Снижение проявления одиночества у людей в процессе психологического консультирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 20.06.2020

Статья просмотрена: 430 раз

Библиографическое описание:

Петухова, Ю. Н. Снижение проявления одиночества у людей в процессе психологического консультирования / Ю. Н. Петухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 357-358. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71905/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время в сфере психологического консультирования наблюдается частый запрос по переживанию чувства одиночества. Данная проблема наиболее выражена у мужчин и женщин среднего возраста, которые чувствуют себя изолировано от социума, имеют сложности с выстраиванием гармоничных межличностных отношений. В науке не существует единственного понятия одиночества, корень его происхождения и проявления.

Одиночество как социально-психологический феномен был выделен Вербицкой, Е. Н. Заворотных, Л.И., культурно-исторические формы одиночества рассмотрены С. О. Ветровым, О. В. Данчевой, особенности одиночества на разных возрастных этапах В. И. Лебедевым, а гендерный аспект одиночества изучали О. Я. Грановская, Л. Ю. Левченко. [8,C78]

Существует несколько основных теоретических подходов по вопросам одиночества: психологические, феноменологические, экзистенционально-гуманистические, социологические, интеракционистические, коллективные, интимные, теоретико-системные.

Зигмунд Фрейд утверждал, что одиночество прежде всего связано со страхом смерти, состоянием изоляции, отчуждения. Общение это единственная возможность избежать чувства одиночества, которая взаимно подтверждает наше существование. Данная концепция относится к психодинамической модели, которая включает в себя психоанализ Фрейда. [7,C280]

Феноменологическое одиночество — это когда социум толкает индивида действовать с установленными идеалами, образами. При этом у человека возникает противоречие между «истинным Я» и «Я в отношении других», что напрямую зависит от установки человека. Если есть уверенность в том, что «истинное Я» отвергнуто другими людьми, человек закрывается в себе и это делает его одиноким.

При моральном одиночестве возникает постоянная тревожность и страх от того, что индивид не хочет отождествляться с другими людьми, их ценностями и идеалами, в этом случае он бежит в индивидуализм, коллективизм. [10, c.37]

В гуманистическом направлении психолог помогает встретиться с чувством одиночества один на один, почерпнуть ценности этих моментов. [9,C56]

Карл Мустакас считает, что одиночество — проявление творческой силы, где человек встречается с истинным Я и это многое дает его личности, а именно познание себя, других, возможность увидеть ситуацию по новому, осознать ценности, найти смысл своего существования, это помогает вырваться из привычных стандартов поведения.

В социологической теории по идее Баумана: «Одиночество есть в каждом человеке и лежит оно вовне, то есть в обществе. При тесных межличностных контактах отношения формализуются и ослабевает их роль». [5, c.97]

И. М. Слободчиков считает, что переживание одиночества является характеристикой личности это базовое переживание, которое влияет на личностное развитие, соединяющее такие качества как: самосознание, рефлексия, укрепляет характер развития личности и личностной зрелости. [4, c.23]

Структура психологического консультирования по проблеме одиночества включает в себя принципы, техники когнитивной ориентированности.

Консультирование может сочетаться с психодрамой, где психолог-консультант выслушивает проблему и запрос клиента, проводит коррекцию иррациональных убеждений, помогает клиенту изменить отношение к миру, к себе, понять мотивы поведения и переживаний. [9, c.39] Воображаемый диалог позволяет увидеть ситуацию с другой стороны и самим избавиться от длительного, многолетнего переживания и чувства обиды.

С. Г. Корчагина выделяет 3 вида одиночества: диффузное, отчуждающее и диссоциированное. Люди, которые испытывают диффузное одиночество отличаются подозрительностью в межличностных отношениях, возбудимостью, тревожностью и эмотивностью характера, ко всему этому остро реагируют на стрессы, выбирают стратегию поиска сочувствия и поддержки. [2, c.228]; [3, c.158]

Отчуждающему одиночеству присуще возбудимость, тревожность, низкая эмпатия, противоборство в конфликтах, выраженная неспособность к сотрудничеству, зависимость в межличностных отношениях.

Диссоциированное одиночество выражается в тревожности, возбудимости и демонстративности характера, высокой или низкой эмпатии, эгоистичности и подчиняемости в межличностных отношениях.

По данным исследованиям из 15 мужчин в возрасте от 20 до 35 лет (средний возраст 27) 80 % наблюдается диффузное одиночество, из опрошенных 10 женщин в возрасте от 20 до 33 лет (средний возраст 26) 74 % наблюдается диссоциированное одиночество.

По данным исследованиям можем сделать вывод, что мужчины более недоверчивы в отношениях с людьми, испытывают подавленное состояние, остро переносят стрессы, ждут поддержки со стороны. Женщины испытывают тревожность, ко всему этому демонстративно показывают свой характер, проявляют эгоистичность и нежелание делить другого (близкого) человека с кем-либо.

Дальнейшая консультативная работа с людьми направлена на изменение образа «Я», преодоление негативного отношения к себе. Для этого также могут использоваться когнитивные техники в сочетании с психодрамой. Целенаправленная психологическая помощь людям, переживающим субъективное чувство одиночества, что предполагает развитие рефлексии, и формирование устойчивой положительной самооценки, использование в работе программы социально-психологического тренинга, в ходе которого можно решать вопросы развития личности, психологической помощи и поддержки. [1, C12]

Таким образом, исходя из рассмотренных выше теорий и подходов к психологическому консультированию по вопросам одиночества, можно сделать вывод о том, что единой верной концепции в определении этого понятия не имеется. Только целостный подход и системный характер решения проблемы одиночества позволяет наиболее верно помочь человеку.

Литература:

  1. Белорусов С. А. Темы одиночества, старения и отношения к смерти в психологии и духовности (обзор литературы). // Психология зрелости и старения, № 2 (10), лето, 2000. С. 12–19.
  2. Корчагина С. Г. Психология одиночества. — М., 2008.
  3. Корчагина С. Г. Психология одиночества: учебное пособие. М., 2008
  4. Крюкова Т. Л. Когнитивная психология совладания с одиночеством // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2013. — Т. 19. — № 2. — С. 93–97.
  5. Слободчиков И. М. Переживание одиночества в контексте проблем психологической адаптации студентов психолого-педагогических ВУЗов / И. М. Слободчиков // Психологическая наука и образование, 2005. — № 4. — С. 15–34.
  6. Вейс Р. С. Вопросы изучения одиночества // «Лабиринты одиночества» / М.: Прогресс, 1989. С. 114–126.
  7. Вейс Р. С. Теоретические подходы к одиночеству / Р. С. Вейс // Лабиринты одиночества / сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М., 1989.
  8. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. — М.: Республика, 2006. — 384 c.
  9. Кон И. С. Многоликое одиночество // Знание — сила. 1986. № 12.
  10. Роджерс К. Консультирование и психотерапия: Новейшие подходы в области практической работы. М., 2008/
  11. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990.
Основные термины (генерируются автоматически): одиночество, психологическое консультирование, диффузное одиночество, отношение, тревожность, чувство одиночества.


Похожие статьи

Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом

Формирование коммуникативной толерантности у детей с выраженными нарушениями интеллекта

Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом

Зависимость возникновения чувства одиночества у пожилых людей от места проживания

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха

Успешная социализация детей дошкольного возраста через развитие эмоционального интеллекта

Повышение уровня эмоционального интеллекта в подростковом возрасте посредством психологического тренинга

Формирование игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра

Развитие профессиональной мотивации методом социально-психологического тренинга

Развитие эмпатии у депривированных подростков в процессе психологического консультирования

Похожие статьи

Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом

Формирование коммуникативной толерантности у детей с выраженными нарушениями интеллекта

Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом

Зависимость возникновения чувства одиночества у пожилых людей от места проживания

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха

Успешная социализация детей дошкольного возраста через развитие эмоционального интеллекта

Повышение уровня эмоционального интеллекта в подростковом возрасте посредством психологического тренинга

Формирование игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра

Развитие профессиональной мотивации методом социально-психологического тренинга

Развитие эмпатии у депривированных подростков в процессе психологического консультирования

Задать вопрос