Федеральный закон России «Об образовании» определяет начальную школу как самостоятельное звено в системе общего образования, ориентированного на такие приоритеты целей обучения, которые выдвигают на первый план развивающую функцию обучения, способную обеспечить становление личности младшего школьника и раскрыть индивидуальные способности. Начальная школа играет огромную роль в формировании всесторонне и гармонично развитой, физически, психически и нравственно здоровой личности. Начальная школа — это своеобразный период в жизни ребенка, когда он из дошкольника превращается в учащегося, когда достаточно резко меняется его социальная роль, его режим, его взаимодействие с окружающим миром. В то же время многие приоритеты из дошкольного детства продолжают сохраняться. Так, до сих пор важное место в жизни ребенка занимает игра.
Известно, что основными видами деятельностей учащихся являются игра, учение и труд. Именно их гармоничное сочетание в педагогическом процессе является одним из условий эффективности обучения. Тем не мене отмечается, что «…встречаются педагогик, если и не игнорирующие вовсе право игры на присутствие в жизни младших школьников, то относящиеся к ней с некоторой настороженностью, недоверием или опасением. Одна из главных причин такой позиции — ошибочная установка на то, что школа в первую очередь призвана учить ребенка, а не играть с ним». На самом деле ученые отмечают значительную роль игровой деятельности в формировании мотивации к учению. В частности, У. Т. Шанаев в своем диссертационном исследовании замечает: «фактор эмоциональности, присущий игровой деятельности, и рациональное сочетание учебного материала в дидактической игре может обеспечить положительную мотивацию к учению, формируя познавательный интерес учащихся к изучаемой дисциплине». Игра — это не только развлечение, игра является средством познания окружающей действительности, социализации. Одним из видов игр является сюжетно-ролевая игра. Д. Б. Эльконин рассматривал игру как «... воссоздание человеческой деятельности, при которой выделяется ее социальная, собственно человеческая суть — ее задачи и нормы отношений между людьми». Д. Б. Эльконин предлагал следующую классификацию игр, выделяя их разновидности соответственно возрастным этапам: 1) предметные; 2) предметно-сюжетные; 3) ролевые; 4) сюжетно-ролевые. Таким образом, одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда. Сюжетно¬-ролевые игры могут носить импровизированный характер или иметь заранее продуманный сценарий. Сюжетно-ролевые игры имеют ряд особенностей, главными среди которых мы выделяем:
1) творческий характер игровой деятельности. В процессе сюжетно-ролевой игры учащийся как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры.
2) жизнеутверждающий характер. Сюжетно-ролевые игры могут быть как на бытовые, так и профессиональные или героические темы. Однако какие бы трудности не ожидали участников игры, финал имеет «счастливый конец»: моряк спасает всех от бури, полицейский ловит вора, больной встает на ноги и т. д.
3) наличие реальных организационных отношений. В начале игры участники договариваются о сюжете игры, распределяют роли, часто оговариваются правила.
4) соблюдение правил. Учащийся знает, что если он вступает в игру, он не может в середине игры встать и уйти. Осваивая в игре правила ролевого поведения, он осваивает и моральные нормы, заключённые в роли.
5) социальный мотив. Сюжетно-ролевые игры — это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.
Как и любая деятельность, игра имеет характерные для всех видов структурные элементы (мотив, цель, средства). В отличие от других видов деятельности, игра не имеет своего продукта, кроме того, в игре можно выделить только ей характерные структурные элементы: роль, сюжет, содержание, игровые действия, игровые правила. Далее рассмотрим основные структурные элементы сюжетно-ролевой игры.
Мотивом игры выступает желание дошкольника действовать как взрослый, то есть мотивом выступает не результат игры, а сам процесс игры. Следовательно, побудительная сила игры находится внутри содержания самой игры.
Цель игры можно определить как мыслимый результат деятельности, реализующий потребность человека. Поскольку игра — деятельность непродуктивная, то мотив и цель сюжетно-ролевой игры совпадают: действовать с предметами, как действуют взрослые. Цель игры направлена на самого ребенка — достижение более высокого уровня психического развития. В игре дошкольник ничего не производит, ничего не меняет, в игре изменяется он сам.
Средствами деятельности выступают знания, умения, игровые навыки, действия и операции. Основной единицей игры выступает роль в социальной психологии. Она определяется как положение личности в системе общественных отношений.
Игровая роль — это воспроизведение ребенком действий взрослых людей, т. е. моделирование ребенком социальных функций взрослых. В игре выделяются роли главные (интересные) и второстепенные. Как отмечают исследователи, «главные роли в основном берут на себя активные дети, дети-лидеры. В младшем и среднем школьном возрасте более четко видны ролевые отношения между детьми по типу лидер-подчиненный. При возникновении совместных игр ребенок-лидер выбирает себе партнеров из детей послушных, уступчивых, добрых. В групповых играх более старших детей встречаются соперники на самые интересные роли, что требует умелого руководства со стороны педагога». В контексте нашей работы нам важнее представляется освоение социальных ролей младшими школьниками в процессе игровой деятельности. Определим, что социальная роль — это «социально одобренное и ожидаемое от человека в определенных обстоятельствах поведение с его определенными характеристиками, диктуемыми конкретными обстоятельствами».
Сюжет игры представляет собой область действительности, которая детьми воспроизводится в игре (возить кирпичи на стройку, проводить экскурсию, охранять границу, спасать животных из горящего леса и т. д.). Различают бытовые, сказочные, военные, производственные, общественно-политические сюжеты. Чем больше сведений имеет ребенок о жизни окружающих людей, об их деятельности, тем разнообразнее будут воспроизводимые им игровые сюжеты. Следовательно, нужно формировать как можно больше представлений о различных сферах деятельности людей у младших школьников.
Еще один структурный элемент игры — это содержание. Довольно часто содержание игры отождествляют с содержанием рассказа или с сюжетом. Содержание игры можно назвать воспроизведением социальных отношений между взрослыми людьми их производственной и общественно-политической жизни. «Чем глубже ребенок проникает в отношения между людьми в различных ситуациях жизни и деятельности, тем содержательнее становятся сюжетно-ролевые игры детей, тем шире и длительнее развертывается игра», — отмечают исследователи. Содержание дает возможность школьнику осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Отмечается, что эффективным является «использование сюжетно-ролевых игр с открытым содержанием, когда младшие школьники самостоятельно или с помощью учителя моделируют собственное поведение».
Важным структурным элементом игры являются игровые действия. Игровые действия — это те движения и действия, которые ребенок выполняет, реализуя, взятую на себя роль (осмотр больного животного, его лечение, выписка рецепта при игре в ветеринара, например).
Следующий структурный элемент игры — это игровые правила. Игровые правила — это правильность и последовательность выполнения действий, вытекающих из роли. Правила диктуются ролью и содержанием игры. Фактически нет игры без правил. Чем правило строже, жестче, тем больше оно требует от ребенка приспособления к условиям игры, подавления личных эгоистических тенденций потребностей, тем больше регулируется деятельность ребенка, развивается воля.
Исходя из того, какие действия ребенка в сюжетно-ролевой игре являются доминирующими, игры можно разделить на следующие группы:
1) ролевые (ребенок «превращается» в водителя, маму, парикмахера, кошку и т. д.);
2) режиссерские (ребенок разыгрывает сражения среди кукольных солдатиков, управляет жизнью кукольной семьи и т. д.; как правило, в игре принимает участие 1–2 ребенка);
3) игры-драматизации (разыгрывается театрализованное действие по литературному или музыкальному сценарию). Считается, что «в любой игре есть драматизация, однако лишь игры-драматизации при сочетании всех выразительных средств близки к постановке пьесы на сцене».
Подготовка и организация сюжетно-ролевых игр требует от педагога большого творческого потенциала, игровая методика образования и воспитания не так проста, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, кажется, что организация игр не требует от педагога высокой профессиональной компетенции, не требует научной подготовки, финансовых влияний. С другой стороны, эта простота — иллюзорна, так как «строгая надобность в профессиональной тонкости работы педагога вызвана сочетанием крайне противоречивых характеристик игры: с одной стороны, в игре человек свободен и волен поступать как вздумается, выстраивая любое решение, но с другой стороны, игра предоставляет шанс детям проживать такое ценностное отношение, которое им не предоставила повседневная конкретная реальность, и этот шанс должен быть использован».
Итак, изучение теоретической литературы позволяет говорить о том, что игра занимает значительное место в жизни учащихся начальной школы. Значимым видом игры является сюжетно-ролевая игра. Ее элементами называют мотив, цель, средства, содержание, сюжет, игровую роль, игровые правила, игровые действия. Изучение этих элементов и особенностей сюжетно-ролевой игры показывает, что этот вид игры значим для развития ребенка, для развития учащихся начальной школы. Во-первых, само содержание игры направлено на знакомство и подготовку вливания во взрослый мир, предполагает пробу себя, своих сил в этом мире; во-вторых, принятие игровой роли и действие по сюжету само по себе становится неким социальным опытом; в-третьих, игровые правила требуют развития навыков качеств, которые необходимы во взрослом мире, во взрослом обществе.
Литература:
- Федеральный закон России «Об образовании в Российской Федерации» — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/; дата обращения: 04.03.2020.
- Шевчук И. В. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации личности младшего школьника. — URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/426/Action426–464125.pdf; дата обращения: 04.03.2020.
- Шириева Роль игры в развитии и обучении младших школьников // Начальная школа: опыт, результаты, перспективы. — Нижневартовск, 2005. — С. 77–81.