Профессиональное самоопределение школьника в образовательном процессе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бочарникова, Э. А. Профессиональное самоопределение школьника в образовательном процессе / Э. А. Бочарникова, О. В. Жигулина, С. П. Муравьёва. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14999/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье рассмотрены проблемы профессионального самоопределения современных школьников, выделяются и описываются характерные особенности выбора профессии школьниками.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, направленность, мотивы.

Проблема подготовки молодежи к профессиональному самоопределению и профессиональной деятельности — одна из основных проблем, решение которой приобретает в настоящее время особую актуальность. Это не только социально-педагогическая проблема, но и экономическая составляющая развития современной цивилизации, основа научно-технического прогресса и жизнедеятельности государства, развития и самоутверждения личности. Сегодня деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их воплощение в жизнь, способных успешно и эффективно реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством профессиональной карьеры.

Профориентационная работа является составной частью более широкого понятия — профессионального самоопределения, сущность которого хорошо изложена в следующем выражении: это процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту в будущей профессиональной деятельности, что в перспективе поможет человеку адаптироваться в условиях рыночной экономики. Профессиональное самоопределение — это сложный процесс, имеющий свои особенности и этапы. Чем раньше он начинается, тем увереннее чувствует себя человек в профессиональном пространстве, тем легче протекает процесс выбора будущей профессии. Основная работа по профессиональному самоопределению проводится в школе и имеет определенную структуру.

Усиление личностного подхода в психологии и педагогике привело к обогащению научного языка понятиями, отражающими те аспекты сферы развития личности, которые ранее оставались за рамками психологического и педагогического анализа. к таким понятиям следует отнести понятие «самоопределение личности» или «личностное самоопределение», распространенное сегодня в психологической и педагогической литературе.

В психологических словарях, вышедших в последние годы, отсутствует определение понятия «профессиональное самоопределение». Оно указывается как один из видов «самоопределения личности». Понятия «личность» и «самоопределение» взаимосвязаны и взаимообусловлены процессом развития личности и становления профессионала. Современные представления о профессионально-личностном саморазвитии человека заложены в работах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, Л. Н. Леонтьева, С. Л. рубинштейна, где личность рассматривается как субъект деятельности, личность сама формируется в деятельности и общении [2]. Вслед за А. В. Мудрик мы будем рассматривать личность как педагогическое понятие, как развивающуюся систему отношений школьника, с одной стороны, к миру и с миром, с другой — к себе и с самим собой [2].

В соответствии с выводами польского дидакта В. Оконя, самоопределение рассматривается в двух планах — профессиональном и личностном. Ученый считает, что в процессе обучения каждый школьник реализует личностные и предметные (профессиональные) цели обучения.

Под личностными целями понимаются цели развития собственных мотивов, способностей, рост умений самопознания; под предметными целями подразумеваются цели, которые определяют в конечном счете профессиональный интерес [1].

В разделении и дискретном исследовании профессионального и личностного самоопределения мы видим ограниченность такой позиции.

На основе анализа исследований мы будем рассматривать самоопределение как сложный многоступенчатый процесс развития человека, структурными элементами которого являются разные виды самоопределения — личностное, социальное, жизненное, профессиональное, нравственное, семейное, религиозное и др. В научной литературе описаны следующие разновидности самоопределения: жизненное, социально-личностное, социально-профессиональное, индивидуально-личностное, ценностно-смысловое, нравственное, эстетическое и др. нас будет интересовать, какое место эти виды самоопределения будут занимать в формировании профессионального самоопределения человека.

Проведенный нами анализ механизмов зарождения, становления, формирования самоопределения и профессионального самоопределения в возрастном аспекте необходимо рассматривать в трех основных направлениях: психологическая готовность, с позиций социологического подхода и в педагогическом смысле [1].

В психологии существуют разные мнения о завершении процесса профессионального самоопределения. Одно из них таково: профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает связанное с ним поведение. Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. Второе звучит так: профессиональное самоопределение — процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Мы склонны ко второй точке зрения и попытаюсь объяснить свою приверженность ей на примере работы куратора с группой. Выше уже говорилось о том, что выпускники школ, делая выбор в пользу профессионального обучения, до конца далеко не уверенны в его правильности. И касается это не только девятиклассников, но и одиннадцатиклассников, которых можно условно разделить на 3 группы. Первая — те, кто не просто определился с будущей профессией, но связывает с ней всю свою жизнь. Эти ребята иногда по несколько раз пытаются поступить в конкретный вуз на конкретный факультет. Вторая группа — те, кто подает заявления в разные вузы на совершенно 12 разные факультеты и учится там, куда приняли [3]. Третья группа — это те выпускники, которые вообще не определились и не могут этого сделать даже после армии.

Мы считаем, что профессиональное самоопределение школьников должно быть основано не только на учете индивидуальных особенностей и особенностей профессии, но и на учете возможных изменений качеств человека и требований профессий, а также изменений в обществе. На основе этого мы выделяем следующие компоненты ситуации выбора профессии:

– общая и региональная структуры потребностей общества в кадрах;

– социальное макро- и микроокружение;

– совокупность содержательных и технологических особенностей различных видов профессиональной деятельности и выработанных в обществе оценочных отношений к ним;

– совокупность психологических, психофизиологических и иных особенностей самого человека;

– степень и направленность информированности субъекта выбора о мире профессий и структуре потребностей в кадрах.

Литература:

  1. Аверьянова С. Ю., Пилипенко Л. И. Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях целостного образовательного пространства «школа — дополнительное образование — вуз» / под общ. ред. В. Г. Гульчевской; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2013. — 252 с
  2. Болотова, Е. Л. Педагогу о профильном обучении [Текст]: учеб. пособие / Е. Л. Болотова, В. С. Рохлов. — М.: Изд-во УРАО, 2005. — 68 с.
  3. Черевко М. Н. Особенности профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей вузов: на примере Хабаровского края. // Дисс. канд. соц. наук: 22.00.04. Хабаровск. 2011. 161 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, будущая профессия, вид самоопределения, профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение человека.

Похожие статьи

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

профессиональное самоопределение позволяет адаптироваться и утвердиться в

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в

Профессиональное самоопределение важное событие на жизненном пути человека.

Особенности профессионального самоопределения...

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы.

Профессия (от лат. professio. — объявляю своим делом), род трудовой деятельности человека, занятий, требующий определенной подготовки и служащий...

Трудности профессионального самоопределения подростков

Рассмотрим понятие профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение — это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности. Профессиональное самоопределение проходит в...

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся...

Личностно-профессиональное самоопределение - это процесс и результат выбора подростком собственной позиции, стратегии средств самоосуществления личности в профессии; основанный и регулируемый предпочтениями, интересами, возможностями и способностями.

Психологические особенности профессионального...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность, глубокая профессиональная... Мотивационные факторы в выборе профессии у...

профессиональное самоопределение, выбор профессии...

выбор профессии, будущая профессия, профессия, будущая профессиональная деятельность, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность, ведущий мотив выбора...

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

Для обучающихся с ОВЗ профессиональное самоопределение длительный процесс развития отношений к своей будущей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности. Динамика профессионального самоопределения есть процесс поиска им...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

В данной статье рассматриваются принципы построения профориентационной работы в школе, готовность классных руководителей к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности [2, 3...

Похожие статьи

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

профессиональное самоопределение позволяет адаптироваться и утвердиться в

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в

Профессиональное самоопределение важное событие на жизненном пути человека.

Особенности профессионального самоопределения...

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы.

Профессия (от лат. professio. — объявляю своим делом), род трудовой деятельности человека, занятий, требующий определенной подготовки и служащий...

Трудности профессионального самоопределения подростков

Рассмотрим понятие профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение — это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности. Профессиональное самоопределение проходит в...

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся...

Личностно-профессиональное самоопределение - это процесс и результат выбора подростком собственной позиции, стратегии средств самоосуществления личности в профессии; основанный и регулируемый предпочтениями, интересами, возможностями и способностями.

Психологические особенности профессионального...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность, глубокая профессиональная... Мотивационные факторы в выборе профессии у...

профессиональное самоопределение, выбор профессии...

выбор профессии, будущая профессия, профессия, будущая профессиональная деятельность, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность, ведущий мотив выбора...

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

Для обучающихся с ОВЗ профессиональное самоопределение длительный процесс развития отношений к своей будущей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности. Динамика профессионального самоопределения есть процесс поиска им...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

В данной статье рассматриваются принципы построения профориентационной работы в школе, готовность классных руководителей к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности [2, 3...