Моделирование бизнес-процессов на автозаправочной станции (АЗС) с помощью программы Business Studio | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (237) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 19.12.2018

Статья просмотрена: 3113 раз

Библиографическое описание:

Пихун, В. А. Моделирование бизнес-процессов на автозаправочной станции (АЗС) с помощью программы Business Studio / В. А. Пихун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 266-269. — URL: https://moluch.ru/archive/237/54915/ (дата обращения: 16.11.2024).



Для одних руководителей «оптимизация» — это приказ, спущенный сверху, для других — острая необходимость, проект, от результата которого зависит дальнейшая судьба компании. Так или иначе, к анализу и оптимизации деятельности приступают топ-менеджеры компании или внешние консультанты. При этом их идеи и предложения по улучшению бизнеса могут быть кардинально противоположными. Понять, какая идея наиболее выигрышная — сложно. А проводить эксперименты на реальной компании — слишком дорого.

На автозаправочной станции можно выделить ряд таких бизнес-процессов, как:

– приём топлива;

– хранение топлива;

– продажа топлива;

– продажа сопутствующих товаров.

Для анализа, выберем бизнес-процесс — продажа топлива.

Построить правильную систему бизнеса, не экспериментируя над компанией и сотрудниками, можно используя методы «имитационное моделирование» и «функционально-стоимостной анализ» (ФСА) [2, с. 158].

Имитационное моделирование — метод исследования, позволяющий проанализировать систему, не изменяя её, так как изучаемая система заменяется имитируемой. Говоря об анализе деятельности компании, метод позволяет сымитировать выполнение модели бизнес-процессов так, как оно происходило бы в действительности, и получить реальную оценку длительности каждого процесса [1, c. 158].

Для проведения функционально-стоимостного анализа выберем процесс обслуживания клиентов в час-пик, так как на АЗС наблюдается проблема очередей во время большей активности клиентов и это является актуальным вопросом. Чаще всего на АЗС для легковых автомобилей установлены и работают круглосуточно 4 колонки, 2 оператора и менеджер.

Для выполнения функционально-стоимостного анализа применим имитационное моделирование с помощью программы Business Studio. В системе Business Studio методы функционально-стоимостного анализа и имитационного моделирования используются параллельно. Функционально-стоимостной анализ необходим для расчёта стоимости процесса. Стоимость процесса рассчитывается путём переноса стоимости ресурсов на стоимость выполняемых шагов процесса. Задача имитационного моделирования — рассчитать длительность каждого шага процесса.

Этапы функционально-стоимостного анализа и имитационного моделирования включают:

– разработку модели процессов

– задание временных параметров конечных процессов

– задание параметров ресурсов, необходимых для выполнения этих процессов

– назначение ресурсов на процессы

– проведение имитации выполнения процессов

Итак, на первом этапе составим модель бизнес-процесса. Рассмотрим процесс распределения новых клиентов АЗС во время наибольшего потока потребителей за сутки (час-пик). Результат отражён на рисунке 1.

Рис. 1. Процесс распределения новых клиентов в час-пик

Далее задаём для каждой операции её свойства, ограничения и характеристики. Так как автор анализирует проблему очередей в час-пик, то операция «приехал клиент» задаётся с ограничением по времени. Час-пик для любой АЗС это промежуток времени с 17:00 до 18:30, так как наибольшее количество клиентов наблюдается во время отъезда работников близко расположенных предприятий домой после окончания рабочего дня. В час-пик клиенты могут подъезжать каждую минуту, данный параметр заносим в раздел свойств операции.

После приезда на АЗС клиент оценивает наличие свободных колонок и у него есть выбор: ждать или заправить машину на другой заправке без очереди. Если учесть фактор усталости, накопившейся за рабочий день и желание скорее добраться домой, то среднестатистический клиент будет ожидать около 10 минут. Возможность развития событий по этим двум сценариям учитывает функция XOR, воспользуемся ею. Далее есть два варианта действий: клиент соглашается на ожидание и успешно пользуется услугами АЗС, или клиент отказывается ждать и уезжает, что приводит к потере прибыли и ухудшению имиджа организации.

Задаём время выполнения каждой операции (рисунок 2):

Рис. 2. Расчёт времени выполнения операций

Для анализа затрат на обслуживание клиента задаём перечень используемых ресурсов, необходимых для выполнения шагов процесса и их стоимость. Например, операцию по оплате бензина выполняет оператор. Задаём свойства данного субъекта, а именно время работы и ставку оплаты труда (рисунок 3).

Рис. 3. Настройка параметров для анализа затрат на обслуживание клиента

Устанавливаем ограничение по количеству колонок и их пропускной способности. После успешного формирования требуемых условий и задания необходимых параметров, переходим к функции Business Studio- «имитация процесса». Данная функция позволяет сымитировать процесс, не прибегая к экспериментам над компанией и её сотрудниками и при этом моделирует результат и пошаговое выполнение заданного бизнес-процесса (рисунок 4).

По результатам выполнения имитации видим, что в час-пик на станцию приехало 169 клиентов. Из них 83 клиента не дождались своей очереди, что составляет 49 %, а это значит, что почти половина из потенциальных клиентов, уехали, не воспользовавшись услугами станции.

Далее нужно проанализировать стоимостную составляющую с помощью функции «статистика по процессам имитации» (рисунок 5).

Рис. 4. Результаты имитации работы АЗС в час-пик

Рис. 5. Статистика по процессам имитации

Из данного отчёта можно увидеть, что стоимость процесса довольно низкая, а гистограмма распределения длительности показывает, что в большинстве случаев продолжительность процессов составляет 15 минут, что заставляет большую часть клиентов отказываться от обслуживания на данной заправочной станции и уезжать. Для клиентов, приехавших в начальные часы работы станции, процесс заправки длился пару минут, но уже в час-пик это время приближается к 15-ти минутам и более.

Следовательно, по итогам моделирования и анализа бизнес-процесса выявлена проблема: в час-пик станция не справляется с потоком клиентов. Почти половина приехавших в данное время уезжает из-за длительного времени ожидания в очереди. Для осуществления анализа применялась программа Business Studio, которая упрощает процесс моделирования и помогает спрогнозировать варианты изменений в бизнес-процессе и их последствия.

Литература:

  1. Котов, А. И. Экономические термины — Минск: Энциклопедикс, 2002. — 289 с.
  2. Шамов, О. В. Современные концепции и методы управления: моногр. —Гродно: ГрГУ, 2011. — 309 с.
Основные термины (генерируются автоматически): имитационное моделирование, функционально-стоимостный анализ, клиент, XOR, анализ затрат, время, обслуживание клиента, проблема очередей, продажа топлива, стоимость процесса.


Похожие статьи

Характеристики и взаимосвязь бизнес-процессов на предприятии

Измерение результатов брэндинга и оценка его влияния на бизнес на примере компании Apple

Оценка эффективности реализации программы маркетинга для повышения конкурентоспособности бренда (на примере компании AIESEC)

Система оценки эффективности бизнес-процессов промышленного предприятия

Моделирование процессов управления запасами и ресурсами на промышленном предприятии, определение и роль этих процессов

Автоматизация бизнес-процессов с помощью BPM-систем

Разработка платформы, обеспечивающей совместную работу мобильного приложения и устройств доступа, для автоматизации коммерческой сдачи недвижимости «Smart Rent Systems»

Роль системы электронного документооборота в автоматизации бизнес-процессов компании. Эффективность автоматизации документооборота

Использование имитационного моделирования для анализа производительности биллинговых систем

Оценка эффективности управления развитием предприятия с использованием математического моделирования

Похожие статьи

Характеристики и взаимосвязь бизнес-процессов на предприятии

Измерение результатов брэндинга и оценка его влияния на бизнес на примере компании Apple

Оценка эффективности реализации программы маркетинга для повышения конкурентоспособности бренда (на примере компании AIESEC)

Система оценки эффективности бизнес-процессов промышленного предприятия

Моделирование процессов управления запасами и ресурсами на промышленном предприятии, определение и роль этих процессов

Автоматизация бизнес-процессов с помощью BPM-систем

Разработка платформы, обеспечивающей совместную работу мобильного приложения и устройств доступа, для автоматизации коммерческой сдачи недвижимости «Smart Rent Systems»

Роль системы электронного документооборота в автоматизации бизнес-процессов компании. Эффективность автоматизации документооборота

Использование имитационного моделирования для анализа производительности биллинговых систем

Оценка эффективности управления развитием предприятия с использованием математического моделирования

Задать вопрос