Автор: Артемьев Юрий Викторович

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (31) август 2011 г.

Статья просмотрена: 151 раз

Библиографическое описание:

Артемьев Ю. В. Природоориентированная модель формирования экологического мировоззрения у школьников, в процессе преподавания биологии // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. — С. 99-101.

Конструирование модели экологического воспитания в процессе преподавания биологии требует создания «модельных представлений», т.е. идеальных результатов, к которым желательно прийти в результате осуществления созданной модели экологического воспитания. Это требует отбора и шлифовки используемых форм, средств, придания им дополнительных характеристик, выработанных на основе педагогических исследований в этой области.

Моделирование опирается на ряд педагогических принципов, изложенных в исследовании, которые специфичны для экологического воспитания на уроках биологии, к которым отнесены: непрерывности, системности, преемственности, целенаправленного общения, учета специфики предмета, индивидуальности, оптимальности, субъектности.

В процессе моделирования экологического воспитания на уроках биологии выделим три стадии.

На первой - подготовительной, идет процесс психологической подготовки к реализации модели.

На второй - происходит непосредственное моделирование системы экологического воспитания:

определяются цели и задачи, принципы функционирования системы экологического воспитания, формулируются ценностные ориентации, характерные для экологического воспитания;

намечаются связи элементов данной системы, отношений между собой как внутренних (педагог - школьник) так и внешних связей (педагог и ученый), а также отношений с социальной и природной средой;

проектируются новые формы, методы и средства воспитательного процесса и организационные направления деятельности учителя;

выбирается критериальный подход к результативности экологического воспитания (опрос, анкетирование тестирование, и т.п.) на основе подготовленной модели;

выделяются ступени построения системы экологического воспитания, которое должно проходить от общего и цельного построения на уровне учреждения к отдельным направлениям деятельности секций и кружков.

Третья стадия - внедрение. Преобразованные в процессе моделирования модельные представления используются для создания прогнозируемой модели воспитания. Происходит апробация использования модели как инструмента для совершенствования системы экологического воспитания в процессе преподавания биологии. При этом следует учитывать, что операции могут быть связаны с принципиальными коррективами не только в содержании и формах работы, возможны существенные организационные изменения отдельных структур учреждения (кружков).

Выстраивая опытно-экспериментальную работу, мы опирались на уста­новленное в педагогике положение о том, что эффективность экологизации биологического образования в школе может быть обеспечена за счет включения в процессы обу­чения таких форм и методов, которые ставят школьников в положение исследо­вателей и первооткрывателей. В этой связи, особой перспективностью выделялись метод мини-проектов и практические работы. Данный метод ориентирован на само­стоятельную деятельность учащихся, органично сочетается с групповым подхо­дом к обучению и направлен на решение какой-то проблемы. Во-вторых, метод мини-проектов обеспечивает постановку проектанта в субъективную позицию в обучении, в авторскую пози­цию, что лежит в основе экологического воспитания (Рис 1.).

Рис 1. Преимущества метода мини-проектов.

Применение метода мини-проектов возможно в любых классах, как с дидактической, так и с психологической точек зрения.

В качестве ориентировочной основы построения формирующей работы в исследовании разработана прикладная модель структуры экологического воспитания школьника, включающая четыре взаимосвязанных компонента (Таб. 1).

Таблица 1. Компоненты экологического воспитания

Когнитивный

экологические знания, мышление воображение

Операциональный

умения, навыки и опыт экологичес­кой деятельности

Потребностно-мотивационный

потребность в сохранении и сбережении природной среды

Ценностно-смысловой

экологическая направленность

Когнитивный компонент полагает владение экологическими знаниями, экологическим мышлением системного характера, способность оперировать эко­логическими взаимосвязями и отношениями в познании мира и своего «Я» в нем.

Операциональный компонент означает умения вести экологическую рабо­ту, применять экологические знания на практике и в своей повседневной жизни.

Потребностно-мотивационный компонент подразумевает устойчивое стремление к гармоничной жизни с природным миром, желание и потребность в сохранении и сбережении природной среды, стремление к экологической работе.

Ценностно-смысловой компонент образует мировоззренческий склад лич­ности, для которой ценность природы, её красота, её сохранение и созидание обре­тает значение ведущего личностного смысла собственного существования.

В качестве ключевого механизма экологического воспитания школьников в процессе обучения биологии выступал момент соединения экологических знаний с собственным опытом учащихся и постанов­ка их в субъектную позицию в природоориентированной деятельности.

Возможность такого соединения обеспечивалась в работе посредством ор­ганизации эколого-образовательного процесса в пространстве природоориентированной модели экологического воспитания на уроках биологии (рис. 2).

Рис 2. Компоненты природоориентированной модели экологического воспитания на уроках биологии.

Моделирование такой среды осуществлялось посредством развертывания трёх направлений деятельности: 1) экологическое воспитание школьников в рамках предметов естествен­но-биологического цикла, 2) опытно-практическая работа школьников на уроке, 3) научно-иссле­довательская работа экологического характера (рис 3).







Рис 3. Взаимосвязь направлений деятельности по моделированию среды экологического воспитания школьников.

В целом данные проведенных мониторингов подтвердили предположение об универсальности метода мини-проектов, который способен охватывать своим стимулирующим влиянием ведущие личностные компоненты (когнитив­ный, операциональный, потребностно-мотивационный, ценностно-смысловый) отвечающие целостному развитию экологического воспитания школьников.

Основные термины (генерируются автоматически): экологического воспитания, модели экологического воспитания, системы экологического воспитания, экологического воспитания школьников, Значение экологического воспитания, процессе преподавания, процессе преподавания биологии, природоориентированной модели экологического, моделирования экологического воспитания, уроках биологии, результативности экологического воспитания, экологического воспитания школьника, Компоненты экологического воспитания, основе экологического воспитания, механизма экологического воспитания, развитию экологического воспитания, процессе преподавания географии, модель формирования экологического, Конструирование модели экологического, экологического сознания школьников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос