Предмет и субъекты антикоррупционной экспертизы
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Предмет и субъекты антикоррупционной экспертизы

Поделиться в социальных сетях
330 просмотров
Библиографическое описание

Галыгин, Д. В. Предмет и субъекты антикоррупционной экспертизы / Д. В. Галыгин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 258-260. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71785/ (дата обращения: 03.08.2021).



Говоря о предмете антикоррупционной экспертизы, следует понимать его отличие от объекта экспертизы. Некоторые теоретики сгруппировывают эти понятия и говорят об отсутствии различий. Другие к предмету антикоррупционной экспертизы относят административные процедуры, получившие юридическое закрепление. Предмет антикоррупционной экспертизы — это нормативные правовые акты и их проекты, изданные органами государственной власти и местного самоуправления, а также нормы, содержащиеся в них, которые регулируют общественные отношения, являющиеся объектом экспертизы.

Легального определения нормативного правового акта нет. Однако пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года№ 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» гласит, что отличающими признаками нормативного правового акта являются: издание его в четко назначенном порядке управомоченным на то органом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на многократное их использование, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений [4, с. 17].

В юридической литературе можно встретить такое определение: нормативный правовой акт — это достаточно широкое понятие, имеющее своим содержанием и нормативные, и индивидуальные нормы, которые и составляют основные источники права [5, с. 159].

Нормативный правовой акт — официальный документ, изданный определенным органом власти, в котором содержатся юридические нормы (предписания), в которых могут содержаться коррупциогенные факторы. Значит, то, на что направлено антикоррупционное исследование, и являются сами нормативные правовые акты или их проекты [7, с. 3].

В проведении антикоррупционной экспертизы важную роль играют ее субъекты, которые представляют собой органы государственной власти и местного самоуправления, иные органы и организации, так же институты гражданского общества и граждане, имеющие полномочия ее проводить в инициативном порядке [8, с. 201].

Статья 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» называет следующих субъектов проведения антикоррупционной экспертизы:

− прокуратура Российской Федерации;

− федеральные органы исполнительной власти;

− иные государственные органы и организации, полномочные разрабатывать и принимать нормативные правовые акты;

− органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

− органы местного самоуправления.

В самостоятельном порядке антикоррупционную экспертизу проводят независимые эксперты, институты гражданского общества (общественные организации) и граждане, которые не имеют статус независимых экспертов [2, с. 17]. При этом в Законе об антикоррупционной экспертизе не названы специалисты как отдельные независимые субъекты антикоррупционной экспертизы, которые могли бы привлекаться на договорной основе к ее проведению. В качестве специалистов могли бы быть привлечены экономисты, лингвисты, финансисты и специалисты иного профиля, по результатам проведенной работы они способны были бы подготовить свои предложения.

В то же время отметим, что одним из важнейших субъектов антикоррупционной экспертизы являются органы прокуратуры. Имея целью совершенствование качества правового регулирования, гарантирование режима законности, они осуществляют это при помощи устранения коррупционных норм и руководствуются при этом: приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 28 декабря 2009 года№ 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» [11]; Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26февраля 2010 г. № 96 [10].

Так, в 2019 году сотрудниками органов прокуратуры было исследовано 11 512 нормативных правовых актов и 10856 их проектов на предмет наличия в них коррупциогенных факторов, в 2018 году– 9922 и 9713 соответственно.

Проведение антикоррупционной экспертизы способствовало обнаружению 4 нормативных правовых акта органов государственной власти и 12 их проектов, в которых присутствовали 414 коррупциогенных факторов.

На муниципальном уровне горрайпрокурорами выявлено 806нормативных правовых актов и 334 их проектов, содержащих соответственно827 и 345 коррупциогенных факторов.

По итогам проверок за 12 месяцев 2019 года органами прокуратуры принесено 712 протестов (2018 год — 794), направлено по нормативным правовым актам 7 информаций (2018 год — 2) и по их проектам330 информаций (2018 год — 410), внесено 77 требований об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора (2018 год — 61), направлено 0 заявления в суд (2018 год — 2), внесено 6 представлений (2018 год — 28) [9, с. 105].

Акты прокурорского реагирования по результатам их рассмотрения удовлетворены, выявленные нарушения устранены, коррупциогенные факторы из нормативных правовых актов исключены.

В основном коррупциогенность нормативных правовых актов (их проектов) выражалась в достаточно обширном объеме распорядительных прав и обязанностей, в наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, выборочном изменении объема прав и других [6, с. 115].

Помимо прокуратуры обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы возложена на Министерство юстиции Российской Федерации. К федеральным органам, в чью обязанность входит проведение экспертизы, относятся также Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, Центральный Банк Российской Федерации и Центральная Избирательная Комиссия Российской Федерации, а также внебюджетные фонды Российской Федерации. Следует отметить немаловажную роль органов местного самоуправления в проведении антикоррупционной экспертизы [3, с. 21].

Таким образом, предметом антикоррупционной экспертизы являются нормативные правовые акты и их проекты, изданные органами государственной власти и местного самоуправления, а также нормы, содержащиеся в них, которые регулируют общественные отношения, являющиеся объектом экспертизы. В проведении антикоррупционной экспертизы важную роль играют ее субъекты, которые представляют собой органы государственной власти и местного самоуправления, иные органы и организации, а также институты гражданского общества и граждан, имеющих полномочия ее проводить в инициативном порядке.

Литература:

  1. Балдин А. К. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов как инструмент познания правовой материи в системе юридических экспертиз // Современное право. — 2018. — № 2. — С. 48.
  2. Барциц И. Н. Антикоррупционная экспертиза в системе эффективного правотворчества (к разработке методики проведения антикоррупционной экспертизы) // Государство и право. — 2018. — № 9. — С. 17.
  3. Братановский С. Н., Зеленов М. Ф. Сущность антикоррупционной экспертизы как вида правовой экспертизы // Вестник Сибирской академии права, экономики и управления. — 2019. — № 1 (5). — С. 21.
  4. Гаджиев В. Э. О. К вопросу о противодействии расследованию по уголовному делу // Уголовное производство: процессуальная теория и криминалистическая практика: материалы VI Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 17.
  5. Гутник О. В. Коррупционные способы противодействия расследованию преступлений // Актуальные проблемы современных наук: сборник материалов Международной научно-практической конференции. — 2019. — Выпуск 4. — Том 3. — С. 159.
  6. Дзугкоев А. К. Антикоррупционная экспертиза как вид правовой экспертизы нормативных правовых актов во внутренних войсках МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2018. — № 1 (49). — С. 115.
  7. Зинин А. М. К вопросу о соотношении криминалистической физиогномики и криминалистической габитоскопии // Эксперт-криминалист. — 2011. — № 3. — С. 3.
  8. Зорин Г. А. Криминалистическая методология. — М.: Амалфея, 2018. — С. 201.
  9. Марцев И. А. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, проводимая подразделениями правового обеспечения МВД России в рамках правовой экспертизы // Закон и право. — 2019. — № 12. — С. 105.
  10. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»): постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 10.07.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 10. — Ст. 1084.
  11. Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов: приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2009 № 400 (ред. от 13.03.2019) // Законность. — 2010. — № 4. — С. 5.
Похожие статьи
Козин Алексей Павлович
Основные направления проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органами прокуратуры
Юридические науки
2020
Бирюков Даниил Дмитриевич
Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
Юриспруденция
2018
Дадаева Макка Сапарбековна
Антикоррупционные экспертизы нормативных правовых актов
Юриспруденция
2015
Чуприна Ксения Владимировна
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
Юриспруденция
2019
Одинцова Мария Анатольевна
Особенности применения антикоррупционной экспертизы
Юриспруденция
2017
Ермакова Елена Владимировна
Правовые основы антикоррупционной политики России
Юриспруденция
2016
Еременко Павел Владимирович
Об обязательности проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и соглашений публично-правовых образований
Юриспруденция
2020
Хохлов Иван Александрович
Профилактика коррупции в процессе проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов муниципальной власти: на примере деятельности Канской межрайонной прокуратуры
Спецвыпуск
2017
Железнова Наталья Федоровна
Некоторые вопросы теории и практики антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов
Юриспруденция
2020
публикация
№24 (314) июнь 2020 г.
дата публикации
июнь 2020 г.
рубрика
Юриспруденция
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Козин Алексей Павлович
Основные направления проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органами прокуратуры
Юридические науки
2020
Бирюков Даниил Дмитриевич
Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
Юриспруденция
2018
Дадаева Макка Сапарбековна
Антикоррупционные экспертизы нормативных правовых актов
Юриспруденция
2015
Чуприна Ксения Владимировна
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
Юриспруденция
2019
Одинцова Мария Анатольевна
Особенности применения антикоррупционной экспертизы
Юриспруденция
2017
Ермакова Елена Владимировна
Правовые основы антикоррупционной политики России
Юриспруденция
2016
Еременко Павел Владимирович
Об обязательности проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и соглашений публично-правовых образований
Юриспруденция
2020
Хохлов Иван Александрович
Профилактика коррупции в процессе проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов муниципальной власти: на примере деятельности Канской межрайонной прокуратуры
Спецвыпуск
2017
Железнова Наталья Федоровна
Некоторые вопросы теории и практики антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов
Юриспруденция
2020