Роль тьютора в процессе профессионального самоопределения обучающихся основной школы
Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 августа, печатный экземпляр отправим 11 августа.

Роль тьютора в процессе профессионального самоопределения обучающихся основной школы

В данной статье рассматривается одна из важнейших проблем — организация тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся основной школы.
Поделиться в социальных сетях
126 просмотров
Библиографическое описание

Зуев, Е. В. Роль тьютора в процессе профессионального самоопределения обучающихся основной школы / Е. В. Зуев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 404-406. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71605/ (дата обращения: 29.07.2021).



В данной статье рассматривается одна из важнейших проблем — организация тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся основной школы.

Ключевые слова: сопровождение, основная школа, особая педагогическая позиция, образовательная деятельность ученика, профессиональное самоопределение учащихся.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [3] отмечено, что образование должно стать эффективным средством раскрытия способностей каждого ученика, воспитания человека-патриота, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить серьезные цели и достигать их, умели реагировать на разные жизненные ситуации.

Однажды наступает момент, когда школьник должен определиться с выбором будущей профессии. Поэтому в основной и старшей школе необходимо предоставить обучающимся возможность проектировать своё будущее и определять необходимые ресурсы для осознанного профессионального выбора. Для этого в школе должны быть созданы условия для индивидуальной образовательной активности каждого школьника к самообразованию, самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих жизненных планов и перспектив.

Специально создаваемые условия направлены на:

– индивидуализацию образовательного процесса, которая обеспечивается предоставлением возможности самостоятельного выбора старшеклассниками вариантов изучения предметов (профильные и базовые), элективных курсов, форм обучения, самостоятельного определения тем и направлений исследовательской, проектной и творческой деятельности;

– расширение пространства социальной деятельности обучающихся, включение их в различные формы публичных презентаций, организацией профильных проб, стажировок и практик;

– организацию пространства рефлексии в рамках консультаций и обсуждений с обучающимися их образовательных целей и перспектив, образовательных историй и событий.

Создать перечисленные условия невозможно без введения в образовательное пространство школы особой педагогической позиции — школьного тьютора, обеспечивающего связь индивидуальной образовательной потребности обучающегося и разных вариантов возможностей её достижения, т. е. реализующего процесс тьюторского сопровождения.

Несмотря на активное внимание педагогической науки к проблеме тьюторского сопровождения как к одному из условий эффективного профессионального самоопределения учащихся можно отметить ряд существующих противоречий:

– между общественной потребностью в формировании активного отношения учащихся к профессиональному выбору и недостаточным научно-теоретическим осмыслением вопросов организации данного процесса;

– между накопленным опытом тьюторского сопровождения профессионального самоопределения учащихся основной школы и отсутствием результатов его осмысления в теории и практике;

– между объективной потребностью моделирования системы тьюторского сопровождения в образовательном учреждении и недостаточной разработанностью проблемы содержания и технологии ее реализации.

Создание условий тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся основной школы — есть шаг вперед на пути к достижению важной цели — осознанному выбору профессий.

Исходя из выделенных противоречий, нами была сформулирована проблема исследования: при каких условиях обеспечивается эффективность тьюторского сопровождения профессионального самоопределения учащихся основной школы?

Основу решения выявленной проблемы составили: положения системного подхода (В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина и другие); теоретические основы личностно-ориентированного подхода (Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская и другие); антропологического подхода (Б. М. Бим-Бад, В. А. Сластенин, К. Д. Ушинский и другие), деятельностного подхода (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие), положения по вопросам самоопределения личности (Л. С. Выготский, Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер, Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова и другие), концептуальные и методологические основания индивидуализации и тьюторской деятельности (Т. М. Ковалева, П. Г. Щедровицкий, Д. Б. Эльконин, Н. В. Пилипчевская, Г. Н. Прозументова, Е. А. Суханова и др.), влияния тьюторского сопровождения на профориентацию и самообразование подростка (Г. М. Беспалова, А. Н. Тубельский).

Проанализировав научную литературу, мы можем отметить, что в настоящее время в педагогической науке отсутствует однозначное определение понятия «профессиональное самоопределение». Учеными профессиональное самоопределение личности рассматривается как часть профессионального развития субъекта труда, является важнейшим его проявлением и представляет собой самостоятельное, осознанное построение перспектив своего профессионального развития.

На основе анализа представленных толкований понятия «профессиональное самоопределение», мы обозначаем, что — это процесс определения обучающимися того вида трудовой деятельности, в которой они хотят себя проявить, выявление своих склонностей и способностей к этому виду трудовой деятельности, самостоятельное и осознанное согласование своих возможностей с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности.

По классификации Д. Б. Эльконина [5], старшими подростками считаются дети в возрасте от 14 до 17 лет. Общеизвестно, что дети в данный период жизни испытывают потребность в поддержке взрослого. В связи с легкой ранимостью старших подростков взрослому очень важно найти формы налаживания и поддержания контактов. Старшие подростки испытывают потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но начать близкое общение бывает сложно. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может помочь старшему подростку найти свое место в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Таким взрослым, на наш взгляд, в школе может стать тьютор (наставник, посредник, партнер).

Необходимо подчеркнуть, что тьютор — это особая педагогическая позиция. Она отличается от традиционной учительской, в первую очередь, взглядом педагога на ситуацию взаимодействия с учеником, на самого ученика как субъекта деятельности. Тьютор обеспечивает сопровождение образовательной деятельности ученика, т. е. цели этой деятельности определяются учеником на основе его индивидуальных интересов, направленностей.

Учащийся самостоятельно осуществляет реальную образовательную деятельность, а тьютор обсуждает и анализирует эту деятельность вместе с учеником: зачем и почему выбрана именно эта деятельность, каковы ее результаты, какой вывод можно сделать из данных результатов, к каким переменам (изменениям) они ведут, в чем причины успеха или неудачи и т. д. Носителем тьюторской позиции может быть как особая педагогическая специализация — собственно тьютор, так и классный руководитель, учитель, воспитатель, другой педагог, имеющие соответствующую подготовку и владеющие технологией тьюторского сопровождения.

Предметом тьюторского сопровождения может являться любая деятельность или процесс, направленные на решение образовательных задач. Это позволяет рассматривать тьюторское сопровождение как универсальную педагогическую технологию, эффективную для достижения индивидуализации обучения.

Следовательно, тьюторское сопровождение — особая педагогическая технология, основанная на взаимодействии ученика и тьютора, в ходе которого ученик осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи. Тьютор в ходе взаимодействия и сопровождения создает ситуации и условия, обеспечивающие:

  1. Овладение учеником культурными формами познавательной деятельности (проектирование, исследование);
  2. Эффективность как образовательной деятельности ученика, так и его рефлексии в этой деятельности [1].

Характеризуя тьюторское сопровождение как педагогическую технологию, необходимо определить её психологические составляющие [4]:

принципы индивидуализации личности, согласно которым конструируются цели тьюторского сопровождения;

цели тьюторского сопровождения, их психологическую структуру, психологические материалы и конструкции. Соответственно поставленной цели ведется подбор операций для её реализации;

набор операций в соответствии с психологическим портретом субъектов тьюторского сопровождения;

психологическая характеристика тьютора как субъекта, осуществляющего сопровождение;

психологическая характеристика тьюторанта как субъекта, участвующего в процессе сопровождения по реализации собственного запроса на развитие.

Характеризуя тьюторское сопровождение как образовательную технологию, выделяют следующие специфические дидактические составляющие [1]:

формы взаимодействия субъектов сопровождения по раскрытию и реализации образовательной потребности личности. Подбираются соответствующие методы по достижению поставленной цели;

интерактивные методы, ориентированные на широкое взаимодействие субъектов тьюторского действия. Применяемые методы соотносятся с соответствующими средствами взаимодействия;

набор средств тьюторского сопровождения, реализуемых определенным способом на физическом и психическом уровнях;

набор способов сопровождения на уровне осознания и реализации сопровождения согласно процедуре сопровождения;

процедуры определяют этапы сопровождения по реализации и рефлексии результата тьюторского сопровождения.

Таким образом, организация системы тьюторского сопровождения требует введения специальных условий, направленных на работу по профессиональному самоопределению учащихся основной школы: учет конкретного личностного запроса, целевых ориентиров, масштаба образовательного уровня и психологических особенностей субъекта сопровождения.

Тьюторское сопровождение выбора профессии направлена на содействие обучающемуся в формировании собственного профессионально-ориентационного поля, на создание условий для самореализации. В сознании обучающегося и в его личном опыте должны присутствовать критерии выбора своего профессионального пути: знания о своих личностных качествах, профессиональных интересах и возможностях, представления о будущем, о значимости и престижности профессии. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения обучающихся основной школы следует считать целенаправленным и организуемым процессом, реализуемом при определенных создаваемых условиях, способствующих его эффективности.

Литература:

  1. Беспалова Г. М. Тьюторское сопровождение выбора профиля обучения [Электронный ресурс]. URL: http://festival. 1september.ru/articles/211738
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа” (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271)// http://base.garant.ru/6744437/
  3. Немов Р. С. Профессиональная ориентация современной молодежи. — М., 2014.
  4. Шалимова Н. А. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения учащихся в условиях старшей школы: Автореф. дисс.канд. пед. наук. — Кострома, 2012.
  5. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные труды. М.: МОДЭК, 2003. 417 с.

основные термины

генерируются автоматически
сопровождение, основная школа, особая педагогическая позиция, образовательная деятельность ученика, профессиональное самоопределение учащихся
Похожие статьи
Французова Елена Анатольевна
Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы
Психология
2017
Шапкина Светлана Александровна
Система работы по организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательной среде МОУ СОШ № 54 — Ресурсного центра
Педагогические науки
2013
Борутто Елена Александровна
Учебно-педагогические способы взаимодействия — путь к осознанному профессиональному самоопределению учащегося
Педагогика
2016
Осипова Елена Юрьевна
Психолого-педагогическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения обучающихся
Психологические науки
2016
Бондарева Лилия Юрьевна
Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения школьников
Психология
2015
Ларина Аэлита Александровна
Личностно-профессиональное самоопределение учащихся – одна из центральных задач современной школы
Психология и социология
2010
Алтенова Гульфира Саидовна
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников
Психология
2015
Шешина Татьяна Владимировна
К вопросу о моделировании образовательного процесса, ориентированного на профессиональное самоопределение обучающихся
Педагогические науки
2014
Вдовина Светлана Александровна
Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы
Педагогика
2014
Бочарникова Элеонора Александровна
Профессиональное самоопределение школьника в образовательном процессе
Педагогические науки
2019
публикация
№24 (314) июнь 2020 г.
дата публикации
июнь 2020 г.
рубрика
Педагогика
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Французова Елена Анатольевна
Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы
Психология
2017
Шапкина Светлана Александровна
Система работы по организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательной среде МОУ СОШ № 54 — Ресурсного центра
Педагогические науки
2013
Борутто Елена Александровна
Учебно-педагогические способы взаимодействия — путь к осознанному профессиональному самоопределению учащегося
Педагогика
2016
Осипова Елена Юрьевна
Психолого-педагогическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения обучающихся
Психологические науки
2016
Бондарева Лилия Юрьевна
Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения школьников
Психология
2015
Ларина Аэлита Александровна
Личностно-профессиональное самоопределение учащихся – одна из центральных задач современной школы
Психология и социология
2010
Алтенова Гульфира Саидовна
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников
Психология
2015
Шешина Татьяна Владимировна
К вопросу о моделировании образовательного процесса, ориентированного на профессиональное самоопределение обучающихся
Педагогические науки
2014
Вдовина Светлана Александровна
Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы
Педагогика
2014
Бочарникова Элеонора Александровна
Профессиональное самоопределение школьника в образовательном процессе
Педагогические науки
2019