Актуальность разработки игровых ситуаций, способствующих гендерной социализации детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 31.05.2020

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Велиева, А. Д. Актуальность разработки игровых ситуаций, способствующих гендерной социализации детей дошкольного возраста / А. Д. Велиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 514-516. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70841/ (дата обращения: 16.12.2024).



В методической разработке описана актуальность гендерной социализации детей дошкольного возраста. Также представлен пример содержания игровых ситуаций, используемых в повседневной жизни в условиях ДОУ, в различных режимных моментах дошкольников с целью успешной гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: игровая ситуация, гендерная социализация, гендерное воспитание, дошкольный возраст, гендерная социализация детей, гендерный подход.

Гендерная социализация — процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе. [1]

Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, — одна из важнейших и актуальных проблем современного воспитания. Возрос интерес к проблеме гендерной социализации, и обострилась полемика между представителями различных направлений в последние годы, т. к. в современном обществе наблюдается тенденция сближающейся поляризации полов. На сегодняшний день актуально осмысление понятия гендерного воспитания, так как эти представления размыты. Нередко гендерный подход заменяется полоролевым воспитанием дошкольников. Поэтому, актуальным является поиск средств и методов воспитания, социализации детей отражающий именно гендерный подход, который позволяет формировать гендерные качества и конструировать гендерные роли необходимые для успешного выполнения в будущем своих функций в семье, обществе.

Сущность гендерной социализации, согласно А. В. Мудрику, заключается в том, что мальчики и девочки, развиваясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в нем гендерные роли и культуру взаимоотношения полов [1, 8].

Для того, чтоб в обществе сохранить гармоничное понимание женского и мужского, педагогам необходимо раскрывать мальчикам и девочкам их своеобразие, развивать умение взаимодействовать в условиях сближающейся поляризации мужского и женского, не противопоставляя, а сохраняя то особенное, что присуще каждому полу.

Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по гендерному воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация гендерного воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого-либо из ее компонентов. Работа по гендерному воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.

В этой связи будет актуально разработать содержание игровых ситуаций для гендерной социализации детей с учетом гендерных особенностей детей соответствующего дошкольного возраста.

Организуя совместные игры, важно следить за становлением партнерских отношений между мальчиками и девочками и выполнением воспитанниками этических норм. При этом стоит ввести в практику «секретные совещания» с мальчиками и девочками. Подобные игры способствуют возникновению у воспитанников желания играть вместе, выполняя при этом привлекательные для себя роли. Игровая ситуации могут быть разной тематической направленности: «Семейные хлопоты», «Дети заболели», «Поход в салон красоты», «Строительство нового городка», «В семье сломалась машина» и т. д.

Пример содержания игровой ситуации «За покупками» в старшей группе

Цельформирование гендерного социального опыта детей средствами игровой деятельности; приучение детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет; выполнение соответствующих игровых действий.

Примерный перечень тем для игровой ситуации: «Овощной магазин», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Книги», «Спорттовары», «Мебельный магазин», «Магазин игрушек», «Зоомагазин», «Головные уборы», «Цветочный магазин», «Булочная» и др.

Предварительная работа: Экскурсия в ближайший магазин. Наблюдение за разгрузкой товара в овощном магазине. Беседа с детьми о проведенных экскурсиях. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др. Этическая беседа о поведении в общественных местах. Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т. д. Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т. д.).

Атрибуты для игровой ситуации: весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.

Игровые роли: директор, продавец, кассир, водитель, грузчики, покупатели

Краткий план-сценарий игровой ситуации

  1. Водитель привозит на машине товар из базы.
  2. Грузчики разгружают товар
  3. Продавцы раскладывают товар на полках.
  4. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин вовремя завозился товар, звонит на базу, заказывает товар.
  5. Приходят покупатели.
  6. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают.
  7. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек.
  8. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек.

Основываясь на результатах проведенной работы, считаю, что игра может быть средством для гендерной социализации детей дошкольного возраста, при условии если: разработать содержание ролевой игры с учетом гендерных особенностей развития девочек и мальчиков; определить необходимые атрибуты и материал для ролевых игр девочек и мальчиков; организовать постановку ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам; осуществить грамотное гибкое руководство взаимодействием педагогов и родителей в воспитании ребенка как будущей женщины или будущего мужчины.

Литература:

  1. Вейнингер О. Пол и характер, — М.: Академия, 1992. — 26 с.
  2. Гендерная педагогика: учеб. пособие/Л. В. Градусова. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. — 176 с.
  3. Радзивилова М. А. Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 4 (часть 2). — с. 453–456;
  4. Татаринцева Н. Е. «Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы», Центр педагогического образования, Москва, 2012. –С. 69–82.
  5. Темаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ. Год: 2012.
  6. В. Деркунская, А.Н Харчевникова. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей5–7 лет. Учебно-методическое пос.- М.: Центр педагогическ. образования,2015г.
  7. Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольн. Практ. пособие. -М.: Айрс Пресс 2011г.
  8. Микляева Н. В. Теория воспитания дошкольников. — М.: Академия, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): игровая ситуация, гендерная социализация, гендерное воспитание, гендерная социализация детей, дошкольный возраст, гендерный подход, игровая деятельность, мальчик, роль, товар.


Похожие статьи

Гендерный аспект в обучении детей старшего дошкольного возраста

В предлагаемой статье рассматриваются условия формирования гендерной самоидентификации и гендерных стереотипов у воспитанников детских садов старших групп. Подчеркивается важность этих аспектов воспитания для успешной социализации при вступлении во в...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Специфика трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен анализ содержания понятия «трудовые умения детей старшего дошкольного возраста». Актуальность заявленной темы подтверждается социальным заказом государства и общества в образовании, который заключается прежде всего в направленнос...

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются на основе анализа педагогической литературы раскрывается содержание и определяются методы хореографической деятельности, на основе которых осуществляется эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на гуманист...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В представленной статье рассматривается одно из важных направлений в системе образования подрастающего поколения — формирование экологической культуры дошкольников среднего возраста. Исследуется ФГОС ДО как важный инструмент регулирования требований ...

Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...

Похожие статьи

Гендерный аспект в обучении детей старшего дошкольного возраста

В предлагаемой статье рассматриваются условия формирования гендерной самоидентификации и гендерных стереотипов у воспитанников детских садов старших групп. Подчеркивается важность этих аспектов воспитания для успешной социализации при вступлении во в...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Специфика трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен анализ содержания понятия «трудовые умения детей старшего дошкольного возраста». Актуальность заявленной темы подтверждается социальным заказом государства и общества в образовании, который заключается прежде всего в направленнос...

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются на основе анализа педагогической литературы раскрывается содержание и определяются методы хореографической деятельности, на основе которых осуществляется эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на гуманист...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В представленной статье рассматривается одно из важных направлений в системе образования подрастающего поколения — формирование экологической культуры дошкольников среднего возраста. Исследуется ФГОС ДО как важный инструмент регулирования требований ...

Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...

Задать вопрос