Украина как центр неофашизма в Европе (на примере использования нацистской символики современными политическими организациями Украины) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зубехина, А. Г. Украина как центр неофашизма в Европе (на примере использования нацистской символики современными политическими организациями Украины) / А. Г. Зубехина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.4 (113.4). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29351/ (дата обращения: 16.01.2025).



Политический кризис на Украине, продолжающийся с ноября 2013 года, приковал внимание политиков ведущих держав и мировых средств массовой информации, а также стал объектом для научных изысканий. В частности, российских исследователей особенно интересует такой феномен, как украинский национализм. А. А. Токарев проводит подробный сравнительный анализ наиболее одиозных националистических организаций современной Украины — «Правого сектора» и партии «Свобода» [12]; О. В. Матвеев рассматривает проблему реставрации украинского неонационализма, получившего сильный импульс к развитию после развала СССР, делая вывод, что он стал результатом ошибочной политики нового руководства страны [8]; В. Н. Расторгуев проводит параллели между нынешними событиями на Украине и началом Великой Отечественной войны в 1941 году, когда многонациональному народу СССР пришлось защищать свою родину от фашистских захватчиков [10]. Среди катализаторов роста украинского национализма рассматривается также информационная война против России, выражающаяся в форме фальсификации истории, которой сейчас активно занимаются на постсоветском пространстве [11]. Комплексное исследование, посвященное украинскому кризису, было проведено в рамках круглого стола, организованного Российским обществом политологов. Анализировались идеологические причины конфликта. По мнению А. В. Абрамова, на Украине преобладает этнонационализм, представленный «западенцами», который и породил актуальные в настоящее время проблемы. Они заключаются в желании западных украинцев угнетать и ассимилировать другие нации, в том числе и русских [13, c. 54]. Аналогичные процессы, имевшие трагические последствия, имели место и более полувека назад, когда германский фашизм активно вытеснял и подвергал геноциду другие, «низшие» народы, в первую очередь евреев.

Следовательно, проблема украинского национализма, имеющего много общего с фашизмом, действительно актуальна, и вызывает тревогу то, что эта проблема замалчивается на Западе. СМИ Соединенных Штатов и их европейских сателлитов с неизменным упорством стараются во всех бедах Украины обвинить Россию [13, с. 63–66], при этом не уделяя никакого внимания процессам фашизации власти и общества в этой стране, которые несут куда большие беды, чем мнимая «российская угроза». Более того, западные покровители активно поддерживают новый украинский режим, спонсируя его и курируя действия киевского руководства. Уместным будет провести параллели с историей: политика «умиротворения» гитлеровской Германии в 30-е гг. XX в. закончилась весьма плачевно для ее инициаторов.

Задачей данной исследовательской работы является проанализировать масштабы использования нацистской символики в политической жизни современной Украины, как одно из доказательств того, что здесь действительно происходит возрождение и реабилитация фашизма. Следует отметить, что символика довольно часто применялась в борьбе за власть и для оказания влияния на людей [4]. Наиболее показателен пример А. Гитлера, который считал, что правильно разработанный символический ряд может повлиять на народные массы более эффективно, нежели речи интеллектуалов [6, с. 56]. Свастика, символика цвета, выраженная в флаге Третьего рейха, нацистский орел — все это имело в 1930-е гг. исключительно большой пропагандистский эффект в Германии. Однако в то же время трудно не согласиться с мнением отечественного исследователя Ю. В. Маковского, который считает, что является явным преувеличением убеждение, будто атрибутика нацизма смогла сохранить ему всенародную поддержку до конца войны [7, с. 106]. Что касается Украины, те идеологические пустоты, которые образовались здесь с распадом СССР и в ходе последующих деструктивных процессов, были быстро заняты ультранационалистическими организациями вроде Украинской Национальной Ассамблеи — Украинской Народной Самообороны (УНА — УНСО), которые форсировали рост русофобских настроений и украинского шовинизма, доведя его сейчас до исторического максимума. И они стараются привлечь на свою сторону новых последователей, в том числе используя пропагандистские инструменты более чем полувековой давности.

Лидером по заимствованию символики нацистской Германии является добровольческий батальон «Азов», который впервые попал в сводки новостей в ходе боев за Мариуполь в мае 2014 года. На официальной эмблеме батальона, а ныне полка «Азов» (рис. 1) используется два символа, имеющих отношение к нацизму. На переднем фоне изображен рунический знак «Вольфсангель» (в переводе с немецкого — «волчий крюк»), который являлся исторически первой эмблемой Национал-социалистической немецкой рабочей партии, в годы Второй Мировой войны использовался некоторыми дивизиями охранных отрядов (далее — СС), в частности, 2-й дивизией «Рейх», а также членами организаций СС на территории Голландии [14, с. 65–66]. Командир «Азова» А. Билецкий, отвергающий какую-либо связь эмблемы с нацизмом, настаивает на исключительно украинском происхождении символа, который, с его слов, является монограммой, состоящей из двух букв, наложенных друг на друга: I и N, что означает «Идея Нации» — центральный лозунг «Азова» [15]. Пытаясь оправдать «Азов» в глазах мировой общественности, глава Министерства внутренних дел Украины Арсен Аваков дает гораздо более странное объяснение этому символу, ассоциируя его с эмблемой А. Нобеля [2]. Однако украинские трактовки «Вольфсангеля» представляются нам малоубедительными, особенно в контексте того, что многие бойцы батальона «Азов» не явно симпатизируют германскому нацизму [3].

C:\Users\User\Desktop\рис. 1.jpg

Еще один элемент эмблемы «Азова» — символ «Черное солнце» (рис. 2), который широко использовался в оккультной практике Третьего рейха, к примеру, он нанесен на пол одного из залов немецкого замка Вевельсбург, в 1930–1940-е гг. являвшегося главным церемониальным центром Черного ордена — крупнейшей оккультной организации Германии, возглавляемой Генрихом Гиммлером [6, c. 258].

C:\Users\User\Desktop\рис. 2.jpg

Помимо эмблемы на нацистскую ориентацию батальона «Азов» указывает и нарукавная нашивка на униформе его бойцов, которая включает надпись «Черный корпус». Анализ исторической литературы показывает, что такое же название имел официальный печатный орган СС — «Дас шварце корп» (в переводе с немецкого — «черный корпус»), издававшийся в 1930-е гг. [5, с. 176–177].

Одной из самых известных националистических организаций современной Украины является «Правый сектор», ныне запрещенный на территории России. Его руководитель Дмитрий Ярош не скрывает своего положительного отношения к самому известному украинскому националисту — Степану Бандере [9]. Главный символ «Правого сектора» — флаг с горизонтальными полосами красного и черного цвета (рис. 3) — является откровенным и неприкрытым заимствованием флага Организации Украинских Националистов — Украинской повстанческой армии (ОУН-УПА), которая сотрудничала с немецкими фашистами в годы Великой Отечественной войны и несет ответственность за гибель многих поляков, украинцев и русских, не желавших мириться с оккупацией своей страны.

C:\Users\User\Desktop\рис. 4.jpg

Эмблема батальона «Донбасс» (рис. 4), вместе с «Азовом» принимающего участие в боевых действиях на Юго-Востоке Украины, при внимательном изучении также может быть интерпретирована как пронацистская. Главный элемент эмблемы напоминает перевернутого нацистского орла со сложенными крыльями. Этот символ наряду со свастикой являлся одним из самых распространенных в гитлеровской Германии: его можно найти на головных уборах и мундирах немецких солдат и офицеров [1, с. 7, 30], наградных кинжалах, документах [1, с. 49], боевых и партийных наградах [1, c. 44–45].

C:\Users\User\Desktop\рис. 3.jpg

Таким образом, проведенное исследование показало, что Украина действительно является в настоящее время одним из главных очагов неофашизма в Европе, доказательством этому является открытое использование символики Третьего рейха. Параллели наблюдаются и в другом: массовые убийства своего населения, призывы пропускать его через фильтрационные лагеря, факельные шествия на улицах городов, применение запрещенного оружия, — все это уже было. Как известно, история повторяется, и задача всего мирового сообщества заключается в том, чтобы не допустить «украинской реинкарнации» одного из главных пороков человечества XX века — фашизма и нацизма.

Литература:

  1. Бишоп К. Награды, эмблемы и знаки различия Третьего рейха. — М.: АСТ, Астрель, 2005. — 137 с.
  2. Голубов А. Арсен Аваков: мир нужен, но не любой ценой // Фокус: сетевой журнал.URL: http://focus.ua/country/316552/ (дата обращения: 03.03.2015).
  3. Горелова М. Бойцы батальона «Азов» сделали групповое фото с портретом Адольфа Гитлера // Комсомольская правда.URL: http://www.kp.ru/online/news/1962671/ (дата обращения: 04.03.2015).
  4. Гуманитарные проблемы современности: человек и общество. Голикова С. В., Горева О. М., Гурьянова И. В., Кабахидзе К. Л., Козлова Н. С., Купряшкин И. В., Лепешев Д. В., Осипова Л. Б., Пустошинская О. С., Пушкина И. М., Царева Н. А., Шестак О. И., Шилова Н. Н. — Новосибирск, 2014. Книга 22. — 248 с.
  5. Залесский К. А. СС. Охранные отряды НСДАП. — М.: Эксмо, 2005. — 672 с.
  6. Зубков С. В. Третий рейх под знаменем оккультизма. — М.: Вече, 2007. — 304 с.
  7. Маковский Ю. В. Символика нацистского движения в Германии в 1920–1940-е гг. // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2013. — № 1. — С. 104–106.
  8. Матвеев О. В. Трагедия украинского кризиса: история и политика // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2014. — № 3. — С. 17–29.
  9. Правый сектор: мы не русофобы и отстаиваем права всех нацменьшинств // Интерфакс — Украина: URL: http://interfax.com.ua/news/political/192192.html (дата обращения: 10.03.2015).
  10. Расторгуев В. Н. Лето сорок первого: история возвращается? // Пространство и время. — 2014. — № 2. — С. 16–24.
  11. Ткаченко Е. А., Ткаченко Л. Е. К вопросу о фальсификации российской истории в условиях обострения международной политической обстановки // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1; URL: http://www.science-education.ru/121–19473 (дата обращения: 15.06.2015).
  12. Токарев А. А. Институционализация украинского национализма: идеологические различия между партиями «Свобода» и «Правый сектор» // Вестник МГИМО Университета. — 2014. — № 6. — С. 144–152.
  13. Украинский кризис 2013–2014: причины и последствия (круглый стол) / В. Г. Егоров, Н. А. Комлева, К. А. Феофанов и др. // Вестник МГОУ. — 2014. — № 1. — С. 19–86.
  14. Уорвол Н. Войска СС. Кровавый след. — Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2000. — 352 с.
  15. Швец Е. Андрей Билецкий: «Половина «Азова» говорит на русском языке. Но они умирают и убивают за Украину» // LB.ua: интернет-портал. URL: http://lb.ua/news/2014/12/10/288683_andrey_biletskiy_polovina azova.html (дата обращения: 5.03.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): Украина, современная Украина, украинский национализм, Великая Отечественная война, гитлеровская Германия, Россия, Украинский.


Похожие статьи

Религиозные организации как факторы обеспечения национальной безопасности (на примере Украины)

Интеграция, трансформация и национальность (на примере трансформационного процесса в хорезмской национальной кухне)

Авторская биография как особая разновидность PR-биографии (на примере биографического текста «Его имя — Эдуард Лимонов» З. Прилепина)

Милитарная метафорическая модель, репрезентирующая концептуальное поле «современное российское образование» (на материале комментариев интернет-пользователей)

Взаимодействие японской и европейской культуры в эпоху Мейдзи (на примере литературы)

Студенческое самоуправление как условие развития социальной активности студентов вузов (на примере студенческого совета факультета журналистики КубГУ)

СМИ как инструмент отстаивания политических интересов финансовых элит в России 1991–2000 гг. на примере «Программы Сергея Доренко»

Исторические аспекты наследования (в дореволюционной, советской и современной России)

Эволюция понятия «экономическая безопасность» в США, Западной Европе и России

Ювенальная юстиция как способ международно-правовой охраны и защиты прав детей (сравнительный анализ России и Франции)

Похожие статьи

Религиозные организации как факторы обеспечения национальной безопасности (на примере Украины)

Интеграция, трансформация и национальность (на примере трансформационного процесса в хорезмской национальной кухне)

Авторская биография как особая разновидность PR-биографии (на примере биографического текста «Его имя — Эдуард Лимонов» З. Прилепина)

Милитарная метафорическая модель, репрезентирующая концептуальное поле «современное российское образование» (на материале комментариев интернет-пользователей)

Взаимодействие японской и европейской культуры в эпоху Мейдзи (на примере литературы)

Студенческое самоуправление как условие развития социальной активности студентов вузов (на примере студенческого совета факультета журналистики КубГУ)

СМИ как инструмент отстаивания политических интересов финансовых элит в России 1991–2000 гг. на примере «Программы Сергея Доренко»

Исторические аспекты наследования (в дореволюционной, советской и современной России)

Эволюция понятия «экономическая безопасность» в США, Западной Европе и России

Ювенальная юстиция как способ международно-правовой охраны и защиты прав детей (сравнительный анализ России и Франции)

Задать вопрос