Можно утверждать, что построение системы управления банка является основой его стабильной работы. При непрофессиональном распоряжении показателями финансовой деятельности кредитной организации, вероятность успеха развития на рынке очень мала. Кредитные организации стремятся усилить свою независимость, по средствам увеличения собственного капитала, а также усовершенствования политики в области управления персоналом. Главной целью политики управления персоналом является формирование качественного состава управления, то есть осуществление набора высокопрофессиональных кадров.
Недостаточное внимание руководства к вопросам разработки новых методов управления персоналом могут привести кредитную организацию в затяжной кризис. Чтобы избежать данной ситуации, следует развивать человеческий ресурс коммерческого банка, по средствам повышения квалификации работников. Каждый коммерческий банк должен быть приличным местом работы с достойными условиями, который способен развивать своих подчиненных, предоставляя карьерный рост.
Любая кредитная организация, которая находится на процедуре санации, должна быть способна выстроить работу по оздоровлению проблемных активов, а также не допускать глобального роста дефолтов по выданным кредитам и займам. При создании стратегии работы с просроченной задолженностью, банк должен создать все условия для обеспечения слаженной работы персонала, как внутри одного отдела, так и между различными структурами. Успешно разработанные методы достижения поставленных задач в совокупности с высококвалифицированными работниками дает возможность для дальнейшего развития кредитной организации в условиях современной экономики [2].
В последнее время в механизме санации все чаще упоминается процедура bail-in, как со стороны государственных деятелей, так и со стороны банковских руководителей. Что же из себя представляет данная процедура.
Bail-in — это механизм, который позволяет при санации проблемного банка использовать средства кредиторов, денежные требования которых превращаются в акции или размещаются на субординированных депозитах под невысокий процент. На базе данного определения можно сделать вывод, что данная процедура является промежуточным этапом между банкротством и практикующейся в последнее время процедурой санации.
Таким образом, можно выделить три развития сценария, при выявлении финансовой неустойчивости отдельного коммерческого банка.
Первый, и самый неблагоприятный — отзыв лицензии. При данном развитии событий первостепенную выгоду имеют физические лица и индивидуальные предприниматели, так как они могут получить компенсацию по программе страхования вкладов. Далее следует удовлетворение требований кредиторов первой очереди и удовлетворяются почти на 54 %. Если говорить о требованиях юридических лиц, то они подпадают под категорию кредиторов третьей очереди и их требования удовлетворяются всего лишь на 7 %. Данное стечение обстоятельств оказывает негативное влияние на развитие деятельности хозяйствующих субъектов в стране.
Второй вариант развития сценария, это bail-out, то есть проведение процедуры санации за счет государственных средств. В данной ситуации кредиторы сохраняют свои средства, бывшее руководство кредитной организации остается с выведенными денежными ресурсами из данного банка. А вследствие образовавшаяся дыра в балансе кредитной организации покрывается за счет бюджета государства.
Третьим же вариантом сценария является процедура bail-in, которая предполагает, что физические лица и индивидуальные предприниматели смогут получить компенсацию. А юридические лица, при данном развитии событий, понесут меньшие потери. Это достигается за счет механизма, который подразумевает, что кредиторы становятся акционерами финансово неустойчивой кредитной организации. Или же производится конвертация требований в субординированные депозиты.
Данный подход оздоровления банков активно обсуждается и мировым сообществом. Базельский комитет разработал обновленные стандарты по реструктуризации и упорядоченной ликвидации финансовых институтов в случае их банкротства. Данные нормы предусматривают отказ от методов спасения проблемных банков при помощи средств налогоплательщиков. Материальная ответственность возлагается на акционеров и крупных кредиторов, то есть долговые обязательства должны быть конвертированы в капитал. Улучшение финансового состояния в данной ситуации, возможно за счет средств новых акционеров данной кредитной организации. Это и есть механизм bail-in. Однако, данная процедура носит более справедливый характер, так как современная практика санирования жертвует в первую очередь ресурсной базой налогоплательщиков, что с социальной точки зрения является не очень правильным решением.
Главной идеей механизма bail-in является то, что все кредиторы кредитной организации должны быть в состоянии внести свой вклад в рекапитализацию банка. Но в свою очередь, считается не целесообразным использование всех типов обязательств, так как некоторые из них могут являться системно значимыми или слишком сложными для конвертирования в акции [1]
Из выше сказанного можно сделать вывод, что только определённая часть банка может быть предметом списания и преобразования путем применения инструмента bail-in. Можно привести несколько обязательств, которые не следует использовать: обеспеченные обязательства, Межбанковские депозиты с первоначальным сроком погашения менее семи дней, обязательства перед сотрудниками по оплате труда.
Так же существует риск того, что кредитные организации могут реструктуризировать ресурсную базу таким образом, что процедура bail-in окажется неэффективной. Такое стечение обстоятельств является возможным, если после реструктуризации в обязательствах останутся только инструменты краткосрочного финансирования. Для того чтобы предотвратить данный риск, банк должен иметь достаточный потенциал для покрытия убытков в случае выхода из строя. Центральный банк должен контролировать ситуацию, что бы все банки имели достаточный уровень акционерного капитала и обязательств, обладающие длительным сроком погашения.
Также при помощи процедуры bail-in является невозможным резкое снижение ликвидности кредитной организации, в виду того, что данный инструмент имеет влияние только на пассив баланса. Следовательно, при наличии свободных денежных средств у регулятора, санирование при помощи процедуры bail-out более выгодно для кредитной организации.
Подводя итоги, можно выявить сильные и слабые стороны процедуры bail-in. К сильным, можно отнести то, что юридические лица, которые имеют депозиты и расчетные счета в проблемном банке, подвержены меньшему риску потери денежных средств; также данный механизм обладает более справедливым методом оздоровления, так как существует спасение за счет аккумулированных денежных фондов. Но есть и слабы стороны, такие как: данная процедура решает узкий спектр проблем выравнивания баланса банка; существует более высокая вероятность создания паники среди клиентов банка, что приводит к массовому недоверию к банковскому сектору страны.
В завершении данной статьи, можно говорить о том, что для совершенствования организационно-экономического механизма санации банка необходимо проведение целой системы мероприятий банковского надзора, а именно анализ обеих сторон процедуры санации, поиск новых источников санации, разработка мер по урегулированию проблемной задолженности, повышение эффективности системы риск менеджмента.
Литература:
- Базель III: Общие регулятивные подходы к повышению устойчивости банков и банковского сектора — http://www.bis.org/publ/bcbs189_dec2010.pdf
- Федотов Д. К., Эволюция концепций риск-менеджмента / Д. К. Федотов // Корпоративный финансовый менеджмент. — 2007. — № 4.