Развитие координационных способностей средствами баскетбольного фристайла | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 21.06.2020

Статья просмотрена: 4840 раз

Библиографическое описание:

Вавилов, А. Л. Развитие координационных способностей средствами баскетбольного фристайла / А. Л. Вавилов, А. В. Зайцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 458-462. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71992/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье рассматриваются упражнения баскетбольного фристайла — нового уличного направления с использованием баскетбольного мяча, как средство развития координационных способностей юных баскетболистов на внеурочных занятиях по баскетболу. Также результаты педагогического тестирования на конец педагогического эксперимента.

Ключевые слова: координация, координационные способности, баскетбольный фристайл.

По известным данным по развитию физических качеств у детей, занимающихся баскетболом, начиная с возраста 10–11 лет необходимо уделять развитию координационных способностей половину учебно-тренировочного процесса.

Атаманова С. А. (2019) в своей работе отмечает, что развивать и совершенствовать координационные способности наиболее целесообразно в возрасте 9–11 лет. Данный возраст соответствует контингенту занимающихся начальной спортивной подготовки ДЮСШ и школьных секциях [1].

На данный момент существует множество методик развития координационных способностей в процессе спортивной тренировки. Также, эти методики можно применять на уроках по баскетболу, но в облегченной форме и с различной дозировкой. Поскольку не во всех школах материально-техническая база, то многие средства могут быть недоступны из-за недостатка оборудования. Но в большинстве случаев этого можно избежать, заменив простейшими подручными средствами, например, заменить скакалку обычной веревкой той же длины и толщины.

В то же время Голомазов С. В. (2000) утверждает, что средства развития координационных способностей баскетболистов должны сочетать в себе упражнения с предметами и без. Все они должны быть относительно простыми и достаточно сложными, в зависимости от возрастных особенностей и уровня подготовленности детей. Также, необходима смена условий выполнения упражнений и смена положений тела или его частей [2].

В учебнике Максименко «Теория и методика физической культуры и спорта» (2005) можно видеть, что основным средством развития координационных способностей являются разнообразные физические упражнения: гимнастика, акробатика, спортивные и подвижные игры, единоборства и многие другие. Также автор указывает на отсутствие конкретной методики их совершенствования, но отмечает некоторые методические направления. Например, систематическое обучение новым двигательным умениям и навыкам, благодаря которым, в коре головного мозга идет увеличение числа временных связей, что расширяет функциональные возможности двигательного анализатора [3].

Не исключено использование упражнений, взятых из программ специализированных занятий по баскетболу для совершенствования координации движений. Эти упражнения также поспособствуют повышению результатов развития координационных способностей школьников.

Для развития координационных способностей немаловажно иметь представление и знать, какие средства необходимо предоставить для более эффективного развития. Помимо этого, необходимо разобраться, что является средством для развития координации у детей. Ученые Холодов Ж. К. и Кузнецов В. С. (2007) в своих работах дают понять нам, что самым главным средством физической культуры является физическое упражнение. Что касается развития координационных способностей, авторы называют основным средством «физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны». Несомненно, не согласиться с ними невозможно, поскольку большую эффективность в развитии качеств играет новизна упражнений, смена обстановки и условий выполнения. Сложность физических упражнений авторы предлагают увеличивать за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров движений, а также за счет внешних условий: комбинируя двигательные навыки, сочетая ходьбу с прыжками, прыжки и бег с ловлей предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время [5].

Развитие координационных способностей в процессе учебно-тренировочного процесса и уроков по баскетболу должно проходить попутно с изучением нового материала. Не следует планировать отдельных занятий, а более рационально — использовать комплексный подход. Как замечают И. Н. Солопов и А. И. Шамардин (2003), комплексы упражнений должны планироваться ежедневно и органически вписываться в программы занятий. Упражнения должны присутствовать в каждом микроцикле периодов. По мнению специалистов для развития специфических координационных способностей баскетболистов наиболее рациональным является отрезок времени 30 минут от общей продолжительности учебно-тренировочного занятия [4].

Проанализировав научную литературу по проблеме исследования, выяснили, что основным средством развития физических качеств, в том числе координации, служит физическое упражнение. Но в наше время имеет место развития множество новых физкультурно-спортивных направлений, которые «существуют» среди привычных уличных культур. Одним из таких направлений является баскетбольный фристайл. Баскетбольный фристайл — это вид спорта — искусства, суть которого заключается в выполнении различных трюков с одним и более баскетбольных мячей, задействуя все части тела.

Родоначальниками баскетбольного фристайла является команда по баскетболу под название Гарлем Глобтротерс, участники которой демонстрируют виртуозное владение мячом в своих матчах против именитых сборных команд Европы и Запада. Первоначально, Глобтроттерс существовала как обычная команда Гарлема, выступавшая в американской баскетбольной лиге. Но определенные обстоятельства и финансовые трудности вынудили руководство распустить игроков. Узнав эту новость, фанаты стали не довольствовать, и тогда принялось решение о создании шоу-команды, целью которой стало развлечение любителей баскетбола и создание баскетбольного шоу. Игроки-любители, смотрев на матчи этой легендарной команды, стали использовать их приемы в играх на улице, так образовался «пикап-баскетбол», в котором считалось, что красивый обыгрыш значит больше, чем забитый мяч. После чего, благодаря «уличным баскетболистам», образовался баскетбольный фристайл, который начинает набирать свои обороты. Этому послужила скучность игры в классический баскетбол и стандартный «кроссовер» на площадке. Тогда именитые «стритболлеры» своего корта вышли за его пределы и стали выполнять различные трюки с мячом под музыку. Примерно в 2003–2006 годах баскетбольный фристайл оформился в самостоятельную дисциплину, которая на данный момент набирает все большую популярность среди молодежи. Сейчас ведущей страной в развитии этого нового направления является Япония, на втором месте — Россия.

В нашей стране на данный момент существуют школы баскетбольного фристайла, в которых дети разных возрастов имеют возможность научиться владеть баскетбольным мячом на высоком уровне. В любом из видов баскетбольного фристайла работают тренеры, которые добились успеха на всероссийских и международных соревнованиях по баскетбольному фристайлу.

На данный момент существует классификация из 7 видов баскетбольного фристайла:

  1. «Flow» («флоу») — первый и основной стиль баскетбольного фристайла. В переводе с английского — течение. Мяч перекатывается по телу, перебрасывается из руки в руку, переводится вокруг туловища.
  2. «Spin» («спин») — кручение мяча на пальце, при этом выполняя подбрасывания и ловлю мяча. Также не исключены прокаты.
  3. «Drible» («дриблинг») — основан на ударах мяча в пол, является базовым элементом классического баскетбола.
  4. «Два мяча» — выполнение трюков, жонглирования, двумя мячами. По аналогии «три мяча», «четыре мяча».
  5. «Power move» («мощное движение») — трюки с использованием акробатических элементов.
  6. «Ground move» («граунд мув») — трюки, выполненные на полу.
  7. «Flexibillity» («флексибилити») — трюки, основанные на растяжке и гибкости.

Используя все эти виды баскетбольного фристайла, получаются связки. Связка — это два и более движения. Эти связки используются на соревнованиях (баттлах) по баскетбольному фристайлу. Участнику дано 30 сек. для выполнения своих связок и движений под музыку. После чего судьи выносят свое решение, показав на победителя рукой.

Мы разработали три комплекса упражнений, состоящих из базовых элементов баскетбольного фристайла. На выполнение одного комплекса в среднем отводилось не более 20 минут в подготовительной или начале основной части каждого учебно-тренировочного занятия (сразу после разминки). Комплексы упражнений использовались на трех учебно-тренировочных занятиях в неделю.

Количество повторений одного упражнения –16 раз. Важно на каждом занятии варьировать каждое упражнение, по возможности усложнять.

Отдых между повторениями и при смене упражнения в пределах 20–40 секунд.

Изменение нагрузки в течение года происходило при помощи увеличения/уменьшения интенсивности выполнения упражнений, изменения скорости движения, количества повторений, сложности выполнения упражнений, продолжительности и характера отдыха и т. д.

Для увеличения эффективности упражнений и в период максимальных нагрузок использовались утяжелители на ноги или руки. Необходимое в процессе развития скоростно-силовых способностей расслабление и растяжение мышц проводилось после каждого упражнения.

Комплекс № 1. Цель: развитие скоростно-силовых и координационных способностей в работе рук у баскетболистов с использованием баскетбольного мяча.

Комплекс № 2. Цель: развитие скоростно-силовых и координационных способностей в работе рук баскетболистов, с использованием баскетбольного мяча.

Комплекс № 3. Цель: развитие скоростно-силовых и координационных способностей в работе рук, отработка дриблинга.

Задачи комплексов:

1) развитие силы, скорости и координации в работе рук;

2) совершенствование ловкости рук в обращении с мячом;

3) улучшение концентрации внимания на упражнениях;

4) совершенствование дриблинга;

5) ориентация в пространстве при владении мячом;

6) повышение результативности ведения мяча;

Комплекс № 1 с баскетбольным мячом

Данный комплекс состоит из специальных упражнений с использованием баскетбольного мяча и включил в себя базовые элементы из баскетбольного фристайла.

Таблица 1

Упражнение

Дозировка

Отдых

Методические указания

1.

Перебрасывание мяча с одной руки на другую над головой — «солнышко»

16 раз

30 сек

И.п. — стойка н. врозь.

Мяч подбрасывается на 1–2 метра. Руки в локтевых суставах сгибаются минимально. При выпуске мяч закручивается.

2.

Перевод мяча вокруг туловища

16 раз

30 сек

Следить за тем, чтобы мяч не касался туловища.

3.

«восьмерка» под ногами

16 раз

30 сек

И.п. — широкая стойка. Следить за тем, чтобы мяч не касался ног.

4.

Перевод мяча под поднятым бедром — «маятник».

16 раз

30 сек

Перевод выполняется поочередно под каждой ногой изнутри.

5.

Выбрасывание мяча из-за спины вверх-вперед.

16 раз

30 сек

Мяч не закручивается. Следить за тем, чтобы мяч не касался тела.

6.

Передача мяча из руки в руку над головой в седе ноги врозь.

16 раз

30 сек

Руки прямые и не разгибаются.

7.

Подбрасывание мяча над головой и ловля двумя руками за спиной — «мяч в рюкзак»

16 раз

30 сек

Мяч подбрасывается на 1–2 метра. Можно выполнить шаг вперед.

8.

Опускание мяча с ударом о пол и ловля мяча под ногой.

16 раз

30 сек

Упражнение выполнять на обе ноги.

Комплекс № 2 с баскетбольным мячом

Данный комплекс состоит из специальных упражнений с использованием баскетбольного мяча и включил в себя базовые элементы из баскетбольного фристайла.

Комплекс также выполнялся в подготовительной части урока.

Таблица 2

Упражнение

Дозировка

Отдых

Методические указания

Подбрасывание мяча вверх-вперед и ловля мяча за спиной с последующим переводом мяча вокруг туловища.

16 раз

30 сек

И.п. — стойка н. врозь.

Мяч подбрасывается на 1–2 метра.

Удар мячом в пол под лев. н. снаружи и ловля мяча лев. р. То же лев. р. под прав. н.

16 раз

30 сек

Следить за тем, чтобы мяч не касался ног.

Перекатывание мяча по полу пальцами «восьмеркой».

16 раз

30 сек

Мяч катить пальцами рук.

Удар мяча в пол и ловля мяча «накрест».

16 раз

30 сек

Руки скрещены, ладонями внутрь. После ловли мяч поднимается вверх и происходит поочередная смена рук.

Подбрасывание мяча и ловля мяча на перевернутую ладонь. Обеими р.

16 раз

30 сек

Мяч не закручивается. Следить за тем, чтобы мяч не касался тела.

Удар мяча в пол между ногами с последующей ловлей мяча сзади за спиной.

16 раз

30 сек

Мяч ловится одной — ведущей рукой.

Поворот через лев. плечо с подкидыванием мяча и его ловлей левой рукой за спиной. То же в другую сторону.

16 раз

30 сек

Следить за тем, чтобы мяч не закручивался. Мяч ловить на ладонь.

Прокат мяча по рукам и груди.

16 раз

30 сек

Угол в локтевых суставах 30 градусов. Руки не выпрямляются. Мяч закручивается.

Комплекс № 3 с баскетбольным мячом

Данный комплекс состоит из специальных упражнений с использованием баскетбольного мяча и включил в себя базовые элементы из баскетбольного фристайла.

Комплекс также выполнялся в подготовительной части урока.

Таблица 3

Упражнение

Дозировка

Отдых

Методические указания

«барабанная дробь» или «паучок»

16 раз

30 сек

Удары мяча в пол выполняются между ног, поочередно: 2 перед собой, 2 сзади

«мост» — удар мяча в пол и шаг в сторону под мяч с последующей ловлей мяча

16 раз

30 сек

Мяч следует ударять с отскоком выше головы. Шаг выполняется во время полета мяча над головой

Перевод под ногой «внешний»

16 раз

30 сек

Мяч переводится под ногой с внешней стороны ассиметрично

Подбрасывание мяча с закруткой на себя и ловля за спиной свободной рукой

16 раз

30 сек

Следить за тем, чтобы мяч закручивался ровно. Упражнение выполнять обеими руками

«слип энд слайд» — ловля мяча под ногой с перекатом по полу

16 раз

30 сек

Перекат по полу выполняется через левую ногу. Правая нога должна вовремя выполнить отталкивание для поднятия

Подбрасывание мяча с закручиванием перед собой и ловля свободной рукой с переводом за спину.

16 раз

30 сек

Мяч следует закручивать ровно и не высоко. Вес тела слегка переносить с ноги на ногу. Свободная рука ловит мяч сверху

Удар мяча в пол с отскоком и ударом мяча коленом сверху с последующим переводом под ногой

16 раз

30 сек

Нога согнута в коленном суставе так, чтобы колено оказалось над мячом. Удар выполняется сверху

«тип-топ»

16 раз

30 сек

Два удара под поднятой ногой с переводом на другую ногу

В начале и конце педагогического эксперимента мы использовали 4 теста: «челночный бег 3 раза по 10 м», «три кувырка вперед», «ведение мяча ведущей рукой», «метание мяча в цель».

По результатам исследования, которое проводилось в КОГОАУ «КЭПЛ» г. Кирова, во всех четырех контрольных испытаниях имеются достоверные различия:

1) «Челночный бег 3x10 м». (сек.) t=2,3 — что является достоверным показателем (P<0,05), показатели улучшились на 15,3 %.

2) «Три кувырка вперед» (сек.) t=2,2 — что является достоверным показателем (P<0,05), показатели улучшились на 20 %.

3) «Ведение мяча ведущей рукой» t=2,53 — что является достоверным показателем (P<0,05), показатели улучшились на 24,2 %.

4) «Метание мяча в цель» (раз) t=3 — что является достоверным показателем (P<0,05), показатели улучшились на 21,7 %.

Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента дали положительный результат. Из этого следует, что разработанные нами комплексы упражнений являются эффективными. Данные комплексы можно применять в учебно-тренировочном процессе юных баскетболистов для развития координационных способностей в общеобразовательных и спортивных школах.

Литература:

  1. Атаманова, С. А., Яворская, Е. Е. Развитие координационных способностей баскетболистов // Портал образования. Высшее образование. — 2019. — 6. С.
  2. Голомазов, С.В., Сковородникова, Н. В. Возрастная динамика проявления быстроты и целевой точности у школьников и юных баскетболистов // Теория и практика физ. культуры. 2000. № 1. С. 2–4
  3. Максименко A. M. Теория и методика физической культуры. — М.: Физическая культура, 2005. — С. 237.
  4. Солопов, И.Н., Шамардин, А. И. Функциональная подготовка спортсменов: моногр. Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2003. — 262 с.
  5. Холодов, Ж. К., Кузнецов, B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. 5-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 480 с.
Основные термины (генерируются автоматически): баскетбольный фристайл, мяч, раз, баскетбольный мяч, удар мяча, упражнение, нога, ловля мяча, подбрасывание мяча, комплекс.


Ключевые слова

координационные способности, координация, баскетбольный фристайл

Похожие статьи

Развитие скоростно-силовых способностей баскетболистов 13–15 лет

Работа посвящена развитию скоростно-силовых способностей баскетболистов 13–15 лет при помощи упражнений на развитие взрывной силы. Показано, что разработанная тренировочная программа может быть эффективным средством их подготовки.

Учебно-тренировочное занятие на развитие командной позиционной атаки в мини-футболе в предсоревновательный период

В статье рассматривается пример тренировочного занятия для студенческих команд.

Учебно-тренировочное занятие на развитие командной позиционной защиты в волейболе в предсоревновательный период

В статье рассматриваются оборонительные действия в игре в волейбол и пример тренировочного занятия для студенческих команд.

Спортивные игры на тренировках по баскетболу как средство развития произвольного внимания у младших школьников

В статье рассказывается о проведенном исследовании по развитию произвольного внимания у младших школьников на занятиях по баскетболу, приведены результаты исследования произвольного внимания, предложены игры на занятиях по баскетболу, которые развива...

Учебно-тренировочное занятие на развитие командного позиционного блока в мини-футболе в предсоревновательный период

В статье рассматривается пример тренировочного занятия для студенческих команд.

Возможности применения мини-лапты для обучения младших школьников элементам базовых игровых видов спорта

В статье автор рассматривает потенциальные варианты использования лапты для обучения младших школьников техническим приемам основных игровых видов спорта, включенных в программу физического воспитания

Отдых как параметр тренировочной нагрузки при развитии координации у спортсменов в условиях тренировочной деятельности

В статье рассматривается проблема форм отдыха как одного из параметра тренировочной нагрузки при развитии координационных способностей у спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств в условиях тренировочной деятельности.

Методика развития координационных способностей у младших школьников с применением средств ритмической гимнастики

В статье дано краткое описание методики, связанной с влиянием ритмической гимнастики на координационные способности младших школьников.

Учебно-тренировочное занятие на развитие командной атаки в волейболе в предсоревновательный период

В статье рассматривается техника нападения для студенческих команд.

Фитнес-джампинг в процессе физического воспитания дошкольников

В статье представлен анализ научно-методической литературы, рассматривающей опыт использования современных фитнес технологий в процесс физического воспитания детей дошкольного возраста. В том числе применение средств вида спорта прыжки на батуте в со...

Похожие статьи

Развитие скоростно-силовых способностей баскетболистов 13–15 лет

Работа посвящена развитию скоростно-силовых способностей баскетболистов 13–15 лет при помощи упражнений на развитие взрывной силы. Показано, что разработанная тренировочная программа может быть эффективным средством их подготовки.

Учебно-тренировочное занятие на развитие командной позиционной атаки в мини-футболе в предсоревновательный период

В статье рассматривается пример тренировочного занятия для студенческих команд.

Учебно-тренировочное занятие на развитие командной позиционной защиты в волейболе в предсоревновательный период

В статье рассматриваются оборонительные действия в игре в волейбол и пример тренировочного занятия для студенческих команд.

Спортивные игры на тренировках по баскетболу как средство развития произвольного внимания у младших школьников

В статье рассказывается о проведенном исследовании по развитию произвольного внимания у младших школьников на занятиях по баскетболу, приведены результаты исследования произвольного внимания, предложены игры на занятиях по баскетболу, которые развива...

Учебно-тренировочное занятие на развитие командного позиционного блока в мини-футболе в предсоревновательный период

В статье рассматривается пример тренировочного занятия для студенческих команд.

Возможности применения мини-лапты для обучения младших школьников элементам базовых игровых видов спорта

В статье автор рассматривает потенциальные варианты использования лапты для обучения младших школьников техническим приемам основных игровых видов спорта, включенных в программу физического воспитания

Отдых как параметр тренировочной нагрузки при развитии координации у спортсменов в условиях тренировочной деятельности

В статье рассматривается проблема форм отдыха как одного из параметра тренировочной нагрузки при развитии координационных способностей у спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств в условиях тренировочной деятельности.

Методика развития координационных способностей у младших школьников с применением средств ритмической гимнастики

В статье дано краткое описание методики, связанной с влиянием ритмической гимнастики на координационные способности младших школьников.

Учебно-тренировочное занятие на развитие командной атаки в волейболе в предсоревновательный период

В статье рассматривается техника нападения для студенческих команд.

Фитнес-джампинг в процессе физического воспитания дошкольников

В статье представлен анализ научно-методической литературы, рассматривающей опыт использования современных фитнес технологий в процесс физического воспитания детей дошкольного возраста. В том числе применение средств вида спорта прыжки на батуте в со...

Задать вопрос