Комплаенс-контроль кредитных операций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 11.05.2020

Статья просмотрена: 130 раз

Библиографическое описание:

Штам, А. О. Комплаенс-контроль кредитных операций / А. О. Штам. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69908/ (дата обращения: 22.12.2024).



Научная статья посвящена исследованию теоретических аспектов и практической роли комплаенс-контроля кредитных операций для современных предприятий экономики России. Перечислены функции, на основе которых базируется комплаенс-контроль. Выделены этапы процесса риск-менеджмента, благодаря которым проводится комплаенс-контроль кредитных операций.

Ключевые слова: комплаенс-контроль, кредитные операции, риск-менеджмент, кредитные риски, комплаенс.

A scientific article is devoted to the study of theoretical aspects and the practical role of compliance control of credit operations for modern enterprises of the Russian economy. The functions on the basis of which compliance control is based are listed. The stages of the risk management process are identified, due to which compliance control of credit operations is carried out.

Keywords: compliance control, credit operations, risk management, credit risks, compliance.

Комплаенс — это западный подход к системе построения внутреннего контроля и управления риском потери деловой репутации и правовым риском. Следует отметить, что комплаенс является важным элементом системы корпоративного управления организации в целом. Понимание важности и необходимости в современном мире наличия комплаенс-подразделения в организации начинается сверху и транслируется внутри всей организации [1].

На сегодняшний день, существуют следующие факторы, побуждающие развитие и направления комплаенс-контроля на территории Российской Федерации:

– политика государственных регуляторов;

– стратегия и практика организаций в рамках комплаенс-контроля;

– международное политическое влияние;

– национальные экономические проекты.

Ключевая проблема развития комплаенс-контроля и в целом системы внутреннего контроля за рисками предприятий — это игнорирование их практической ценности и пользы. Однако, как показывает отечественный опыт, отсутствие комплаенса-контроля, к примеру, за рисками кредитных операций, способно приводить к серьезным последствиям, к нарушению процессов хозяйствующей деятельности, а также к дестабилизации финансовой устойчивости организации [4].

Именно в связи с этим формируется высокий уровень актуальности исследования на тематику «комплаенс-контроля» кредитных операций. Ее важность отражается не только для банковского сектора, где комплаенс-контроль рисков кредитных операций был принят под действиями национального регулятора — Банка России, но и для коммерческих организаций, используемых банковское кредитование, как основной механизм привлечения внешнего финансирования для проведения своей производственной и инвестиционной активности.

В рамках организации комплаенс-контроля кредитных операций, важно соблюдение следующих принципов, заключающихся в функциях данного механизма [2]:

– независимость, подразделение комплаенс-контроля обязана быть независимым от других организационных структур компании;

– официальный статус, комплаенс-контроль кредитных операций должен быть прописан во внутренних документах компании и ее нормативах;

– четкая подотчетность сотрудников и всех кредитных операций комплаенс-контролю;

– исключение конфликта интересов;

– доступ к любой внутренней информации;

– необходимое ресурсное обеспечение, в частности финансами и кадрами;

– взаимодействие с регулирующими и надзорными органами, что повышает уровень деловой репутации компании.

В основу комплаенс-контроля кредитных операций лежат известные принципы риск-менеджмента, где идет контроль и управление финансовыми и кредитными рисками организации. Как правило, процесс риск-менеджмента состоит из следующих этапов, а именно [3]:

– идентификация риска (в нашем случае, кредитного риска);

– оценка риска (в нашем случае, оценка кредитного риска на определенную операцию);

– мероприятия по снижению уровня риска (в нашем случае, определение путей снижения рисков кредитной операции, например, путем оптимизации кредитования и источников заимствования);

– мониторинг рисков (в нашем случае, кредитных рисков);

– документальное фиксирование рисков и отчетность (в нашем случае, формирование документации об наличие тех или иных рисков кредитных операций, проводимых предприятием, по которым необходимо принятие управленческого решения руководством).

В завершении научного исследования статьи, стоит заметить следующее, что соответствующая потребностям предприятия система комплаенс-контроля кредитных операций, обеспечивающая ее устойчивое развитие в долгосрочной перспективе, может быть создана только при непосредственном участии и заинтересованности совета директоров и руководства компании путем принятия решений, которые учитывают комплаенс-риски процессов кредитования их деятельности. Таким образом, комплаенс-контроль кредитных операций формируется лишь ответственными предприятиями, осознающих роль системы внутреннего контроля, где необходимо проводить процесс управления кредитными рисками.

Литература:

  1. Чирков Д. А. Основы развития комплаенс-контроля в кредитных организациях // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 12–3.
  2. Комплаенс-контроль: что такое и для кого нужен. URL: http://www.iccwbo.ru/blog/2016/komplaens-kontrol-chto-takoe-i-dlya-chego-nuzhen/ (дата обращения: 07.04.2020).
  3. Гранкин М. Б., Жигас М. Г. Комплаенс-культура, как важнейший элемент системы управления регуляторным риском // Baikal Research Journal. 2016. № 3.
  4. Шихвердиев А. П., Оганезова Н. А., Вишняков А. А., Гудырева Л. В. Комплаенс-риски в менеджменте организаций // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. 2018. № 1. С. 20–27.
Основные термины (генерируются автоматически): операция, внутренний контроль, кредитный риск, риск.


Похожие статьи

Скоринг как инструмент оценки и минимизации кредитного риска

Автор данной статьи рассматривает проблемы, возникающие в банковской структуре в процессе выбора скоринг-вендора и системы кредитного скоринга. Также освящаются основные понятия данной системы, раскрывается ее суть и затрагиваются аспекты, позволяющи...

Применение модели «директ-костинг» для повышения эффективности управленческого контроля в организациях, оказывающих услуги по хранению зерновой продукции

В статье раскрывается сущность, необходимость, учетно-организационные и контрольные аспекты внедрения модели «директ-костинг» в управленческую деятельность коммерческих организаций. Обосновывается форма взаимосвязи управленческого учета с финансовым,...

Применение CVP-анализа для объяснения оперативных управленческих решений в бизнес-анализе

В статье рассмотрены основные механизмы CVP-анализа, даны главные определения технологии CVP-анализа, а также определены условия применения CVP-анализа для объяснения оперативных управленческих решений, выявлены и перечислены основные задачи метода, ...

Анализ финансового результата деятельности ООО «КБ «Ренессанс Кредит»

В статье проводится анализ финансового результата деятельности коммерческого банка на примере ООО «КБ «Ренессанс Кредит». Проведен факторный анализ на основе применение детерминированной факторной модели и проанализировано влияние отдельных факторов ...

Бенчмаркинг в области качества продукции и услуг

Одним из методов повышения эффективности организации на основе изучения качества является бенчмаркинг. В статье рассмотрены основные этапы внедрения бенчмаркинга, показана целесообразность применения бенчмаркинга на российских предприятиях.

Политика в области управления рисками на примере строительных организаций, осуществляющих деятельность на территории Северо-Западного федерального округа и Московской агломерации

Автором проведен анализ годовых отчетов крупнейших строительных организаций для выявления общих тенденций в части управления риском, а также рассмотрены возможные различия в стратегиях риск-менеджмента. Данный анализ помогает лучше понять, какие груп...

Особенности управления финансовыми рисками в девелопменте

В статье рассматривается вопрос влияния финансовых рисков для проектов в сфере девелопмента. Данная тема актуальна в период коронокризиса для строительных компаний. Приведены результаты опроса среди компаний из разных регионов Казахстана по влиянию р...

Формирование брендов транснациональных компаний на рынке России. Методы коммуникаций в торговле. Повышение лояльности и увеличение продаж

В статье рассмотрены процессы брендирования, роста лояльности потребителей и объемов продаж в рамках торгового маркетинга (трейд-маркетинга). Подробно описано применение POS-материалов, как стандартных, так и инновационных, а также прочие средства ма...

Анализ особенностей интернет-маркетинга в B2B-сегменте

Данное исследование направлено на решение актуальной и малоизученной задачи — анализ продвижения в интернете компаний, представленных B2B сегменте, и поиск эффективных решений, позволяющих достичь максимальную результативность. В работе подробно опис...

Особенности маркетинга в банковской сфере

В статье рассматриваются особенности маркетинга в банковской сфере. Обосновываются его принципы, функции и задачи. Раскрыты особенности маркетингового микса для рынка банковских услуг.

Похожие статьи

Скоринг как инструмент оценки и минимизации кредитного риска

Автор данной статьи рассматривает проблемы, возникающие в банковской структуре в процессе выбора скоринг-вендора и системы кредитного скоринга. Также освящаются основные понятия данной системы, раскрывается ее суть и затрагиваются аспекты, позволяющи...

Применение модели «директ-костинг» для повышения эффективности управленческого контроля в организациях, оказывающих услуги по хранению зерновой продукции

В статье раскрывается сущность, необходимость, учетно-организационные и контрольные аспекты внедрения модели «директ-костинг» в управленческую деятельность коммерческих организаций. Обосновывается форма взаимосвязи управленческого учета с финансовым,...

Применение CVP-анализа для объяснения оперативных управленческих решений в бизнес-анализе

В статье рассмотрены основные механизмы CVP-анализа, даны главные определения технологии CVP-анализа, а также определены условия применения CVP-анализа для объяснения оперативных управленческих решений, выявлены и перечислены основные задачи метода, ...

Анализ финансового результата деятельности ООО «КБ «Ренессанс Кредит»

В статье проводится анализ финансового результата деятельности коммерческого банка на примере ООО «КБ «Ренессанс Кредит». Проведен факторный анализ на основе применение детерминированной факторной модели и проанализировано влияние отдельных факторов ...

Бенчмаркинг в области качества продукции и услуг

Одним из методов повышения эффективности организации на основе изучения качества является бенчмаркинг. В статье рассмотрены основные этапы внедрения бенчмаркинга, показана целесообразность применения бенчмаркинга на российских предприятиях.

Политика в области управления рисками на примере строительных организаций, осуществляющих деятельность на территории Северо-Западного федерального округа и Московской агломерации

Автором проведен анализ годовых отчетов крупнейших строительных организаций для выявления общих тенденций в части управления риском, а также рассмотрены возможные различия в стратегиях риск-менеджмента. Данный анализ помогает лучше понять, какие груп...

Особенности управления финансовыми рисками в девелопменте

В статье рассматривается вопрос влияния финансовых рисков для проектов в сфере девелопмента. Данная тема актуальна в период коронокризиса для строительных компаний. Приведены результаты опроса среди компаний из разных регионов Казахстана по влиянию р...

Формирование брендов транснациональных компаний на рынке России. Методы коммуникаций в торговле. Повышение лояльности и увеличение продаж

В статье рассмотрены процессы брендирования, роста лояльности потребителей и объемов продаж в рамках торгового маркетинга (трейд-маркетинга). Подробно описано применение POS-материалов, как стандартных, так и инновационных, а также прочие средства ма...

Анализ особенностей интернет-маркетинга в B2B-сегменте

Данное исследование направлено на решение актуальной и малоизученной задачи — анализ продвижения в интернете компаний, представленных B2B сегменте, и поиск эффективных решений, позволяющих достичь максимальную результативность. В работе подробно опис...

Особенности маркетинга в банковской сфере

В статье рассматриваются особенности маркетинга в банковской сфере. Обосновываются его принципы, функции и задачи. Раскрыты особенности маркетингового микса для рынка банковских услуг.

Задать вопрос