Сюжетно-ролевая игра — зеркало внутреннего мира ребёнка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 25.05.2016

Статья просмотрена: 481 раз

Библиографическое описание:

Черных, Н. А. Сюжетно-ролевая игра — зеркало внутреннего мира ребёнка / Н. А. Черных, Н. А. Шинкарёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1797-1799. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30682/ (дата обращения: 24.11.2024).



Решающее значение для развития самосознания ребенка имеет его взаимодействие со взрослым, которое вырабатывает у него определенное отношение к миру вещей, ко всему живому, к людям и к самому себе. Взрослые являются для ребенка главным источником информации о себе. Взрослые помогают осознать ребенку и его собственную половую принадлежность, давая примеры для подражания. «Хороший пример — наилучшая проповедь» — это русская народная пословица, говорящая о многом.

Ориентация ребенка на ценности своего пола чаще всего происходит в семье. Каждый из родителей несет ценностные ориентации своего пола: такие признаки, как душевность, чувствительность, эмоциональность, больше присуще женщине; смелость, решительность, самообладание — признаки мужественности.

Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение поведения мужчин и женщин. Это основной способ воспитания.

Изменения, происходящие в обществе, требуют поиска новых подходов к воспитанию дошкольников, учитывающих их половозрастные, индивидуальные особенности в социальном контексте. Причинами появления данной тенденции стали: новые социальные условия и динамизм общественной жизни, ломка традиционной системы половых ролей и соответствующих ей культурных стереотипов, переход от жёстких стандартов маскулинности/фемининности к гибким партнёрским взаимоотношениям, разнообразному полоролевому репертуару.

Аспекты формирования полоролевой и гендерной принадлежности ребенка нашли отражение в Федеральном государственных образовательном стандарте дошкольного образования и включены в содержание образовательной области «Социально — коммуникативное развитие». Главная задача гендерного воспитания в детском саду — это улучшения взаимоотношений между мальчиками и девочками, формирование у них адекватной оценки представителей противоположного пола, вовлечение детей разного пола в совместную деятельность.В период дошкольного детства в процессе гендерной социализации определяющую роль играет художественная литература.

Половая идентификация не означает лишь осознания ощущений «Я — мальчик», «Я — девочка», оно включает и целый ряд общественных ролей. Именно дошкольный возраст является сензитивным периодом в формировании представлений о своих правах и обязанностях у мальчика как сына, мужа и отца, и соответственно у девочки — дочери, жены, матери.

Благодаря данным многих исследований таких ведущих психологов как Л. И. Божович, Л. А. Венгер, В. С. Мухина и др., позволяют утверждать, что к 3–4 годам появляется первичная базовая половая идентичность, или усвоение половой принадлежности. На этой основе идёт дальнейшее интенсивное развитие различных сфер личности: эмоциональной, когнитивной, социальной, нравственно-волевой, усложнение ведущих видов деятельности ребёнка, освоение и решение картины мира.

И в семье, и в детском саду надо осуществлять дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек с учетом их пола. Взрослым и родителям, и воспитателям необходимо знать и понимать своего ребенка с его особенностями, потребностями, склонностями, возможностями. Потому что дети по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Необходимо привлечь внимание современных педагогов к актуальности проблемы полоролевой социализации дошкольников, внедрить в образовательные программы методики по формированию ценности обладания определённым полом. Разграничить игры мальчиковые и девичьи и не позволять, по возможности, до пятилетнего возраста детям увлекаться играми, принадлежащими противоположному полу, потому что полоролевая идентичность до этого возраста ещё не сформирована. Ещё немаловажно, давать рекомендации родителям о надлежащем воспитании мальчиков-как мужчин, девочек — как женщин. Поскольку даже сами родители, рождённые ещё в Советское время, имеют очень большие «бреши» в собственном воспитании и не могут дать своим детям воспитание, в силу просто своей некомпетентности в данном вопросе, воспитание, которое необходимо чётко «сортировать» по мальчикам и девочкам, даже если в одной семье есть и те и другие представители полов. Это совершенно не сложно, просто нужно знать и в первую очередь научится самим родителям проявлять соответствующие полу качества мужественности и женственности, но над этим надо будет потрудится не только родителям, но и психологу детского сада, и конечно же педагогу данной группы детей и их родителей.

Для формирования полоролевой социализации дошкольников, нужно больше читать им художественную литературу, где чётко показана разница между сильными мужскими ролями и слабыми женскими персонажами, для того чтобы дети легко уловили и осознали: сильный пол — это смелость, ответственность, защита, а слабый пол — это нежность, забота, доброта.

Смешанный детский коллектив, в котором не противопоставляется мужское и женское начало, а демонстрируются возможности их взаимодополнения, имеет все возможности для формирования и закрепления мужественности и женственности. Женственность девочек создает лучшие условия для воспитания мужественности у мальчиков, а мальчики учатся понимать и принимать поведение «маленьких женщин», ведь только тогда, когда знаешь, чего хочет противоположный пол, когда знаешь тонкости и малейшие нюансы в поведении друг друга, можно найти потом будучи взрослыми людьми, найти компромиссы для совместного сосуществования, а основа благоприятных отношений и умение «уживаться», закладывается именно с детского сада.

Д. Б. Эльконин полагает, что именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задаёт личностные смыслы, побуждающие к деятельности.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Д. Б. Колесов полагает, что дошкольный возраст, особенно период 4–5 лет очень важен для воспитания будущего мужчины. В этот период формируется характер мальчика: это будет будущий глава семьи, защитник, опора для близких или же это будет неуверенный, робкий, безответственный человек. Значимое влияние на закрепление мужских стереотипов в поведении оказывает общение со сверстниками. Это ещё очень важно тогда, когда нет у маленького мужчины ни отца, ни деда ни другого подходящего взрослого мужчины, с которого можно было бы взять пример для подражания, ведь мальчики обучаются именно с «образца» и по-другому никак.

Е. О. Смирнова концентрирует внимание на том, что возрасте 4–5 лет, дети переходят на следующий этап своего психологического развития, потому что именно этот возраст является расцветом сюжетно-ролевой игры, которая является школой чувств, в ней формируется эмоциональный мир ребенка, а игровые переживания оставляют глубокий след в сознании. Повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Мы солидарны с позициями А. Г. Хрипковой и Д. В. Колесова, Л. И. Божович, Л. А. Венгера, В. Е. Кагана, В. С. Мухиной, что именно дошкольный возраст является сензитивным, самым благоприятным для развития полоролевого сознания, формирования психики пола, что знание собственной половой принадлежности — вернее, убеждённость в определённом характере этой принадлежности — в полной мере развивается у ребёнка к трём годам, в процессе осознания своего “Я”. Важную роль при этом играет непреднамеренное обучение — например, мать и другие люди в обращении к ребёнку постоянно подчёркивают: “Ты — мальчик” или “Ты — девочка”. Убеждение формируется на основании анализа признаков собственной половой принадлежности и не является простым запоминанием.

По мнению Э. Эриксона большое значение в формировании положительной половой идентичности имеет игра, а точнее сюжетно–ролевая игра, которая является ведущим видом деятельности дошкольников. В процессе игры дети старшего дошкольного возраста познают окружающий их мир. Игра способствует установлению положительных стереотипов качеств мужественности и женственности и позволяет заложить основы эмоционально позитивного отношения к будущей роли мужчины или женщины, папы или мамы.

Как отмечал Л. С. Выготский, в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Именно дошкольный возраст является сензитивным, благоприятным периодом формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов, возникают предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности ребенка происходит в сюжетно-ролевой игре. В свою очередь сюжетно-ролевая игра является местом зарождения чувств и эмоций, которые дети учатся проявлять в определённых жизненных ситуациях, сыгранных ими в этой игре. В ней формируется эмоциональный мир ребенка и способы проявления этих эмоций научат ребёнка жить в обществе и взаимодействовать с противоположным полом, что немаловажно для становления в будущем полноценных, счастливых семей, воспитывающих женственных девочек и мужественных мальчиков.

Мы должны помочь раскрыть детям уникальные возможности, которые даны им полом, если хотим воспитать мужчин и женщин, а не «бесполых» существ, вернее сказать «усреднённое существо».

Литература:

  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре.. [Текст] М.; Воронеж, 2000.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] -Питер, 2000-с.400
  3. Кон И. С. Психология половых различий. [Текст] // Вопросы психологии. — 1981 № 2. — С. 47–57.
  4. Мухина, B. C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. [Текст] / В. С. Мухина. М.: Академия, 2002. — 456 с.
  5. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т. А. Репина. — М.: Издательство Московского психолого–социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 152 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, дошкольный возраст, пол, ребенок, девочка, игра, мальчик, мотивационная сфера, собственная половая принадлежность, сюжетно-ролевая игра.


Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования доброжелательных отношений между старшими дошкольниками

Сюжетно-ролевая игра как средство преодоления коммуникативных барьеров гиперактивных подростков

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как способ развития дошкольников

Конспект сюжетно-ролевой игры в младшей группе «Больница»

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры детей средней группы (обобщение опыта)

Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования доброжелательных отношений между старшими дошкольниками

Сюжетно-ролевая игра как средство преодоления коммуникативных барьеров гиперактивных подростков

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как способ развития дошкольников

Конспект сюжетно-ролевой игры в младшей группе «Больница»

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры детей средней группы (обобщение опыта)

Задать вопрос