В статье охарактеризовано социально — экономическое положение Дагестанской области накануне 1917 года. Особый акцент сделан на то, как Первая Мировая война (1914–1918 гг.) повлияла на экономическое положение Дагестана.
Ключевые слова: Дагестан, Первая мировая война, революция, Северный Кавказ.
В начале XX века Дагестан представлял собой традиционное общество, которое характеризируется дальнейшее проникновение капиталистических отношений.
Начало XX века является также периодом, когда в стране, в частности и в Дагестане, происходили разного рода общественно — политические волнения.
На социально-экономическое и политическое положение страны в целом, в частности Дагестана, повлияла затянувшаяся война. С началом Первой Мировой войны в экономическом развитии Дагестанской области ощущается острый кризис, так как война отрицательно сказалась на промышленном развитии региона, как и на состоянии хозяйства всей страны.
В государстве в целом не удалось создать регулируемой военной экономики, что вызывало кризис всего народного хозяйства. И без того слабый промышленный потенциал Дагестана оказался в тяжелом состоянии.
Если в стране в целом стоимость продукции фабрично-заводской промышленности за 1913–1915 гг. выросла на 13,7 %, то в Дагестане наоборот, она упала на 11,3 %. В 1916 г. промышленное производство в Дагестане еще более сократилось. Следовательно, война задела фабрично — заводскую промышленность глубже, чем в империи в целом. Заметные изменения произошли в горнозаводской промышленности. Сократилась добыча нефти: из 45 скважин, действовавших до войны, эксплуатировалась лишь 21. В 1915 г. из 8 нефтепромышленных фирм, четыре вообще бездействовали.
Надо заметить, что большинство промышленных предприятий в это время были переведены на военный лад. Почти вся выпускаемая продукция шла на удовлетворение нужд армии. Темирхан-Шуринский военно-промышленный комитет отнес к числу работающих на оборону 84 предприятия: мукомольные, кожевенные, консервные, рыбные промыслы, кустарные мастерские, выпускавшие военную продукцию. [1, с. 20]. В годы войны резко сократились заказы на промышленную продукцию, не хватало сырья и топлива. Единственная железнодорожная артерия оказалась неподготовленной к перевозкам в условиях войны. В первые же месяцы войны пропускная способность Владикавказской железной дороги сократилась на 20–30 %. [2, с. 42]. Сырья и машин поступало в область значительно меньше, чем этого требовалось. Также ощущалась нехватка квалифицированных рабочих и капиталовложений в экономику области.
В военные годы в Дагестане получает развитие использование детского труда в промышленности. Например, на текстильной фабрике «Каспийская мануфактура» и в других предприятиях применялся детский труд. В годы войны на фабрике работало около 300 детей в возрасте от 11 до 14 лет, что составляло одну треть всех рабочих. Рабочий потребительский кооператив фабрики «Рассвет» в 1916 г. для рабочих — подростков выделял в день 1 стакан молока и 100 граммов хлеба. [3, с. 95].
На сельскохозяйственном производстве, положении крестьян и продовольственном снабжении городов война также сказалась губительным образом.
Пагубно отразилась война по одной из главных отраслей сельского хозяйства — животноводстве, что выразилось в резком сокращении поголовья скота. В первый же год войны (1914 г.) овцепоголовье сократилось в Темирхан-Шуринском округе на 34 %, в Кайтаго-Табасаранском — на 22 %, в целом к концу войны число овец и коз — почти на 35 %. Сократилось и количество крупного рогатого скота: в 1914 г. в Кюринском округе на 60 %, в Гунибском округе за 1914–1915 гг. — на 40 %. В целом за первый год войны число крупного рогатого скота в области сократилось на 15 тыс. голов. Война нанесла огромный ущерб поголовью лошадей. За годы войны их количество уменьшилось в Дагестане на 32 %. Большой вред нанесла сельскому хозяйству области реквизиция лошадей для нужд армии: только в 1914 г. было изъято из Дагестана свыше 10 тыс. лошадей. Реквизиции производились и в последующие годы.
За годы войны резко ухудшилось экономическое положение населения Дагестана. Прежде всего, тяжелым бременем война легла на плечи крестьян и рабочих. В среднем продолжительность рабочего дня возросла с 9–10 часов в 1913 г. до 13–15 часов к 1917 г. На мелких предприятиях и рыбных промыслах она вовсе не ограничивалась.
Одним из рычагов, с помощью которого хозяева удлиняли рабочее время, были обязательные сверхурочные работы. В годы войны они резко возросли. Так, например, на канатной фабрике в Петровске в 1915–1916 г. они составили более чем 22 тыс. часов. Рабочие вынуждены были пойти на сверхурочные работы не только в силу их обязательного характера, но из-за дороговизны жизни.
По этой же причине, а также под давлением рабочих хозяева вынуждены были пойти на повышение зарплаты. Только за 1914–1915 гг. в фабрично-заводской промышленности области в среднем заработки выросли на 35,7 %. В начале марта 1916 г. заработки рабочих Дагестана повысились на 20–30 %.
Однако в результате катастрофического роста цен на промышленные и продовольственные товары (в среднем на 100–300 % и более), жилье (на 30–70 %), топливо (в 4–6 раз) и т. д. в Дагестане, как и в других регионах Северного Кавказа, произошло неслыханное падение реальной заработной платы рабочих.
Росла безработица, что было связано с сокращением производства. По сведениям фабричного инспектора Терской и Дагестанской областей, за первые месяцы войны на предприятиях, подчиненных его надзору, работу потеряли более 68,4 % рабочих, такая же картина наблюдалась во всех отраслях и в последующие годы.
Изменения в хозяйственной жизни повлекли за собой серьезные изменения в социальной и политической обстановке в Дагестане. Все вышеуказанное — низкая заработная плата у рабочих, многочисленные штрафы, обман, обсчет, малоземелье крестьян, обложение их высокими налогами, повышение цен на основные товары — толкало трудящихся Дагестана на борьбу за улучшение своего экономического и политического положения. Они создавали условия для участия значительной части населения в назревавших событиях в стране.
В начале 1914 г. в Дагестане, как и по все стране в целом, сложилось военное положение. В Дагестане начало Первой Мировой войны в целом было воспринято лояльно. В городах (Порт-Петровск, Темир-Хан-Шура, Дербент) Начался призыв в войска русских рабочих — текстильщиков, бондарей, железнодорожников, портовиков.
Проблемы начавшейся в 1914 г. Первой мировой войны отражалась и на положении северокавказских жителей. Недовольство населения вызывал царский указ «О привлечении реквизиционным порядком на время настоящей войны освобожденных от воинской повинности инородцев империи» от 25 июня 1916 года. Это распоряжение вызвало ряд протестов в «азиатских» регионах страны. [4, с. 90]. Согласно вышеотмеченному закону мусульман могли призвать на принудительные работы и зачислять в особые рабочие роты. Подлежал реквизированию гужевой транспорт. Все вышеуказанные факторы вели к росту недовольства среди местного населения.
Э. М. Далгат, указывая отношение горцев к Первой мировой войне, пишет, что в это время появляются новые формы их выступлений, «такие, как борьба против реквизиции лошадей, рогатого скота, подвод, отказ от мобилизации на строительство оборонительных сооружений. Реквизиция лошадей и рогатого скота сильно подрывала крестьянское хозяйство, так как государство платило за реквизируемый скот вдвое меньше, чем он стоил на рынке, поэтому крестьяне всячески сопротивлялись реквизиции. И тогда власти прибегали к вооруженной силе». [5, с. 266–267].
Так, в июле 1916 года против царского указа выступают жители селений Караногайского приставства, которые собрались в с. Терекли-Мектеб (население Казимира, Айгыр-тюбе, Орта-тюбе, Карагаса, Кади-Мектеба, Чубутлы, Бажигана, Уйсалгана и других) в количестве около 4 тыс. человек. [6, с. 91–92].
Как итог народного недовольства можно рассматривать вспыхнувшее в Хасавюртовском округе Аксайское восстание, вызванное злоупотреблениями чиновников при реквизиции подвод. Восстание было жестоко подавленно царскими войсками. Аналогичные волнения имели место и в Караногайском приставстве. [7, c. 36]
Выступление жителей Аксая жестоко подавили, после чего начались массовые обыски, активных участников восстания арестовали, 22 человек предали военно-полевому суду. Жителям села Аксай запретили носить оружие. В самом селе оставили роту солдат и сотню казаков, которых должны были обеспечивать за свой счет жители деревни. Кроме того, на сельчан наложили денежный штраф. Испугавшись власти стали предпринимать разные меры для предупреждения подобного развития дел. Но недовольство в округах Дагестана и Северного Кавказа с мусульманским населением продолжалось, что вынуждало власти пойти на уступки и отступить, реквизиции лошадей и подвод прекратились.
Таким образом, в годы Первой мировой войны недовольство горцев связанным с ней удорожанием жизни усиливало национально-освободительное движение. Война не пользовалась популярностью среди жителей Дагестанской области. Недовольство ею особенно усилилось во второй половине 1916 г., когда было издано правительственное распоряжение о принудительной реквизиции подвод, мобилизации на тыловые работы мужчин, достигших 18-летнего возраста. Это вызвало бурные протесты среди горцев, в ряде случаев переросшие в вооруженные выступления.
Ослабление экономики и дальнейшее ухудшение материально-бытовых условий проживания горцев, усиление антивоенных настроений и обострение классовых противоречий самым прямым образом указывало на рост объективных предпосылок революции.
Литература:
- Абдуллаева М. И. Население и экономика Дагестана в годы Первой Мировой войны // Сборник материалов всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию доктора исторических наук, профессора А. И. Хасбулатова. Грозный, 2017–300 с.
- История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Т. 2. М, 369 с.
- Искендеров Г. А. Кооперативное движение в Дагестане в годы первой Мировой войны. // Вестник института ИАЭ. 2014, № 3–450 с.
- Урушадзе А. Т., Кринко Е. Ф., Челпанова Д. Д., Иосько А. А. Протестные движения на Северном Кавказе во второй половине XIX — начало XX вв.: причины, характер, значение // Былые годы. 2016. Т.42. Вып. — 1203 с.
- Далгат Э. М. Крестьянство Дагестана на рубеже XIX–XX вв. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2000. — 290 с.
- Кидирниязов Д. С. Восстание ногайцев 1916 г. // Вестник института. № 1. 2015. — 270 с.
- Безугольный А. Ю. Народы Кавказа и Красная Армия. 1918–1945 годы. М.: Вече, 2007. — 512 с.