Автор: Жидова Кристина Сергеевна

Рубрика: Биология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 16.02.2016

Статья просмотрена: 200 раз

Библиографическое описание:

Жидова К. С. Проект «Развитие экологической культуры обучающихся 5 классов при использовании кейсов в обучении биологии» // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 234-237.



В статье описывается проект развития экологической культуры средствами технологии кейс-стади на уроках биологии.

Ключевые слова: кейс-стади, экологическая культура, биология в школе.

В ФГОС [1] указано на то, что у учащихся в ходе экологического образования должна быть сформирована совокупность экологических знаний умений и навыков. Из практики известно, что одним из эффективных средств повышения экологической культуры может служить технология кейс-стади (от английского case — случай, ситуация) — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (решение кейсов) [2, c. 22]; [3, с. 206]; [4].

При разработке проекта развития экологической культуры учащихся 5 класса средствами технологии кейс-стади, нами были учтены показатели уровня ее сформированности.

Проект разрабатывался в несколько этапов: подготовительный, теоретико-аналитический, собственно разработка проекта и заключительный, который подразумевает оценку результатов исследования. Подготовительный этап предполагает проведение анкетирование учителей и тестирование учащихся. В результате выявлены имеющиеся проблемы по формированию экологической культуры учащихся. А так же уровень экологической культуры учащихся, который является средним по показателю знание форм охраны природы и низким по показателям: уровень знания экологических проблем; знание о рациональном использовании природных ресурсов; знание антропогенных воздействий на природную среду; уровень экологической этики.

На теоретико-аналитическом этапе изучено состояние исследуемой педагогической проблемы в литературе.

На следующем этапе разработка проекта осуществлялась по данной схеме:

проблема — низкий уровень экологической культуры учащихся, недостаточное использование технологии кейс-стади;

идея — разработать занятия с экологическим содержанием, в которых используются элементы технологии кейс-стади — кейсы;

замысел — разработать проект, в котором развитие экологической культуры учащихся происходит через использование кейсов.

ожидаемый результат — повышение уровня экологической культуры учащихся;

определить эффективные условия реализации проекта.

На заключительном этапе проводилась оценка результатов исследования, сравнительные характеристики показателей экологической культуры, частичное апробирование работы, определение эффективных условий реализации проекта.

Цель модели: развитие экологической культуры учащихся при использовании элементов технологии кейс-стади на уроках биологии. Цель реализуется через деятельность учителя, главной задачей которого является процесс развития экологической культуры посредством использования элементов технологии кейс-стади на уроках биологии.

Обучаемые в свою очередь осуществляют решение кейсов с экологическим содержанием.

За основу взята идея варианта формирования экологической культуры Норбоева [5, c. 119]. Он считает, что содержание материалов, на основе которых формируется экологическая культура обучающихся, состоит из следующих компонентов: экологические знания, экологические прогнозы, экологическая деятельность, экологическая оценка.

Таким образом, последовательное усвоение компонентов модели данной модели на уроках биологии будет обеспечивать развитие экологической культуры в целом.

В свою очередь усвоение данных компонентов реализуется через экологическое содержание кейсов и экологические вопросы. Разработанная модель представлена на рис. 1.

В ходе работы предъявляются требования к кейсам: содержание кейсов соответствует уровню развития компонентов экологической культуры учащихся; иллюстрирует несколько актуальных аспектов экологических проблем; выполнение кейсов включено в образовательный процесс по биологии; кейсы провоцируют дискуссию между учащимися; кейсы имеют несколько решений.

В таком случае работа с кейсами подразделяется на 3 этапа: на первом этапе происходит включение кейса в урок (выбирается место кейса в структуре урока); в ходе второго этапа организуется деятельность работы с кейсом (в группах или обсуждается всем классом); на заключительном этапе проводится анализ результатов и рефлексия совместной деятельности.

Рис. 1. Проект развития экологической культуры у обучающихся 5 класса средствами кейс-стади

Работа с кейсом представляет собой процесс решения значительного числа задач [2, c.23]: осуществление проблемного структурирования, предполагающего выделение комплекса проблем ситуации, их особенностей, последствий, путей разрешения (проблемный анализ); выделение характеристик, структуры ситуации, ее взаимодействия с окружающей и внутренней средой (системный анализ); установление причин, которые привели к возникновению данного состояния, анализирование последствий (причинно-следственный анализ); диагностика содержания деятельности в данной обстановке, ее моделирование и оптимизация (праксеологический анализ); построение системы оценок ситуации, ее условий, последствий, особенностей действующих лиц (аксиологический анализ); подготовка предсказаний относительно вероятного, потенциального и желательного будущего (прогностический анализ); выработка рекомендаций относительно действий участников ситуации (рекомендательный анализ); разработка программ деятельности (программно-целевой анализ).

В данном проекте компоненты модели экологической культуры развиваются с помощью задач, решаемых в процессе реализации метода кейс-стади. Так, экологические знания учащихся можно развивать с помощью кейсов, направленных на проблемный, системный и причинно-следственный, прогностический, праксеологический, аксиологический анализ. Это означает, что к кейсу с экологическим содержанием подбираются вопросы проблемного характера, например, «Каким образом можно решить проблему загрязнения леса бытовыми отходами?»; подбираются вопросы системного характера: «Опишите функции генов?»; причинно-следственного характера: «Какие последствия влекут за собой лесные пожары?».

Экологическое прогнозирование развивается через прогностический анализ. Экологическую деятельность можно развивать через программно-целевой и рекомендательный анализ. С помощью аксиологического, праксеологического и рекомендательного анализа учащиеся смогут дать экологическую оценку.

Предполагается, что наряду с последовательным формированием компонентов экологической культуры используется последовательное анализирование кейсов, т. к. каждый вид анализа представляет собой дальнейшее развитие следующего вида анализа.

Данный проект апробировался на уроках биологии в 5 классе, содержание кейсов разрабатывалось на основе уровня экологической культуры обучаемых. В зависимостиотцелей урока использовались кейсы, иллюстрирующиепроблемуи еерешение (такие кейсы используетсянапервомэтапезнакомствашкольниковс даннойтехнологией). Постепенивоздействияихосновныхисточников использовались практическиекейсы, которыеотражаютабсолютнореальныежизненныеситуацииилиобучающиекейсы, основнойзадачейкоторыхвыступаетобучение. Обучаемые получали кейснепосредственноназанятиии работали с ним. Это небольшие пообъемукейсы, примернона 1 страницу, которые могутбытьиспользованыв началезанятияс цельюактивизациимышленияобучаемых, повышенияихмотивациик изучаемойтематикеилидлязакрепленияновогоматериала.

Таким образом, на начальном этапе данного исследования преобладал средний уровень экологической культуры, а после внедрения уроков с экологическим содержанием высокий уровень экологической культуры повысился на 10 %, а низкий уровень экологической культуры понизился на 6 %.

Можно сделать вывод, что данный проект является эффективным и предположить, что при более длительном его использовании можно получить более высокие результаты.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. 2010. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/29 (Дата обращения: 17.12.2015).
  2. Долгоруков А. М. Case-study как способ (стратегия) понимания. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2011. с. 22–24
  3. Ермолаева П. О. Особенности формирования экологической культуры российских и американских студентов: кросс-культурный проект. Автореф. дисс. канд. соц. наук. Казань: Казанский (Приволж.) федер. ун-т, 2011. 23 с.
  4. Антишина А. В. Формирование экологической компетентности менеджеров средствами кейс-стади // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена. Вып. № 161. 2013. с. 206–209.
  5. Норбоев А. Г. Формирование устойчивой экологической культуры у школьников // Молодой ученый. Т. 2. № 12. 2011. с. 117–120.
Основные термины (генерируются автоматически): экологической культуры, экологической культуры учащихся, развития экологической культуры, уровень экологической культуры, уроках биологии, развитие экологической культуры, уровня экологической культуры, компонентов экологической культуры, формирования экологической культуры, технологии кейс-стади, содержание кейсов, экологической культуры средствами, экологическим содержанием, «Развитие экологической культуры, повышения экологической культуры, формированию экологической культуры, экологической культуры Норбоева, показателей экологической культуры, решение кейсов, экологической культуры российских.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос