В статье на основе углубленного историко-правового анализа научной литературы и нормативно-правовых актов сформировано представление о том, как зародился и развивался институт уголовной ответственности за бандитизм в отечественном уголовном законодательстве. Принимая во внимание, что законодательное закрепление уголовно-правовой категории «банда» произошло только после Октябрьской революции, подчеркивается необходимость исследования и дореволюционного уголовного законодательства, поскольку подобного рода преступления были известны истории уже в этот период. Отмечается, что в дореволюционный период бандитизм следует анализировать, учитывая два ключевых аспекта: во-первых, бандитизм охватывался составом разбоя, во-вторых, бандитизм трансформировался в самостоятельную уголовно-правовую категорию из существовавшей ранее уголовно-правовой категории «шайка». На основе проведенного историко-правового анализа выделяются этапы возникновения и развития института уголовной ответственности за бандитизм и отмечаются ключевые особенности каждого этапа.
Ключевые слова: бандитизм, банда, скоп, толпа, шайка, уголовная ответственность за бандитизм, история уголовной ответственности за бандитизм.
Based on an in-depth historical and legal analysis of scientific literature and regulatory legal acts, an idea is formed on how the institution of criminal liability for banditry was born and developed in domestic criminal law. Considering that the legislative consolidation of the criminal law category «gang» occurred only after the October Revolution, the need for research and pre-revolutionary criminal legislation is emphasized, since such crimes were already known to history in this period. It is noted that in the pre-revolutionary period banditry should be analyzed, taking into account two key aspects: firstly, banditry was covered by the composition of robbery, and secondly, banditry was transformed into an independent criminal law category from the previously existing criminal law category «gang». Based on the historical and legal analysis, the stages of the emergence and development of the institution of criminal liability for banditry are highlighted and the key features of each stage are noted.
Keywords: banditry, gang, osprey, crowd, gang, criminal liability for banditry, history of criminal liability for banditry.
В настоящее время история возникновения и развития института уголовной ответственности за бандитизм в отечественном уголовном законодательстве, как показывает анализ научной литературы, является объектом пристального внимания со стороны представителей уголовно-правовой доктрины. В числе современных исследователей, занимающихся анализом истории уголовной ответственности за бандитизм, особо следует отметить таких авторов, как: Ю. В. Грачева, О. А. Кузнецова, Н. А. Лисенкова, А. А. Рощевский и др. Исследования обозначенных авторов составили теоретическую основу настоящей статьи.
В научной литературе отмечается, что еще древнерусские источники права содержали упоминания об ответственности за групповые преступления. К примеру, в ст. 31 и 40 Русской Правды устанавливалась более суровая мера наказания за совершение кражи волов, овец, свиней, коз группой преступников. В то же время закон устанавливал наказание в виде штрафа для каждого члена группы отдельно [4].
В более поздних источниках права стали употребляться такие правовые категории как «скоп», «заговор», «шайка». Понятием «скоп» охватывалось совокупное преступление, совершаемое группой лиц при отсутствии предварительного согласия на совершение одного и того же деяния. По «заговором» понималось совершение преступления группой лиц по предварительному сговору. «Шайка» представляла собой совершение группой лиц на постоянной основе преступлений. Иными словами, для шайки — совершение преступлений являлось своего рода ремеслом [2].
В целях борьбы с шайками предпринимались всевозможные законодательные меры. В частности, «Наказом о гражданском благочестии» 1649 года регулировалась охрана городов, в особенности в ночное время. В «Артикуле воинском» 1715 года устанавливались понятия соучастников в преступлении, такие как «исполнитель», «подстрекатель», «пособник», «укрыватель», «попуститель» и «недоноситель» [1].
Представляется важным отметить, что принятие названных законодательных актов имело большое значение, поскольку выступало в качестве реакции государства на рост организованной преступности. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что современное понятие бандитизма, сформировалось задолго до советского периода.
«Уложением о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г., а также «Уголовным Уложением» 1903 г. участие в шайке рассматривалось в качестве отягчающего обстоятельства. Несмотря на то, что понятие «шайка» существовало достаточно длительное время, дефиниция данного понятия не была сформулирована до 1904 года [3].
В уголовно-правовой доктрине под шайкой понималось «соглашение нескольких лиц на совершение нескольких определенных или неопределенных, однородных или разнородных преступных деяний» [5].
Сущность шайки состояла в присущем ей постоянном характере, а также в том, что ее деятельность для членов шайки являлась профессиональным ремеслом.
Произошедшие впоследствии изменения в законодательстве были обусловлены необходимостью подавить революционные настроения. На смену шайкам, городским и сельским, совершавшим квартирные кражи, уличные разбойные нападения и кражи скота, постепенно стали приходить более опасные контрреволюционные формирования, совершавшие нападения на граждан, организации, органы власти, которые впервые в 1918г. в Декрете СНК РСФРС «О суде» стали официально именоваться «бандами». Легальная дефиниция понятия «бандитизм» была закреплена в Постановлении ВЦИК от 20 июня 1919 г. «Об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении». Бандитизмом признавалось участие в шайке, составившейся для убийства, разбоя и грабежей [4].
Причинами резкого всплеска бандитизма в первой четверти XX века являлся целый комплекс факторов: контрреволюционные настроения, амнистия большого количества осужденных, затянувшаяся война, последовавшая за этим гражданская война и т. д. Большое количество бандитских формирований было вооружено, что также имеет существенное значение для последующего понимания феномена бандитизма.
Принятие в 1922 г. Уголовного кодекса РСФСР явилось закономерным шагом в законодательном закреплении дефиниции понятия «бандитизм». Согласно ст. 76 Уголовного кодекса РСФСР под бандитизмом понималась «организация и участие в бандах и организуемых бандитами разбойных нападениях и ограблениях, налетах на советские и частные учреждения и отдельных граждан, остановки поездов и разрушения железнодорожных путей, безразлично, сопровождались ли эти убийствами и ограблениями или не сопровождались» [6]. Аналогичная дефиниция понятия «бандитизм» была закреплена в ст. 59.4 УК РСФСР 1926 года [9].
В приведенных законодательных актах в качестве объектов преступления выступали порядок управления и государственная безопасность.
Подводя промежуточный итог проведенному историко-правовому анализу института уголовной ответственности за бандитизм, представляется важным отметить, что бандитизм из крестьянских шаек, совершающих разбойное нападение, эволюционировал в устойчивые вооруженные группы, посягающие на государственную безопасность.
Несмотря на то, что СССР считался социалистическим государством, бандитизм был размещен в главе «государственные преступления» в отдельной части главы — «преступления против порядка управления». Подобное положение дел объясняется тем, что преступность во многом была обусловлена политическими причинами, а также тем, что во все времена, главным объектом охраны выступало государство. Имели место и проявления простого преступного беспредела, не преследовавшего целью захватить политическую власть. Вместе с тем, общеправовая тенденция позволяет утверждать, что бандитизм был преступлением против государства [2].
В Уголовном кодексе 1960 г. была закреплена следующая дефиниция понятия «бандитизм»: «организация вооруженных банд с целью нападения на предприятия, учреждения, организации либо на отдельных лиц, а равно участие в таких бандах и в совершаемых ими нападениях» [10].
В научной литературе подобный законодательный подход к определению понятия «бандитизм» оценивается как более лаконичный и уже менее отождествленный антисоветской деятельностью, в нем по-прежнему, содержится указание на такие признаки как вооруженный характер, а также на цель создания, но снова отсутствует указание на устойчивый характер данной группы [12]. Анализируемая правовая дефиниция понятия «банда» просуществовала до момента принятия в 1996 году нового Уголовного кодекса [11].
Как и в приведенных ранее случаях, исторические условия сыграли значительную роль в новой правовой регламентации бандитизма. Факторами всплеска преступности, в том числе бандитизма выступили перестройка, новые социальные потрясения, приватизация, развал СССР.
В связи с принятием нового Уголовного кодекса РФ 1996 г. в качестве объекта бандитизма стала выступать общественная безопасность, а также была закреплена дефиниция, сохранившаяся в настоящее время: «бандитизм — это устойчивая вооруженная группа, созданная в целях нападения на граждан или организации» [11].
Кроме того, состав бандитизма претерпел ряд значительных изменений:
- В новой редакции статьи было закреплено три части, в которых дифференцировалась уголовная ответственность за создание (руководство) и участие в банде и совершаемых ей нападениях. Кроме того, появился ранее не известный уголовному законодательству квалифицирующий признак бандитизма — совершение деяния с использованием своего служебного положения.
- Существенные изменения претерпели санкции, предусмотренные за бандитизм. Так, если до 1996 года за создание банды или участие в ней предусматривались лишение свободы от 3 до 15 лет с конфискацией имущества или смертная казнь с конфискацией имущества без разделения ответственности для организаторов и участников, то в новой редакции УК за создание банды и руководство ею предусматривалась уголовная ответственность в виде лишения свободы от 10 до 15 лет со штрафом до одного миллиона рублей или в размере заработной платы осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы сроком от 1 года до 2 лет. А для участников банды и участников нападений, совершаемых бандой, предусматривалась уголовная ответственность в виде лишения свободы от 8 до 15 лет с теми же дальнейшими санкциями, за исключением ограничения свободы — только до 1 года. Совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 209 влекло за собой лишение свободы от 12 до 20 лет с теми же дополнительными санкциями, что и в ч. 1 указанной статьи.
- Претерпели изменения и отдельные формулировки статей. К примеру, если УК РСФСР содержал понятие «вооруженная банда», то в УК РФ уже употреблялась категория «устойчивая вооруженная группа (банда)». В диспозиции статьи понятия «предприятия и учреждения» были заменены понятием «организация», а понятие «отдельные лица» было заменено понятием «граждане». Подобное положение дел во многом было обусловлено тем, что дефиниции, содержащиеся в УК 1960г. не в полной мере отвечали реалиям современной, ставшей на путь капитализма и демократии России.
Анализ законодательства позволяет заключить, что состав бандитизма не претерпел существенных законодательных изменений с 1996 года. Вместе с тем до момента принятия нового существовало специальное Постановление Пленума Верховного Суда РФ, принятое в 1993 г., в котором содержались разъяснения по ст. 77 УК РСФСР. В Постановлении 1993 г. раскрывалось понятие банды, в котором содержалось указание на ее устойчивый характер, вооруженность, раскрывались категории «нападение», «организация банды», «участие в банде» и т. д. Обозначенные разъяснения, практически в полной мере сохранились и в содержании Постановления Пленума Верховного Суда «О практике применения судами законодательства об уголовной ответственности за бандитизм». В новом Постановлении содержались уточнения, отграничение бандитизма от иных преступлений, расширялся перечень оружия, которым могла владеть банда [7, 8].
Анализируя в целом историю становления и развития института уголовной ответственности за бандитизм, представляется важным отметить следующее:
- Преступления, схожие с современным понятием «бандитизм» существовали значительно ранее того момента, как на законодательном уровне была закреплена дефиниция понятия «бандитизм», при этом между ними и разбойными нападениям не проводилось разграничений.
- Каждое изменение уголовно-правовой трактовки понятия «бандитизм» было продиктовано историческими факторами, преимущественно — радикальными веяниями в общественном сознании и усложнениями политической ситуации в государстве.
- История становления и развития института уголовной ответственности за бандитизм может быть условно разделена на следующие этапы:
a) Дореволюционный этап. В этот исторический период бандитизм существовал только номинально, а на законодательном уровне, как правило, упоминался как «шайки».
b) Революционный этап. В этот исторический период произошло законодательное закрепление уголовной ответственности за бандитизм. Данный этап может быть назван революционным, в силу исторических предпосылок, оказавших существенное значение для закрепления уголовной ответственности за бандитизм и временные промежутки, близкие к Октябрьской Революции — 1918–1922 гг.
c) Постреволюционный этап, характеризовался тем, что понятие «бандитизм» было относительно стабильным в законодательстве — с 1926 по 1996 гг.
d) Современный этап характеризуется окончательным законодательным закреплением понятия бандитизм в современном Уголовном кодексе 1996 г.
Литература:
- Грачева Ю. В. Уголовная ответственность за организационную деятельность: прошлое, настоящее, будущее // Вестник Университета им. О. Е. Кутафина. — 2018. — № 12. — С.23–33.
- Кузнецова О. А., Нестеров С. В. Исторические аспекты появления и развития уголовной ответственности за бандитизм в России // Вестник Тамбовского университета. — 2014. — № 12 (40). — С. 1–8.
- Лисенкова Н. А. История развития бандитизма // Проблемы науки. — 2018. — С.1–2.
- Максимов П. В. Социально-правовая эволюция бандитизма как общественно опасного явления в контексте смены в России общественно-экономической формации (пореформенный период XIX- первая половина XX века // Правовая парадигма. — 2017. — Т.16. — № 3. — С. 141–147.
- Рощевский А. А. История становления и развития уголовного законодательства об ответственности за бандитизм // Наука и образование сегодня. — 2018. — С.91–93.
- Ткаченко И. В. Совершенствование уголовно-правового механизма борьбы с бандитизмом // Вестник Владимирского юридического института. — 2010. — № 3 (16). — С 145–148.
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1993 года № 9 «О судебной практике по делам о бандитизме» (утратило силу) // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 3, 1994.
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 1997 года № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 3, 1997.
- Постановление ВЦИК РСФСР от 22 ноября 1926 г. «О введении в действие Уголовного кодекса РСФСР редакции 1926 года (утратило силу) // СУ РСФСР, 1926, № 80, ст.600.
- Уголовный кодекс РСФСР 1960г. (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (утратил силу) // Свод законов РСФСР, т.8., с. 497.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 18.02. 2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 17 июня 1996 г.
- Харзинова В. М. Уголовно-правовое регулирование бандитизма: история и современность // Пробелы в российском законодательстве. — М., 2018. — С. 330–332.