В статье представлены концептуальные основы предупреждения финансовых кризисов. В современных условиях применяется широкой подход к предупреждению кризисов, в рамках которого система осуществляет не только информационную функцию, но и предлагает меры по снижению вероятности возникновения кризисов и уменьшению их социально-экономических последствий. В ходе исследования используются методы логического исследования, прогнозирования, анализа и синтеза на основе системно-информационного подхода. Проанализированы модели раннего предупреждения, выявлены слабые и сильные стороны системы. Для мирового сообщества важно грамотное встраивание системы раннего предупреждения финансовых рисков для обеспечения устойчивого социально-экономического развития стран.
Ключевые слова: финансовый кризис, валютный кризис, фондовый кризис, управление рисками, система раннего предупреждения, модели раннего предупреждения, риск-менеджмент, устойчивое социально-экономическое развитие, системный подход.
The article presents the conceptual basis for preventing financial crises. Today, a broad approach is taken to prevent crises. The system provides an information function and measures to reduce crises and their socio-economic consequences. In article methods of a logical research, forecasting, the analysis and synthesis on the basis of system and information approach are used. The models of early warning are analyzed, weaknesses and strengths of the system are revealed. For the world community, it is important to correctly integrate an early warning system of financial risks to ensure sustainable socio-economic development of countries.
Key words: financial crisis, currency crisis, stock crisis, risk management, early warning system, early warning models, risk management, sustainable socio-economic development, system approach.
В настоящее время основой предупреждения финансовых кризисов является система раннего предупреждения (СРП). Различают огромное множество СРП в первую очередь по роду кризисов, для которых они предназначены. На сегодняшний день опыт использования СРП позволяет решать важнейшие вопросы для благополучного развития стран. Существуют системы по предупреждению военных конфликтов [5], голода [11], гидрометеорологических и геологических катастроф и других глобальных событий, оказывающих влияние на устойчивость социально-экономического состояния страны. Финансовые кризисы также имеют свои СРП, среди которых выделяют системы для предупреждения валютных кризисов [3], банковских [7], и корпоративных банкротств [9].
Природные катастрофы и финансовые потрясения имеют схожие последствия для социально-экономической сферы. Учитывая этот факт, рассмотрим особенности построения систем раннего предупреждения в целом для выделения их основных задач, функций и целей.
Концепции раннего предупреждения финансовых кризисов
Концепция использования систем раннего предупреждения понятие близкое к концепции устойчивого социально-экономического развития. Взаимосвязь этих понятий в целях, которые они преследуют. Обе концепции направлены на поддержание стабильности и благополучия как отдельных стран, так и всего мирового сообщества. Устойчивое социально-экономическое развитие главным образом ориентировано на состояние окружающей среды и сохранение ресурсов с возможностью приумножения. Данная концепция была разработана ООН в ответ на увеличение количества стран, острыми проблемами которых является бедность и ухудшение природных условий для жизни в следствие загрязнений. На сегодняшний день концепция остается востребованной и приобретает особую актуальность. Устойчивое социально-экономическое развитие имеет важнейший статус в управлении страной и требует решения большого количества задач и комплексного подхода к изучению. В то время как система раннего предупреждения является частью этого процесса, решает более узкие задачи. В дополнение к различиям — постановка целей. Целью устойчивого развития является не только поддержание благополучия, но и улучшение текущего состояния. В концепции СРП целью является предотвращение кризисной ситуации, а значит поддержание состояния.
СРП выполняет ряд функции. Основными из которых являются:
– прогнозирование
– организация
– регулирование
– координация
– контроль
Алгоритм работы СРП включает в себя своевременное предоставление информации органам власти о предстоящих угрозах с целью минимизации возможных негативных последствий. Важной функцией является обеспечение состояния готовности к незамедлительным действиям. СРП занимается выявлением и устранением рисков для поддержания устойчивого социально-экономического развития. Грамотное применение методов СРП позволяет предотвратить множество рисков и катастроф, что значительно сокращает расходы и сохраняет ресурсы для развития общества. Важны системы раннего предупреждения рисков различных сфер, в том числе и финансовой. Общество, не применяющее меры по предупреждению рисков, подвержено снижению темпа социально-экономического развития и возвращению на ранние стадии. Таким образом, перспективы развития во многом связаны с функционированием СРП различных рисков.
Рассмотренные функции СРП ориентированы на достижение основной цели данного подхода. Цель системы раннего предупреждения в обеспечении и поддержании устойчивого социально-экономического развития общества в современных условиях глобализации. СРП является подсистемой в большей системе механизмов, подчиненных политике устойчивого развития. В этой связи цель, задачи СРП и их приоритетность соответствуют глобальным целям социально-экономической сферы. Соответственно при выборе действий из ряда предложенных СРП руководствуется целями устойчивого развития. Несомненно, этот принцип также относится к СРП финансовых кризисов.
Важнейшим этапом в системе предупреждения финансовых кризисов является описание надвигающейся угрозы. На сегодняшний день существуют комплексы мер по предупреждению кризисов почти что любого вида. Следует учитывать, что даже подробно изученные виды кризисов от случая к случаю могут изменяться по масштабам, последствиям и прочим критериям. Системы раннего предупреждения дополняются и развиваются все время, многие из них появились, только лишь как следствие нового кризиса. Одним из примеров такой системы является программа ООН по предупреждению цунами в азиатско-тихоокеанском регионе разработанная после катастрофы землетрясения, цунами и последующего наводнения в Таиланде, Индии, Индонезии и на Шри-Ланке 26 декабря 2004 года, повлекшей огромные потери страховых и туристических компаний.
Следующим этапом в системе предупреждения финансовых кризисов является определение степени риска. Сложности могут возникнуть на этом этапе в связи с едва заметными изменениями показателями социально-экономического состояния страны. Важно правильно определить пороговые значения показателей и вовремя отреагировать на потенциальную угрозу. Медленно развивающаяся кризисная ситуация способна повлечь огромные потери ресурсов и требовать значительных средств для преодоления краха. Быстроразвивающийся кризис может оказаться менее разрушительным в сравнении с длительным. Проблемой неожиданных событий конечно же является нехватка времени на принятие решений.
Вслед за описанием природы риска и определением его степени стоит обратить внимание на скорость реализации. От этого фактора напрямую зависит методика предотвращения кризисной ситуации. Необходимо отслеживать показатели экономического развития, финансовых потоков и состояние рынков с целью получения достаточного количества информации для своевременного сигнала к реагированию. Резкие изменения потоков капитала, изменения стратегий инвесторов в кротчайшие сроки могут привести к падению рынков и обвалу цен — реализации финансового риска.
С каждым днем в условиях глобализации финансовая система претерпевает изменения. Рынки разрастаются, усложняется структура регулирования всей системы. В этой связи ежедневно возникают новые угрозы и риски. Следующий этап изучения в СРП — идентификация риска. Идентификация является одним из самых трудоемких этапов и требует кропотливой работы аналитиков. Выявление кризиса нового вида приносит много вопросов и часто является неожиданным для мирового сообщества. К таким происшествиям можно отнести мексиканский кризис 1994 г. и азиатский 1997 г., для которых было характерно состояние абсолютной неготовности к предотвращению угрозы. Финансовый кризис 1994 года в Мексике показал целый ряд экономических проблем, таких как зависимость от США и отсутствие механизмов регулирования внешних финансовых потоков. В ходе азиатского кризиса быстрый рост экономик Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня способствовал активному притоку капитала, госдолга, перегреву экономики.
Рассмотрев функции, цели, задачи и этапы СРП, перейдем к подходам построения системы. Принято выделять узкий и широкий подход. Узкий подход говорит о необходимости информирования соответствующих органов о развитии кризисной ситуации, к этой информации относится идентификация, степень и скорость реализации риска, прогноз экономических показателей и описание возможных последствий. Широкий подход к построению системы раннего предупреждения подразумевает не только информативную, но и активную функцию, что может быть отражено в директивах ООН и реализовываться на мировом уровне.
Эволюция систем раннего предупреждения финансовых кризисов
Появление системы раннего предупреждения финансовых кризисов связано с рядом кризисов, произошедших в Латинской Америке после мексиканского кризиса. Как следствие в 1995 г. Международным валютным фондом (МВФ) было постановлено разработать систему раннего предупреждения финансовых кризисов. Развитие СРП происходило поэтапно. К первому этапу становления системы раннего предупреждения финансовых кризисов относят разработку модели предупреждения кризиса валюты. Ко второму этапу относят качественную доработку модели в соответствии с сегментацией финансового рынка. На данном этапе появились такие СРП как предупреждение кредитных, фондовых и долговых кризисов. СРП вошла в более крупную систему управления финансовыми рисками.
Первоначальная модель системы раннего предупреждения финансовых рисков, разработанная Международным валютным фондом, рассматривала лишь валютный рынок без учета других факторов финансового рынка. Результатом такой модели был прогноз момента возникновения кризиса. До 1999 г. Международный валютный фонд использовал данную модель в подсчетах, но вскоре были обнаружены существенные недостатки модели. К моменту кризиса 1997 г. в ЮВА модель показывала отсутствие угроз. В ответ на это подход МВФ был подвержен критике и потребовал кардинальных изменений. Основными проблемами модели на данном этапе были:
– расчет модели только с учетом количественных данных;
– неточность в определении времени начала кризисной ситуации;
– ограниченный спектр показателей;
– необходимость учета национальной специфики не была реализована;
– непредсказуемость реакции инвесторов и их влияния на обстановку;
– практическая невозможность прогнозирования внезапных событий;
– расчет одного определенного типа кризиса;
– значительная погрешность модели в виде большого количества ошибочных сигналов.
На втором этапе, вопреки критике модели раннего предупреждения валютных кризисов в 1997 г., МВФ продолжил их использование. В таблице 1 представлены пять моделей, используемых в МВФ:
- Б и К — две модели разработаны для Фонда группами ученых, возглавляемыми Бергом и Камински
- Голдмэн-Сакс (GS) — GS-Watch — эта и следующие модели разработаны крупнейшими инвестиционными банками,
- Креди Свисс Ферст Бостон (CSFB) — Emerging Market Risk Indicator,
- Дойче банк (DB) — Deutsche Bank Alarm Clock [4].
Модели МВФ используют ежемесячные данные для выбора переменных, влияющих на развитие кризиса. Вероятность кризиса оценивается на основании регрессионной модели. Этот подход дает следующие преимущества:
- модель предоставляет возможность определить значимость каждой переменной
- объединяет кризисные индикаторы в обобщенный показатель вероятности возникновения валютного кризиса.
Модели МВФ имеют одинаковую цель — определение кризисной ситуации. Горизонт прогнозирования не существенно разнится. Для модели Б К он составляет 2 года. Для моделей, разработанных крупнейшими инвестиционными банками горизонт планирования, составил 1–3 месяца. Основной задачей Международного валютного фонда является поддержании стабильности мировой валютной системы. Использование нескольких моделей одновременно позволяет повысить точность прогнозов. Расчеты используют разные показатели, а значит имеют расширенные возможности по определению и идентификации кризиса.
Таблица 1
Основные характеристики моделей раннего предупреждения валютных кризисов МВФ
Параметры |
Модели |
||||
|
Б К |
GS |
CSFB |
DB |
|
Определение кризиса |
Средневзвешенное ежемесячное изменение валютного курса и официальных резервов, превышающие трехкратное стандартное отклонение |
Средневзвешенные одномесячные изменения валютного курса и официальных резервов, превышающие определенные уровни |
Обесценение валюты более чем на 5 % и как минимум в два раза превышающее данные предыдущего месяца |
Обесценение валюты более чем на 10 % Рост процентной ставки более чем на 25 % |
|
Горизонт прогнозирования |
2 года |
3 месяца |
1 месяц |
1 месяц |
|
Метод |
Регрессионная модель |
Взвешенное среднее индикаторов, которые принимают значение 0 или 1 в зависимости от порога, устанавливаемого с целью снижения отношения сигнал/шум |
Переменные принимают значение 0 или 1 в зависимости от их уровня, который определяется по авторегрессионной модели |
Регрессионная модель Переменные представлены в логарифмическом виде Определены отклонения от среднего значения и приведены к стандартному виду |
Система двух регрессионных уравнений для курса процентной ставки |
Показатели |
Изменение курса валюты Состояние платежного баланса Снижение официальных резервов Изменение товарного экспорта Отношение краткосрочного внешнего долга к официальным резервам |
Изменение курса валюты Состояние платежного баланса Снижение официальных резервов Изменение товарного экспорта Уровень резервов Изменение отношения резервов к М2 (Агрегат М2 — объём наличных денег в обращении и остатков средств на счетах организаций и счетах физических лиц) Рост внутреннего кредитования |
Изменение курса валюты Рост экспорта Уровень отношения резервов к М2 Рост потребности в кредитах Рынок акций Политические события Международная валютная ликвидность Цепная реакция распространения кризисов |
Изменение курса валюты Отношение внешнего долга к экспорту Рост кредитования частного сектора Уровень отношения резервы/импорт Уровень цен на нефть Рост курса акций Рост ВВП Региональная цепная реакция распространения кризиса |
Изменение курса валюты Выпуск промышленной продукции Рост внутреннего кредита Состояние рынка акций Цепная реакция распространения валютных и финансовых кризисов Изменение процентных ставок |
Перспективы использования СРП финансовых кризисов
Рассмотрев подробно модели раннего предупреждения, выделим их преимущества: ведение периодичной статистической отчетности, отслеживание динамики показателей с их последующим анализом, прогнозирование наступления кризиса, автоматизированный расчет показателей, отсутствие субъективности экспертов, возможность своевременного определения кризиса, накопление данных и опыта, комплексное изучение множества показателей.
Показатели раннего предупреждения развиваются и в наши дни. Аналитики японского инвестбанка Nomura в 2018 году составили индекс «раннего оповещения» о валютных кризисах Damocles (название связано с древнегреческим мифом о дамокловом мече). Согласно индексу, ежеквартально формируется рейтинг 30 развивающихся рынков по степени возможного наступления кризиса [12].
В основе определения валютного кризиса согласно индексу Nomura сравнение национальной валюты к доллару в относительных и абсолютных величинах. Если два фактора: ослабление показателя, превышающее четыре стандартных отклонения по выборке изменений валюты помесячно с 1990 года и снижение номинального курса валюты минимум на 10 %, произошли в течение года, индекс говорит о валютном кризисе. Показатели, применяемые в расчетах — коэффициент покрытия импорта страны объемом валютных резервов, отношение краткосрочной внешней задолженности к экспорту, уровень процентных ставок и т. д.
Первый этап создания системы раннего предупреждения основывался лишь на математической модели. Данный подход показал свои преимущества и недостатки. Решение проблемы требовало более широкого подхода. Применение статистических моделей кризисов валютных рынков вошло в новую, доработанную систему раннего предупреждения в комплексе с другими методами. Преимуществом моделирования является учет опыта событий прошлого. Именно эта особенность позволяет с хорошей точностью определить вероятность наступления кризиса. Однако для прогнозирование новых рисков требуется применение системного подхода.
Явление финансового кризиса связано с множеством факторов, многие из них неконтролируемы и внезапны. Модели Международного валютного фонда не учитывали необходимость системного подхода. Крупнейший азиатский кризис, рассмотренный выше и глобальный финансовый кризис 2008 г. не были спрогнозированы моделями. Данный негативный опыт дал импульс к преобразованию модели раннего прогнозирования в систему, заложив концептуальную основу предупреждения финансовых кризисов.
Преобразование математической модели должно включать в себя характеристику всемирного экономического состояния. Методы должны быть комплексны и рассматривать как количественные показатели, так и качественные, например общую обстановку банковской системы в стране. Должны быть рассмотрены, как внутренние, так и внешние факторы. Необходимо учитывать возможность возникновения цепной реакции, этот факт также должен быть спрогнозирован. Применение данного системного подхода поможет повысить устойчивость социально-экономического развития, сократить количество потерь ресурсов во время неизбежных кризисов, предотвратить прогнозируемые крахи финансовой системы.
Системный подход к раннему предупреждению включает в себя методы статистического и математического моделирования, различные рейтинги и экспертные оценки. Помимо контроля текущего состояния, осуществляется прогнозирование экономического состояния и планирование дальнейших мер по предупреждению кризиса.
Финансовый кризис — сложное и многофакторное явление, требующее применения знаний, накопленных годами. Последствия финансового кризиса могут быть разрушительными и не предсказуемыми. Среди самых распространенных последствий: голод, нищета, рост цен, дефицит продуктов, общественная паника, войны, катастрофы, цепная реакция из фондового, валютного и банковского кризисов, дисбаланс рынка, ухудшение уровня и качества жизни, угроза существования для организаций малого и среднего бизнеса и конечно подрыв устойчивости социально-экономического состояния страны, мирового сообщества.
Возможность таких устрашающих последствий говорит об обязательном применении комплекса мер, разработанных для системы раннего предупреждения. Разработка СРП началась в 90-е годы прошлого века и продолжается сегодня. В статье были рассмотрены примеры первых моделей и описаны современные методы моделирования. Все они нацелены на безопасность сложной, многофакторной финансовой системы. В настоящее время моделирование не единственный метод СРП. Узкий и широкий подходы к СРП имеют место быть и существовать одновременно, так, как метод математического моделирования зарекомендовал встал в основе предупреждения. Тем ни менее приоритетным решением проблем будет широкий подход к СРП, применяющий системный метод.
На основе анализа опыта международных организаций и центральных банков сформулирован следующий вывод. Сегодня применяется широкой подход к предупреждению кризисов, в рамках которого система осуществляет не только информационную функцию, но и предлагает меры по снижению вероятности возникновения кризисов и уменьшению их социально-экономических последствий.
В статье проанализированы модели раннего предупреждения прошлого (1990 г.) и настоящего (2018 г.), выявлены слабые и сильные стороны системы. Были рассмотрены концепции раннего предупреждения финансовых кризисов, эволюция систем раннего предупреждения финансовых кризисов и перспективы использования СРП.
Значение произведенной работы в доказательстве весомости такого инструмента как СРП. К неоспоримым преимуществам системного подхода по предупреждению кризисных ситуации относятся: повышенная точность моделирования кризиса, возможность составления прогноза финансовых показателей, разработка мер по сокращению затрат, частичная автоматизация процесса, участие экспертов и конечно безопасность всемирного сообщества. Для каждой страны важно грамотное встраивание СРП финансовых рисков с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития.
Система раннего предупреждения финансовых рисков требует дальнейшего тщательного исследования. Современные модели более совершены, но во многом базируются на тех же показателях, что и первые модели раннего предупреждения. Для развития СРП необходимо постоянное совершенствование входящих в нее методов и техник анализа больших данных массивов информации, таких как глубинный анализ (классификация данных), краудсорсинг (большое число источников обрабатываемой информации), прогнозирование, машинное обучение, анализ сетевой активности (исследование общественных проблем через социальные сети). Только обобщив опыт прошлого и технологии будущего, представится возможность создать максимально эффективную систему предупреждения рисков.
Литература:
- Монтес М. Ф., Попов В. В. «Азиатский вирус или голландская болезнь? Теория и история валютных кризисов в России и других странах». — М.: Дело, 1999. — C.15
- Юго-Восточная Азия: год после смерти // Росбалт. — 2005. — 27 дек.
- Abiad A. Early Warming Systems for Currency Crises: A Markov-Switching Approach with Applications to Southeast Asia. Preliminary Draft of Ph. D. Dissertation in Economics, Department of Economics, University of Pennsylvania, 1999–60 p.
- Berg A., Borensztein E., Pattillo C. Assessing Early Warning Systems: How Have They Worked in Practice? // IMF Working Paper WP/04/52. IMF, 2004. — P. 44
- Conflict and Peace Analysis and Response Manual / Forum on early warning and early response. / 2hd Edition — London, FEWER. — 1999. — 17 p.
- Dorn A. W. Early and Late Warning by the UN Secretary-General of Threats to the Peace: Article 99 Revisited*, in Woodcock, Ted and David, David (ed.), The Cornwallis Group V: Analysis for Crisis Response and Social Reconstruction, Canadian Peacekeeping Press, NS, 2000. — P. 357.
- Jagtiani, J. A., J. W. Kolari, C. M. Lemieux, G. H. Shin (2000), Predicting Inadequate Capitalization: Early Warning System for Bank Supervision. — 35 p.
- Lopes С. Sustainable development: meeting the challenges of the millennium. — UN — DP, World summit on sustainable development, 2002.
- Risk Early Warning System: Practical Ways to Embed Risk Management. Deloitte & Touche, 2003. Website: http://www.deloitte.co.uk/.
- Subbaraman R., Jones R., Shiraishi H. Damocles: Do Not Drop Your Guard. Lehman Brothers // Global Economics. — 2003. — April 7. — P. 27.
- USAID FEWS Progect. Early Warning Primer: An Overview of Monitoring and Reporting./ Prepared by С. Chopak. – 2000. – 84 p.
- РБК: Аналитики Nomura разработали систему предупреждения о валютных кризисах https://www.rbc.ru/newspaper/2018/09/12/5b96801f9a794718dadfd7c8