Государственное регулирование инвестирования развития промышленных предприятий
Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 августа, печатный экземпляр отправим 11 августа.

Государственное регулирование инвестирования развития промышленных предприятий

Поделиться в социальных сетях
19 просмотров
Библиографическое описание

Салтыков, А. С. Государственное регулирование инвестирования развития промышленных предприятий / А. С. Салтыков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 221-223. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71582/ (дата обращения: 29.07.2021).



Ключевые слова: промышленное предприятие, государство, анализ, преимущества, выгода, инвестирование.

Промышленное производство в России включает в себя много фундаментальных отраслей. Каждая отрасль выполняет целый спектр задач, который перед ней становится. Помимо получения прибыли от основного вида деятельности, для которого создаются предприятия, они также выполняют стратегические функции в масштабах государства. Примерами таких функций являются снабжение населения сырьем и товарами, необходимыми для жизни и определенного уровня комфорта, создание рабочих мест, формирование через экспорт экономических и политических отношений между странами, участие в формировании имиджа страны через использование инновационных технологий и т. д.

Учитывая масштабы промышленного производства в России, можно предположить, что необходимость в развитии потребует большого количества инвестиционных вливаний. Также принимая во внимание стратегическую роль таких предприятий, стоит сделать акцент на источниках финансирования их развития. Так как государство заинтересовано в поддержании этих отраслей ввиду их значимости, то оно готово оказывать колоссальную поддержку, в первую очередь финансового характера.

Оказание инвестиционной поддержки со стороны государства на данный момент происходит достаточно однообразно: зачастую государство претендует лишь на процент от дохода по проектам развития. Ввиду особенностей стратегически важных предприятий, чей финансовый результат деятельности может быть отрицательным, а также продолжительных сроков окупаемости инновационных проектов промышленных предприятий, встречаются ситуации, в которых уже на этапе планирования инвестиций становится очевидным, что они будут невозвратными, но необходимость развития предприятия перекрывает риски инвестиционных потерь со стороны государства.

Предлагается разработать более гибкую политику инвестирования промышленных предприятий государством с формированием иных, отличных от финансовых, претензий на результат, а так же других выгод, формируемых в процессе развития предприятия.

Поддержка государства оказывается в процессе развития предприятия, которое по итогам предполагает улучшить результаты своей деятельности. Развитие может иметь различный характер: производство нового вида продукции, выход на новые рынки, сокращение издержек производства и т. д. Предлагается, сформировать следующие претензии государства:

– на часть положительных результатов деятельности предприятия по факту завершения процесса развития или отдельных его этапов,

– на часть ресурсов, находящихся в его распоряжении в процессе развития или по факту его завершения;

– на формирование иных возможностей удовлетворения своих интересов.

Диверсификация потенциальных выгод государства от инвестиционной поддержки поможет уйти от финансовой ориентированности результатов, что имеет положительный эффект и сможет помочь приобрести иные выгоды, в том числе социальные, в процессе инвестирования предприятий с заведомо отрицательным финансовым эффектом. Также предлагается возможность внутренней замены финансового эффекта от инвестиционных вливаний на социальный эффект в том числе на стадии осуществления проекта. Эта мера поможет сократить сроки получения эффекта от инвестиций со стороны государства, тем самым исключая или снижая риски обесценивания дохода инвестора при длительных инвестиционных процессах.

Для предприятия возможность заменить финансовые результаты деятельности на социальные по итогу процесса развития также несет положительный эффект. Прежде всего, выгода заключается в использовании финансовых результатов деятельности единолично согласно стратегии развития предприятия. Финансовые результаты деятельности могут послужить источниками финансирования дальнейшего развития предприятия.

Для оказания адресной помощи предприятиям на данный момент государство проводит анализ текущего состояния предприятия и исследует их опыт. Государство, как составляющая инвестиционного механизма на входе не имеет обратной связи в рамках данного механизма и возможности анализа процесса и выходных данных. Автором предлагается проведение трехэтапного анализа состояния предприятия на разных уровнях осуществления инвестиционной поддержки, для формирования выгод со стороны государства.

Первый этап — анализ текущего состояния предприятия. Изучению подвергается его финансовое положение и опыт ведения операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Первый этап предшествует процессу инвестирования со стороны государства, и проводится для определения благонадежности и значимости объекта инвестирования. По итогу первого этапа принимается положительное или отрицательное решение об оказании государственной поддержки развития промышленного предприятия. В случае принятия положительного решения оцениваются потенциальные выгода для государства: экономический или социальный эффект инвестиций.

Второй этап — анализ возможностей. Проанализировать потенциал предприятия в процессе его грядущего развития. Развитие предполагает поглощение ресурсов с их последующей переработкой в конечный результат. В процессе производства важны не только финансовые ресурсы, а также информационные, кадровые, материально-технические и т. д. Второй этап предполагает проведение государственного мониторинга потребностей предприятия в процессе его развития с целью их удовлетворения в государственных интересах. Примером таких возможностей может быть использование побочной продукции производства товара в государственных интересах, подготовка специалистов за счет государственных средств с их последующим обязательным трудоустройством на промышленном предприятии, которому оказывается инвестиционная поддержка, закрепление части вновь создаваемых рабочих мест за специалистами, имеющими трудности при трудоустройстве (молодые специалисты, люди с ограниченными возможностями и т. д.) и т. д. Второй этап предполагает проведение анализа до процесса инвестирования со стороны государства, а также обновление его результатов в процессе развития предприятия. Анализ второго этапа проводится для оценки потенциальных выгод государства в процессе преобразований предприятия, в том числе финансовых. Претензии государства на выгоды от процесса развития должны соответствовать удельному весу инвестиций из государственных источников в общем объеме инвестиций проекта развития промышленного предприятия.

Третий этап — анализ результатов. Анализ результатов развития предприятия можно проводить как по итогу всего процесса, так и по завершении отдельных его этапов без ущерба для всего процесса развития в целом. Результаты работы могут носить не только финансовый характер. По факту проведения анализа результатов предлагается формирование претензий государства на прибыль предприятия, продукцию предприятия, иных вновь создаваемых ресурсов предприятия на сумму, соответствующую удельному весу источников государственного финансирования, но не приносящую ущерба его деятельности или результатам проводимого развития, с учетом уже существующего эффекта от внедрения инвестиций, сформированного в процессе развития предприятия (объект анализа второго этапа). Третий этап предлагается проводить минимум два раза, до оказания инвестиционной поддержки и по факту завершения всего процесса. По факту сравнения результатов анализа потенциальных результатов и фактических формируется окончательная претензия государства, как инвестора.

Любая претензия государства на свой доход от вложенных средств не должна приносить ущерб предприятию, выступившему объектом инвестирования, а также препятствовать его развитию: цели и процессу ее достижения.

В процессе инвестирования, с момента обращения предприятия за помощью до достижения планируемых результатов, предлагается проводить подобные анализы со стороны государства несколько раз для уточнения своих претензий. Проведение подобных видов анализа соответствует проявлению контрольной функции со стороны государства и увеличивает вероятность получения социального и экономического эффекта, коррелируемого оказанной инвестиционной поддержке.

Так как цели проведения анализов различны, то и время их проведения может отличаться. На этапе принятия решения об оказании инвестиционной поддержки промышленному предприятию со стороны государства необходимо проведения всех трех этапов анализа. Результаты первого этапа дают возможность принятия положительного или отрицательного решения. Результаты второго этапа дают возможность оценить выгоды государства от процесса развития, в который вступает промышленное предприятие. Результаты третьего этапа дают возможность оценить потенциальные претензии на результаты проведенного развития.

По итогу принятия положительного решения теряется необходимость проведения анализа первого этапа. Остаются анализы второго и третьего этапа. Чем ближе начало процесса развития, тем более формализованными должны становиться результаты второго этапа анализа. Итогом проведения анализа должно быть подписанное обеими сторонами соглашение об обязательствах предприятия в процессе развития.

Данные подписанного соглашения могут уточняться по итогу проведения последующих анализов второго этапа, временные рамки которых также прописываются в соглашении. Цель проведения последующих анализов второго этапа — оценка эффекта от услуг, оказываемых предприятием государству в ответ на инвестиционные вложения. В случае оценки такого эффекта, как отрицательного или не соответствующего ожиданиям, прекратить или скорректировать объем и характер оказываемых услуг.

Цель проведения всех трех этапов анализа — получить достижимую социальную или экономическую выгоду от оказания поддержки промышленным предприятиям даже в случае отрицательного финансового результата их деятельности. Несмотря на претензии государства на выгоду от вложенных средств, это не должно быть ущербным для предприятия, поэтому следует закрепить за предприятием возможности согласия или отказа от гибкой политики претензий государства на свой доход от вложенных средств.

Литература:

  1. Николенко, Е. Б. Организационно-экономический механизм инвестиционного обеспечения НИОКР: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05 / Е. Б. Николенко. — Уфа, 2012. — 26 с.
  2. Ример М. И. Экономическая оценка инвестиций: Учебник для вузов. 3-е изд., переработанное и дополненное. — СПб.: Питер, 2017 г. — 416 с.
  3. Инвестирование. Управление инвестиционными процессами инновационной экономики: учеб.-метод. пособие для подготовки магистров по направлению «Экономика»/ авт. коллектив: Л. С. Валинурова, О. Б. Казакова, Э. И. Исхакова. — Уфа: БАГСУ, 2012. — 77 с.

основные термины

генерируются автоматически
промышленное предприятие, государство, анализ, преимущества, выгода, инвестирование
Похожие статьи
Макарова Юлия Геннадьевна
Инвестиционная политика предприятия: сущность и этапы
Экономика и управление
2012
Бексултанова Айбика Имрановна
Этапы формирования инвестиционной стратегии предприятия
Экономика и управление
2015
Кочеткова Светлана Фаритовна
Инвестиционное развитие организации: понятие, основы и значение
Экономика и управление
2018
Столбов Александр Владимирович
Инвестиционная деятельность предприятия (фирм)
Экономика и управление
2016
Щербакова Ксения Алексеевна
Инвестиционная политика РФ на современном этапе
Экономика и управление
2018
Дорохов Святослав Егорович
Этапы планирования и разработки инвестиционной стратегии компании
Экономика и управление
2017
Звягин Леонид Сергеевич
Формирование эффективной и целенаправленной инвестиционной политики государства в целях устойчивого долгосрочного развития экономики и общества
Экономика и управление
2015
Арутюнов Богдан Врежикович
Методы оценки инвестиционной привлекательности промышленного предприятия
Экономика и управление
2015
Муханова Алина Халдыбаевна
Инвестиционная политика территории как инструмент эффективного управления инвестиционным процессом
Экономика и управление
2016
публикация
№24 (314) июнь 2020 г.
дата публикации
июнь 2020 г.
рубрика
Экономика и управление
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Макарова Юлия Геннадьевна
Инвестиционная политика предприятия: сущность и этапы
Экономика и управление
2012
Бексултанова Айбика Имрановна
Этапы формирования инвестиционной стратегии предприятия
Экономика и управление
2015
Кочеткова Светлана Фаритовна
Инвестиционное развитие организации: понятие, основы и значение
Экономика и управление
2018
Столбов Александр Владимирович
Инвестиционная деятельность предприятия (фирм)
Экономика и управление
2016
Щербакова Ксения Алексеевна
Инвестиционная политика РФ на современном этапе
Экономика и управление
2018
Дорохов Святослав Егорович
Этапы планирования и разработки инвестиционной стратегии компании
Экономика и управление
2017
Звягин Леонид Сергеевич
Формирование эффективной и целенаправленной инвестиционной политики государства в целях устойчивого долгосрочного развития экономики и общества
Экономика и управление
2015
Арутюнов Богдан Врежикович
Методы оценки инвестиционной привлекательности промышленного предприятия
Экономика и управление
2015
Муханова Алина Халдыбаевна
Инвестиционная политика территории как инструмент эффективного управления инвестиционным процессом
Экономика и управление
2016