Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра — наиболее доступный ребенку вид деятельности.
Игра — ведущий вид деятельности ребенка, в ней он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.
С помощью игры дошкольник начинает самостоятельно искать способ и средство достижения результата, а это немаловажно в развитии ребенка.
Таблица 1
Группы игр
Группы игр |
|
Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры) |
сюжетно — отобразительная; сюжетно — ролевая игра; режиссёрская постановка; театрализованная импровизация. |
Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером: |
дидактические игры с сюжетным рисунком; игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами; подвижные разного уровня интенсивности; дидактические игры с музыкальным сопровождением. |
Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности: |
развлекающие игры; интеллектуальные головоломки и состязания; календарные и тематические праздники, карнавальные представления; театрально-костюмированные; народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого. |
Особенностью сюжетно— отобразительной игры является то, что дошкольник играет один и свои игровые действия заостряет на определенной игрушке. При этом прекрасно отображает мир человеческих отношений: споры, ссоры, радость или грусть, воспитание или бунт. Таким образом, ребенок с помощью игрушки, в игровых действиях воспроизводит модель поведения, которая свойственна определенному человеку.
Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В сюжетно — ролевой игре отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Сюжетно — ролевая игра — это игра, в которой дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или сами создают его.
Режиссёрская игра — особый вид индивидуальной игры, который строится ребенком в двух планах: за себя как режиссера и за игрушку, наделенную определенной ролью.
Театрализованная игра — социализация дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
Театрально-игровая деятельность направлена на целостное развитие личности дошкольника, его раскрепощение, развивает интерес к литературе, театру, раскрывает творческие и индивидуальные способности ребенка.
Дидактическая игра — это вид учебных занятий, организуемый в виде учебных игр, специально созданных педагогом для обучения детей.
Подвижные игры — один из способов физического развития ребенка. С помощью подвижной игры активно развивается мышечная система, выходит накопленная энергия, вырабатывается смекалка и ловкость у дошкольника. Подвижная игра — источник радостных эмоций ребенка.
Можно сделать выводы что, игра оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Она обладает поразительным воспитательным потенциалом.
В игре формируются все стороны личности ребенка, в игре дети учатся общению друг с другом, умению устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Известно, что у детей в игре значительно успешнее проходит усвоение новых знаний, нежели на учебных занятиях.
Игра формирует характер ребенка. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Она закладывает основу для будущей учебной и профессиональной деятельности.
Нельзя недооценивать роль игры в жизни ребенка, ведь игра помогает ребенку:
– гармонично войти в окружающий мир;
– найти свои механизмы общения с людьми;
– научиться строить отношения;
– адекватно использовать разные предметы и воспринимать реальность;
– обрести уверенность в себе;
– наполнить жизнь интересным, увлекательным содержанием;
– удовлетворить свои социальные потребности и интересы.
Игра имеет колоссальный развивающий потенциал.
Литература:
- «Русские народные подвижные игры», М. Литвинова;
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка»;
- Сухомлинский В. А. Сборник дидактических игр и произведений