Взаимодействие пограничной охраны и таможенной службы ФРГ в организации борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Агапитова, Д. В. Взаимодействие пограничной охраны и таможенной службы ФРГ в организации борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела / Д. В. Агапитова, Ж. Г. Зубрицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 238-241. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71521/ (дата обращения: 22.12.2024).



В предлагаемой статье, авторы дают общую характеристику основных направлений деятельности спецслужб по борьбе с правонарушениями в сфере таможенного дела. Знакомят читателей с особенностями организации пограничной охраны и службы таможенного розыска ФРГ. Проводят сравнительный анализ с аналогичными российскими структурами.

Ключевые слова: Баварская пограничная полиция, государственная граница, Министерство финансов, налоги, Основной закон ФРГ, полиция Германии, пограничная полиция, полицейская таможенная служба, подразделение по борьбе с терроризмом, Федеральная пограничная охрана.

B целях обеспечения внешнеторговой деятельности и обеспечения экономической безопасности важная роль отводится органам исполнительной ветви власти, в частности таможенной службе и пограничной охране. Деятельность этих служб достаточно хорошо изучена и освещена в российской научной литературе [2], поэтому особый интерес вызывает деятельность аналогичных структур за рубежом. С этой целью, авторы, предлагаемой читателям статьи, обратились к опыту Федеративной Республики Германия.

Федеральная пограничная охрана и полицейская таможенная служба осуществляют взаимодействие по обеспечению национальной безопасности на межведомственном уровне.

Федеральная пограничная охрана (Bundesgrenzschutz — BGS) (далее — БГС) представляет собой особый вид полицейских формирований и находится непосредственно в ведении Федерального министра внутренних дел ФРГ [4, с. 46].

Правовую основу ее деятельности составляют ст. 73 Основного закона ФРГ, нормы права которой предоставляют федерации исключительное право решать вопросы о границах и ст. 87, нормы права которой предусматривают создание особых пограничных органов [5].

Федеральное ведомство пограничной охраны было учреждено западногерманским Федеральным законом о защите границ (Bundesgrenzschutzgesetz — BGSG) от 16.03.1951 г. [8], в соответствии с которым федеральная пограничная охрана (30 тыс. человек) является полицейским формированием общефедерального значения, а ее сотрудники обладают статусом государственных служащих.

В настоящее время, т. е. по состоянию на январь 2020 г. общая протяженность государственной границы ФРГ составляет 6 094 км. Из них 3 855 км -сухопутная граница и 2 2239 км морская граница. Границы с государствами Восточной Европы составляют 1 264 км, а с государствами Шенгенского соглашения — 1 316 км.

B компетенцию БГС, в соответствии с §§ 2–13 BGSG входят:

  1. Проверка документов улиц, пересекающих границу ФРГ, а также у лиц, находящихся в приграничных районах, аэропортах, крупных железнодорожных вокзалах и вызывающих подозрение.
  2. Подготовка и рассмотрение материалов, необходимых для опознания лиц и внесения данных на конкретного гражданина в картотеку учета.
  3. Внесение данных на преступников — граждан ФРГ и иностранцев в полицейскую информационную систему Германии (INPOL) с целью их розыска и ареста, а также для проведения иных полицейских мероприятий.
  4. Контроль за ограничением права проживания.
  5. Арест иностранного гражданина в случае совершения им преступаления (правонарушения).
  6. Высылка. Иностранцы, подлежащие выдворению из страны, доставляются в подразделение пограничной полиции после проведения мероприятий, связанных с высылкой иностранцев. Срок, в течение которого лицо должно быть департровано из страны — 6 месяцев.

Структурно пограничная охрана состоит и подразделений БГС и службы индивидуальной («одиночной») пограничной полиции [8].

Высший уровень управления осуществляет инспектор БГС, который является ее руководителем в системе МВД ФРГ.

Средний уровень составляют 5 президиумов пограничной полиции в городах Бад-Бранщтадт, Берлин, Бонн, Кассель и Мюнхен.

Низший уровень состоит из 35-ти дивизионов, расположенных по территории Германии и структурно подразделенных на роты, взводы и группы. Численность одного дивизиона — 570 человек [6, 7].

B своей деятельности БГС обязана сотрудничать с полицейскими органами федеральных земель.

Особую часть полномочий (в случае угрозы существованию или основам свободного демократического строя федерации или какой-либо федеральной земли) БГС составляют нормы права ст. 91 Основного закона ФРГ. Подразделения погранохраны могут быть использованы на всей территории Германии для поддержания правопорядка в 30-ти километровой пограничной полосе.

Военизированные части БГС обязаны поддерживать действия полицейской «одиночной» службы пограничной охраны [ФЗ]. Они, по своей сути, являются оперативным войсковым резервом МВД ФРГ для проведения крупных операций на территории страны.

Для выполнения специальных задач в структуру БГС входят:

– 4 авиаотряда транспортной полиции на воздушном транспорте (Luftpolizei);

– спецподразделение ГСГ-9 (Grenzschutzgruppe — 9; GSG-9).

Федеральная морская полиция (Bundeswasserschutzpolizei), входившая в состав БГС, c 1994 г. переведена в подчинение управлению береговой охраны (Küstenwache).

В рамках статьи нельзя не сказать о спецподразделении по борьбе с терроризмом (Grenzschutzgruppe — 9) GSG-9. Оно было создано в 1972 г. после инцидента во время Олимпиады в Мюнхене. Значительную помощь в создании этого подразделения оказали израильские специалисты «Подразделения общей разведки 269». B ГСГ -9 проходят службу сотрудники полиции и пограничной охраны. Руководство подразделением осуществляет командир и два его заместителя. Организационно подразделение состоит из трех боевых взводов и четырех взводов обслуживания. Боевой взвод состоит из 5-ти отделений, по 6 человек в каждом. Набор в подразделение осуществляется на конкурсной основе, не менее двух человек на место в возрасте 20–25 лет. Решение о применении ГСГ-9 принимает федеральный министр внутренних дел (Bundesinnenminister) [1; 9, S. 17]. Германская ГСГ — 9 активно сотрудничает с европейскими и российскими спецподразделениями: Франция: GIGN — (Groupe d'Intervention de la Gendarmerie Nationale) — группа вмешательства Национальной жандармерии; BRI — (la Brigade de recherche et d’intervention) — бригада розыска и быстрого реагирования; RAID — (Recherche, assistance, intervention, dissuasion) — аббревиатура от «Поиск, содействие, вмешательство, разубеждение»; GIPN — (Groupe d’Intervention de la Police National) — «Группа вмешательства национальной полиции»; Великобритания: SBS — (Special Boat Service) — особая лодочная служба; Россия: «Альфа» и «Вымпел».

B состав БГС кроме вышеперечисленных подразделений входит Дирекция погранохраны (штаб-квартира в г. Кобленце) и подчиненные ей 10 управлений. Которые непосредственно руководят, так называемой индивидуальной («одиночной») пограничной полицией в пограничной полосе, состоящей из 65 пограничных постов [11, S. 21].

B соответствии со специальными соглашениями, заключенными правительством ФРГ с тремя федеральными землями (Bundesländer) в портах Бремерсхаффен и Гамбург, границу охраняют не подразделения БГС, а сотрудники местной полиции охраны порядка на воде (Wasserschutzpolizei), a границы Баварии — баварская пограничная полиция (Bavarian State Police).

Баварская пограничная полиция, в отличии от полиций других федеральных земель, имеет особенности. В ее обязанности входят: контроль за движением через границу, осуществляемый на специально установленных в Баварии пограничных постах и контроль за состоянием границы в процессе патрулирования. Управление (Polizeipräsidium) баварской пограничной полиции подчинено Баварскому министерству внутренних дел (Bayerische Innenministerium). B состав этой полиции входят 18 инспекций и 95 постов, на службе состоит 500 полицейских (к 2023 г. их число планируется увеличить до 1000 человек) [10].

Как уже было отмечено, пограничная служба, обеспечивая безопасность государства и контролируя внешнеэкономическую деятельность, взаимодействует со службой таможенного розыска (Zollkriminalamt). Организационно эта служба входит в состав Министерства финансов ФРГ (Bundesministerium der Finanzen, BMF) и осуществляет свои функции в соответствии с Законом «О финансовых органах» (Finanzorganegesetz) от 06.08.1950 (посл. ред. 2018 г.). Служба таможенного розыска выполняет функции таможни и налоговой службы (всего на территории ФРГ более 20 таможен и 40 их филиалов). K ней также относится и Таможенный криминалистический институт в г. Кёльне. Сотрудиками этой службы в 2014–2015 гг. конфисковано только контрафактной продукции на сумму 133 миллиона евро ежегодно [4].

Задача подразделений службы таможенного розыска состоит в содействии расследования налоговых нарушений и административных правонарушений в таможенной сфере деятельности. Их сотрудники обладают полномочиями по контролю за налогами и участвуют в уголовном процессе по налоговым преступлениям. Они являются вспомогательными чиновниками государственной прокуратуры.

B целях координации деятельности федеральной пограничной охраны и службы таможенного розыска в борьбе с преступностью ежегодно проходят совещания представителей этих служб всех федеральных земель, где вырабатываются и обсуждаются наиболее общие формы и методы деятельности.

Таким образом, исследуя опыт иностранных служб можно увидеть различия в подходах по обеспечению национальной безопасности, но и некоторые общие черты. Изучая зарубежный опыт, мы не должны слепо копировать положительные черты, он необходим для того, чтобы увидеть свои недостатки и удержать свои преимущества.

Литература:

  1. Бирюков П. H. Полиция Федеративной Республики Германия. // URL: Полиция государств мира. Авторская рубрика: https://eurasialaw.ru/nashi-rubriki/politsiya-gosudarstv-mira/politsiya-federativnoj-respubliki-germaniya (дата обращения: 20.05.2020 г.).
  2. Боброва O. Г., Кожанков A. Ю., Коровяковский Д. Г. Скоординированное управление границей: международные стандарты и правоприменительная практика. Монография. — М.: Прометей, 2017. — 192 с.
  3. Борьба с преступностью за рубежом. ВИНИТИ РАН. 2016. № 8. — С. 19–20.
  4. Кикоть-Глуходедова T. B. Некоторые аспекты организационных основ деятельности специализированных государственных органов, входящих в систему обеспечения национальной безопасности ФРГ и Австрии. // Мониторинг правоприменения № 1 (22) — 2017. — С. 45–49.
  5. Основной закон ФРГ от 23.05.1949 г. // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=57162#01130012096837163 (дата обращения: 12.05.2020 г.).
  6. Официальный сайт МВД ФРГ // URL: www.bmi.bund.de (дата обращения: 19.05.2020 г.).
  7. Свистильников А. Б., Зеленский М. А. Краткий обзор работы полиции Германии (по материалам поездки в Германию БелЮИ МВД России) // Вестник Белгородского юридического института МВД России. — № 2. — 2009. — С. 79–85.
  8. Федеральный закон о защите границ (Bundesgrenzschutzgesetz — BGSG) от 18.08.1972 г. (посл. ред. от 31.08.2015 г.). // URL: https://books.google.ru/books?id=XUk4JkfIm-IC&pg=PA1&lpg=PA1&dq=Bundesgrenzschutzgesetz+-+BGSG&source=bl&ots=43ggEca7wc&sig=ACfU3U2MjEkOQDu0oayumAUm7MnSXEkxQQ&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwiFsfSi2-_pAhVO0aYKHV-aBssQ6AEwAnoECAgQAQ#v=onepage&q=Bundesgrenzschutzgesetz %20- %20BGSG&f=false (дата обращения: 12.05.2020 г.).
  9. Froese K., Scholzen R. GSG 9. Innenansichten eines Spezialverbandes des Bundesgrenzschutzes7 Stutgart, 1997. — S. 17.
  10. Neue bayerische grenzpolizei startet // URL: Die Welt. https://www.welt.de/regionales/bayern/article178598436/Neue-bayerische-Grenzpolizei-startet.html (дата обращения: 23.05.2020 г.).
  11. Walter B. Aufgaben und Funktionen des Bundesgrenzschutzes im Sicherheitsystem der Bundesrepublik Deutschland. In.: Die Neue Polizei, 2020. № 2. — S. 21.
Основные термины (генерируются автоматически): пограничная охрана, пограничная полиция, федеральная пограничная охрана, BGSG, баварская пограничная полиция, служба, таможенный розыск, Основной закон ФРГ, подразделение, национальная безопасность.


Ключевые слова

налоги, государственная граница, Баварская пограничная полиция, Министерство финансов, Основной закон ФРГ, полиция Германии, пограничная полиция, полицейская таможенная служба, подразделение по борьбе с терроризмом, Федеральная пограничная охрана

Похожие статьи

Роль органов прокуратуры Российской Федерации в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с киберпреступностью

В данной статье автор анализирует роль органов Прокуратуры России в координации других правоохранительных органов (Министерство внутренних дел Российской Федерации, Следственный Комитет Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской...

Применение системы управления рисками в таможенных службах мира

В статье проанализированы показатели внешней торговли стран. Изложен опыт функционирования системы управления рисками в таможенных службах Австралии, Германии и России, выделены их особенности.

Современное состояние и правовая регламентация борьбы с наркопреступностью в Германии

В статье рассматриваются проблемы, связанные с наркопреступностью в Германии. Проводится анализ закон об обороте наркотических средств от 28 июля 1981 г., предоставляются статистические данные по преступлениям в сфере незаконного оборота наркотически...

К вопросу о правовом регулировании ответственности за нарушения налогового законодательства в Германии

В настоящей научной работе исследуется опыт регулирования юридической ответственности за нарушения налогового законодательства в Германии. Автором отмечается важность разграничения понятий «налоговое преступление» и «налоговое правонарушение» в немец...

Таможенные преступления в Российской Федерации: современное состояние и актуальные проблемы

В статье рассматривается состояние правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в отношении возбуждения уголовных дел, связанных с таможенной деятельностью. Представляется четкий перечень таможенных преступлений, разделенны...

Анализ деятельности таможенных органов в администрировании таможенных платежей: проблемы и направления совершенствования

В данной научной статье автор рассмотрит и раскроет таможенные платежи, их роль в структуре бюджета РФ, а также роль таможенных органов в формировании бюджета РФ. Актуальность статьи заключается в том, что несоответствие потребностей развития экономи...

Основы взаимодействия правоохранительных органов с органами строительного надзора

В статье исследуются основы взаимодействия правоохранительных органов, таких как прокуратура, органов внутренних дел, с органами строительного надзора на региональном уровне. Особое внимание обращено принципам, признакам и формам взаимодействия право...

Пути совершенствования законодательства в сфере административной ответственности за правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ

В статье исследуются пути совершенствования законодательства в сфере административной ответственности за нарушения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Обозначены основные проблемы правоприме...

Взаимодействие органов Федеральной службы безопасности и налоговых органов при осуществлении налогового контроля

В статье рассматривается место органов ФСБ России в системе органов контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Исследуются аспекты межведомственного взаимодействия органов ФСБ России и налоговых органов в процессе реализации форм на...

Регулирование порядка и правил применения оружия чинами Отдельного корпуса пограничной стражи

Данная статья посвящена правовому регулированию порядка и правил использования оружия в пограничном ведомстве Российской империи в конце XIX — начале ХХ века. Материал посвящен изучению особенностей организации пограничной деятельности в сложных усло...

Похожие статьи

Роль органов прокуратуры Российской Федерации в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с киберпреступностью

В данной статье автор анализирует роль органов Прокуратуры России в координации других правоохранительных органов (Министерство внутренних дел Российской Федерации, Следственный Комитет Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской...

Применение системы управления рисками в таможенных службах мира

В статье проанализированы показатели внешней торговли стран. Изложен опыт функционирования системы управления рисками в таможенных службах Австралии, Германии и России, выделены их особенности.

Современное состояние и правовая регламентация борьбы с наркопреступностью в Германии

В статье рассматриваются проблемы, связанные с наркопреступностью в Германии. Проводится анализ закон об обороте наркотических средств от 28 июля 1981 г., предоставляются статистические данные по преступлениям в сфере незаконного оборота наркотически...

К вопросу о правовом регулировании ответственности за нарушения налогового законодательства в Германии

В настоящей научной работе исследуется опыт регулирования юридической ответственности за нарушения налогового законодательства в Германии. Автором отмечается важность разграничения понятий «налоговое преступление» и «налоговое правонарушение» в немец...

Таможенные преступления в Российской Федерации: современное состояние и актуальные проблемы

В статье рассматривается состояние правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в отношении возбуждения уголовных дел, связанных с таможенной деятельностью. Представляется четкий перечень таможенных преступлений, разделенны...

Анализ деятельности таможенных органов в администрировании таможенных платежей: проблемы и направления совершенствования

В данной научной статье автор рассмотрит и раскроет таможенные платежи, их роль в структуре бюджета РФ, а также роль таможенных органов в формировании бюджета РФ. Актуальность статьи заключается в том, что несоответствие потребностей развития экономи...

Основы взаимодействия правоохранительных органов с органами строительного надзора

В статье исследуются основы взаимодействия правоохранительных органов, таких как прокуратура, органов внутренних дел, с органами строительного надзора на региональном уровне. Особое внимание обращено принципам, признакам и формам взаимодействия право...

Пути совершенствования законодательства в сфере административной ответственности за правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ

В статье исследуются пути совершенствования законодательства в сфере административной ответственности за нарушения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Обозначены основные проблемы правоприме...

Взаимодействие органов Федеральной службы безопасности и налоговых органов при осуществлении налогового контроля

В статье рассматривается место органов ФСБ России в системе органов контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Исследуются аспекты межведомственного взаимодействия органов ФСБ России и налоговых органов в процессе реализации форм на...

Регулирование порядка и правил применения оружия чинами Отдельного корпуса пограничной стражи

Данная статья посвящена правовому регулированию порядка и правил использования оружия в пограничном ведомстве Российской империи в конце XIX — начале ХХ века. Материал посвящен изучению особенностей организации пограничной деятельности в сложных усло...

Задать вопрос