В статье дается характеристика такой формы землевладения как мечетское землевладение, которое известно под названием вакуф. Рассмотрены различные формы вакуфного землевладения и дана их подробная характеристика.
Ключевые слова: вакуф, мечетское землевладение, земельная собственность, Гидатлинский союз, завещание, дарение.
Как и повсюду в Дагестане, в Гидатлинском союзе с принятием ислама и строительством религиозных учреждений возникло и мечетское землевладение, известное также под названием вакуф или под местными названиями «вакъпу», «вакъмудул ракь» [3] и т. д.
И в Гидатлинском союзе вакуф возник в результате завещаний верующими в пользу мечетей своих земельных участков, а также выделения участков из общинных земель.
Вакуфные земли имелись во всех селениях гидатлинцев, так как в каждом из них в то или иное время были построены мечети. Причем, как и повсюду, и в Гидатле были основные три формы вакуфа:
Первая форма вакуфа — это земли, которые непосредственно передавались в собственность мечети. Это, главным образом, пахотные земли, которыми ведал в основном дибир или назначаемый им специальный попечитель или управляющий вакуфами. В сел. Уриб, например, дибир назначал специального попечителя, называемого здесь «гIамилом».
Переданных непосредственно мечетям земель, как и повсюду, было больше всего, хотя в целом по сравнению с другими формами земельной собственности, вакуфов было немного. Много было пахотных вакуфных участков у мечети сел. Гента, в других обществах их было меньше. Притом, если даже в селениях гидатлинцев имелось по несколько мечетей, не все из них имели вакуфные земли.
В Кахибе, например, сначала была одна мечеть (кудияв мачит). Потом построили еще две мечети, но последние не имели вакуфных земель, их имела только первая мечеть, являющаяся главной — пятничной мечетью. [3]
Кроме пахотных участков в собственности отдельных мечетей имелись также лесные участки, как, например, мечеть селения Мачада, имевшая участок леса, называемого здесь «мажгиталъул рохь» (мечетский лес).
Вторая форма мечетского землевладения — это те земли, которые оставались в ведении их собственников — завещателей. С них завещалось в пользу мечети только определенное количество зерна. Поэтому они и обрабатывались самими завещателями, которые сохраняли «ограниченные права пользования и владения» этими участками «и, оставляя себе ту часть урожая» с них, «которая остается после уплаты доли вакфа, они практически лишались права распоряжения, которое всецело определялось завещанием». [1, с.92]
Особенностью такой формы вакуфа являлось то, что это обязательство завещателя передавалось по наследству и новому хозяину — собственнику земли, если земля передавалась по наследству или же покупалась другим членом общества. «По — видимому, — пишет А. Р. Магомедов, — такая земля не подлежала разделу между наследниками, и не использовалась цельным участком как индивидуальный или общий надел. Во всяком случае адат с.Мачада предусматривал за попытку ее раздела крупный штраф, взимаемый ежедневно до восстановления». [5, с.113]
При отсутствии прямых наследников, вакуфные земли второго вида передавались ближайшему родственнику завещателя по мужской линии на тех же условиях — внесения пользу мечети известного количества зерна и, таким образом мечеть ничего не теряла.
Третий вид мечетского землевладения — это земельные участки, которые находились в ведении джамаата, а не самой мечети. Наблюдения исследователей показывают, что эта форма в основном была распространена в аварских обществах, что объясняется ими тем, что здесь позже был распространен ислам и естественно позже строились религиозные учреждения. В условиях ограниченности пахотных земель, находящихся в частной собственности, естественно, землевладельцы были ограничены в своих возможностях завещаний в пользу мечетей земельных участков. Поэтому первыми и притом основными учредителями вакуфного землевладения здесь были сами джамааты. При этом переданная в вакуф земля оставалась в ведении самой общины (джамаата), которой она и распоряжалась. [2, с.138]
Объяснялось же это тем, что ислам в обществах, где позже он был принят, еще не имел здесь таких сильных позиций, как в других регионах Дагестана, где он был принят еще в период арабских походов в Дагестан и миссионерской деятельностью мусульманских газиев.
Характерной особенностью всех указанных форм вакуфных земель является то, что они не отчуждались, не подлежали возврату завещателю, дележу, не могли быть переданы кому-бы то ни было. Вакуфы — это земли, которые навсегда передавались в собственность мечетей. Терял право на переданный в мечеть участок и сам завещатель. Власть над обращенной в вакуф землей оставалась за учредителем вакуфа лишь в том случае, когда он сам ставил это особым условием. Учреждение вакуфа означало прекращение права собственности без перехода этого права к другому лицу. Вакуф учреждался навсегда для целей постоянного и непрерывного характера. [2, с. 137] Полученная мечетью в результате дара, завещания земля становилась вечной собственностью, мулком мечети. Но в отличие от мулка вакуфом нельзя было владеть как первым — его нельзя было продавать или тратить полученные с него доходы для целей, не предусмотренных в условиях завещателя (вакифа).
Учреждение различных форм вакуфа вызвало и различные формы пользования мечетскими землями. Пользование вакуфом зависело от воли завещателя, который оговаривал условия пользования учрежденным им вакуфом и от того, в чьем попечении он находился. Пахотные участки мечетей, находящиеся в непосредственном ведении самих мечетей (первая форма) и разбросанные в разных местах территорий гидатлинских сел, как и частные земли их жителей, обычно сдавались в аренду членам общества в основном на половинных началах — с условием отдачи в мечеть половины урожая, а в отдельных случаях (например, в сел. Гента) и половины соломы. В ряде случаев вакуфы сдавались в аренду и на других условиях — меньше, чем пол-урожая, за определенные услуги мечети [3] и т. д.
Вакуфные земли, с которых завещалось только определенное количество зерна, как было отмечено выше, находились в ведении и пользовании завещателя. Он ежегодно отдавал с собранного урожая ту часть, которая была оговорена в завещании. [3]
И, наконец, мечетскими землями, находившимися в распоряжении и ведении общин (джамаатов), как правило, пользовались так же, как общественными землями.
Пользование этими участками мечетских земель, пишет А. Р. Магомедов, «напоминало передельное пользование джамаатскими землями» — и они подлежали «разбивке на наделы, использовавшиеся по очереди. В сел. Мачада, например, такие переделы бывали через каждые семь лет и производились особым уполномоченным. По адату сел. Кахиб, последний назначался «судьями и кадием или же стариками» [8] — самозванец подлежал штрафу. В Мачада предусматривались штрафы на того, кто оставлял свой надел незасеянным либо не удобрял его в должный срок. [7] Полученный из этих участков урожай необходимо было отдавать в мечеть. Как пишет А. Р. Магомедов, анализируя адаты се. Мачада и Кахиб, для первой и третьей форм «вакуфных земель, под угрозой штрафа, регламентировалась обработка урожая вплоть до получения готовой продукции и его доставки в мечеть». [5, с.114]
Более шире пишет об этом P. M. Магомедов, который отмечает, что в Мачада крестьяне «по очереди обрабатывали вакуфные земли, свозили урожай, удобряли поле. Если кто не обрабатывал в свою очередь вакуфные земли, с того взыскивался штраф — котел весом в четыре ратала». [6, с.57]
Формы пользования доходами с вакуфных земель также зависели от условий завещателя или дарителя (вакифа) и норм шариата, согласно которым они должны были расходоваться в основном на нужды мечети, в благотворительных целях и т. д. В целом же доходы с мечетских земель должны были расходоваться только на те цели, ради которых были учреждены вакуфы, а также на нужды религиозных учреждений. Они расходовались также на мавлиды, раздавались во время праздников сиротам, бедным, нищим, вдовам и т. д». [2, с.139]
Имеющиеся в собственности мечетей отдельные лесные участки фактически были запретными и использовались только на нужды самих мечетей.
Как видим, в целом вакуф в Гидатлинском союзе был такой же неприкосновенной, неделимой, неотчуждаемой собственностью религиозных учреждений, каким был он и в других союзах сельских общин и феодальных владениях Дагестана. В целом вакуфных земель здесь также было не много, но они приносили мечетям определенные доходы, которые расходовались на различные цели, предусмотренные мусульманским законодательством и условиями завещателя.
Вакуфное землевладение являлось показателем наличия свободно отчуждаемой частной земельной собственности, так как мечетские земли образовались в основном в результате завещаний или дарений мулковладельцами своих собственных земельных участков в пользу мечетей.
Литература:
- Алиев Б. Г. Каба-Дарго в XVIII — XIX вв.: очерк социально-политической истории. — Махачкала, 1972. — 221 с.
- Алиев Б. Г. Союзы сельских общин Дагестана в XVIII-первой половине XIX вв.: — Махачкала, 1999. — 338 с.
- Алиев Б. Г. Полевой материал, собранный в Советском районе в 1981 г. Ф.1. Оп.1. Д.580.
- Магомедов А. Р. Исследование общинного землевладения в горных обществах средневекового Дагестана // Вопросы истории и исторической науки Северного Кавказа и Дона. — Грозный. 1985. — Вып.3. — С.192–195.
- Магомедов А. Р. Хозяйственная жизнь и социальный строй Нагорного Дагестана в XV-XVII вв. — Ростов-на-Дону, 1985. — 142 с.
- Магомедов Р. М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII — начале XIX в. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1957. — 408 с.
- Пояснительная записка к проекту Положения о поземельном устройстве поселян Дагестанской области //ЦГА РД. Ф.2. Д.83.
- РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.5. Оп.1. Д.59. л.6.