Некоторые аспекты профессиональной этики в работе психолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 06.06.2020

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Ильичева, О. С. Некоторые аспекты профессиональной этики в работе психолога / О. С. Ильичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 554-555. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71276/ (дата обращения: 26.04.2024).



Работа психолога в России становится всё более и более актуальной и востребованной.

Каждый год новые специалисты готовы принимать будущих клиентов, а также растет количество людей, заинтересованных в саморазвитии, в эффективном и своевременном решении своих проблем, в раскрытии своего потенциала, улучшению отношений с окружающими, более полном и ярком проживании каждого дня жизни.

Деятельность психолога важна и крайне ответственна. Профессиональный специалист стремится помочь клиенту в решении его проблем, вместе с тем он верит в индивидуальность, уникальность, отдельность каждого человека, в его личный потенциал и самостоятельность, его собственный путь, и уважает клиента.

Именно поэтому в процессе работы профессиональный психолог является так называемым проводником для клиента. Он не привносит ничего своего в терапевтическое пространство: ни своих личных установок, ни своих убеждений, ни советов, ни оценок, при этом он бережно помогает клиенту понять и познать себя, проработать психологические травмы и обрести собственные опоры и ресурсы, независимость и самостоятельность.

Это непростая задача, однако она под силу настоящему профессионалу.

Здесь важно отметить, что отношения между психологом и клиентом — только профессиональные несмотря на то, что у клиентов часто бывают случаи переноса значимой фигуры на консультанта. Грамотный специалист в зависимости от ситуации примет правильное решение:

– он сможет с помощью различных методик проработать с клиентом перенос, ни в коем случае не подпитывая и не поддерживая зависимость клиента от него самого или от процесса терапии;

– поддержит клиента в процессе переключения фокуса внимания с их взаимоотношений на конкретный запрос, с которым клиент пришел изначально;

– обратится к своему супервизору для проработки ситуации, если будет необходимо;

– в случае, если специалист видит, что не может помочь в проблеме клиента по какой-либо причине, он бережно и деликатно заканчивает терапию, заботясь о психологическом благополучии клиента.

Чем может быть опасно замещение фигуры значимого человека фигурой психолога?

Во-первых, у клиента может сформироваться зависимость от психолога, как от личности, обладающей теми иллюзорными качествами, которые представляет клиент.

Во-вторых, даже в случае отыгрывания отношений с психологом, как с личностью, в процессе консультаций, при непрофессиональном подходе к работе консультанта, в реальной жизни клиент не сможет применить данные навыки, так как любые новые отношения — это система, это живой организм, это уникальное общение и взаимодействие.

Работа с психологом — это уникальный формат общения, он не сравним ни с дружескими, ни с другими личными отношениями, так как имеет ряд условий: это и профессиональная этика в работе с клиентом, и небезвозмездность работы, четкие временные рамки работы, наличие у психолога большого числа клиентов, что может разрушить иллюзию своей исключительности и уникальности у клиента, склонного к зависимостям, это изначально несопоставимые, неравные позиции и роли Психолог — Клиент, когда Клиент обращается за помощью к Психологу, это и большая ответственность одного из участников процесса, а именно — психолога.

Другими словами, если человеку в детстве не хватало тепла и объятий матери, то объятия и тепло психолога не помогут клиенту в решении этой проблемы. На короткий момент клиенту может показаться, что данный подход эффективен, при этом в его взаимоотношениях с реальной матерью изменений не произойдет вследствие этого подхода, а также не будет выполнена важная задача: клиент вместо того, чтобы обрести собственную целостность и найти своего Внутреннего Родителя, найдет новую опору извне, в виде периодического взаимодействия с психологом. Проработка травмы — это внутренняя работа клиента при сопровождении консультанта, но не поиск внешней временной опоры, не заполнение пустоты чужеродным телом.

Этот подход в корне отличается от профессионального, когда психолог помогает клиенту обрести собственные опоры, когда клиент личностно растет и развивается внутренне. Заменяя клиенту части своего собственного Я, консультант способствует ослаблению и деградации в психологическом развитии клиента. Он кратковременно снимает симптом, но не справляется с причиной проблемы.

В-третьих, существует опасность того, что клиент, получив временный эффект от непрофессионального воздействия, откажется от желания самому стоять на собственных ногах, ему будет необходима опора в образе психолога и таким образом постепенно он будет утрачивать собственную волю и, несомненно, шанс на здоровые отношения с реальным партнером.

Так например, привожу здесь отрывок из обратной связи от клиентки, которая находилась в зависимости от психолога в течение 3 лет: «В течение трех лет у меня были терапевтические отношения с психологом, я выстраивала с ней отношения, основанные на полном принятии меня, понимании, одобрении. На консультациях я просила ее меня обнимать, чтобы восполнить то тепло, которого мне всегда не хватало в детстве. Иногда мы встречались не в формате консультаций, а в дружеском формате, и она обнимала меня, когда мне это было необходимо, выслушивала и поддерживала меня. Моя проблема в том, что я не могу построить отношения с другими людьми. Отношения с терапевтом для меня стали идеалом, и я ищу его теперь везде. Новые знакомые, мои близкие и родные не дают мне того чувства, что дает психолог, поэтому я постоянно разочаровываюсь в общении с ними и разрываю контакт. Другие люди не так внимательны ко мне, не так заботливы, не проявляют такой эмпатии, не дают мне такого душевного и физического тепла. Сейчас наше общение с психологом прекратилось по ее инициативе, и я нахожусь в тяжелом моральном состоянии, я в поиске нового психолога, который даст мне это ощущение полного принятия меня. С обычными людьми общаться и строить отношения я не могу».

Живой пример клиента — самый яркий показатель эффективности работы. Здесь очевидна зависимость клиента от психолога, идеализация консультанта, нарушение этики психологом, желание клиента не опереться на себя и свои ресурсы, а найти новую внешнюю опору. На бессмысленный поиск внешней опоры уходит время, силы, энергия клиента, который в это же время не может построить гармоничных отношений с окружающими. Клиент прочно укрепляется в роли Ребенка.

Таким образом, данная терапия в течение трех лет не позволила клиенту продвинуться вперед в саморазвитии и решить актуальную проблему в отношениях с противоположным полом, с которой она обратилась, несмотря на обсуждение событий, ситуаций, чувств, мыслей и снов с психологом. Здесь было упущено главное — восприятие отдельности клиента и уважение к клиенту. И время клиента. По субъективной оценке клиента, ее состояние до терапии было лучше и стабильнее, чем через три года работы, а по сути три года зависимости от психолога и личностной деградации.

Если психолог уважает клиента, то он будет сопровождать его на пути к обретению личной силы и целостности. Если же уважения к клиенту у специалиста нет, то клиенту предлагается опора на психолога, как на Родительскую фигуру, зарождается, поддерживается и развивается зависимость от него.

В моей статье я хочу отдельно отметить варианты работы с использованием методов системных расстановок или гештальт-терапии, где консультант может по согласованию с клиентом быть назначен на роль какой-либо значимой фигуры, заместителем. Но тут важно отметить, что назначается психолог именно на роль. То есть взаимодействия с Личностью психолога не происходит, происходит работа с фигурой значимого человека, а психолог, как проводник, транслирует свои ощущения в этой роли.

Если в терапии участвует личность психолога, такая терапия не является этически верной и, разумеется, эффективной. После сеанса с психологом и выхода из терапевтического пространства, каждый участник остается только при своём, в случае клиента, возможно, — более упорядоченном своем, проясненном, открытом в процессе работы своём, независимо от консультанта.

Искусство психологического консультирование состоит в тонком и деликатном балансировании на той грани, где присутствует этика и профессионализм, и забота о клиенте, и уважение к нему, к его уникальному жизненному опыту, и, в то же время, четкое разделение границ с клиентом, помощь ему в познании себя как независимого и отдельного человека, в раскрытии его собственных ценностей, потенциала, обретении своего пути.

Основные термины (генерируются автоматически): клиент, психолог, отношение, внешняя опора, зависимость клиента, значимый человек, личность психолога, полное принятие, процесс работы, терапевтическое пространство.


Похожие статьи

Интегративная программа психотерапии созависимых пациентов

Критерием успешной терапевтической работы для данной категории пациентов является

Важным критерием успешности работы с пациентами с зависимой структурой личности

— 640 с. 9. Малейчук Г. И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой...

Применение арт-терапии в лечении депрессивных и зависимых...

Вторая группа — фото клиента, созданные другими людьми. Когда психолог или психотерапевт просит клиента (пациента)

«В самом начале терапевтической сессии клиентка делилась с психологом, психотерапевтом тем, какие изменения произошли с ней в течение...

Принципы профессиональной этики в работе психолога

Работа психолога немыслима без изучения личности обратившемуся к нему за помощью человека, бывает так, что

Третьим важным принципом в деятельности профессионального психолога — принцип правомочности. Он означает о полной информированности клиента о...

Профессиональная этика педагога-психолога в системе...

Самоопределение Клиента: психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения; Клиентом может быть любой человек в случае своей

Принцип честности: Признание уязвимости человека и уважение целостности личности.

Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений...

Процессом, изменяющим этот характер, является процесс переживания межличностных отношений. Противоположностью привязанности является одиночество (или переживание утраты). Парадокс привязанности в том, что человек должен привязываться к тому...

Тренинг личностного роста в психологическом сопровождении...

Преимуществом работы по данной программе в психологическом сопровождении

- возможность создать пространство, в котором дезадаптированная личность всегда будет в

- создание пространства, в котором решение собственной психологической проблемы станет...

Психологические факторы формирования синдрома...

Успешный психолог — это психолог, постоянно стремящийся к общению и получающий от общения удовлетворение; стремящийся к установлению близких отношений с другими людьми и желающий, чтобы другие устанавливали с ним глубокие эмоциональные отношения.

Понятие конгруэнтности в терапевтическом процессе и роль...

В статье рассматривается понятие конгруэнтности и неконгруэнтности в клиенто-центрированой терапии. Выдвигается обоснование центральной значимости конгруэнтности во взаимоотношениях между психотерапевтом и клиентом для достижения терапевтических...

Проблемы профессиональной деятельности практического...

Профессиональная позиция психолога определяет его ориентации, место и роль в процессе

Данный принцип обращает внимание практического психолога на то, чтобы ни процесс, ни

В работу психологической службы и в управление деятельностью практических психологов...

Представления студентов о профессионально важных качествах...

Психологов-исследователей отличает эмоциональная холодность и рационализм в установлении контактов, сдержанность и общая

Поэтому важно изучать ПВК психологов с целью создания максимально адекватных условий для формирования этих качеств на этапе...

Похожие статьи

Интегративная программа психотерапии созависимых пациентов

Критерием успешной терапевтической работы для данной категории пациентов является

Важным критерием успешности работы с пациентами с зависимой структурой личности

— 640 с. 9. Малейчук Г. И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой...

Применение арт-терапии в лечении депрессивных и зависимых...

Вторая группа — фото клиента, созданные другими людьми. Когда психолог или психотерапевт просит клиента (пациента)

«В самом начале терапевтической сессии клиентка делилась с психологом, психотерапевтом тем, какие изменения произошли с ней в течение...

Принципы профессиональной этики в работе психолога

Работа психолога немыслима без изучения личности обратившемуся к нему за помощью человека, бывает так, что

Третьим важным принципом в деятельности профессионального психолога — принцип правомочности. Он означает о полной информированности клиента о...

Профессиональная этика педагога-психолога в системе...

Самоопределение Клиента: психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения; Клиентом может быть любой человек в случае своей

Принцип честности: Признание уязвимости человека и уважение целостности личности.

Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений...

Процессом, изменяющим этот характер, является процесс переживания межличностных отношений. Противоположностью привязанности является одиночество (или переживание утраты). Парадокс привязанности в том, что человек должен привязываться к тому...

Тренинг личностного роста в психологическом сопровождении...

Преимуществом работы по данной программе в психологическом сопровождении

- возможность создать пространство, в котором дезадаптированная личность всегда будет в

- создание пространства, в котором решение собственной психологической проблемы станет...

Психологические факторы формирования синдрома...

Успешный психолог — это психолог, постоянно стремящийся к общению и получающий от общения удовлетворение; стремящийся к установлению близких отношений с другими людьми и желающий, чтобы другие устанавливали с ним глубокие эмоциональные отношения.

Понятие конгруэнтности в терапевтическом процессе и роль...

В статье рассматривается понятие конгруэнтности и неконгруэнтности в клиенто-центрированой терапии. Выдвигается обоснование центральной значимости конгруэнтности во взаимоотношениях между психотерапевтом и клиентом для достижения терапевтических...

Проблемы профессиональной деятельности практического...

Профессиональная позиция психолога определяет его ориентации, место и роль в процессе

Данный принцип обращает внимание практического психолога на то, чтобы ни процесс, ни

В работу психологической службы и в управление деятельностью практических психологов...

Представления студентов о профессионально важных качествах...

Психологов-исследователей отличает эмоциональная холодность и рационализм в установлении контактов, сдержанность и общая

Поэтому важно изучать ПВК психологов с целью создания максимально адекватных условий для формирования этих качеств на этапе...

Задать вопрос