Единственной фашистской партией, которая пришла в Венгрии к власти, были «Скрещенные стрелы» Ференца Салаши. Салаши родился в 1897 г. в Кашше (современная Кошице, Словакия) в семье военного. Сам Салаши провел несколько десятков лет на военной службе, сначала в австро-венгерской, а потом и в венгерской армии, где под конец занимал высокий пост и входил в Генеральный штаб. Интересно, что будущий борец за «расовую чистоту» Венгрии сам не был этническим венгром. Его предки были диссидентами из Армении по фамилии Салосян и эмигрировали в Венгрию только в XVIII в. Будучи армейским офицером, Салаши видел через что прошла страна после Первой мировой войны и это оказало значительное влияние на его взгляды относительно ее дальнейшей судьбы. Как отмечает в своей работе Арон Селе, Салаши не был особо талантливым, выдающимся оратором или прекрасным публицистом. Его настоящее преимущество состояло в том, что он был сильным идеологом, который достаточно рано сформировал свое особое понимание фашизма и будущего страны [1].
Относительно других лидеров фашистского движения Салаши достаточно поздно примкнул к политическим партиям — только в 1930 г. он вступил в Объединение Венгерской жизни Арпада Таби. Ввиду своей активной политической позиции он обратил на себя внимание со стороны власти. Когда премьер-министром стал Дьюла Гёмбёш ему не захотелось иметь человека, который не соглашался с официальным курсом правительства и проявлял свободомыслие, в высшем военном командовании, и Салаши был им лично снят с должности и отправлен на службу в деревню. Поняв, что его тем самым военная карьера фактически закончилась, Салаши ушел со службы, чтобы полностью посвятить себя политической деятельности. В 1931 г. он впервые формирует венгерскую версию национал-социализма — «Хунгаризм» (которая дополнялась в 1935 г. и 1938 г. («Цель и требования» («Сél és Követelések»), «Дорога и цель» («Út és Cél»), соответственно), которую необходимо рассмотреть особенно подробно.
«Хунгаризм» был основополагающей теорией, которая должна была стать руководством по построению идеального государства Венгрии. Вместе с тем, она прежде всего была направлена на то, чтобы решить национальный вопрос, который стоял не только перед самими венграми, но и перед всеми национальными меньшинствами, которые проживали на территории Карпатского бассейна. Салаши критиковал предыдущие поколения политиков за то, что они не смогли необходимым образом интегрировать национальные меньшинства в состав государства. По мнению Салаши, достижение единства среди национальностей возможно в случае, если оно будет осуществляться под руководством венгерского народа, тогда все народы вместе смогу возродить моральное, духовное, материальное, экономическое и политическое единство Венгерской нации, что он называл «Pax Hungarica». Население Салаши разделял на две части — венгры и национальные меньшинства. Для их мирного сосуществования государство должно проводить политику «ко-национализма», которая рассматривалась как в национальном, так и в европейском контексте (т. е. после прихода к власти фашистов в европейских странах между государствами должны установиться братские отношение и разделение труда). Отмечалось, что евреи — последняя каста в данной структуре. Они не могут относиться к нации, это враждебные и инородные элементы. Однако примечательно, что Салаши не считал, что евреев необходимо уничтожать. Наоборот, он считал, что им необходимо предоставить возможность создать свое государство вне пределов Европы, чему, однако, должна предшествовать их эксплуатация на благо построения «новой Венгрии». Салаши считал, что человеческое пространство состоит из трех элементов — территория, семья и рабочее место. Территория определяет характеристики народа, люди не могут существовать и обитать вне определенного и закрепленного за ними пространства (следовательно, евреи не народ и не люди). Поэтому, по его замыслу, нации должны были получить место в новом государстве согласно своему национальному характеру и духу. Так, венгры должны получить равнинные территории Карпатского бассейна, немцы гористую местность на севере, славяне — наименее пригодные для жизни горные районы, румыны — высокогорные районы востока.
Европа, согласно его теории, состояла из пяти жизненных пространств (концепция, явно заимствованная из нацизма) — Северо-восточное (Славянское), Северо-западное (Немецкое), Юго-западное (Латинское), Юго-восточное Европейское (Венгерское), Пре-азиатское (Исламское). Выделяя Венгрию в качестве отдельного пространства, он объясняет, что Венгрия — это страна, которая предназначена для того, чтобы балансировать все части света. Под ее руководством разные народы составляют супер-нацию, которая необходима «Богу и Природе», ради интересов Европейского мира и безопасности. То есть Венгрия объявлялась центром, благодаря которому возможно достижение мирового баланса, Венгрия — есть сама суть и синтез Европы, это страна, без которой невозможно существование мира.
Для реализации своих целей в 1935 г. Салаши вместе с Шандором Чиа создал Партию национальной воли. Программным документом стал «Путь и цель» (1935 г.) в котором Салаши развивал идеи «Хунгаризма». Партия Салаши на тот момент мало чем выделялась из множества других фашистских партий, с чем связан ее провал на среднесрочных выборах в парламент в 1936 г. (партия набрала 942 голоса из 12 000 [2]). Раздосадованный поражением и переставший видеть в парламенте единственный путь прихода к власти, Салаши совершил поездку в Германию. Там, на примере НСДАП Салаши осознал какой потенциал может иметь партия, которая будет апеллировать к венгерскому рабочему классу. Ввиду ситуации с запретом левых партий, рабочее движение оставалось за рамками политического спектра, чем и воспользовался Салаши. 1937 г. им была основана газета «Новый венгерский рабочий», в которой не раз прозвучал тезис о том, что рабочие — строители венгерской нации. Именно с этого момента начала расти политическая сила партии Салаши, к которой присоединялись другие небольшие фашистские партии (всего семь). Популярности Салаши способствовали и активные и успешные действия Германии. На фоне этого Салаши активно критиковал политику партии, отказываясь признать ее фашистской и утверждая, что она все еще испытывала либерально-буржуазное влияние. Ввиду такой риторики в 1938 г. партия вновь была запрещена, но снова была переименована в Национал-социалистическую партию Венгрии, а также именно в этот период в качестве ее символа начинают использоваться скрещенные стрелы на фоне национальных цветов. Но на этот раз правительство пошло еще дальше и в 1938 г. Салаши был осужден за измену и посажен в тюрьму. Данное событие оказало лишь положительное влияние на популярность партии. Процесс над Салаши стал общественным достоянием и благодаря фашистской пропаганде Салаши удалось представить как мученика и символ борьбы национал-социализма за будущее страны. Помимо всего прочего, в тюрьме Салаши продолжал развивать свои идеи и писать идеологические манифесты, одним из которых стала «Дорога и цель». Таким образом влияние партии росло, чему не помешал очередной и последний запрет партии в феврале 1939 г., после которого она официально стала называться Венгерское движение Скрещенных стрел. Английский бизнесмен Джон Кейсер, находившийся в это время в Будапеште, в послании в британский Форрен Офис в 1939 г. так характеризовал партию Салаши: «Скрещенные стрелы — это прежде всего национальное движение за возвращение утраченных территорий, во вторых — движение среднего класса, который стремится занять позиции капиталистов, и в третьих — движение масс, как городских, так и деревенских, которые стремятся уничтожить капитализм» [3].
Таким образом, можно сказать, что пиком популярности «Скрещенных стрел» стали 1938 и 1939 г. О данном факте отчетливо свидетельствуют результаты выборов 1939г. Сформированная в парламенте коалиция «Скрещенных стрел» получила 25 % голосов и заняла 42 места из 260 в Национальном собрании, тем самым став главной оппозицией правительственной партии [2]. На тот момент в партии состояло около 250 тысяч человек. Согласно Пр. Диаку — на 1937г. партия «Скрещенных стрел» состояла на 41 % из пролетариата, на 19 % из лиц свободных профессий, на 13 % из крестьян и на 17 % из армейских офицеров [4]. То есть, отличительной особенностью нилашистов было то, что они пользовались поддержкой одновременно армейских и пролетарских кругов. Фактически поддержка, которая оказывалась партии, по замечанию Михаэля Манна была большей чем у партии Гитлера и Муссолини перед их приходом к власти. Важно, что ввиду того, что голосовать могли только мужчины старше 36 и женщины после 30, то 25 % на выборах — это не самый репрезентативный показатель, в особенности учитывая большую популярность нилашистов среди молодых солдат, молодежи и студенчества [4, c. 254-255]. Это позволяет сделать вывод о значительной поддержки «Скрещенных Стрел» со стороны населения, а также том, что фашизм поддерживался не только населением, прошедшим через войну и послевоенный хаос, но также и молодыми людьми. Интересен и тот факт, что поддержку «Скрещенным стрелам» оказывали бывшие левые силы. По некоторым данным 60 % членов партии ранее были сторонниками Белы Куна, а лидеры профсоюзов активно призывали голосовать за них как за единственных выразителей интересов рабочих [4, c. 256].
О слабости партии cкрещенных cтрел свидетельствует и тот факт, что, когда в марте 1944 г. Гитлер проводил оккупацию территории страны (операция «Маргерете I») он обратился не к нилашистам, а к более опытной партии Венгерского возрождения, которая образовала про-германское правительство в главе с Дёмом Сотаем. Салаши еще по некоторым причинам не был привлекателен для немцев. Прежде всего, он обладал собственным взглядом на фашизм и на его развитие. Он считал «Хунгаризм» более проработанной версией национал-социализма и был щедр на критику Гитлера. Главным объектом этой критики был тот факт, что, развязав войну, Гитлер подорвал авторитет и привлекательность фашистских идей. В своих дневниках Салаши даже упоминал о том, что считает возможность поражения Гитлера в войне достаточно высокой, но, несмотря на это, не связывал это с поражением нацизма как идеи, ведь он считал, что фашизм в любом случае восторжествует надо всей Европой, просто потому, что он подходит всем нациям, населяющим ее, больше всего. Сложности, через которые проходили фашистские страны он рассматривал как необходимое страдание за истину. Поэтому Салаши в целом свойственно рассматривать себя как незамеченного мессию, обреченного на страдания во благо страны. Помимо этого, Салаши положительно относился к Хорти, что не играло ему на руку, ведь немцы не могли точно знать, поддержит ли он отстранение регента от должности или нет. Но почему тогда именно «Скрещенные стрелы» пришли к власти в октябре 1944 г.? Прежде всего, сам Хорти, а также прогерманские правительства, которые он утверждал с согласия Германии не оправдали себя и продолжали вести переговоры с США, Великобританией и СССР о выходе из войны. Так, в октябре 1944 г. была отправлена делегация в Москву для того, чтобы согласовать текст договора о капитуляции. Во-вторых, Салаши, как уже упоминалось, был крайне идеологизированным и рассматривал войну, прежде всего, как сражение за идею, поэтому был готов идти в ней до самого конца, невзирая на жертвы. Причиной выбора в его пользу был еще и тот факт, что в обстановке военного хаоса нилашисты оставались единственной партией, которая пользовалась поддержкой населения и обладала относительной стабильностью. В дальнейшем для того, чтобы упрочить стабильность, Салаши сформировал правительство широкой коалиции фашистских партий.
Осуществляя путч 15–16 октября 1944 г., Гитлер руководствовался тем, чтобы ни в коем случае не допустить выход страны из войны ввиду того, что Венгрия представляла собой не только ресурсную базу для пополнения войск, но и важнейшее стратегическое направление. Поэтому перед правительством Салаши ставилось две задачи — помощь Германии в войне, а также решение «еврейского вопроса». 18 октября 1944 г. был принят декрет, согласно которому в стране устанавливался однопартийный режим, а Салаши объявлялся главой партии и «Лидером нации». В декрете оговаривалось и решение еврейского вопроса, но, как уже отмечалось, позиция Салаши по поводу евреев хоть и была антисемитской, но в тот же момент отличалась меньшей радикальностью. Салаши хотел использовать евреев в качестве рабочей силы, для послевоенного восстановления страны, поэтому он не оказывал помощи в отправке евреев из Венгрии в лагеря смерти. Напротив, по его просьбе было организовано будапештское гетто, где евреи находились в относительной изоляции от нацистов, которые ранее осуществляли на них нападения прямо на улицах столицы.
Салаши недолго оставался у власти. В конце октября советские войска начали осуществление Будапештской наступательной операции, которая закончилась в феврале 1945 г. и была одной из самых тяжелых. В ситуации, когда восточная часть страны была оккупирована и государство находилось в полном хаосе, Салаши не мог осуществлять свою политическую программу и лишь оказывал поддержку немецким войскам. Поэтому о каких-то значимых политических действиях и решениях в это время говорить не приходится. 26 декабря советские войска окружили Будапешт. Правительство страны еще в ноябре бежало в Австрию, где оно потом было схвачено американскими военными и возвращено в Венгрию. 12 марта 1946 г. Салаши с несколькими министрами фашистского правительства были казнены.
Литература:
- Szele Á. The Ideology of Hungarian Fascism. A conceptual approach / Á. Szele; Central European University. – Budapest, 2015. – P. 82-86.
- Paks R. Ferenc Szalasi and the Hungarian Far-Right Between the World Wars. – Paris: Universite ELTE de Budapest, 2010. – P. 132.
- Mann М. Fascists. - Cambridge: Cambridge University Press, 2004. – P. 239.
- Deák I. Hungary / H. Rogger, E. Weber // The European Right. – Berkley and Los Angeles: University of California Press, 1965. – P. 373.