Анализ напряженно-деформированного состояния элементов стержневого аппарата для фиксации переломов тазового кольца | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 22.06.2020

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Плутенко, А. Д. Анализ напряженно-деформированного состояния элементов стержневого аппарата для фиксации переломов тазового кольца / А. Д. Плутенко, А. О. Сазонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 445-449. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71964/ (дата обращения: 18.11.2024).



В данной статье описывается разработка конструкции аппарата наружной фиксации переломов тазового кольца, а также анализ напряженно-деформированного состояния разработанного аппарата фиксации таза с использованием пакет SolidWorks и ANSYS.

Ключевые слова: стержневой аппарат, напряженно-деформированное состояние, крестцово-подвздошное сочленение, лонное сочленение, наружная фиксация, ANSYS, SolidWorks.

Введение

В настоящее время существует огромное количество аппаратов для внешней фиксации переломов тазового кольца, которые расширили возможность лечения подобного рода сложных травм. Из применяемых сегодня методов лечения переломов тазового кольца остеосинтез внешней фиксации является наиболее распространенным. При разработке подобных аппаратов фиксации, получившееся решение должно быть таким, чтобы новый аппарат был совместим с распространенными комплектами, применяемыми для внеочагового остеосинтеза [1].

В современной медицинской практике для лечения костей тазового кольца применяются аппараты внешней фиксации, который жесткое скрепляют костные отломки при помощи сил компрессии, действующих со стороны самого устройства. Преимуществом аппаратов внешней фиксации является принципиальная возможность изменять при необходимости их жесткость, это управляемые аппараты, дающие возможность в той или иной степени регулировать величину нагрузки на зону перелома [2].

Целью данный работы является разработка модели аппарата наружной фиксации для лечения переломов тазового кольца, также анализ напряженно-деформированного состояния разработанного аппарата фиксации таза.

Физическая постановка задачи

На первом этапе работы была спроектирована объемная модель костей тазового кольца с использованием программной системы трехмерной графики — Autodesk 3ds Max (Autodesk Inc. San Rafael, California, U.S.). Для параметрического моделирования данная модель была импортирована в программный комплекс SolidWorks 2016 (SolidWorks Corp. Concord, Massachusetts, U.S.). В модель были добавлены разрывы лонного и крестцово-подвздошного сочленений. Модель тазового кольца представлена на рисунке 1.

Модель тазового кольца

Рис. 1. Модель тазового кольца

В тазовых костях объем кортикальной костной ткани значительно меньше по сравнению с объемом спонгиозной костной ткани, поэтому им можно пренебречь и считать кость полностью состоящей из спонгиозной ткани.

Разработанная модель аппарата наружной фиксации тазового кольца представлена на рисунке 2.

Конструкция стержневого аппарата для наружной фиксации состоит из следующих основных деталей:

1-плоская дуга с отверстиями;

2-крепёжная гайка;

3-крепежный винт;

4-кронштейн;

5-стержень с резьбой;

6-резьбовой винт с упором.

Стержни, ввинчивающиеся в тазовые кольца, скрепляются винтовой затяжкой. Для более точной репозиции перелома конструкцию затягиваю на винтах с упором.

Совместно с моделью костей таза, аппарат представлен на рисунке 3.

Разработанный аппарат наружной фиксации

Рис.2. Разработанный аппарат наружной фиксации

Модель костей таза с аппаратом наружной фиксации

Рис. 3. Модель костей таза с аппаратом наружной фиксации

В разработанной конструкции присутствуют элементы, которые находятся в непосредственном контакте друг с другом. Значения коэффициентов трения для различных видов контактных пар представлены в таблице 1.

Таблица 1

Контактная пара

Коэффициент трения µ

металл-металл

0.15

кость-металл

0.30

В качестве материалов разработанной конструкции модели фиксирующего устройства была использована нержавеющая сталь.

Свойства элементов конструкции представлены в таблице 2.

Таблица 2

Наименование

Модуль упругости (ГПа)

Коэффициент Пуассона

Предел прочности (МПа)

Предел текучести (МПа)

Спонгиозная костная ткань

1.5

0.3

6

-

Нержавеющая сталь

200

0.3

520

220

Математическая постановка задачи

Методом решения физических задач в данной работе был выбран метод конечных элементов — это метод приближенного численного решения физических задач. В его основе лежат две главные идеи:

− дискретизация исследуемого объекта на конечное множество конечных элементов;

− кусочно-элементное представление исследуемых функций.

Наиболее важными преимуществами МКЭ, благодаря которым он широко используется, являются:

а) свойства материалов смежных элементов могут быть разными. Это позволяет использовать МКЭ к телам, состоящим из нескольких материалов;

б) криволинейная область может быть представлена с помощью прямолинейных конечных элементов или описана точно с помощью криволинейных конечных элементов. Таким образом, методом можно пользоваться не только для областей с «хорошей» формой границы;

в) размеры конечных элементов могут изменяться. Это позволяет укрупнить или измельчить сеть разбиения области на элементы, если в этом есть необходимость;

г) с помощью МКЭ не представляет труда рассмотрение граничных условий с разрывной поверхностной нагрузкой, а также смешанных граничных условий.

Расчет стержневой конструкции методом конечных элементов сводится к решению краевых задач для систем уравнений, которые включают соотношения теории напряжений и деформаций, а также определяющие уравнения, т. е. связь между напряжениями и деформациями.

Система искомых функций состоит из компонент вектора перемещений:

(1)

компонент векторов напряжений:

(2)

компонент деформаций:

(3)

Функции определяются из совместного решения систем уравнений, включающих уравнения равновесия:

(4)

геометрические уравнения (Коши):

(5)

определяющие (физические) уравнения:

(6)

где — матрица дифференциальных операторов

(7)

— вектор-функция объемных сил;

— матрица механических характеристик материала размером 6х6.

Матрица определяется выбором модели материала и для физически нелинейных материалов формулируются на базе физических уравнений, учитывающих его основные свойства. Предполагаем, что материал кости и элементов конструкции фиксирующего аппарата имеет упругие изотропные свойства, тогда:

Для конечно-элементного анализа модель была импортирована в ANSYS (ANSYS, Inc.).

Многоцелевая направленность программы, независимость от аппаратных средств (от персональных компьютеров до рабочих станций и суперкомпьютеров), средства геометрического моделирования на базе B-сплайнов (технология NURBS), полная совместимость с CAD/CAM/CAE системами ведущих производителей и «дружеский» интерфейс привели к тому, что именно ANSYS в настоящее время используется во многих университетах для обучения студентов и выполнения научно-исследовательских работ [3].

Расчетная модель получена из 563 тысяч элементов: 370 тысяч линейных тетраэдров смоделировало тазовое кольцо; из 193 тысяч линейных гекаэдоров смоделированы аппарат внешней фиксации.

Конечно-элементная сетка

Рис. 4. Конечно-элементная сетка

Результаты расчетов

В результате исследования напряженно-деформированного состояния модели аппарата необходимо было получить ответ на вопрос, удовлетворяет ли модель требованиям прочности и жесткости, которые предъявляются к реальной конструкции аппарата. Решение статической задачи показало что, при заданной нагрузке (какой) максимальные напряжения не превышают предел текучести и предела прочности материалов [4].

При проведении численного анализа были получены следующие результаты: максимальное напряжение в аппарате наружной фиксации составило 205 МПа, при переделе текучести в 220 Мпа; максимальное напряжение в костях таза составило 5 МПа, при пределе прочности 6 Мпа.

Выводы

Расчет деформации конструкции аппарата наружной фиксации, используемого при лечении разрыва лонного и крестцово-подвздошного сочленений костей таза, показал элементы, и зоны в которых возникает максимальное напряжение.

Установлено что основную нагрузку несут стержни фиксирующего аппарата, в этих элементах возникают максимальные напряжения 205 МПа. Наиболее напряженным участком таза является крестцово-подвздошное сочленение в неповрежденной части тазового кольца.

Созданная конечно-элементная модель костей таза позволяет выполнять исследования напряженно-деформируемого состояния модели аппарата для наружной фиксации тазового кольца, при изменении направления и места приложения силы, а также при различных вариантах фиксации костей таза и аппарата, в зависимости от вида перелома тазового кольца.

Литература:

  1. Кавалерский, Г. М. Травматология и ортопедия: Учебник для студентов высших учебных заведений / Г. М. Кавалерский, Л. Л. Силин, А. В. Гаркави; под ред. Г. М. Кавалерского. — М.: Академия, 2005. — 624 с.
  2. Современные методы остеосинтеза костей при острой травме опорно-двигательного аппарата. / С. В. Сергеев [и др.]. — Москва, 2008–222 с.
  3. Каплун, А. Б. ANSYS в руках инженера: практическое руководство / А. Б. Каплун, Е. М. Морозов, А. М. Олферьева — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 272 с.
  4. Книга медика [Электронный ресурс]: офиц. сайт — 25.04.2017 — Режим доступа: http://www.knigamedika.ru/travmy-i-otravleniya/bedro/perelom-kostej- taza.html
Основные термины (генерируются автоматически): тазовое кольцо, наружная фиксация, ANSYS, внешняя фиксация, крестцово-подвздошное сочленение, элемент, аппарат, максимальное напряжение, напряженно-деформированное состояние, костная ткань.


Ключевые слова

напряженно-деформированное состояние, ANSYS, стержневой аппарат, крестцово-подвздошное сочленение, лонное сочленение, наружная фиксация, SolidWorks

Похожие статьи

Определение прочности сцепления стальной проволочной фибры с цементным камнем

В статье рассматривается устройство и методика испытаний силовых и энергетических характеристик трещиностойкости фиброцемента. Испытаниям подвергались образцы-балки, изготовленные из цементного теста нормальной густоты, армированные стальной проволоч...

Исследования напряженно-деформированного состояния кузова вагона-хоппера для перевозки цемента

В статье рассмотрены вопросы проектирования и внедрения в эксплуатацию новых конструкций вагонов на железных дорогах Республики Узбекистан. Выполнены теоретические исследования по определению прочностных характеристик кузова вагона-хоппера для перево...

Типы каркасов и анализ выполненных испытаний элементов и фрагментов каркасов СМКД в отношении действия поперечной силы

В статье приводится перечень распространенных сборно-монолитных каркасов и выполняется анализ выполненных испытаний элементов и фрагментов каркасов СМКД с целью выявления информации по работе конструкций на поперечную силу.

Обеспечение геометрической неизменяемости стальных каркасов мансард

В данной статье представлены расчётные модели стальных каркасов мансардных этажей многоэтажных зданий. Описаны особенности формирования моделей. Проведено исследование влияния ветровой нагрузки на напряжённо-деформированное состояние элементов конст...

Способ расчёта на прочность протяженных тонкостенных конструкций с неосесимметричной формой поперечного сечения

Предлагается способ расчета на прочность протяженных оболочечных конструкций с неосесимметричной формой поперечного сечения. На основе разработанных методик создана программа расчета таких конструкций применительно к волноводам антенно-фидерных устро...

Исследование влияния полимерной композиции на прочностные свойства ниточных соединений в одежде

Данная статья посвящена разработке способа обеспечения прочности ниточных соединений в швейных изделиях различного ассортимента путем применения эффективных полимерных композиций, обеспечивающего одновременно обрабатывать швейные нитки и прокладывани...

Обоснование критерия оптимизации фрикционно-упрочняющей обработки коленчатых валов двигателей тепловозов

В статье изложено обоснование комплексного критерия прочности в качестве отклика фрикционно-упрочняющей обработки шеек коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания с целью обеспечения заданной износостойкости трибосопряжения «шейка коленчатого ва...

Исследование численной модели трубобетонной колонны круглого сечения в ПК Ansys Workbench

Для анализа напряженно-деформированного состояния трубобетонной колонны круглого сечения была выполнена конечно-элементная модель в программном комплексе Ansys Workbench с учетом физической, геометрической и контактной нелинейности. Полученная расчет...

Особенности расчета элементов конструкций из тонкостенных профилей

В данной статье приведен краткий обзор отечественных и зарубежных исследований, посвященных особенностям тонкостенных стальных конструкций и методикам их расчета. Целью будущего исследования является анализ напряженно-деформированного состояния элем...

Оценка прочности надрессорной балки тележки пассажирского вагона

В данной работе представлены результаты оценки прочности надрессорной балки тележки пассажирского вагона. Прочность надрессорной балки оценивалась при трех расчетных режимах. Расчет производился методом конечных элементов с использованием инженерного...

Похожие статьи

Определение прочности сцепления стальной проволочной фибры с цементным камнем

В статье рассматривается устройство и методика испытаний силовых и энергетических характеристик трещиностойкости фиброцемента. Испытаниям подвергались образцы-балки, изготовленные из цементного теста нормальной густоты, армированные стальной проволоч...

Исследования напряженно-деформированного состояния кузова вагона-хоппера для перевозки цемента

В статье рассмотрены вопросы проектирования и внедрения в эксплуатацию новых конструкций вагонов на железных дорогах Республики Узбекистан. Выполнены теоретические исследования по определению прочностных характеристик кузова вагона-хоппера для перево...

Типы каркасов и анализ выполненных испытаний элементов и фрагментов каркасов СМКД в отношении действия поперечной силы

В статье приводится перечень распространенных сборно-монолитных каркасов и выполняется анализ выполненных испытаний элементов и фрагментов каркасов СМКД с целью выявления информации по работе конструкций на поперечную силу.

Обеспечение геометрической неизменяемости стальных каркасов мансард

В данной статье представлены расчётные модели стальных каркасов мансардных этажей многоэтажных зданий. Описаны особенности формирования моделей. Проведено исследование влияния ветровой нагрузки на напряжённо-деформированное состояние элементов конст...

Способ расчёта на прочность протяженных тонкостенных конструкций с неосесимметричной формой поперечного сечения

Предлагается способ расчета на прочность протяженных оболочечных конструкций с неосесимметричной формой поперечного сечения. На основе разработанных методик создана программа расчета таких конструкций применительно к волноводам антенно-фидерных устро...

Исследование влияния полимерной композиции на прочностные свойства ниточных соединений в одежде

Данная статья посвящена разработке способа обеспечения прочности ниточных соединений в швейных изделиях различного ассортимента путем применения эффективных полимерных композиций, обеспечивающего одновременно обрабатывать швейные нитки и прокладывани...

Обоснование критерия оптимизации фрикционно-упрочняющей обработки коленчатых валов двигателей тепловозов

В статье изложено обоснование комплексного критерия прочности в качестве отклика фрикционно-упрочняющей обработки шеек коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания с целью обеспечения заданной износостойкости трибосопряжения «шейка коленчатого ва...

Исследование численной модели трубобетонной колонны круглого сечения в ПК Ansys Workbench

Для анализа напряженно-деформированного состояния трубобетонной колонны круглого сечения была выполнена конечно-элементная модель в программном комплексе Ansys Workbench с учетом физической, геометрической и контактной нелинейности. Полученная расчет...

Особенности расчета элементов конструкций из тонкостенных профилей

В данной статье приведен краткий обзор отечественных и зарубежных исследований, посвященных особенностям тонкостенных стальных конструкций и методикам их расчета. Целью будущего исследования является анализ напряженно-деформированного состояния элем...

Оценка прочности надрессорной балки тележки пассажирского вагона

В данной работе представлены результаты оценки прочности надрессорной балки тележки пассажирского вагона. Прочность надрессорной балки оценивалась при трех расчетных режимах. Расчет производился методом конечных элементов с использованием инженерного...

Задать вопрос