В статье рассматриваются гендерные особенности кризиса 13 лет школьниками. Рассмотрены симптомы подросткового кризиса и факторы, влияющие на него.
Ключевые слова: кризис, пол, поведение, опыт, агрессия.
The article considers gender experiences’ features of the 13 years crisis by students. Symptoms of a teenage crisis and factors of influence are considered.
Key words: crisis, gender, behavior, experience, agression.
В настоящее время проблема гендерной идентичности в подростковом возрасте чрезвычайно актуальна. Психиатр Хельмут Ремшмидт отмечает, что среди подростков выявлена социальная реакция на изменения их внешности, которую они включают в представление о себе. Следует, что одной из важнейших стадий формирования гендерной идентичности является подростковый возраст, во время которого происходит осознание гендера и социальной роли в психики личности [5, c. 109].
Кризис 13 лет является переломным моментом социального процесса, который напоминает кризис трех лет («Я сам»), только теперь это «Я сам» приобретает социальный смысл. В литературе кризис описан как «негативная фаза полового созревания». Он распознается падением успеваемости, снижением продуктивности, нарушением психологической гармонии с собой. Кризис 13 лет относится к числу острых [1, с. 105].
Главным симптомом проявления этого кризиса является снижение продуктивности и способности к учебной деятельности в любых сферах учебы. В особенности регресс заметен, когда ученику дается творческое задание. Лишь выполнение механических заданий остается без негативных изменений. Подросток впервые обращает внимание на окружающих людей, начинает сравнивать себя с другими.
Следующим симптомом является негативизм. Иногда данную фазу так и называют фазой второго негативизма в сравнении с кризисом трех лет. Дети как бы обосабливаются от среды, приобретают враждебность, склонны к ссорам и нарушениям дисциплины. В это же время они испытывают внутреннее беспокойство, неудовлетворенность, стремление к уединению и самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется сильнее и чаще, чем у девочек, но начинается позже — в 14–16 лет. При этом поведение подростка во время кризиса не всегда обладает отрицательным характером.
В течение подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, возникают возрастные периоды с более высокой и более низкой степенью демонстрации агрессивного поведения. Установлено, что у мальчиков имеется два пика проявления агрессии: 12 лет и 14–15 лет. У девочек наибольшая степень проявления негативного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет [3, c. 55].
Сравнение уровня проявления самых разных типов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков сильнее всего выражена склонность к прямой физической и вербальной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Можно сделать вывод, что для мальчиков характерно не столько проявление агрессии по критерию «вербальная — физическая», сколько ее демонстрация в открытой форме и непосредственно с оппонентом. Девочки отдают предпочтение именно вербальной агрессии в любой форме — прямой или косвенной.
С начала подросткового возраста самооценка у девочек значительно ниже, чем у мальчиков, и данная тенденция непосредственно связана с самооценкой внешних данных. Некоторые исследователи обнаружили, что Я-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности собственного тела, чем с оценкой его эффективности. У мальчиков, наоборот, главный критерий самооценки — эффективность тела [4].
Исследовательницы Т. В. Калинина и Н. С. Уривская докладывают о существовании гендерных особенностей демонстрации агрессивного поведения, определяющихся социокультурной средой, в которой проходит подростковое воспитание. Согласно исследованиям, проведенным педагогами-психологами в г. Самара в 2017 году, негативные проявления присутствуют как у девочек, так и у мальчиков. Но такие проявления значительным образом отличаются. Мальчики обычно демонстрируют физическую агрессию, а девочки склонны к вербальной агрессии. Гендерные роли подразумевают проявления агрессивного поведения у мальчиков, а у девочек подобное поведение подавляется и осуждается институтами социализации, — семьей и школой. Все эти факторы необходимо учитывать родителям, учителям, психологам и социумом при взаимоотношении с подростками, ведь агрессию легче предотвратить, чем потом подавлять агрессивное поведение [2].
Школа — это важный институт мужской и женской гендерной социализации. Межличностные отношения и учебная взаимосвязь между учителем и учеников выступают как одни из важнейших факторов гендерной социализации подростка. Очень часто учителя определяют мальчиков как невоспитанных, более активных, дерзких, менее трудоспособных, а девочек — как старательных, аккуратных, покладистых, отзывчивых, что показывает их приверженность традиционным идеям о гендерных ролях. Кроме этого, подростки учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением окружающих людей — родителей и других детей.
Таким образом, возрастной кризис является особым, относительно непродолжительным по времени периодом перехода в возрастном развитии к новому качественно специфической стадии, которая характеризуется резкими психологическими изменениями. В подростковой психологии возрастные кризисы у школьников 13-ти лет являются кризисами социального развития, характеризующиеся противоречием между личностным Я и внешним миром. Данный кризис отличается падением продуктивности и частыми проявлениями негативизма.
Литература:
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М.: Академия, 2012. — 672 с.
- Калинина Т. В., Уривская Н. С. Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 8–11.
- Ковалев П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. — СПб.: 1999. — 358 с.
- Курочкина И. А. Психологические особенности структурных компонентов гендерной идентичности подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях. // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 6–7. — С. 1518–1524.
- Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Пробл. становления личности — М.: Мир, 1994. — 319 с.