.Мунзим, Тавалло, С.Аджзи, А.Хамди, М.Бурханов, М.Хаким, А.Мухитдинов, А.Шакури, А. Авлони, С.Васли, Ф.Ходжаев, Х.Мехри, К.Пулатов и многие другие, составившие костяк местной национальной интеллигенции, целиком и полностью отдавали свой жизненный опыт делу налаживания образования, внесли огромный вклад росту национального самосознания и духовного пробуждения народов Средней Азии.
Надо отметить, что движение развивался постепенно. Спустя два десятилетия джадиды осознали, что для преодоления экономического и культурного застоя нужны политические перемены. В целях реформирования системы образования, джадиды начали создавать собственные национальные школы, обучение в которых было основано на новых методах. Эти школы должны были стать средством защиты национальной культуры, ислама, традиций и обычаев. Они стали называться «новометодными» [«джадидскими»].
В Средней Азии в 90 — х г. в Ферганской долине появились первые новометодные школы, эти школы под влиянием современности подвергались реформам. После 1905 г. возросло число джадиских школ, открывавшихся не баями, а самими учителями — новометодниками. В числе таких учителей были Х.Хакимзаде и А.Авлоний. Педагогика джадидских школ ставила задачи: дать юному поколению знания, нужные в современной жизни и применять формы обучения более современные, чем в старых мусульманских школах. В джадиских школах появились географические карты, глобусы и другие наглядные пособия; ученики сидели на партах, отменялись телесные наказания и др.
По инициативе джадидов в Туркестане были опубликованы следующие публикации. 1906 году «Тарақиёт» и «Хуршид», 1907–1908 гг. «Шуҳрат» [Мунаввар Қори], 1907 году газета «Тужжор» [Сеидазимбой], 1913 году «Осиё», «Самарқанд», 1914 году «Садои Туркистон» и «Садои Фарғона», 1913–1915 гг. «Ойна», «Эл Байроғи» и «Турон», 1915–1918 гг. «Ал — Ислох», 1917 году «Кенгаш» и «Юрт» и т. д.
Джадидами были изданы различные учебные пособия. В частности, А.Шакури опубликовал такие книги, как «Рахномаи Санат» [Наставление детям], «Хавоиджи диния» [Знания по религии], «Джамуль ҳикоят» [Сборник рассказов]. Известный узбекский журналист, публицист, педагог, один из видных туркестанских джадидов Абдулла Авлони был автором учебников «Адабиет» [Литература], «Биринчи муаллим» [Первый учитель]. Этот учебник, изданный в 1912 г. в Ташкенте, предназначался для джадидских джадиских школ и выдержал пять переизданий. Старая система образования сохранялась вплоть до 1917 г.
Вскоре аналогичные школы возникают и в других мусульманских центрах России, в частности в Туркестане. Здесь джадидские школы стали появляться уже в 90 — х г. XIX века. Одни из них был открыт татарским лидером И.Гаспринским на средства купца Хусаинова в 1893 г. в Самарканде. В них изучались такие предметы, как арифметика, география, основы естествознания. Сферой общественной жизни, наиболее приемлемой для различных национальных течений, в том числе, движения джадидов, было народное просвещение.
Это было связано с тем, что джадидское движение совпало по времени с усилением европейского и российского влияния, которое перешло в область духовной жизни, особенно просвещения. В одном из отчетов того времени приводятся такие данные: «вообще среди сартов (узбеков) неграмотных меньше, чем в русском населении», а многочисленность местных мактабов такова что «показывает заинтересованность населения в школьном деле».
Приоритетной целью прогрессистов было формирование демократического общества, где должны были быть предоставлены и конституционно гарантированы демократические права и свободы. [2]
Один из знатных джадидов А.Дониш который написал в конце XIX века: «Сейчас путь вражды и распрей с русскими закрыт, теперь по необходимости надо установить порядок, сочетающий узбекский и русский [элементы]. А потом, если понадобится, будет открытое столкновение». [3]
Джадиды начинают выступать за демократические преобразования и становятся зачинателями либерально — демократического движения в стране.
Основной причиной экономического и культурного прогресса они считали колониальное угнетение и непросвещенность народа, которому не дает возможности развиваться существующий режим. Многие из последователей джадидов посещали зарубежные страны и могли сравнивать уровень образования, культуры и науки. Их главной мечтой стало распространение достижений мировой цивилизации в Туркестанском крае в области образования, науки и культуры.
Однако для этих лидеров неблагоприятные стечения исторических событий не дали возможности возглавить борьбу против царизма либерально — демократическим путем. Несмотря на давление, продолжала развиваться этническая культура. Развивалась узбекская, как народная, так и классическая музыка, ремесла, предметы прикладного искусства и т. д. Сферой общественной жизни, наиболее приемлемой для различных национальных течений, в том числе, движения джадидов, было народное просвещение. Это было связано с тем, что джадидское движение совпало по времени с усилением европейского и российского влияния, которое перешло в область духовной жизни, особенно просвещения.
Надо отметить, большинство джадиды Бухарского эмирата были обвинены идеями панисламизма. За что были отправлены в тюрьму и расстреляны. Многие активисты демократизации попросили политической убежище в Туркестане и Турции.
В 2008 году в своей книге первый Президент Узбекистана И.Каримов утверждал: «Я говорил о движении просветительства в начале двадцатого века. Разве представители этого движения выступили на арену борьбы ради богатства, ради славы? Разве кто — то выдавал зарплату Махмудходже Бехбуди, Мунаввару Кори, Фитрату, Тавалло за то, что они открывали школы, призывали народ отстаивать свои права? Кто — то платил им за это? Конечно, нет! Они заведомо знали, что играют с огнем, что будут жестоко наказаны за свою борьбу с колониализмом. Зная об этом, они сознательно шли по этому пути. Ибо к этому их призывала совесть, убеждения». [5]
Многим не секрет, что в годы советской власти в общественное сознание упорно внедрялось фальсифицированное, искаженное представление о сущности этого движение. И только после обретения Узбекистаном государственного суверенитета появилась возможность для серьезного, объективного изучения истории джадидов, истории освободительного движения и раскрытия истинных целей и задач борцов за независимость. Но учитывая, что многие документы находиться в архивах России и в Турции изучения истории этой темы до сих пор слаб. Суть заключается и в том, что возникающие проблемы следует решать, по существу, системно, последовательно и принципиально. Надо расширить взаимоотношение историков Узбекистана с специалистами этих стран. Необходимо создать более благоприятные условия для молодых историков. Также усилить профессионализацию нового поколения историков, историографов, которые сейчас крутятся и предоставлены самим себе.
Литература:
- Алимова Д. История как история — история как наука. II часть. — Т.: Узбекистан, 2009.
- Агзамходжаев С. История Туркестанской Автономии [Туркистон Мухторияти]. С. 98–99.
- Дониш А. Рисолаи тарихи амирон манғит. Рукоп. ИВ АН РУз. Инв. № 1987.
- Каримов И. А. Высокая духовность — непобедимая сила. — Т.: Маънавият, 2008.