Целью написания статьи является оценка эффективности текущей стратегии компании Inditex на основе анализа ее деятельности в 2019 году. В статье были проанализированы операционные показатели компании, сделаны выводы об устойчивом росте финансовых показателей, по сравнению с предыдущим годом. Вследствие всемирной пандемии, показатели компании могут ухудшиться к концу года, однако, активное развитие онлайн-платформ может смягчить последствия кризиса для компании.
Ключевые слова: интеграция, совершенствование, продажи, анализ, мода, разработка, концепция, менеджмент, сопоставимые продажи, логистика, производство, чистая прибыль, онлайн продажи.
Предмет. Предметом исследования являются теоретические и практические вопросы, связанные с анализом компании Inditex в 2019 г.
Методология. В процессе исследования использовались данные годовых отчетов компании Inditex. Были применены методы логического и статистического анализа. Для анализа конкурентной среды был использован метод сравнения и SWOT анализ.
Результаты. Внастоящее время компания Inditex является одной из самых успешных компаний в индустрии одежды. Компания железной хваткой держит каждое звено распределительной цепи. Это позволяет добиться феноменальной скорости в разработке новой продукции. Inditex благодаря своим низким ценам и огромному выбору продукции постоянно привлекает новых клиентов. Компания расширяется стремительными темпами, захватывая все новые и новые рынки. В настоящее время она расширяет свою деятельность в азиатских странах. Все экономические показатели корпорации увеличиваются ежегодно, ежегодно открывается около 500–600 новых магазинов. Inditex запустила также онлайн-магазин и не собирается на этом останавливаться.
Выводы. 2019 г. характеризуется устойчивым ростом финансовых и операционных показателей, ростом рыночной стоимости и, в целом, позитивной динамикой по сравнению с 2018 г. По состоянию на март 2020 г. продажи в магазинах и онлайн сервисах упали на 24,1 %. На сегодняшний день 3785 магазинов временно закрыты в 39 странах. Это говорит о том, что что финансовые результаты компании в текущем году могут ухудшиться, поскольку рынок сталкивается с серьезными проблемами на фоне кризиса COVID-19.
В 2019 г. компания Inditex продолжила следовать своей долгосрочной стратегии и развивать глобальную сеть полностью интегрированных магазинов и онлайн-платформ. Компания осталось активной в дифференциации своих магазинов. Глобальные онлайн-платформы продаж запускались на ходу. Например, дочерняя компания Zara запустила онлайн систему в таких странах как: Бразилия, Египет, Индонезия, Израиль, Ливан, Марокко, Сербия, ОАЭ, Кувейт, Иордания, Колумбия и Украина. В связи с этим, в 2019 финансовом году Inditex достигла высоких операционных показателей:
– чистый объем продаж достиг 28,3 млрд. Евро;
– продажи в местной валюте выросли на 8 %;
– «like for like»[1] продажи увеличились на 6,5 % по сравнению с прошлым периодом (+4 % в 2018 г.).
Стоит отметить, что рост продаж Inditex произошел благодаря вложениям владельца компании миллиардера Ортеги в развитие электронной торговли.
В 2019 г. компания увеличила количество новых торговых площадей на 5 %, в 2018 году этот показатель был равен 2,5 %. Общая торговая площадь достигла 5 086 732 квадратных метров. Если посмотреть на распределения площадей по брендам (Табл.1) можно заметь, что наибольшая площадь и один из самых наибольших показателей прироста у бренда Zara. Причиной является то, что этот бренд является популярным как среди масс маркета, так и премиум сегмента, соответственно он приносит большую часть прибыли.
Таблица 1
Распределение торговых площадей по брендам в 2018–2019гг., вкв.м
|
2019 |
2018 |
19/18 |
Zara and Zara Home |
3,345,519 |
3,256,381 |
3 % |
Pull&Bear |
428,969 |
419,387 |
2 % |
Massimo Dutti |
278,052 |
274,563 |
1 % |
Bershka |
553,853 |
541,310 |
2 % |
Stradivarius |
337,893 |
332,279 |
2 % |
Oysho |
127,294 |
122,841 |
4 % |
Uterqüe |
15,152 |
15,320 |
-1 % |
Total |
5,086,732 |
4,962,081 |
3 % |
Источник: данные годовых отчётов Inditex group за 2018–2019 гг. [1]
Inditex проявил активность в оптимизации магазинов в 2019 г. (307 открытий, 328 поглощения и 182 переоборудования). На конец 2019 г. компания владеет 7 469 магазинами, что ниже показателя в 7,49 от 2018 г. В 2019 г. за счёт расширения онлайн платформ и их оптимизации продажи в онлайн сегменте выросли до 3,9 млрд евро (прирост к прошлому году составляет 23 %), что составляет 14 % от чистых продаж.
Валовая прибыль без учёта запасов, забронированных для учёта последствий COVID-19 (287 млн евро) составила 15,8 млрд евро, что на 7 % выше, чем в 2018 г.
Таблица 2
Расходы компании Inditex в 2018–2019гг., млн евро
|
2019 |
2018 |
19/18 |
Расходы на персонал |
4430 |
4136 |
7 % |
Расходы на аренду |
695 |
2392 |
-71 % |
Прочие операционные расходы |
3051 |
2801 |
9 % |
Всего |
8176 |
9329 |
- 12% |
Источник: данные годовых отчётов Inditex group за 2018–2019 гг. [2]
Исходя из данных по расходам компании, то операционные расходы существенно снизились несмотря на стратегию расширения бизнеса и увеличения точек продаж. На это повиляло как внедрение эффективного менеджмента и оптимизация производства, так и закрытие некоторых магазинов в Азии и Америке.
Показатель EBITDA в 2019 финансовом году составил 7,6 млрд евро против 5,5 млрд евро в 2019 финансовом году. Исключая инвентарь резерв EBITDA увеличился на 44,5 % в 2019 финансовом году. Показатель EBIT составил 4,8 млрд евро против 4,4 млрд евро в 2018 финансовом году. Без учета запасов EBIT увеличился на 16,1 % в 2019 финансовом году.
Выручка Inditex за отчетный период также выросла — на 8,2 %, составив 28,286 миллиарда евро. Чистая прибыль одного из крупнейших в мире ритейлеров одежды и обуви за 2019 финансовый год увеличилась на 6 %, достигнув 3,6 млрд евро против 3,4 млрд евро в 2018 финансовом году.
Inditex продолжает демонстрировать сильные финансовые позиции в 2019 году из-за увеличения производительности, полной интеграции магазинов и онлайн сервисов, а также программы оптимизации магазинов в виде более низких запасов (ликвидация запасов за счёт онлайн сервиса), внедрения технологии RFID-меток (автоматическая идентификация объектов), которая значительно облегчает управление запасами и позволяет сотрудникам проводить больше времени с клиентами, а также увеличения генерации наличности.
По состоянию на 31 января 2019 г. уставный капитал компании составил 93,5 млн евро и представлен 3116 652 000 зарегистрированными акциями номиналом 0,03 евро каждая, подписанными и полностью оплаченными. Все эти акции принадлежат к одному классу и серии, имеют одинаковые права голоса и участия в прибылях. Капитализация составляет 89,2 млрд долл., что выше на 29 % в цене по состоянию на 2018 г. Основной бенефициар холдинга — Амансио Ортега (он владеет около 60 % акций). В начале 2019 г. Forbes оценил его состояние в $62,7 млрд (шестое место в глобальном рейтинге миллиардеров и первое в Испании) [3].
Стоит отметить, что состояние бенефициара холдинга сократилось на 1,3 млрд долл. по данным рейтинга Forbes. Причиной этого является падение акций компании в 2018 году до рекордного минимума за три года отметкой в 25 евро за акцию. Обрушение акций Inditex произошло после того, как JP Morgan снизил целевую цену активов Inditex на 6,5 % (с €38 до €35,5 за акцию), сопоставимые продажи так и не выросли на обещанные 6 %, потому что главные конкуренты GAP и H&M сильно снизили цены для ликвидации своих остатков. В 2019 г. наблюдается такая же тенденция замедления роста капитализации компании.
Подводя итоги, стоит отметить, что 2019 г. характеризуется устойчивом ростом финансовых и операционных показателей, ростом рыночной стоимости и, в целом, позитивной динамикой по сравнению с 2018 г. По состоянию на март 2020 г. продажи в магазинах и онлайн сервисах упали на 24,1 %. На сегодняшний день 3785 магазинов временно закрыты в 39 странах. Это говорит о том, что что финансовые результаты компании в текущем году могут ухудшиться, поскольку рынок сталкивается с серьезными проблемами на фоне кризиса COVID-19.
По мнению многих специалистов, занимающихся исследованием мирового фэшн-рынка Inditex является «самым креативным и разрушительным ритейлером в мире», а в глазах журналистов — это «самый достойный исследования бренд в Европе».
Inditex Group является № 1 в Испании и одной из четырех крупнейших мировых модных сетей (три других-американский гигант GAP, шведский H&M и американский C&A). Компания владеет брендами одежды ZARA, Pull and Bear Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho, Zara Home, Uterque, Zara Kids, которые являются одними из самых успешных в мире и считаются одними из самых изученных брендов в Европе. В более чем 96 странах мира работает 7490 магазинов, из которых 2131 – бренд ZARA [4].
Амансио Ортега Гаона, родившийся в 1936 г., начал свою карьеру в текстильной промышленности в качестве курьера у производителя рубашек из Ла-Коруньи в 1949 г. В 1963 г. он основал свою собственную компанию Confecciones Goa и начал производить нижнее белье и ночную одежду [5]. В 1975 г. Ортега вложил весь свой капитал в крупный заказ, который впоследствии был отменен. Из-за боязни обанкротиться, ему пришлось открыть собственный магазин под названием «ZARA», чтобы распродать нижнее белье.
Эта концепция была хорошо принята, и Zara распространилась на более крупные испанские города. В течение 1985 г. Inditex была основана как материнская компания деятельности, в которой Ортега участвовал в то время. Через пару лет Inditex начала фокусироваться исключительно на Zara и разработала быструю систему дистрибуции, которая могла бы управлять ожидаемым ростом. Кроме того, в 1988 г. был открыт первый магазин за рубежом. Он был расположен в Португалии, и вскоре после этого Zara открылась в Нью-Йорке, а затем в Париже.
В 1991 г. был основана концепция Pull&Bear. На протяжении следующих лет компания продолжала расширяться на международном уровне и открыла магазины в Мексике, Греции, Бельгии и Швеции. В течение 1995 г. Inditex приобрела 100 % акций Massimo Dutti Group. 1998 год ознаменован значительными открытиями во многих странах: Inditex вышла на рынок Великобритании, открыв магазин Zara в Лондоне; открылся первый магазин в Азии, расположенный в Токио; компания вышла на крупнейший розничный рынок Латинской Америки, Бразилии; также был открыт первый магазин в Германии.
Помимо выхода на новые рынки, Inditex также продолжала увеличивать количество своих магазинов в странах, в которых компания была уже представлена. Еще одним фактором, способствовавшим высокому росту, была автономия Inditex в управлении, которая позволяла каждому бренду самостоятельно принимать решения. Однако они были объединены с точки зрения организации.
В дополнение к международной экспансии существующих брендов Inditex запустила новый бренд под названием Bershka в 1998 г. Компания также приобрела Stradivarius, что позволило в 1999 г. продать 90 миллионов предметов одежды. Эта одежда была произведена в Европе, в основном (87 %) собственными фабриками Inditex. В 2001 г. Inditex была зарегистрирована на испанских фондовых биржах, что позволило новым акционерам инвестировать в компанию [6]. В том же году Inditex также запустила Oysho, концепцию, которая фокусируется исключительно на нижнем белье. В 2003 г. была запущена концепция Zara Home и открыты первые магазины в Африке.
Название |
Целевая аудитория |
Ценовой диапазон |
ZARA |
25–35 лет |
Средний сегмент |
Bershka, Pull&Bear, Stradivarius |
Тинейджеры |
Недорогая одежда |
MassimoDutti, Uterque |
25–35 лет |
Дорогой ценовой сегмент |
Oysho |
Молодые женщины |
Средний сегмент |
ZARA Home |
Люди от 25 |
Ближе к дорогому ценовому сегменту |
Дочерние компании Inditex Group
В 2005 г. компания заявила, что стала мировым лидером в индустрии моды [7]. С тех пор Inditex продолжает свой впечатляющий рост. Уже на протяжении более 50 лет эта компания, созданная бизнесменом Амансио Ортегой Гаоной, является яркой звездой мировой швейной промышленности.
Литература:
- Годовой отчет компании Inditex [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.inditex.com/en/investors/investor-relations/results-and-presentations
- Акционерам компании Inditex [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.inditex.com/en/investors/investor-relations/financial-data
- Forbes [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://forbes-ru.turbopages.org/s/forbes.ru/newsroom/milliardery/389205-pribyl-vladelca-zara-vyrosla-na-12-blagodarya-vlozheniyam-v-internet
- The Secret of Zara’s Success: // martinroll.com URL: https://martinroll.com/resources/articles/strategy/the-secret-of-zaras-success-a-culture-of-customer-co-creation/ (дата обращения: 25.05.2020).
- Ковадонга О'Ши Феномен ZARA. — М.: Эксмо, 2018. — С. 67.
- Inditex Annual Report 2001 // inditex.com URL: https://www.inditex.com/documents/10279/245390/AnnualReport_2001.pdf/55888dc6–20b0–4705-b730-f36f6541b744 (дата обращения: 25.05.2020).
- История успеха группы Inditex — секреты роста компании // scbarcelona.ru URL: https://www.shbarcelona.ru/blog/ru/история-успеха-группы-inditex-секреты-роста/ (дата обращения: 25.05.2020).
[1] Like for like (LFL) – показатель, сравнивающий текущий и прошлый период исключая объекты (магазины) отсутствующие в одном из периодов. Данный показатель позволяет оценить динамику изменений основного бизнеса без учета органического роста (открытия магазинов).