Специфика разработки системы сбалансированных показателей для учреждений ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 24.05.2020

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Вьюнова, Е. Г. Специфика разработки системы сбалансированных показателей для учреждений ДО / Е. Г. Вьюнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 100-102. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70577/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье раскрываются некоторые теоретические аспекты проблемы формирования системы управления стратегическим развитием ДОО на основе использования системы сбалансированных показателей. Отмечено, что специфику разработки ССП для учреждений ДО будет определять не прибыльность бизнес-стратегий, как у коммерческих организаций, а полнота охвата и степень удовлетворённости потребителей образовательных услуг, какими для детского сада являются воспитанники и их родители. Не случайно столь важно для дошкольной организации регулярно проводить мониторинг социального заказа, выявляя пожелания и предпочтения главных клиентов образовательного учреждения. Именно социальный заказ наравне с муниципальным заданием являются отправной точкой формирования стратегии развития ДОО.

Ключевые слова: система сбалансированных показателей, образовательная организация, качество образования, стратегия развития, концепция стратегического развития, система стратегического управления, потребители образовательных услуг, финансовые показатели, качество образовательного процесса.

Конкурентоспособность образовательного учреждения связана с понятием качества образовательных услуг, а также с понятием эффективности системы стратегического развития образовательной организации. Качество образовательной услуги — это комплекс свойств и характеристик услуги, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности [1]. Под стратегией понимают систему действий по достижению желаемого результата в долгосрочной перспективе, учитывающую имеющийся ресурсный потенциал и действующие механизмы его реализации [2].

Внедрение ССП в процесс управления ДОО позволяет воспроизводить систему показателей, анализировать и прогнозировать влияние изменения организационно-педагогических условий на результат управленческой деятельности. Использование системы сбалансированных показателей дает возможность детального анализа, соответствуют ли планируемые задачи и проекты самой миссии деятельности организации, общему направлению ее развития.

Специфику разработки ССП для учреждений ДО будет определять не прибыльность бизнес-стратегий, как у коммерческих организаций, а полнота охвата и степень удовлетворённости потребителей образовательных услуг, какими для детского сада являются воспитанники и их родители. Не случайно столь важно для дошкольной организации регулярно проводить мониторинг социального заказа, выявляя пожелания и предпочтения главных клиентов образовательного учреждения. Именно социальный заказ наравне с муниципальным заданием являются отправной точкой формирования стратегии развития ДОО.

Ведущими показателями эффективности стратегического развития ДОО становятся: показатели потребителей образовательных услуг, финансовые показатели, показатели образовательного процесса, показатели обучения и развития персонала.

1) Показатели потребителей образовательных услуг

Составляющая показателей потребителей образовательных услуг включает в себя несколько основных, или базовых показателей результатов успешного претворения в жизнь правильно сформулированной и хорошо выполняемой стратегии, включающей такие параметры, как:

– удовлетворение потребностей клиентов;

– сохранение потребительской базы;

– привлечение новых клиентов;

– улучшение имиджа организации;

– доходность и т. д.

Возросшие требования российской семьи к образованию детей на этапе дошкольного детства побуждают детские сады к поиску новых наиболее эффективных организационных, финансовых и экономических механизмов для решения педагогических задач по обеспечению качества образовательных услуг. Сегодня образовательная деятельность дошкольных учреждений ориентирована на современного ребенка с его врожденными особенностями и личностными предпочтениями, на культурные предпочтения семьи и социальные стимулы.

Достижение ребенком максимально возможного уровня развития без ущерба для его здоровья становится возможным в условиях комфортной, безопасной, активной образовательной среды, позволяющей ему свободно проявить свои способности и определенные возрастом инициативы.

2) Финансовая составляющая.

Определяет способность общей стратегии развития сочетаться с оперативной деятельностью и выделенными бюджетными средствами. Ориентирована на развитие новых направлений образовательных услуг (в рамках дополнительного платного образования) и позволяет активизировать финансовые показатели:

– роста прибыли;

– сокращения издержек;

– увеличения количества клиентов;

– улучшения материально-технической базы ДОО;

– модернизации предметно-развивающей среды и др.

При этом следует помнить, что получение прибыли не является главной задачей дошкольной образовательной организации. Финансовые показатели скорее отражают качество выполнения социального заказа.

3) Показатели образовательного процесса.

Огромное значение для дошкольной образовательной организации имеют бизнес-процессы, которые преобразуют нематериальные активы в прибыль для организации. Совокупность процессов направлена на создание определенных образовательных услуг. Бизнес-процессы должны быть разработаны так, чтобы иметь ценность для потребителей. Создание услуги осуществляется при взаимодействии всех субъектов бизнес-среды, это и органы власти, и образовательные организации, и т. п.

Основными показателями образовательного процесса являются:

– мониторинг рынка образовательных услуг;

– развитие новых услуг;

– непрерывное усовершенствование образовательного процесса;

– контроль образовательного процесса;

– повышение качества образовательных услуг.

Для успешного взаимодействия с потребителями образовательных услуг, партнерами, инвесторами, государственными органами и другими контрагентами необходима, безусловно, налаженная система внутренних связей между отдельными подразделениями образовательного учреждения. Соответственно, руководство ДОУ должно уделять внимание сотрудникам, всячески мотивируя их на содействие оптимизации внутренних процессов.

4) Показатели обучения и развития персонала.

Показатели обучения и развития персонала связаны уже с оценкой процесса развития ДОУ в долгосрочной перспективе. Результатом такого анализа должны быть назначенные для реализации показатели в области финансов, технического и информационного оснащения и, что главное, качества человеческих ресурсов.

Важнейшим условием для эффективной деятельности образовательных учреждений является постоянное повышение квалификации педагогов, или интеллектуальных ресурсов. Можно выделить несколько видов обучения персонала:

– получение высшего образования;

– переподготовка;

– повышение квалификации;

– участие в различных мероприятиях профессиональной направленности (семинарах, конференциях, круглых столах, педагогических советах).

Необходимо создание структуры, способной объединить педагогов по решению различных вопросов, возникающих при решении образовательных задач. Таким полноценным структурным компонентом может стать методическое объединение, творческая группа педагогов, обладающие определенным потенциалом управления.

Мотивация персонала также является одной из наиболее значимых составляющих системы развития персонала. Качество реализации образовательных услуг достигается только при наличии высококвалифицированных педагогов, влюбленных в свою работу, находящихся в непрерывном творческом поиске, владеющих современными информационными и педагогическими технологиями.

Все показатели обнаруживают причинно-следственные связи между своими значениями. Так, освоение новых образовательных направлений ведет к удовлетворению потребностей клиентов, сохранению потребительской базы, привлечению новых клиентов и, как следствие, увеличению прибыли и имиджа организации.

Литература:

  1. Крылов С. И. Сбалансированная система показателей: особенности формирования для государственных и некоммерческих организаций // Международный бухгалтерский учет. 2011. — № 31. — С.16–22.
  2. Емельянова Е. А. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Е. А. Емельянова. — 2-е изд., доп. — Томск: Эль Контент, 2015. — С. 134.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, социальный заказ, услуга, образовательное учреждение, показатель, развитие персонала, стратегическое развитие, показатель обучения, показатель потребителей, детский сад.


Похожие статьи

Стратегия развития образовательного учреждения

В статье рассматривается стратегия развития образовательного учреждения, как основная составляющая ее деятельности. Раскрывающая факторы влияющие на разработку стратегии образовательного учреждения.

Комплексная оценка качества образовательной деятельности...

Стратегическими документами, определяющие основные направления

Показатели оценки качества основной образовательной программы дошкольного образования

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное...

Маркетинговая стратегия образовательного учреждения...

Каждое образовательное учреждение разрабатывает собственную основную образовательную программу, учитывая систему

Под образовательной услугой следует понимать - комплексный процесс, направленный на передачу знаний, умений и навыков...

Рынок услуг дошкольного образования: анализ маркетинговой...

Такой альтернативной организацией может стать частный детский сад, семейный детский сад или центр развития детей, которые

Центр предлагает услуги в среднем ценовом сегменте для потребителей от 1 года до 7 лет, а также организацию праздников, детский летний лагерь.

Классификация, анализ индикаторов устойчивого развития...

В современном процессе развития образовательного комплекса утвержден нормативный

Программа развития — это управленческий документ, определяющий стратегические цели, задачи

Программа развития содержит в себе конкретные индикаторы устойчивого развития...

Качество дошкольного образования и формирование подходов...

Данный показатель позволит оценить уровень качества образовательных программ и

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс...

Проект оценки контроля качества образовательного процесса...

образовательный процесс, дошкольное образовательное учреждение, воспитательно-образовательный процесс, балл, старший воспитатель, контроль, улучшение качества, выплата, детский сад, дошкольное учреждение.

Эффективность и конкурентоспособность дошкольной...

Образовательные потребности населения отдельных территорий и поселений формируются под влиянием традиций, особенностей образа жизни, культуры, преобладающего социального статуса и, в какой-то мере, благосостояния потребителей образовательных услуг.

Стратегии развития образовательных организаций

В статье рассматривается стратегии развития образовательных организаций, как основной

Стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития

Фишман Л. И. Образовательное учреждение в конкурентной среде: разработка стратегии/ Л. И. Фишман...

Субъекты рынка образовательных услуг и их специфика

Рынок образовательных услуг – это социально значимый рынок, на котором осуществляется купля-продажа образовательных услуг и продуктов

Тенденции развития инструментов рынка образовательных... Потребители образовательных услуг - абитуриенты, студенты...

Похожие статьи

Стратегия развития образовательного учреждения

В статье рассматривается стратегия развития образовательного учреждения, как основная составляющая ее деятельности. Раскрывающая факторы влияющие на разработку стратегии образовательного учреждения.

Комплексная оценка качества образовательной деятельности...

Стратегическими документами, определяющие основные направления

Показатели оценки качества основной образовательной программы дошкольного образования

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное...

Маркетинговая стратегия образовательного учреждения...

Каждое образовательное учреждение разрабатывает собственную основную образовательную программу, учитывая систему

Под образовательной услугой следует понимать - комплексный процесс, направленный на передачу знаний, умений и навыков...

Рынок услуг дошкольного образования: анализ маркетинговой...

Такой альтернативной организацией может стать частный детский сад, семейный детский сад или центр развития детей, которые

Центр предлагает услуги в среднем ценовом сегменте для потребителей от 1 года до 7 лет, а также организацию праздников, детский летний лагерь.

Классификация, анализ индикаторов устойчивого развития...

В современном процессе развития образовательного комплекса утвержден нормативный

Программа развития — это управленческий документ, определяющий стратегические цели, задачи

Программа развития содержит в себе конкретные индикаторы устойчивого развития...

Качество дошкольного образования и формирование подходов...

Данный показатель позволит оценить уровень качества образовательных программ и

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс...

Проект оценки контроля качества образовательного процесса...

образовательный процесс, дошкольное образовательное учреждение, воспитательно-образовательный процесс, балл, старший воспитатель, контроль, улучшение качества, выплата, детский сад, дошкольное учреждение.

Эффективность и конкурентоспособность дошкольной...

Образовательные потребности населения отдельных территорий и поселений формируются под влиянием традиций, особенностей образа жизни, культуры, преобладающего социального статуса и, в какой-то мере, благосостояния потребителей образовательных услуг.

Стратегии развития образовательных организаций

В статье рассматривается стратегии развития образовательных организаций, как основной

Стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития

Фишман Л. И. Образовательное учреждение в конкурентной среде: разработка стратегии/ Л. И. Фишман...

Субъекты рынка образовательных услуг и их специфика

Рынок образовательных услуг – это социально значимый рынок, на котором осуществляется купля-продажа образовательных услуг и продуктов

Тенденции развития инструментов рынка образовательных... Потребители образовательных услуг - абитуриенты, студенты...

Задать вопрос