Особенности гендерных переживаний кризиса 13 лет школьниками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 17.05.2020

Статья просмотрена: 529 раз

Библиографическое описание:

Усманова, А. И. Особенности гендерных переживаний кризиса 13 лет школьниками / А. И. Усманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 654-656. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70181/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассматриваются гендерные особенности кризиса 13 лет школьниками. Рассмотрены симптомы подросткового кризиса и факторы, влияющие на него.

Ключевые слова: кризис, пол, поведение, опыт, агрессия.

The article considers gender experiences’ features of the 13 years crisis by students. Symptoms of a teenage crisis and factors of influence are considered.

Key words: crisis, gender, behavior, experience, agression.

В настоящее время проблема гендерной идентичности в подростковом возрасте чрезвычайно актуальна. Психиатр Хельмут Ремшмидт отмечает, что среди подростков выявлена социальная реакция на изменения их внешности, которую они включают в представление о себе. Следует, что одной из важнейших стадий формирования гендерной идентичности является подростковый возраст, во время которого происходит осознание гендера и социальной роли в психики личности [5, c. 109].

Кризис 13 лет является переломным моментом социального процесса, который напоминает кризис трех лет («Я сам»), только теперь это «Я сам» приобретает социальный смысл. В литературе кризис описан как «негативная фаза полового созревания». Он распознается падением успеваемости, снижением продуктивности, нарушением психологической гармонии с собой. Кризис 13 лет относится к числу острых [1, с. 105].

Главным симптомом проявления этого кризиса является снижение продуктивности и способности к учебной деятельности в любых сферах учебы. В особенности регресс заметен, когда ученику дается творческое задание. Лишь выполнение механических заданий остается без негативных изменений. Подросток впервые обращает внимание на окружающих людей, начинает сравнивать себя с другими.

Следующим симптомом является негативизм. Иногда данную фазу так и называют фазой второго негативизма в сравнении с кризисом трех лет. Дети как бы обосабливаются от среды, приобретают враждебность, склонны к ссорам и нарушениям дисциплины. В это же время они испытывают внутреннее беспокойство, неудовлетворенность, стремление к уединению и самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется сильнее и чаще, чем у девочек, но начинается позже — в 14–16 лет. При этом поведение подростка во время кризиса не всегда обладает отрицательным характером.

В течение подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, возникают возрастные периоды с более высокой и более низкой степенью демонстрации агрессивного поведения. Установлено, что у мальчиков имеется два пика проявления агрессии: 12 лет и 14–15 лет. У девочек наибольшая степень проявления негативного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет [3, c. 55].

Сравнение уровня проявления самых разных типов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков сильнее всего выражена склонность к прямой физической и вербальной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Можно сделать вывод, что для мальчиков характерно не столько проявление агрессии по критерию «вербальная — физическая», сколько ее демонстрация в открытой форме и непосредственно с оппонентом. Девочки отдают предпочтение именно вербальной агрессии в любой форме — прямой или косвенной.

С начала подросткового возраста самооценка у девочек значительно ниже, чем у мальчиков, и данная тенденция непосредственно связана с самооценкой внешних данных. Некоторые исследователи обнаружили, что Я-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности собственного тела, чем с оценкой его эффективности. У мальчиков, наоборот, главный критерий самооценки — эффективность тела [4].

Исследовательницы Т. В. Калинина и Н. С. Уривская докладывают о существовании гендерных особенностей демонстрации агрессивного поведения, определяющихся социокультурной средой, в которой проходит подростковое воспитание. Согласно исследованиям, проведенным педагогами-психологами в г. Самара в 2017 году, негативные проявления присутствуют как у девочек, так и у мальчиков. Но такие проявления значительным образом отличаются. Мальчики обычно демонстрируют физическую агрессию, а девочки склонны к вербальной агрессии. Гендерные роли подразумевают проявления агрессивного поведения у мальчиков, а у девочек подобное поведение подавляется и осуждается институтами социализации, — семьей и школой. Все эти факторы необходимо учитывать родителям, учителям, психологам и социумом при взаимоотношении с подростками, ведь агрессию легче предотвратить, чем потом подавлять агрессивное поведение [2].

Школа — это важный институт мужской и женской гендерной социализации. Межличностные отношения и учебная взаимосвязь между учителем и учеников выступают как одни из важнейших факторов гендерной социализации подростка. Очень часто учителя определяют мальчиков как невоспитанных, более активных, дерзких, менее трудоспособных, а девочек — как старательных, аккуратных, покладистых, отзывчивых, что показывает их приверженность традиционным идеям о гендерных ролях. Кроме этого, подростки учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением окружающих людей — родителей и других детей.

Таким образом, возрастной кризис является особым, относительно непродолжительным по времени периодом перехода в возрастном развитии к новому качественно специфической стадии, которая характеризуется резкими психологическими изменениями. В подростковой психологии возрастные кризисы у школьников 13-ти лет являются кризисами социального развития, характеризующиеся противоречием между личностным Я и внешним миром. Данный кризис отличается падением продуктивности и частыми проявлениями негативизма.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М.: Академия, 2012. — 672 с.
  2. Калинина Т. В., Уривская Н. С. Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 8–11.
  3. Ковалев П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. — СПб.: 1999. — 358 с.
  4. Курочкина И. А. Психологические особенности структурных компонентов гендерной идентичности подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях. // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 6–7. — С. 1518–1524.
  5. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Пробл. становления личности — М.: Мир, 1994. — 319 с.
Основные термины (генерируются автоматически): агрессивное поведение, девочка, мальчик, подростковый возраст, вербальная агрессия, кризис, гендерная идентичность, снижение продуктивности.


Похожие статьи

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков

В статье проанализирована проблема влияния гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования направленные на выявление влияния гендерных особенностей на проявления агрессивного п...

Особенности проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей

Статья посвящена анализу отдельных аспектов проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей. Предложены рекомендации по преодолению одиночества у подростков рассматриваемой категории.

Компьютерная зависимость как основная проблема современных подростков

В статье автор рассматривает основные причины развития компьютерной зависимости, ее особенности в подростковом возрасте, меры защиты подростков от негативного влияния компьютерных технологий на психику детей.

Влияние особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков

В статье отражены результаты теоретического анализа особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков. К таковым особенностям отнесены: характеристики детско-родительских отношений, стилей воспитания, внут...

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Личностные особенности эмоциональной сферы подростков

В статье автор рассматривает личностные особенности эмоциональной сферы подростков, гендерные различия в эмоциональной сфере подростков, основные эмоциональные проблемы современных детей подросткового возраста.

Тревожность у детей среднего школьного возраста

В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.

Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте

В статье изложена проблема изучения причин возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрены различные теоретические подходы, обосновывающие данный феномен.

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Похожие статьи

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков

В статье проанализирована проблема влияния гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования направленные на выявление влияния гендерных особенностей на проявления агрессивного п...

Особенности проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей

Статья посвящена анализу отдельных аспектов проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей. Предложены рекомендации по преодолению одиночества у подростков рассматриваемой категории.

Компьютерная зависимость как основная проблема современных подростков

В статье автор рассматривает основные причины развития компьютерной зависимости, ее особенности в подростковом возрасте, меры защиты подростков от негативного влияния компьютерных технологий на психику детей.

Влияние особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков

В статье отражены результаты теоретического анализа особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков. К таковым особенностям отнесены: характеристики детско-родительских отношений, стилей воспитания, внут...

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Личностные особенности эмоциональной сферы подростков

В статье автор рассматривает личностные особенности эмоциональной сферы подростков, гендерные различия в эмоциональной сфере подростков, основные эмоциональные проблемы современных детей подросткового возраста.

Тревожность у детей среднего школьного возраста

В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.

Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте

В статье изложена проблема изучения причин возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрены различные теоретические подходы, обосновывающие данный феномен.

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Задать вопрос