Принятие управленческих решений в условиях кризиса | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Казань, август 2017)

Дата публикации: 28.07.2017

Статья просмотрена: 5271 раз

Библиографическое описание:

Самохин, С. В. Принятие управленческих решений в условиях кризиса / С. В. Самохин. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, август 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12801/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассмотрены особенности принятия управленческих решений в условиях кризиса. Отдельное внимание уделено подходам, методам, условиям и особенностям принятия управленческих решений в условиях кризиса. Кроме того, в ходе исследования определены ключевые этапы и направления принятия указанных решений, выделены наиболее перспективные и эффективные из них.

Ключевые слова: кризис, управленческие решения, методы, риск, этапы

In the article features of acceptance of administrative decisions in the conditions of crisis are considered. Special attention is paid to approaches, methods, conditions and features of making managerial decisions in a crisis. In addition, during the study identifying the key steps and directions for the adoption of these decisions, identified the most promising and effective direction.

Keywords: crisis, management decisions, methods, risk, stages

Проблема исследования возможностей выживания в условиях глобального экономического кризиса является на сегодня одной из самых актуальных для всех субъектов хозяйствования [1, с. 41]. Так, обзор функционирования в последние годы международного сообщества, а также данные экономической периодики свидетельствуют, что кризисные ситуации учащаются, а их последствия приобретают все большие масштабы. Учитывая это, предприятия должны уметь приспосабливаться к тем условиям, которые создаются факторами внешней среды, а внутренние управляемые факторы призваны определять возможность антикризисной деятельности и адаптации субъектов хозяйствования.

В данном контексте роль, которую играют управленческие решения в системе менеджмента и деятельности предприятия, трудно переоценить. В условиях кризиса на предприятии растет чувствительность к управленческим решениям, поскольку рациональные, целесообразные, своевременные и взвешенные решения в состоянии стать отправной точкой для выхода из кризисной ситуации [2, с. 208]. Но, в то же время, необоснованные и ошибочные решения могут привести к ухудшению ситуации — стагнации, депрессии, банкротству и т. д. В таких условиях значительно увеличивается риск, а, следовательно, и ответственность управленческого контура предприятия, который может одним важным решением построить оптимальное стратегическое будущее в сложных и неблагоприятных условиях, или вообще лишить предприятие перспектив преодоления кризиса.

Таким образом, исследование особенностей принятия управленческих решений в условиях кризиса приобретает особую актуальность и привлекает внимание не только в экспертной и научной среде, но также и среди широкого круга прочих заинтересованных лиц.

Большой вклад в исследование проблем принятия управленческих решений в условиях кризиса сделали такие иностранные ученые, как Д. Дерлоу, Ф. Найт, Г. Саймон, Р. Шекли и др. Среди отечественных авторов следует отметить И. А. Бланка, В. В. Витлинского, Т. И. Коробчук, А. Г. Макарчука и др.

Между тем сегодня, несмотря на углубление кризисных явлений в экономике, неопределенность внешней среды, увеличение количества внешних и внутренних факторов риска финансово-хозяйственной деятельности предприятий процесс моделирования принятия управленческих решений требует усовершенствования и адаптации к стремительно изменяющимся условиям рыночной среды.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, цель статьи заключается в исследовании подходов, методов, условий и особенностей принятия управленческих решений в условиях кризиса, а также определении ключевых этапов и направлений их принятия.

В широком смысле управленческое решение — это результат решения проблемы на соответствующем уровне, который обоснован экономически и социально [3, с. 1094]. Управленческое решение в условиях кризиса — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативного варианта деятельности предприятия в условиях недостаточного количества сведений, полного или частичного отсутствия информации, обусловленных кризисным положением как во внешней, так и во внутренней среде предприятия [4, с.885].

Проведение анализа научного наследия по исследуемой проблематике позволяет утверждать, что в настоящее время в мировой практике используются два подхода к принятию решения в условиях кризиса:

  1. Лицо, принимающее решение, может использовать имеющуюся у него информацию, собственные суждения и опыт для идентификации своих предположений относительно вероятности наступления тех или иных внешних условий, в которых окажется предприятие, а также для оценки при изменении внешних условии результативности каждой выбранной стратегии развития.
  2. Если степень неопределенности, обусловленная кризисными явлениями, очень высока, то лицо, принимающее решение, не делает предположений относительно вероятностей различных внешних событий, или не учитывает эти вероятности, или рассматривает их как равные, что практически одно и то же. В данном случае для принятий управленческих решений используются различные критерии, наработанные мировой практикой.

Главной задачей принятия управленческих решений в условиях кризиса является разработка и первоочередная реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных факторов, которые интенсивно воздействуют на завершающее явление, что приводит к кризисному состоянию [5, с. 995]. Сложность проблемы принятия управленческих решений в условиях кризиса заключается в том, что, с одной стороны, решения, направленные на предотвращение кризиса, должны быть приняты и реализованы на ранних стадиях управления, когда процесс движения к кризису еще не приобрел кумулятивного характера и поэтому еще не стал необратимым. С другой — решения, принятые на ранних стадиях, базируются на очень слабых и потому не всегда достоверных сигналах о возникновении неблагоприятных тенденций.

Итак, как свидетельствуют приведенные выше данные, управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта, искусства. Основные методы принятия управленческих решений в условиях кризиса приведены в таблице 1.

Таблица 1

Методы принятия управленческих решений вусловиях кризиса

Методы принятия стратегических решений вусловиях риска

Количественные

Качественные

математические, статистические, метод построения кривой риска, метод статистического распределения убытков, анализ целесообразности затрат, метод аналогии, имитационное моделирование, игровые модели

метод экспертных оценок, метод Дельфи, сценарный метод, метод построения «дерева решений», «дерева событий» и др.

Очевидно, что для обеспечения качества управленческих решений в условиях кризиса необходимо собрать и проанализировать значительный массив различных данных. В зависимости от влияния факторов внутренней и внешней среды, выполняется аналитическая работа, связанная с выделением первоочередных задач по сбору и обработке информации, соответственно, на концептуальном, операционном и элементном уровне, а именно:

‒ определение требований к качеству информации (полнота и доступность, надежность и достоверность);

‒ определение источников и выбор средств получения данных, требуемого качества и в нужное время;

‒ выбор методов обработки и передачи к пользователям нужной информации.

Все это требует формирования соответствующей информационно-коммуникационной системы.

Итак, каждое управленческое решение в условиях кризиса должно приниматься, исходя из определенных предположений относительно различных факторов риска, которые необходимо учесть и оптимизировать их уровень, что позволит принимать эффективные решения с меньшими затратами ресурсов и большей вероятностью их реализации. В данном контексте представляется целесообразным формализовать конкретные этапы принятия управленческих решений в условиях кризиса.

  1. Диагностика, которая направлена на оценку параметров кризисной ситуации.
  2. Разработка концепции преодоления кризиса, предусматривающая выработку конкретных стратегических и оперативных мероприятий.
  3. Реализация этой концепции для устранения кризиса и его последствий.
  4. Выбор механизмов достижения к обозначенной цели нормального функционирования.

Результатом прохождения данных этапов является принятие управленческих решений в условиях кризиса в сложном конгломерате факторов влияния и условий.

Таким образом, резюмируя полученные результаты, можно отметить, что принятие управленческих решений в условиях кризиса является одним из самых сложных элементов регулирования и контроля за деятельностью предприятия. В целом можно выделить три ключевых вектора принятия управленческих решений в условиях кризиса: поиск новых направлений развития (инновационное направление), экономное использование ресурсов (экономическое направление) эффективное использование человеческого капитала.

Представляется, что именно направление эффективного использования человеческого капитала является неисчерпаемым, наиболее мобильным и способным, выдерживая проблемы настоящего, выстраивать перспективу развития и выхода из кризисного состояния. По мнению автора, в этом направлении дальнейшие исследования имеют наибольшую научную перспективу и ценность, особенно в условиях реализации стратегии инновационного развития.

Литература:

  1. Жариков М. В. Глобализация как фактор распространения кризисов // Вопросы гуманитарных наук. — 2016. — № 2(83). — С. 41–44.
  2. Степаненко Н. Роль информации в принятии управленческих решений в условиях системного кризиса // Славянский форум. — 2016. — № 1. — С. 208–211.
  3. Рабаданова Р. М., Залова Т. Р., Абидов М. Г. Использование систем поддержки принятия решений для повышения качества принимаемых управленческих решений // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 3–2(80–2). — С. 1094–109.
  4. Долгих Т. В., Формулевич Я. В., Дымова И. А. Проектирование оперативных управленческих решений в условиях экономического кризиса // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 1–2. — С. 885–889.
  5. Туровец О. Г., Родионова В. Н. Управление предприятием в период экономического кризиса // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 11–4(76–4). — С. 995–998.
Основные термины (генерируются автоматически): условие кризиса, решение, особенность принятия, внешняя среда, управленческое решение, кризисная ситуация, кризисное состояние, мировая практика, человеческий капитал, эффективное использование.

Похожие статьи

Мотивационные аспекты управления персоналом в условиях кризиса

Данная статья посвящена рассмотрению основных мотивационных аспектов управления персоналом в условиях кризиса и путей выхода из нее. В частности, предложен комплекс мер, позволяющих повысить эффективность системы управления персоналом в кризисных усл...

Роль инновационного маркетинга в условиях конкуренции

В статье производится анализ роли инновационного маркетинга в условиях становления конкурентоспособности предприятий. Представлены этапы реализации новой стратегии. Целью исследования является поиск результатов значений инновационного развития и особ...

Финансовая устойчивость предприятий на современном этапе развития российской экономики

В рамках данной статьи рассмотрены сущность финансовой устойчивости предприятия и необходимость проведения ее анализа. Определены цель, задачи и последовательность проведения анализа финансовой устойчивости предприятия. Рассмотрены факторы, влияющие ...

Особенности управления персоналом в кризисной ситуации

Данная статья посвящена рассмотрению основных мотивационных аспектов управления персоналом в условиях кризиса. Описаны условия функционирования организаций в условиях кризиса, в том числе в условиях пандемии, которые на сегодняшний день являются акту...

Стратегия развития организации в условиях угрозы ее экономической безопасности

В статье рассматривается важность и необходимость учета уровня экономической безопасности при разработке стратегии развития организации. Предложен подход к формированию стратегии развития предприятия на основе управления экономической безопасностью.

Концептуальные основы предупреждения финансовых кризисов

В статье представлены концептуальные основы предупреждения финансовых кризисов. В современных условиях применяется широкой подход к предупреждению кризисов, в рамках которого система осуществляет не только информационную функцию, но и предлагает меры...

Анализ методологических подходов к разработке финансовой стратегии предприятия

В статье рассматриваются вопросы анализа методологических подходов разработки финансовой стратегии предприятия, определяются преимущества и недостатки каждого подхода.

Трансформация инвестиционной, финансовой и инновационной деятельности предприятия в условиях кризиса

Статья посвящена проблеме трансформации деятельности предприятия в условиях кризиса. Выделяются и описываются характерные особенности инвестиционного, инновационного и финансового компонентов. В статье рассматриваются пути успешного преодоления кризи...

Мотивация персонала в условиях кризиса: современные технологии и подходы

В статье рассматривается построение системы мотивации персонала в условиях экономического кризиса. Представлены механизмы мотивации персонала в кризисных условиях. Рассмотрены и проанализированы происходящие изменения в настоящее время по этому вопро...

Анализ финансовой стратегии компании

Научная статья посвящена исследованию значения и практической роли финансовой стратегии при управлении устойчивостью развития бизнеса. Описан процесс разработки эффективной финансовой стратегии предприятия. Выделены негативные факторы, которые привод...

Похожие статьи

Мотивационные аспекты управления персоналом в условиях кризиса

Данная статья посвящена рассмотрению основных мотивационных аспектов управления персоналом в условиях кризиса и путей выхода из нее. В частности, предложен комплекс мер, позволяющих повысить эффективность системы управления персоналом в кризисных усл...

Роль инновационного маркетинга в условиях конкуренции

В статье производится анализ роли инновационного маркетинга в условиях становления конкурентоспособности предприятий. Представлены этапы реализации новой стратегии. Целью исследования является поиск результатов значений инновационного развития и особ...

Финансовая устойчивость предприятий на современном этапе развития российской экономики

В рамках данной статьи рассмотрены сущность финансовой устойчивости предприятия и необходимость проведения ее анализа. Определены цель, задачи и последовательность проведения анализа финансовой устойчивости предприятия. Рассмотрены факторы, влияющие ...

Особенности управления персоналом в кризисной ситуации

Данная статья посвящена рассмотрению основных мотивационных аспектов управления персоналом в условиях кризиса. Описаны условия функционирования организаций в условиях кризиса, в том числе в условиях пандемии, которые на сегодняшний день являются акту...

Стратегия развития организации в условиях угрозы ее экономической безопасности

В статье рассматривается важность и необходимость учета уровня экономической безопасности при разработке стратегии развития организации. Предложен подход к формированию стратегии развития предприятия на основе управления экономической безопасностью.

Концептуальные основы предупреждения финансовых кризисов

В статье представлены концептуальные основы предупреждения финансовых кризисов. В современных условиях применяется широкой подход к предупреждению кризисов, в рамках которого система осуществляет не только информационную функцию, но и предлагает меры...

Анализ методологических подходов к разработке финансовой стратегии предприятия

В статье рассматриваются вопросы анализа методологических подходов разработки финансовой стратегии предприятия, определяются преимущества и недостатки каждого подхода.

Трансформация инвестиционной, финансовой и инновационной деятельности предприятия в условиях кризиса

Статья посвящена проблеме трансформации деятельности предприятия в условиях кризиса. Выделяются и описываются характерные особенности инвестиционного, инновационного и финансового компонентов. В статье рассматриваются пути успешного преодоления кризи...

Мотивация персонала в условиях кризиса: современные технологии и подходы

В статье рассматривается построение системы мотивации персонала в условиях экономического кризиса. Представлены механизмы мотивации персонала в кризисных условиях. Рассмотрены и проанализированы происходящие изменения в настоящее время по этому вопро...

Анализ финансовой стратегии компании

Научная статья посвящена исследованию значения и практической роли финансовой стратегии при управлении устойчивостью развития бизнеса. Описан процесс разработки эффективной финансовой стратегии предприятия. Выделены негативные факторы, которые привод...