Статья посвящена изучению реинжиниринга кофейни Starbucks. Речь пойдет о внедрении базы данных в работу и установления терминалов самообслуживания, что послужит повышением качества работы кофейни путем более удобной работы с заказами, наглядного каталога с товарами, быстрого обработки информации и более эффективной передачи заказа через созданную учетную запись. А установка терминалов самообслуживания разгружает работу официанта.
Ключевые слова: бизнес-процесс, реинжиниринг, автоматизированная система, база данных.
Введение
Современный бизнес — не постоянная величина. Скорее, это непрерывно развивающийся, изменяющийся, подстраивающийся под потребности и цели людей процесс. К тому же сами владельцы компаний часто инициируют новшества с целью повысить конкурентоспособность.
В качестве примера анализируемой и моделируемой бизнес-системы рассмотрим систему кофеен Starbucks. В целях конкретизации задачи предполагается, что анализ и моделирование осуществляются с целью проектирования информационной системы поддержки реинжиниринга подобного вида организаций, которая должна использовать модель существующего бизнеса. Диаграммы выполнены с помощью инструментального пакета VisualParadigm. Вариант использования представляет собой последовательность действий, выполняемых системой, инициируемых некоторым внешним объектом — актером.
Компания Starbucks Corporation — американская компания, являющееся самой крупной кофейной компанией в мире, с сетью кофеен более 17 тыс. в 50 странах. К середине 80-х годов Starbucks оказалась в предкризисном состоянии, поскольку покупателей, действительно, было не много. Американцы полностью разочаровались в растворимом кофе, а пить горький кофе они не намеревались. Да и обстановка не располагала.
Постановка задачи.
В условиях нависшей опасности и все усиливающейся конкурентной борьбы генеральный директор Starbucks Говард Шульц принял решение открыть кофейни: во всех магазинах компании появились барные стойки, где профессиональные бариста (специалисты по приготовлению кофе) мололи кофейные зерна, заваривали и подавали ароматный кофе. Отныне заведения славились романтичной, роскошной для всех, спокойной и неофициальной обстановкой, а также расширился ассортимент кофе (появились различные виды, например, экспрессо). Да и количество посетителей данного заведения значительно увеличилось.
Кофейня «Starbucks» не имела никакой информационной системы. Потребность в ней появилась в связи с увеличением количества посетителей (особенно в выходные дни) и ассортимента блюд.
На рисунке 1 изображена работа кофейни Starbucks до предложенного реинжиниринга.
Рис. 1. Диаграмма варианта использования до реинжиниринга
Из представленной диаграммы видно, что основную работу осуществляет бариста-повар без использования каких-либо ИС. Таким образом, бариста-повар не справляется с возложенными на него обязанностями при большом наплыве клиентов. Из-за этого страдает качество обслуживания, что приводит к недовольству посетителей и теряется возможность получения большего дохода.
После анализа работы кофеен выяснилось, что появилась потребность в расширении штата обслуживающего персонала и введения БД.
С ростом численности кофеен стремительно усиливается и конкуренция, что неизбежно приводит к необходимости эффективно и рационально использовать имеющиеся ресурсы. В этих условиях для успешного ведения бизнеса необходимо инвестировать в средства и инструменты его поддержания и развития. Один из основных инструментов развития общепитного бизнеса — это автоматизация работы кофейни.
На рисунке 2 изображена работа кофейни Starbucks после предложенного реинжиниринга.
Рис. 2. Диаграмма варианта использования
Из диаграммы, представленной на рисунке 2 видно, что после принятия в штат нового сотрудника на должность официант и использование БД позволяют снять часть должностных полномочий с баристы и сосредоточиться больше на выполнение работ по прямым обязанностям.
База данных кофейни или современная система автоматизации — это система управления кофейней, многофункциональная и легко модернизируемая.
При большом потоке клиентов в праздничные или выходные дни данный штат работников будет не справляться с большим числом заказов. Чтобы справиться с таким большим потоком понадобиться помощь еще одного сотрудника в должности официанта или баристы. Но такое решение приведет к дополнительному расходу на зарплату сотрудникам, что приведет к уменьшению прибыли данной кофейни. Выходом из данной ситуации послужит установка терминалов самообслуживания в кофейне, вместо увеличения штата сотрудников.
Рис. 3. Диаграмма вариантов использования внедрение терминала
Таким образом, у клиента появляется вариативность для заказа. Он может совершить заказ через терминал самообслуживания или сделать заказ через официанта.
Рис. 4. Обслуживание клиента
Заключение.
Введенная БД повышает качество работы кофейни путем более удобной работы с заказами, наглядного каталога с товарами, быстрого обработки информации и более эффективной передачи заказа через созданную учетную запись. А установка терминалов самообслуживания разгружает работу официанта.
Главное преимущество данной системы — возможность охватить большое количество посетителей, не заставляя излишне долго ждать. Внутри отлаженного механизма персоналу гораздо удобней работать, не зацикливаясь на мелочах, которые способна обработать машина без участия человека.
Значительная доля успеха складывается из отличного сервиса и оперативной работы персонала. Именно возможности автоматизации кофейни позволяют оптимально сочетать скорость и качество.
Таким образом, в результате автоматизации кофейни Starbucks имеет возможность постоянно повышать конкурентоспособность, рентабельность своего бизнеса. Имея ряд преимуществ автоматизированной кофейни перед другими подобными заведениями:
− высокое качество сервиса и скорость обслуживания клиентов;
− абсолютный контроль всех процессов от момента приема заказа до его реализации.
− благодаря системе автоматизации появляется возможность исключить трудоемкие операции по учету, обеспечить гибкое управление политикой скидок и бонусов.
Литература:
- Димов Э. М., Маслов О. Н., Скворцов А. Б. Новые информационные технологии: подготовка кадров и обучение персонала. Часть 1. Реинжиниринг и управление бизнес-процессами в инфокоммуникациях. М.: ИРИАС, 2005. — 386 с.
- Репин В. В. Бизнес-процессы компании. Построение, анализ, регламентация. — М.: Изд. «Стандарты и качество», 2007–240 с.
- Мрочковский Николай, Парабеллум Андрей Бизнес. Перезагрузка. Как вывести из крутого пике бизнес, который, казалось бы, спасти уже невозможно; Манн, Иванов и Фербер — Москва, 2012. — 535c.