Дидактическая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 6 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 12.05.2020

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Абрашкина, А. В. Дидактическая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста / А. В. Абрашкина, Т. Н. Галич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 415-417. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69888/ (дата обращения: 29.05.2020).



В статье представлено определение понятия дидактическая игра, результат исследования познавательного развития детей подготовительных к школе групп, содержание и результаты проведения анкетирования родителей дошкольников.

Ключевые слова: дидактические игры, познавательное развитие, исследование, родители

Keywords: didactic games, cognitive development, research, parents.

Исследователь Е. И. Касаткина [2] определила дидактические игры как вид игр с правилами, которые создаются педагогами с целью обучения и воспитания детей. В этом смысле дидактическая игра всегда рискует превратиться в учебную деятельность, лишиться воображаемого контекста, самодеятельного игрового начала. Дети могут играть сами в разученную под руководством взрослого дидактическую игру, но игровую задачу, игровые правила, сюжет и правила в дидактической игре дети получают готовыми. Поэтому ученые и методисты обращают особое внимание практиков на то, что главным принципом при организации дидактической игры должно быть соблюдение игрового таинства, обучающая задача не должна стать важнее игровой.

В дидактической игре используются игровые способы и приемы разрешения познавательных задач. Ролевая дидактическая игра тренирует социальные и коммуникативные навыки детей согласно правилам, установленным в данной игре.

В ходе эксперимента в рамках выпускной квалификационной работы мы провели диагностическое исследование познавательного развития детей подготовительных к школе групп по критериям познавательного развития: 1) уровень любознательности, инициативности и интереса к процессу познания (диагностики «Древо желаний» В. C. Юркевич [3] и «Столкновение интересов» Н. И. Гуткиной [4]) и 2) уровень наглядно-образного мышления (диагностики «Нелепицы» и «Пройди через лабиринт» Н. Я. Семаго и М. М. Семаго [5]). Результаты, полученные в процессе диагностики детей, побудили нас к разработке программы дидактических игр, помогающих развивать умственные способности детей.

Основной идеей программы было побуждение детей к самостоятельному обращению к разученным дидактическим играм, минимализация вмешательства взрослого в детскую игру, косвенное стимулирование использования мотивов дидактических игр в сюжетно-ролевой игре дошкольников (например, введение в игры с профессиональной тематикой знаний, полученных при игре в настольно-печатные игры «Путешествие по России», «Лекарственные растения», «Летние и зимние виды спорта, тематических лото и домино «Полезные привычки», «Съедобное и ядовитое» и т. п.)

В рамках нашего исследования во время формирующего эксперимента мы разработали алгоритм проведения дидактической игры в группе детского сада. Алгоритм включает следующие звенья с участием взрослого на этапе знакомства с новой игрой:

1) вводная беседа, в процессе которой детей знакомят с содержанием игры, уточняют представления детей о дидактическом материале;

2) разъяснение педагогом хода и правил игры, уточняющая беседа о запретах, разрешениях и предписаниях;

3) образец игровых действий, предписаний и запретов игры;

4) проведение игры под руководством взрослого;

5) рефлексия дидактической игры, во время которой уточняются игровая задача, игровые правила и действия участников, мера взаимопомощи тем участникам, которые еще не освоили суть игры.

По мнению Е. В. Трифоновой, рефлексивное последействие может стать очень важным звеном для закрепления обучающего эффекта [1]. Обсуждая только что прошедшую игру, педагог стремится помочь детям мысленно прожить все игровое действие с начала до конца. Корректно задавая вопросы о ходе игры и ее результате, воспитатель помогает детям научиться рассуждать и делать выводы. Таким образом, педагог активизирует тот самый автодидактизм игры, который позволит минимизировать вмешательство взрослого при повторной игре, а также при знакомстве с играми того же типа. Например, когда дети усвоили принцип игры в лото, домино, игры — «ходилки», «найди лишнее», «чего не стало?», то при внесении игры с новым содержанием нет необходимости проходить все этапы алгоритма ознакомления, достаточно предложить детям догадаться, что же требует для своего решения новая игровая задача.

С целью привлечения внимания родителей к использованию дидактических игр мы провели анкетирование 50 родителей экспериментальной и контрольной групп.

Мы составили вопросы анкеты таким образом, чтобы родители не сообщали нам только о наличии дома разных видов дидактических игр. Главной задачей было акцентирование внимания на том, играют ли дома родители с детьми.

Вопросы анкеты

Никогда

Иногда

Часто

  1. Играете ли вы дома со своими детьми в настольно-печатные игры типа «лото»?

40 %

30 %

30 %

  1. Играете ли вы дома в игры — путешествия, квесты?

50 %

40 %

10 %

  1. Играете ли вы в словесные игры типа «Что было бы, если…»?

10 %

80 %

10 %

  1. Играете ли в игры — загадки, ребусы, кроссворды?

20 %

60 %

20 %

  1. Играете ли вы вместе с детьми в игры со строительным материалом и конструкторами?

20%

60%

20%

При анализе результатов анкетирования мы выявили подгруппу из 5 родителей (10 %), которые дали отрицательные ответы на все вопросы, касающиеся игр с детьми. Двое родителей сказали, что их семьи очень бедны, и поэтому у них дома нет никаких игр, кроме пазлов и конструкторов-лего. На наш вопрос: «Почему же вы не играете с детьми в словесные игры, загадки, кроссворды, которые не требуют никаких материальных затрат?» эти родители не дали никакого вразумительного ответа. Еще трое родителей из этой подгруппы ответили, что в их доме есть все перечисленные в анкете игры, но они не играют с детьми, потому что им «некогда».

Но таких родителей, конечно же, меньшинство. Большая часть родителей ответили, что играют во все перечисленные в анкете игры с детьми время от времени, но всегда озадачены тем, что должны уделять детям внимание. Это проявляется в ответах на 3, 4 и 5 вопросы. 80 % родителей играют в словесные игры типа «Заколдованные буквы», «Фанты», «Живые буквы», «Исправь ошибку», «Задумай число». Популярными среди детей и родителей являются игры на моделирование воображаемых ситуаций «Что было бы, если бы», «Доскажи словечко», «Путешествия по дому».

Таким образом, проведенная нами исследовательская работа показала, что у дидактических игр есть большой потенциал для познавательного развития детей при условии корректного участия взрослых в игре, не допускающего подмены игры с эффектом познания обучением в игровой форме.

Литература:

  1. Трифонова, Е. В. Проблема самодеятельной игры в контексте основных идей А. В. Запорожца [Текст]/ //Культурно-историческая психология. — 2006. Т.2. № 1 — С.77–83.
  2. Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника /Е. И. Касаткина. — М.: Дрофа, 2010. — 176 с.
  3. Юркевич, В. С. Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения [Электронный ресурс] /В. С. Юркевич, С. С. Ермаков //Современная зарубежная психология, 2013. — Т.2, № 2, С.87–100.
  4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] /Н. И. Гуткина. — СПб.: Питер, 2009. — 208 с.
  5. Семаго, Н. Я. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст]/ Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. — М.: АРКТИ, 2014. — 66 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, игра, ребенок, родитель, познавательное развитие детей, игровая задача, познавательное развитие, словесная игра типа, анкета игры, вмешательство взрослого.


Похожие статьи

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь

игра, экологическое содержание, природа, ребенок, дидактическая игра, игровая деятельность

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе...

Использование дидактических игр как средства развития...

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. В. А. Сухомлинский. Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем...

Дидактическая игра как средство развития познавательной...

Дидактическая игра — это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. «Двойственная» природа игры — учебная направленность и игровая

Игровой замысел — первый структурный компонент игры — выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической...

Развивающие игры как средство развития личности

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляются...

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных

Игра — средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в...

Мастер-класс для родителей «Веселые игры для ребят»

Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует педагог, а другая — игровая, ради...

Роль дидактической игры в развитии познавательных...

Игра — как призма, через которую ребенок воспринимает окружающий мир и отражает этот мир в своей деятельности. Взрослый человек воспринимает игру как увлекательное времяпрепровождение, но и в этом возрасте игра может стать неоценимым помощником.

Особенности руководства дидактическими играми дошкольников

Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях. Игровые действия составляют основу дидактической игры (без них невозможна сама игра). Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее...

Развитие познавательной инициативы детей дошкольного...

Актуальной проблемой дошкольного образования становится развитие у дошкольников способности самостоятельно ставить образовательные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел...

Похожие статьи

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь

игра, экологическое содержание, природа, ребенок, дидактическая игра, игровая деятельность

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе...

Использование дидактических игр как средства развития...

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. В. А. Сухомлинский. Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем...

Дидактическая игра как средство развития познавательной...

Дидактическая игра — это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. «Двойственная» природа игры — учебная направленность и игровая

Игровой замысел — первый структурный компонент игры — выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической...

Развивающие игры как средство развития личности

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляются...

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных

Игра — средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в...

Мастер-класс для родителей «Веселые игры для ребят»

Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует педагог, а другая — игровая, ради...

Роль дидактической игры в развитии познавательных...

Игра — как призма, через которую ребенок воспринимает окружающий мир и отражает этот мир в своей деятельности. Взрослый человек воспринимает игру как увлекательное времяпрепровождение, но и в этом возрасте игра может стать неоценимым помощником.

Особенности руководства дидактическими играми дошкольников

Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях. Игровые действия составляют основу дидактической игры (без них невозможна сама игра). Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее...

Развитие познавательной инициативы детей дошкольного...

Актуальной проблемой дошкольного образования становится развитие у дошкольников способности самостоятельно ставить образовательные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел...

Задать вопрос