Профилактика коррупции в процессе проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов муниципальной власти: на примере деятельности Канской межрайонной прокуратуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Хохлов И. А., Саганов П. Н. Профилактика коррупции в процессе проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов муниципальной власти: на примере деятельности Канской межрайонной прокуратуры // Молодой ученый. — 2017. — №5.1. — С. 59-63. — URL https://moluch.ru/archive/139/39308/ (дата обращения: 22.08.2018).



В статье рассматриваются проблемы антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов. Рассмотрена практика органов местного самоуправления в этой сфере и способы по совершенствованию их деятельности.

Ключевые слова: муниципальный правовой акт, прокуратура, антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы.

Развитие российской государственности, расширение и усложнение общественных отношений дают повод для динамичных преобразований в правотворчестве на государственном и муниципальном уровнях. А развитие местного самоуправления невозможно без развития муниципальной правовой базы [1].

Следует отметить, что проблема правового регулирования в области муниципального нормотворчества поднимается в ряде научных [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8], учебных и учебно-методических работ [9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17], что свидетельствует об ее актуальности и необходимости дополнительной регламентации со стороны органов власти различных уровней.

Отдельно следует отметить систематически выявляемые нарушения при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Так, принесен протест на постановления одного из органов местного самоуправления 01.07.2015 №1003 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» и отмене постановления администрации от 11.09.2014 №1486», которым необоснованно требовалось предоставления актуализированного картографического материала 1:500 на формируемый земельный участок в бумажном и в электронном виде в нарушение требований градостроительного и земельного законодательства, предусматривающего подготовку указанного материала непосредственно органом местного самоуправления. Постановление содержало коррупционный фактор, определенный пп. «а» п. 4 Методики (наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права).

На внесенный акт прокурорского реагирования получен ответ из администрации муниципального образования, которым протест отклонен, в связи с этим в суд направлено заявление о признании постановления администрации несоответствующим действующему законодательству. Судом административные исковые требования прокурора удовлетворены.

Другим примером может служить протест на решение одного из органов местного самоуправления от 14.11.2014 № 50-141 «О налоге на имущество физических лиц на территории сельсовета», которое не соответствовало Федеральному закону от 23.11.2015 № 320-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в части установления срока уплаты налога – не позднее 1 октября, а также содержало коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства от 26.02.2010 № 96 (принятие нормативного правового акта за пределами компетенции), так как установление срока уплаты налога на имущество физических лиц не относится к компетенции представительного органа местного самоуправления.

По аналогичным основаниям прокурором было принесено 14 протестов на муниципальные нормативные правовые акты, принятые представительными органами местного самоуправления за пределами установленной компетенции.

По аналогичным основаниям прокурором опротестованы 15 нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере уплаты земельного налога на территориях сельских поселений Канского района, принятые представительными органами местного самоуправления сельских поселений Канского района, содержащие коррупциогенные факторы, предусмотренные пп. «д» п. 3 Методики (принятие нормативного правового акта за пределами компетенции), пп. «г» п. 3 Методики (чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества).

В настоящее время во все нормативные правовые акты органов местного самоуправления Канского района внесены необходимые изменения.

Без учета замечаний прокурора было принято постановление администрации одного из органов местного самоуправления 18.12.2015 № 1860 «Об определении и подготовке мест размещения площадок временного складирования снега на зимние периоды 2016-2018», которое не соответствовало действующему законодательству в части отсутствия положений, касающихся согласования с органами санитарно-эпидемиологического надзора мест для временного складирования снега в нарушение требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данное положение одновременно являлось коррупциогенным фактором, определенным пп. «г» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства от 26.02.2010 № 96 (отсутствие или неполнота административных процедур).

Кроме того, в нарушение водного законодательства Российской Федерации проект не содержал положений относительно оборудования места для временного складирование снега на территории острова Красный огородник сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения и засорения вод.

От администрации муниципального образования возражений на замечание не поступило, однако администрацией было принято постановление № 1860 «Об определении и подготовке мест размещения площадок временного складирования снега на зимние периоды 2016-2018», что является незаконным и необоснованным. В связи с указанным фактом в суд направлено административное исковое заявление о признании указанного постановления не соответствующему действующему законодательству. Судом требования прокуратуры удовлетворены, администрацией принято постановление от 26.05.2016 № 455 «Об отмене постановления администрации от 18.12.2015 № 1860».

Еще один пример, прокурором принесен протест на постановление одного из органов местного самоуправления от 11.11.2015 № 45-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов». Постановление не соответствовало требованиям Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», согласно которому в статью 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» внесены изменения, согласно которым требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, залу ожидания, местами для заполнения запросов, информационным стендам должны обеспечивать, в том числе, доступность для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2016. Кроме того, постановлением не был установлен срок проведения административной процедуры по направлению запросы по каналам межведомственного взаимодействия при предоставлении заявителем неполного пакета документов. Необходимых для получения муниципальной услуги, что являлось коррупциогенным фактором, определенным пп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства от 26.02.2010 № 96 (широта дискреционных полномочий).

Протест рассмотрен, удовлетворен, однако в связи с затягиванием процедуры принятия нормативного правового акта в суд направлено административное исковое заявление. Исковые требования прокурора удовлетворены.

По аналогичным основанием принесен протест на постановление одного из органов местного самоуправления от 30.09.2015 № 50-пг «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», постановление от 22.07.2015 № 392-пг «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде субсидий на возмещение части затрат по муниципальной программе «Развитие малого и среднего предпринимательства».

В указанный регламент внесены изменения постановлением от 30.06.2016 № 41.

Принесен протест на постановление одного из органов местного самоуправления от 28.09.2015 № 36-пг «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории». Постановление не соответствовало требованиям Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», согласно которому в статью 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» внесены изменения, согласно которым требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, залу ожидания, местами для заполнения запросов, информационным стендам должны обеспечивать, в том числе, доступность для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2016. Кроме того, постановление устанавливало, помимо указанных в статье 11.10 Земельного кодекса РФ, дополнительные основания отказа в предоставлении муниципальной услуги, что являлось коррупциогенным фактором, определенным п. п. «г» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства от 26.02.2010 № 96 (чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества).

Протест рассмотрен, удовлетворен, однако в связи с затягиваем процедуры принятия нормативного правового акта в суд направлено административное исковое заявление.

По аналогичным основаниям принесен протест на постановление одного из органов местного самоуправления от 02.11.2015 № 24-пг «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».

Постановлением от 22.06.2016 № 208-п в указанный регламент внесены изменения.

Принесен протест на постановление от 16.05.2014 № 385-пг «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции», которое в нарушение статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривало, помимо оснований отказа в приеме документов, а также оснований отказа в предоставлении муниципальной услуги, основания оставления заявления без рассмотрения, что являлось коррупциогенным фактором, определенным пп. «г» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства от 26.02.2010 № 96 (чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества).

Протест рассмотрен, удовлетворен, в указанный регламент внесены изменения.

Основной причиной, способствующей нарушениям в рассматриваемой сфере, является низкий уровень правовых знаний должностных лиц органов местного самоуправления, особенно – на уровне сельских поселений.

Для устранения указанной причины представляется целесообразным введение обязательных требований к правовой подготовке лиц, претендующих на замещение должностей в органах местного самоуправления, обязательное периодическое прохождение курсов по повышению правовой подготовки, введение в штат всех исполнительных органов местного самоуправления должности юрисконсульта с возложением на него обязанностей по проведению правовой экспертизы принимаемых нормативных актов.

Также причиной значительного количества совершаемых правонарушений и преступлений коррупционной направленности является в целом низкий уровень правосознания общества, и как следствие – отсутствие нетерпимости к проявлениям коррупции на бытовом уровне.

Представляется, что позитивное влияние на состояние законности в данной сфере, среди прочего, могли бы оказать развитые институты гражданского общества, и осуществляемый ими общественный контроль.

Литература:

  1. Саганов Петр Николаевич. К вопросу о юридической природе муниципальных правовых актов // Актуальные проблемы права, экономики и управления. – 2016. – № 12. – С. 191.
  2. Юрковский А.В. Конституционализм: системный подход к формированию универсальной политико-правовой категории // Сибирский юридический вестник. 2013. № 3. С. 20-28.
  3. Юрковский А.В. Проблемы организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов // В книге: Правовая политика современной России: реалии и перспективы Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию Иркутского государственного университета. ФГБОУ ВПО "Иркутский государственный университет", Юридический институт. 2013. С. 72-75.
  4. Юрковский А.В., Кузьмин И.А. Теоретико-методологические и практико-организационные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности с позиции сотрудников прокуратуры РФ (социологические и юридические аспекты) // Научные труды Российской академии юридических наук. 2015. № 15. С. 1238.
  5. Чигвинцев И.А. Излишнее правовое регулирование. Постановка проблемы // В сборнике: Наука сегодня фундаментальные и прикладные исследования. материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 146-149.
  6. Колесникова Д.Ю. Недостатки правового регулирования ответственности за коррупционные правонарушения // В сборнике: Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в Российской Федерации Материалы межвузовской научной студенческой конференции. 2016. С. 201-203.
  7. Арзуманов И.А., Личичан О.П. Программы комплексного развития территорий в российской федерации: правовое регулирование и практика реализации. Учебное пособие в 3 частях / Иркутский государственный университет, Юридический институт. Иркутск, 2016. Том Часть 2 Социально-экономическое развитие территорий как фактор стратегического планирования.
  8. Евдокимов В.Б., Маматов М.В., Дмитриева Е.А. Прокуратура и СМИ: состояние и перспективы взаимодействия. Монография / Москва, 2016.
  9. Агапов П. В., Амирбеков К. И., Боголюбова Т. А., Диканова Т. А., Капинус О. С., Меркурьев В. В., Ображиев К. В., Павлинов А. В., Расторопов С. В., Скляров С. В., Андреев Б. В., Бажанов С. В., Евдокимов К. Н., Жубрин Р. В., Ларьков А. Н., Раскина Т. В., Соколов Д. А., Степанов О. А. Криминология. Общая часть. Учебник/Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.). 303 с.
  10. Костюнина О.В., Юрковский А.В. Правовая экспертиза нормативных правовых актов: учебное пособие / Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Иркутский государственный университет", Юридический институт. Иркутск, 2012.
  11. Юрковский А. В., Деревскова В.М., Евдокимов К.Н., Административное право: учебное пособие. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2012. — 287 с.
  12. Деревскова В.М., Евдокимов К.Н., Ефимова Ю.С., Кузьмин И.А., Куликов М.Ю., Любушкина В.П., Онохова В.В., Романов Д.И. Муниципальное право России: учебное пособие / под редакцией А. В. Юрковского. - Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. 327 с.
  13. Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М. Правовые основы противодействия коррупции: учебное пособие. - Иркутск, 2012. 199 с.
  14. Фирсова О.А., Юрковский А.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе / Фирсова О.А., Юрковский А.В., Иркутский юридический ин-т (фил.) Акад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Иркутск, 2008. 71 с.
  15. Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М., Кузьмин И.А., Любушкина В.П. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности: учебное пособие / под редакцией А. В. Юрковского. - Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. 239 с.
  16. Настольная книга прокурора. В 2 т. Т. 1: практич. пособие / под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус; науч. ред. А. Ю. Винокуров. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — с. 313-322.

Юрковский А.В., Деревскова В.М., Евдокимов К.Н., Кузьмин И.А., Куликов М.Ю., Онохова В.В., Праскова С.В., Суркова И.С., Тирских М.Г., Шаламова А.Н. Конституционное право. учебное пособие / Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, Иркутск, 2015. 611 с.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, муниципальная услуга, антикоррупционная экспертиза, Методика проведения, постановление Правительства, акт, нормативный правовой акт, административный регламент предоставления, орган, постановление.


Ключевые слова

прокуратура, муниципальный правовой акт, антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы

Похожие статьи

Проблемы правового регулирования независимой...

В региональном законодательстве о противодействии коррупции нет единства и в вопросах регулирования отношения в сфере проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Основные принципы проведения антикоррупционной...

Основные принципы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Основные термины (генерируются автоматически): антикоррупционная экспертиза, акт, нормативный правовой акт, гражданское общество, орган, проведение экспертизы...

Актуальные проблемы противодействия коррупциогенным...

антикоррупционная экспертиза, местное самоуправление, акт, нормативный правовой акт, муниципальное образование, орган, мнение автора, действующее законодательство, проект, Российская Федерация.

Антикоррупционные экспертизы нормативных правовых актов

РФ, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее — органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов).

Особенности применения антикоррупционной экспертизы

При этом методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов применяется независимо от того, являются ли они правовыми актами федеральных, региональных или муниципальных органов.

Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных...

Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Автор: Бирюков Даниил Дмитриевич. Рубрика: Государство и право.

Учёт и систематизация нормативных-правовых актов в РФ...

Учет должен обеспечивать получение государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями, общественными объединениями и гражданами достоверных сведений о нормативных правовых актах.

Мониторинг российского антикоррупционного законодательства

Ключевые слова: коррупция, государственная политика в области противодействия коррупции, антикоррупционные программы, антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, коррупциогенный фактор. Системная работа по формированию нормативной базы...

Проблемы проведения процедуры финансово-экономической...

В статье исследуются проблемы исполнения контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации положений Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ касаемо проведения финансово-экономической экспертизы нормативно-правовых актов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблемы правового регулирования независимой...

В региональном законодательстве о противодействии коррупции нет единства и в вопросах регулирования отношения в сфере проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Основные принципы проведения антикоррупционной...

Основные принципы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Основные термины (генерируются автоматически): антикоррупционная экспертиза, акт, нормативный правовой акт, гражданское общество, орган, проведение экспертизы...

Актуальные проблемы противодействия коррупциогенным...

антикоррупционная экспертиза, местное самоуправление, акт, нормативный правовой акт, муниципальное образование, орган, мнение автора, действующее законодательство, проект, Российская Федерация.

Антикоррупционные экспертизы нормативных правовых актов

РФ, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее — органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов).

Особенности применения антикоррупционной экспертизы

При этом методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов применяется независимо от того, являются ли они правовыми актами федеральных, региональных или муниципальных органов.

Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных...

Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Автор: Бирюков Даниил Дмитриевич. Рубрика: Государство и право.

Учёт и систематизация нормативных-правовых актов в РФ...

Учет должен обеспечивать получение государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями, общественными объединениями и гражданами достоверных сведений о нормативных правовых актах.

Мониторинг российского антикоррупционного законодательства

Ключевые слова: коррупция, государственная политика в области противодействия коррупции, антикоррупционные программы, антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, коррупциогенный фактор. Системная работа по формированию нормативной базы...

Проблемы проведения процедуры финансово-экономической...

В статье исследуются проблемы исполнения контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации положений Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ касаемо проведения финансово-экономической экспертизы нормативно-правовых актов.

Задать вопрос