Научная статья посвящена исследованию теоретических аспектов и практической роли комплаенс-контроля кредитных операций для современных предприятий экономики России. Перечислены функции, на основе которых базируется комплаенс-контроль. Выделены этапы процесса риск-менеджмента, благодаря которым проводится комплаенс-контроль кредитных операций.
Ключевые слова: комплаенс-контроль, кредитные операции, риск-менеджмент, кредитные риски, комплаенс.
A scientific article is devoted to the study of theoretical aspects and the practical role of compliance control of credit operations for modern enterprises of the Russian economy. The functions on the basis of which compliance control is based are listed. The stages of the risk management process are identified, due to which compliance control of credit operations is carried out.
Keywords: compliance control, credit operations, risk management, credit risks, compliance.
Комплаенс — это западный подход к системе построения внутреннего контроля и управления риском потери деловой репутации и правовым риском. Следует отметить, что комплаенс является важным элементом системы корпоративного управления организации в целом. Понимание важности и необходимости в современном мире наличия комплаенс-подразделения в организации начинается сверху и транслируется внутри всей организации [1].
На сегодняшний день, существуют следующие факторы, побуждающие развитие и направления комплаенс-контроля на территории Российской Федерации:
– политика государственных регуляторов;
– стратегия и практика организаций в рамках комплаенс-контроля;
– международное политическое влияние;
– национальные экономические проекты.
Ключевая проблема развития комплаенс-контроля и в целом системы внутреннего контроля за рисками предприятий — это игнорирование их практической ценности и пользы. Однако, как показывает отечественный опыт, отсутствие комплаенса-контроля, к примеру, за рисками кредитных операций, способно приводить к серьезным последствиям, к нарушению процессов хозяйствующей деятельности, а также к дестабилизации финансовой устойчивости организации [4].
Именно в связи с этим формируется высокий уровень актуальности исследования на тематику «комплаенс-контроля» кредитных операций. Ее важность отражается не только для банковского сектора, где комплаенс-контроль рисков кредитных операций был принят под действиями национального регулятора — Банка России, но и для коммерческих организаций, используемых банковское кредитование, как основной механизм привлечения внешнего финансирования для проведения своей производственной и инвестиционной активности.
В рамках организации комплаенс-контроля кредитных операций, важно соблюдение следующих принципов, заключающихся в функциях данного механизма [2]:
– независимость, подразделение комплаенс-контроля обязана быть независимым от других организационных структур компании;
– официальный статус, комплаенс-контроль кредитных операций должен быть прописан во внутренних документах компании и ее нормативах;
– четкая подотчетность сотрудников и всех кредитных операций комплаенс-контролю;
– исключение конфликта интересов;
– доступ к любой внутренней информации;
– необходимое ресурсное обеспечение, в частности финансами и кадрами;
– взаимодействие с регулирующими и надзорными органами, что повышает уровень деловой репутации компании.
В основу комплаенс-контроля кредитных операций лежат известные принципы риск-менеджмента, где идет контроль и управление финансовыми и кредитными рисками организации. Как правило, процесс риск-менеджмента состоит из следующих этапов, а именно [3]:
– идентификация риска (в нашем случае, кредитного риска);
– оценка риска (в нашем случае, оценка кредитного риска на определенную операцию);
– мероприятия по снижению уровня риска (в нашем случае, определение путей снижения рисков кредитной операции, например, путем оптимизации кредитования и источников заимствования);
– мониторинг рисков (в нашем случае, кредитных рисков);
– документальное фиксирование рисков и отчетность (в нашем случае, формирование документации об наличие тех или иных рисков кредитных операций, проводимых предприятием, по которым необходимо принятие управленческого решения руководством).
В завершении научного исследования статьи, стоит заметить следующее, что соответствующая потребностям предприятия система комплаенс-контроля кредитных операций, обеспечивающая ее устойчивое развитие в долгосрочной перспективе, может быть создана только при непосредственном участии и заинтересованности совета директоров и руководства компании путем принятия решений, которые учитывают комплаенс-риски процессов кредитования их деятельности. Таким образом, комплаенс-контроль кредитных операций формируется лишь ответственными предприятиями, осознающих роль системы внутреннего контроля, где необходимо проводить процесс управления кредитными рисками.
Литература:
- Чирков Д. А. Основы развития комплаенс-контроля в кредитных организациях // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 12–3.
- Комплаенс-контроль: что такое и для кого нужен. URL: http://www.iccwbo.ru/blog/2016/komplaens-kontrol-chto-takoe-i-dlya-chego-nuzhen/ (дата обращения: 07.04.2020).
- Гранкин М. Б., Жигас М. Г. Комплаенс-культура, как важнейший элемент системы управления регуляторным риском // Baikal Research Journal. 2016. № 3.
- Шихвердиев А. П., Оганезова Н. А., Вишняков А. А., Гудырева Л. В. Комплаенс-риски в менеджменте организаций // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. 2018. № 1. С. 20–27.