Закатальское восстание 1863 года под предводительством Хаджи Муртуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 01.06.2020

Статья просмотрена: 1125 раз

Библиографическое описание:

Исламов, И. И. Закатальское восстание 1863 года под предводительством Хаджи Муртуза / И. И. Исламов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 196-199. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70810/ (дата обращения: 18.11.2024).



Статья посвящена восстанию 1863 года в Закатальском округе. В ней раскрываются предпосылки восстания, ход восстания, а также анализируются причины поражения восставших.

Ключевые слова: восстание, Хаджи Муртуз, Шаликов, Закатала, Белоканы

The article is devoted to the uprising of 1863 in the Zakatala district. It reveals the prerequisites of the uprising, the course of the uprising, as well as analyzes the causes of the defeat of the rebels.

Keywords: uprising, Haji Murtuz, Shalikov, Zakatala, Belokan.

До 60-х гг XIX в. Дагестан, несмотря на территориальное единство не представлял собой единого целого политического или государственного объединения. На территории Дагестана располагался целый ряд государственных образований, история которых до сих пор до конца не изучена и представляет собой интерес. Одним из таких образований является так называемая Джарская республика.

Джарская республика была образована в середине XVI века. Населяли республику в основном: аварцы, ингилойцы [14], закавказские татары [15].

В 1830 году она была ликвидирована, присоединена к Российской империи и стала называться Джаро-белоканской областью [10, с. 101]. В 1859 году часть Джаро-белоканской области (именно горный магал) была присоединена к Дагестану [6, с. 32], тем самым, приобрела статус округа. 5 апреля 1860 года Джаро-Белоканский округ переименован в Закатальский [12, с. 185], вся оставшаяся часть округа перешла во временное подчинение начальнику Верхнего Дагестана, а горный магал перешел в Самурский округ [2, с. 434]. Административный центр Закатальского округа — город Закатала. В 1860-е годы округ был разделен на 6 наибств: Джарское, Белоканское, Мухахское, Алиабатское, Карасуйское, Елисуйское [10, с. 105]. После подавления восстания 1863 года округ был объявлен отдельной областью. А в 1874 году, был разделен на четыре участка: Кахский, Алиабатский, Джаромухахский и Белоканский [13, с. 91]. Ныне Закатальский округ соответствует Закатальскому, Белоканскому и части Кахского районов Азербайджанской Республики.

Закатальский округ (когда был Джаро-Белоканской областью) не принимал активного участие в Кавказской войне. Однако уже в 1863 г. здесь вспыхнуло одно из крупных восстаний второй половины XIX в.

Причинами восстания в округе служили коррупция, мошенничество, взятничество. Как упомянул Р. А. Фадеев «Народный суд, который в горских землях составляет лучшее наше учреждение, стал в Закатальском округе, по всеобщему и единогласному показанию, притоном самого грозного мошенничества, взяток обозами; решения покупались у окружного начальника. Действия разных местных чиновников, участковых, заседателей, и переводчиков их, соответствовали общему направлению; жителей беспрестанно смущали, тревожили, вводили в споры, чтоб продавать им потом решения власти; воры и убийцы выпускались за деньги [8, с. 425]».

Еще одной причиной была христианизация, предпринятая в основном, Шаликовым Семеном [16]. Фадеев писал о Шаликове «Но неужели он надеялся обратить в христианство целое мусульманское племя, чему еще не было примера со времен распространения исламизма на земле?» [8, с. 426]. Далее Фадеев упоминает о строительстве церквей, что, конечно, не могло не вызвать недовольство местных жителей «Видя, что с обеих концов линии подгорных деревень, в Белокани и Алиабате строят церкви, лезгины уверились, что их хотят обратить в христианство, а так как, по их понятию, для правительства нет середины между «хотеть» и «сделать», то они были убеждены, что их хотят обратить насильно… Заседатели требовали денег за позволение чинить мечети» [8, с. 426].

Принятие христианства некоторыми дагестанцами и ингилойцами играло существенную роль. В частности, если человек, совершивший преступление крестился, то его могли простить. Преступники уводили женщин, и удерживали при крещении [8, с. 427]. Тех, кого все-таки не прощали, то пользуясь их обращением в христианство, брали с них деньги и умалчивали об их вине.

Прямой же причиной Фадеев называет «новую проповедь исправительного тариката» [8, с. 428].

Восстание в Закатальском округе не было спонтанным, к восстанию подготавливали народ. Духовными лидерами закатальцев были Бурджа-Али из села Динчи, который был казнен по решению суда, Занки-Эфанди кадий Джара [17], который был ранен при штурме, а затем, тоже казнен по решению суда [18]. Помимо них были еще проповедники, но основными вдохновителями были перечисленные. Их пропаганда не перешла бы в вооруженное восстание, если бы власти проявляли справедливость. Вначале проповеди были тайными, но увидев пассивность властей, они стали более активными. Против антироссийских проповедей выступало официальное духовенство, но проповеди вдохновителей восстания были популярнее в округе и некоторые из тех богословов кто раннее противился этим проповедям понемногу начали переходить на сторону восставших. Шаликова и Тарханова [19] предупреждали об восстании, но они не принимали никаких мер.

Зимой 1861, а также весной 1862 года в Таначинском леcу [20] велась активная работа по подготовке восстания. Бурджа-Али и Занки-Афанди проповедовали и набирали себе мюридов. Об этом докладывали Тарханову и Шаликову, но они не придали этому значения [8, с. 435]. В это время стали распространяться слухи, что мюриды хотят взять крепость в Закаталах. Эти слухи убедили Тарханова, и он вызвал к себе Бурджа-Али. Хоть и Бурджа-Али и сумел оправдаться, многие его последователи разбежались, узнав, что их лидера вызвали на допрос. Бурджа-Али решил оставить это дело, но Занки-Афанди продолжал вести интриги. Однако действовал он осторожно. Так, в сентябре, первая попытка овладения крепостью провалилось. Горцы ожидали более благоприятных условий для восстания.

В июне 1863 года горцы, вновь, решили начать восстание, избрав имама. Имамом стал штабс-капитан Хаджи-Муртуз.

Хаджи-Муртуз из села Цалбан [21], был преданным человеком Российской империи, и даже принес начальству шестьдесят голов абреков, имел дружественные отношения с Шаликовым. Шаликов назначил его белоканским наибом. Но, видимо, положение в Закатальском округе повлияло на Хаджи-Муртуза, и он, поехав в хадж, начал усердно молиться и каяться, однако по-прежнему поддерживал дружеские отношения с Шаликовым. Шаликов до последнего не верил, что Хаджи-Муртуз предпринимает попытку восстать против власти, более того грозил одному из доносчиков выколоть глаза.

4 июня Тарханову и Шаликову доложили о планах Хаджи-Муртуза. Тарханов собрал в крепость жителей с их семьями и казенное имущество. Боеспособные мужчины были подняты для обороны крепости, а у кого не было оружия, тем раздавали. Подполковник Романов отправил в крепость свой батальон из ста пятнадцати человек [5] для подкрепления крепости. Батальон был настигнут и разбит отрядом Хаджи-Муртуза, который был отправлен еще утром. Восставшие заняли Белоканы, Катих и Мацих.

В ночь с 4 на 5 июня Хаджи Муртуз отправил Тинтиназул Магому с 50 бойцами сжечь Муганлинский мост, который находился на Алазани. По дороге они встретили отряд из семидесяти девяти человек под командованием поручика Савицкого. Савицкий ничего не зная о бунте, подумал, что к нему едет какой-то начальник со своим отрядом и подпустил их близко. Произошла битва, и поручик Савицкий был разбит. Из его отряда спаслось, только 13 человек, которые успели укрыться в лесу. Дойдя до Муганлинской деревни, отряд Тинтиназул Магомы был пополнен, и он двинулся дальше, в сторону моста. Отряд, охранявший мост, увидев впереди мугалов, подумали, что к ним идет подмога, за которой они послали, получив уведомление от Тарханова о бунте, и отдал мост восставшим, мост был сожжен.

Хаджи-Муртуз решил атаковать крепость, но штурм крепости был провален. Занки Афанди был ранен, а Хаджи-Муртуза уже больше никто не поддерживал кроме, пятидесяти человек, которые с Хаджи-Муртузом остались, готовые идти до конца.

Начали распространяться слухи, что Хаджи-Муртуз ранен и скрывается в Джарах. И тогда Тарханов потребовал его выдачи. Тарханову привезли раненного Занки Афанди.

Князь Шаликов, убедившись в измене Хаджи Муртуза, из Сацхениси прибыл в Лагодехи, а в ночь 5 на 6 июнь прибыл в Белоканы. Оттуда с двумя ротами и двести пятидесятью милиционерами направился в Закаталы. Хаджи Муртуз со своими пятидесятью воинами расположился по дороге [9, с. 236]. Хаджи-Муртуз ранил Шаликова, а затем поразил его еще 2 пулями, Шаликов слез с лошади и упал намертво [8, с. 453]. Отряд Шаликова принялся бежать в Закатальскую крепость. Хаджи Муртуз теснил их до села Катих, а затем прекратил преследование и вернулся в Белоканы [9, с. 236].

Хаджи Муртуз, прибывший в Белоканы, стал спокойно жить у себя в доме, и никто ничего не предпринимал против него. Но вскоре прибыл барон Врангель в Белоканы. Белоканцы не выдали Хаджи Муртуза, но ему сказали, что не станут его защищать. Милиционеры, отправленные к его дому, обнаружили, что Хаджи Муртуз уже бежал, вещи разбросаны, а двери раскрыты. 9 июня Врангель вступил в Закаталы. Это считается официальной датой окончания бунта, хотя осада крепости прекратилась только 6 июня.

11 июня прибыл князь Андронников, в правлении которого не произошло ничего особенного. А в 16 июня прибыл князь Орбелиани. 18 числа прибыл с гор князь Меликов вместе с двумя тысячами пятьсот человек дагестанской милиции [9, с. 237]. Появление этих войск было неожиданностью для джарцев, так как они привыкли ждать врагов с юга и с запада, а с севера они постоянно были в союзе с горцами. Милиция стала жечь грабить, угонять скот. С Алазани и Кахетии начали приходить люди, чтобы брать что захотят.

Надо отметить, что нередко, говоря об этом восстании российские исследователи явно довольны тому, что горцы убивают горцев: «Лезгины уже подымали руку на лезгин, что для нас весьма важно» [8, с. 458]. Так же на насилие со стороны дагестанской милиции упор сделал Козубский для разжигания межнациональной розни: «Между аварцами и джарцами существует давнишняя закоренелая племенная зависть, и теперь аварцы, из которых в большинстве состоял и полк, и милиция с рвением принялись за дело и пошарили-таки исправно Закатальский округ» [7, с. 228].

«Наказание», избранное для участников восстания в Закатальском округе не было присуще «цивилизованному государству»: позволили грабить местных дагестанцев дагестанской же милиции, собранной из глубин гор. Но были и те, кого выслали. Среди выселенных оказались: Мухамадил «Хеджав» [9, с. 239], ирибец Муртазалил Мухамад [9, с. 239], Тинамухамадил Магома (умер в ссылке в Ставропольской губернии) [9, с. 239]. Занки Афанди казнен [8, с. 431] и Буджаали казнен [8, с. 431], а Хаджи Муртуз, лидер восстания, который кое-какое время скрывался, решил, по своей воле, явиться к властям [4, с. 120], но был сослан в тифлисскую тюрьму [5], а затем в Сибирь, где умер через 10 лет [3, с. 188]. Мухаммадил «Хеджава» поймала грузинская дружина 18 июня 1863 года [9, с. 239]. Тинамухамадил Магома был пойман 6 июня 1863 года жителями села Тала. Во время неудачного штурма закатальской крепости был ранен и затем сдан русским и сослан в Ставропольскую губернию. В общем, из сто пятьдесят семь высланных за участие в восстание в Закатальском округе за первые четыре года умерли пятьдесят четыре человека [9, с. 239]. Было ожидаемо, что восстание будет подавлено, ведь восстание было плохо спланировано, у повстанцев не было осадных орудий, а также в восстание не были вовлечены горные общества (попытка поднять на восстание горные общества провалилась).

В Закатальском восстании участвовали не только местные, но и дагестанцы из горных обществ. В восстании участвовал и Муртазаали из Урада, который объездил многие горные общества Дагестана и Чечню и призывал к восстанию. Но его план был раскрыт, и Муртазаали сослали в Россию, а именно в Ярославль [1. с, 283]. Позже Муртазаали принял православие и поменял имя на Владимир. К концу жизни он прибыл в Темир-Хан-Шуру, а затем переехал в свое село, где и умер [1. с, 284].

Насчет личности Муртазаали имеются разногласия. Известный дагестанский философ Абдуллаев М. А. отождествляет его с тем самым кадием Имамата [1. с, 280–285], но дагестанские исследователи Хапизов Ш. М. и Шехмагомедов М. Г. утверждают, приводя доказательства, что существовал еще один Муртазаали и речь идет о нем, а не о кадии [11, с. 13–23]. Нам же важно отметить, что у закатальцев были тесные связи с остальным Дагестаном.

После Закатальского восстания Закатальский округ объявили отдельной областью, тем самым сделав его самой маленькой областью в Российской империи.

После убийства Шаликова начальником Верхнего Дагестана назначен полковник Кульман [3, с. 174].

Восстание в Закатальском округе вызвало брожение и в других районах Дагестана, особенно в Гумбетовском обществе. Гумбетовцы решили встретиться возле с. Шавдух. На этом совете было решено напасть на окружное управление в селе Ботлих. О своих действиях гумбетовцы уведомили андийцев и чеченцев, которые должны были их поддержать. Но однако, царские войска сосредоточились в различных пунктах, и ликвидировали восстание, а руководителей схватили. Так это восстание было подавлено, не успев начаться [4, с. 120]. Причиной поражения горцев стало то, что среди них не было единства и организованности.

Таким образом, надо отметить, что Закатальское восстание имело огромное значение. Оно было довольно значительным в изучаемый период. И показало, что проведенные в Дагестане реформы не искоренили причин недовольства населения колониальной политикой царизма. И что народ вновь готов подняться на борьбу за свои права.

Литература:

  1. Абдуллаев М. А. Мыслители Дагестана. Махачкала, 2007.
  2. АКАК. Тифлис, 1904. Т. XII.
  3. Бороздин К. А. Лезгинское восстанiе въ Кахетiи в 1863 году. С.-Петербург, 1890.
  4. Гаснов М. М. Дагестан в составе России (вторая половина XIX века). Махачкала, 1999.
  5. Доного Х. М. Личности. Хаджи — Муртуз// Электронный ресурс. URL: http://www.gazavat.ru/personalies2.php?people=24 (дата обращения 14. 04. 2019).
  6. Кавказский календарь на 1866 год. Тифлис, 1866.
  7. Козубский Е. И. История Дагестанского конного полка. Петровск, 1909.
  8. Фадеев Р. А. Государственный порядок. Россия и Кавказ. М., 2010.
  9. Шехмагомедов М. Г., Хапизов Ш. М., Маламагомедов Д. М. Тленсерух в конце XVIII-XIXвв.: Историко-документальное исследование (на основе изучения материалов коллекции 'Усман-дибира ал-'Ири). Махачкала, 2015.
  10. Ш. М. Хапизов, С. М. Галбацев. Аварский Цор (Закатальский округ) в XVIII — первой половине XX в. Махачкала, 2016.
  11. Ш. М. Хапизов, М. Г. Шехмагомедов. Муртаза’али из Урада — верховный кадий Имамата. Махачкала, 2018.
  12. Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом. Тбилиси, 1907. Т. I.
  13. Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом. Тбилиси, 1907. Т. II.
  14. Грузины-мусульмане.
  15. В Российской империи «закавказкими татарами», а также «азербайджанскими татарами» называли нынешних азербайджанцев.
  16. Шаликашвили Семён Осипович — начальник Верхнего Дагестана.
  17. Настоящее имя — Мухаммадали.
  18. Занки афанди был ранен, затем его подобрали местные, затем царские войска предъявили им ультиматум, после которого люди, державшие у себя раненного Занки афанди вынуждены были отдать его войскам.
  19. Начальник Закатальского округа.
  20. Таначинский лес — лес на территории Закатальского района, ныне республика Азербайджан. Таначинский лес находится на левопобережье реки Алазани и окружает село Динчи. Именно в мелких хуторах, находящиеся на территории леса собирались восставшие.
  21. Ныне находится в Белоканском районе Республики Азербайджан.
Основные термины (генерируются автоматически): Закатальский округ, восстание, Джаро-Белоканская область, Закатальское восстание, июнь, округ, Российская империя, Хадж, Верхний Дагестан, Ставропольская губерния.


Ключевые слова

восстание, Хаджи Муртуз, Шаликов, Закатала, Белоканы

Похожие статьи

Восстание 1861 года в Ункратле

Статья посвящена восстанию 1861 года в Ункратлинском вольном обществе, раскрываются причины восстания, дается ход самого восстания, причины поражения восставших.

Источники появления и формирования поэмы «Шежире» («Родословная») в творчестве Бердаха

В данной статье изучаются материалы по истории каракалпаков на Жанадарье в ХVIII веке по поэме Бердаха «Шежире».

Махалли в Хивинском ханстве и их место в истории ханства (на примере Хивы и Хазараспа)

В статье раскрываются система махалли в городах и кишлаках и история махалли в начале XVI — до начала XX века на примере городов Хивы и Хазараспа.

Изучение хозяйства Сырдарьинской области экспедицией П. А. Скрыплева

В статье рассматриваются особенности исследования Сырдарьинской области, экспедицией под руководством П. А. Скрыплева в 1906–1913 годах.

К вопросу о социально-экономическом положении Дагестана накануне 1917 года

В статье охарактеризовано социально — экономическое положение Дагестанской области накануне 1917 года. Особый акцент сделан на то, как Первая Мировая война (1914–1918 гг.) повлияла на экономическое положение Дагестана.

Органы правопорядка Вятской губернии: мартовский кризис 1917 г.

В статье рассматриваются события, происходившие в Вятской губернии, во время Февральской революции 1917 г. в Петрограде. Автор описывает попытки властей, не допустить распространение информации об отречении императора. На основе архивных источников, ...

Зарождение ислама на Кавказе

В статье освещается краткая информация о зарождения ислама на Северном Кавказе и, в частности, в Дагестане.

Коммуна «Заря»: рождение, существование, гибель

Статья посвящена истории дубынской коммуны «Заря». Автор выделяет этапы развития и существования коммуны, её роль в Западно-Сибирском крестьянском восстании.

Свод законов в казахской степи

В статье рассмотрены главные степные законы казахского народа, нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях и все стороны жизни казахского общества.

Ключевые особенности Пугачёвского восстания в России

В статье автор пытается определить связи между ключевыми этапами Пугачёвского восстания и его последствия для отечественной истории.

Похожие статьи

Восстание 1861 года в Ункратле

Статья посвящена восстанию 1861 года в Ункратлинском вольном обществе, раскрываются причины восстания, дается ход самого восстания, причины поражения восставших.

Источники появления и формирования поэмы «Шежире» («Родословная») в творчестве Бердаха

В данной статье изучаются материалы по истории каракалпаков на Жанадарье в ХVIII веке по поэме Бердаха «Шежире».

Махалли в Хивинском ханстве и их место в истории ханства (на примере Хивы и Хазараспа)

В статье раскрываются система махалли в городах и кишлаках и история махалли в начале XVI — до начала XX века на примере городов Хивы и Хазараспа.

Изучение хозяйства Сырдарьинской области экспедицией П. А. Скрыплева

В статье рассматриваются особенности исследования Сырдарьинской области, экспедицией под руководством П. А. Скрыплева в 1906–1913 годах.

К вопросу о социально-экономическом положении Дагестана накануне 1917 года

В статье охарактеризовано социально — экономическое положение Дагестанской области накануне 1917 года. Особый акцент сделан на то, как Первая Мировая война (1914–1918 гг.) повлияла на экономическое положение Дагестана.

Органы правопорядка Вятской губернии: мартовский кризис 1917 г.

В статье рассматриваются события, происходившие в Вятской губернии, во время Февральской революции 1917 г. в Петрограде. Автор описывает попытки властей, не допустить распространение информации об отречении императора. На основе архивных источников, ...

Зарождение ислама на Кавказе

В статье освещается краткая информация о зарождения ислама на Северном Кавказе и, в частности, в Дагестане.

Коммуна «Заря»: рождение, существование, гибель

Статья посвящена истории дубынской коммуны «Заря». Автор выделяет этапы развития и существования коммуны, её роль в Западно-Сибирском крестьянском восстании.

Свод законов в казахской степи

В статье рассмотрены главные степные законы казахского народа, нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях и все стороны жизни казахского общества.

Ключевые особенности Пугачёвского восстания в России

В статье автор пытается определить связи между ключевыми этапами Пугачёвского восстания и его последствия для отечественной истории.

Задать вопрос