В данной статье рассматривается разработка чат-бота, помогающего в организации волонтерских проектов, рассматривается его актуальность, анализ конкурентов, новизна предлагаемого решения и текущие наработки по проекту.
Ключевые слова: чат-боты, ВКонтакте, автоматизация, волонтерство, организация мероприятий.
Если вам когда-либо приходилось проводить и организовывать мероприятие волонтерской тематики с большим количеством участников, то вам неминуемо приходилось сталкиваться с проблемами в его организации. Часто организаторам таких проектов или мероприятий не хватает инструментов для управления процессами отбора и нахождения участников, подведения итогов мероприятия и выбора особо выделившихся во время мероприятия участников. Каждому организатору мероприятий приходится вести списки участников в одном месте, задачи и дедлайны, и их распределение между самими участниками в другом, а все коммуникации с участниками еще в одном месте или даже в нескольких местах сразу. В результате организаторы волонтерских мероприятий приходится очень сложно ориентироваться в каждом отдельном месте, а участники нередко теряют или не видят необходимую информацию подготовки и проведения мероприятия. Для решения этих постоянных проблем организации мероприятий разрабатывается чат-бот на базе социальной сети ВКонтакте (см. рис 1.).
Рис. 1. Главное меню и меню управления проектом
Разрабатываемый сервис, базируется в социальной сети ВКонтакте на технологии чат-ботов. Чат-бот помогает облегчить и автоматизировать работу всех организаторов волонтерских мероприятий и поможет им удобно вести управление волонтерскими мероприятиями, осуществлять быстрое общение и оповещение всех участников проекта на всем сроке его проведения. Данный чат-бот предусматривает возможность привлечения друзей и друзей друзей всех участников мероприятия к проекту, публичность участия всех волонтеров и результативность, осуществление геймификации со всеми участниками проекта и поощрения выделившихся волонтеров, инструментарий для полного управления волонтерскими проектами или мероприятиями, ускоренного формирования проектного общения со всеми волонтерами проекта и способствовать их взаимной коммуникации между друг другом.
Научной новизной разрабатываемого проекта является использование технологии чат-ботов. Чат-боты в мессенджерах и социальных сетях не требуют установки и обновлений на устройствах пользователей, тем самым они экономят интернет трафик и память устройства. Работают на любом устройстве (Смартфоны, планшеты, ПК) и в любом браузере, могут работать в сторонних клиентах Вконтакте (таких, как Kate Mobile или VK MP3 Mod), что позволяет людям использовать удобный им клиент, все вычисления и обработка данных происходят только на серверах, тем самым разгружая устройства пользователей и не тормозя их работу. Чат-бот размещается в социальной сети или в мессенджерах, что позволяет пользователям не отрываясь от своих дел и диалогов с другими пользователями, и в удобном месте, использовать чат-бота [1, 2, 3, 4].
Рис. 2. Меню волонтера и меню выбора мероприятий по городам
В чат-ботах все данные хранятся и обрабатываются на серверах, которые нельзя отследить через ВКонтакте, что позволяет обеспечить максимальную защиту данных всех пользователей чат-бота, если они сами не передадут доступ к своей странице третьим лицам.
Даже если пользователь вышел из диалога с чат-ботом или сменил устройство, которое он использует, пользователь в любой момент сможет вернутся на то же самое место, где остановил свою работу, диалог с ботом никуда не теряется и продолжает с того же места, где была закончена последняя сессия.
При анализе конкурентов было выявлено, что их решения базируются на создании простеньких мобильных приложений(для ОС IOS и Android), web-сайтов и групп по интересам в социальной сети ВКонтакте. Работают они как правило в рамках одного региона или города, имеют маленький охват и редко обновляются, что затрудняет их постоянный рост и масштабирование.
Разрабатываемая платформа имеет низкую стоимость разработки, внедрения и поддержки по сравнению с основными конкурентами, т. к. чат-бот работает на всех современных устройствах, и не требует разработки приложений и web-сайтов под каждую отдельно взятую операционную систему или браузер. Ценностным предложением разрабатываемого решения являются: отказ от нативных приложений требующих установки на устройства пользователей, в пользу больших и быстрых социальных сетей и современных браузеров, которые есть у большинства пользователей смартфонов и ПК [5,6](рис. 2).
На момент написания статьи в чат-боте для хранения данных используется СУБД PostgreSQL, реализованы все таблицы и связи, протестирована отказоустойчивость. В качестве языка программирования для написания чат-бота используется Python 3.7. В настоящее время реализован личный кабинет волонтера, за исключением элементов геймификации и личного портфолио. Для организаторов проектов реализован основной функционал, позволяющий создавать проекты, управлять участниками, привлекать партнеров. Для партнеров также реализован личный кабинет, позволяющий предлагать организаторам свою помощь.В ближайшее время планируется доделать систему геймификации, выдачу индивидуальных достижений от организаторов, портфолио волонтеров и организаторов, полностью доработать UX чат-бота и начать проводить тестирование системы на отказоустойчивость и баги. Разрабатываемая платформа на базе чат-ботов получила название «VolunteurIO» и стала победителем программы Фонда содействия инновациям(ФСИ) «УМНИК»(«Разработка приложения для организации волонтерских мероприятий, управления проектами и взаимодействия с сообществом», № договора 395ГУЦЭС8-D3/56479) от 27.12.2019, и в настоящее время получает финансирование на проведение НИР.
В настоящий момент платформа находится в разработке, функционал расширяется и дорабатывается, происходит поиск ошибок в логике и работе программы. В дальнейшем планируется запуск платформы и тестирование ее на реальных пользователях.
Литература:
- Мартин Роберт. Чистая архитектура. Искусство разработки программного обеспечения: пер. с англ. — СПб.: Питер, 2018. — 352 с.
- Сенченко П. В. Организация баз данных: учеб. пособие. — Томск: ФДО, ТУСУР, 2015. — 170 с.
- Telegram Bot API [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://core.telegram.org/bots/api (дата обращения: 30.10.2019).
- ВКонтакте Callback API [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vk.com/dev/callback_api (дата обращения: 30.10.2019).
- Грива Е. В. Разработка автоматизированной информационной системы сбора, анализа и хранения данных о бронировании и заказах для малых предприятий, работающих в сфере оказания услуг [Электронный ресурс] / Е. В. Грива, Р. С. Кульшин, С. В. Коновалов // Материалы международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научная сессия ТУСУР-2019» (Томск, 22–24 мая 2019 г.). — Томск: В-Спектр, 2019. — Т. 3. С. 139–142.
- Грива Е. В. Разработка автоматизированной информационной системы сбора, анализа и хранения данных о бронировании и заказах для малых предприятий, работающих в сфере оказания услуг [Электронный ресурс] / Е. В. Грива, С. В. Коновалов, Р. С. Кульшин // Инноватика-2019 Сборник мате- риалов XV Международной школы-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инноватика-2019» (Томск, 25–27 апреля 2019 г.). — Томск: STT, 2019. — С. 366–369.