В данной работе рассмотрена история этнического конфликта в Македонии в 1990-х — начале 2000-х годов. Для лучшего понимания причин конфликта рассмотрены исторические предпосылки, возможно ставшими конфликтогенными факторами.
Ключевые слова: этнический конфликт, Македония, албанцы, македонцы, Османская империя, Охридское соглашение.
Македония была самой южной и «молодой» республикой Югославии. С XIV века была в составе Османской империи. В начале XX века в ходе Второй балканской войны была присоединена к Сербии. Историю государственности Македонии в современных границах можно вести только с 1946 года, когда она стала полноправной республикой в составе Югославии. В 1991 году Македония провозгласила независимость по итогам референдума. Была принята в ООН в 1993 году как «Бывшая югославская республика Македония» [2, с. 105]. Такое название было принято из-за споров с Грецией. В 2018 году Македония стала официально именоваться как «Республика Северная Македония». Отделение государства прошло мирно, между его властями и властями СФРЮ в 1992 году было подписано соглашение о выводе войск ЮНА [1, с. 6].
По данным переписи населения 1991 года на территории Македонии македонцы составляли — 65,1 %, албанцы — 21,7 %, турки — 3,8 %, румыны — 2,6 %, сербы — 2,1 %, бошняки (славяне-мусульмане) — 1,5 %. [5] Македонский славянский этнос был признан только в 1946 году вместе с провозглашением Македонии республики в составе Югославии. Их культура и язык очень схожи с болгарскими. Национальные меньшинства составляют 1/3 населения государства, крупнейшее из них — албанцы. (см. Приложение 5) Несмотря на это, в преамбуле Конституции 1991 года, Македония фактически позиционируется как национальное государство македонского народа [3, с. 100]. В тоже время в Конституции гарантируются широкие права национальных меньшинств, например — в субъектах, где большинство (или значительную часть) составляют национальные меньшинства, разрешается использование языка этого национального меньшинства [3, с. 101]. Также меньшинствам гарантированы и другие права, особенно в области образования и культуры.
Провозглашение независимости Македонии обострило уже ранее рассматривавшийся нами «албанский вопрос». Обострение межэтнических отношений македонцев с другими народами не отмечено. Албанцы компактно проживают в сельской местности в северо-западных, северных и в некоторых центральных районах страны. В течение 1940–1990-ых годов происходил рост численности албанцев. Это было связано с политикой албанизации территории будущей Македонии в годы Второй мировой войны, а также высоким демографическим приростом в среде албанцев [4, с. 385]. В начале девяностых годов македоно-албанские межэтнические отношения приобрели напряжённый характер. Албанцы составляют большинство в общинах Тетово, Гостивар, Дебар, Струги, Кичево. Албанское население требовало значительного расширения своих прав, а также отказа от построения национального государства македонцев или по крайней мере признания государствообразующим также и албанский народ.
Из-за опасения распространения конфликтов из соседних республик, Македония в 1992 году запросила ввода миротворческих сил [1, с. 618]. С 1992 по 1998 гг. Миротворческие силы ООН находились на её территории. При этом особое внимание уделялось районам, граничащим с Косово. В 1998 году в стране был открыт командный пункт и развёрнуты силы НАТО. А в 1999 году в Македонию был введён контингент миротворческих войск KFOR. Несмотря на предпринятые меры предосторожности, в конце девяностых годов в Македонии по образцу Косово шло формирование вооружённой организации албанских националистов — Армии национального освобождения (некоторыми государствами она была признана террористической организацией).
В начале 2001 году произошла эскалация этнополитического конфликта. Происходили нападения боевиков Армии национального освобождения на полицию и военных на западе страны. С января по август 2001 года (отдельные столкновения происходили до ноября) между регулярной армией Македонии (при поддержке KFOR) и Армией национального освобождения происходили военные столкновения. Погибло около 150 человек с обеих сторон. НАТО и ЕС настаивали на политическом решении конфликта [3, с. 160]. Соответственно, в августе 2001 года между правительством Македонии и албанскими политическими силами (представляющих албанцев в Македонии) было заключено Рамочное соглашение («Охридское»), положившее конец военному конфликту. Оно предполагало расширение гарантий прав национальным меньшинствам [3, с. 161]. Также соглашение предполагало изменение Конституции Македонии — из преамбулы удалялись упоминания об этнических группах, вместо этого вводилось понятие «гражданин Македонии». Боевики сдали оружие и были амнистированы. Для стабилизации обстановки в стране были развёрнуты миссии НАТО и ОБСЕ.
Таким образом, этнополитический конфликт в Македонии был преодолён посредством мирного соглашения при посредничестве международного сообщества. Проблема состоит в том, что межэтнические противоречия могут вспыхнуть вновь. Македонии предстоит пройти долгий путь установления этнической гармонии в стране.
Литература:
- Гуськова Е. Ю. История югославского кризиса (1990–2000). — М.: Русское право, 2001. — 720 с.
- Пономарёва Е. Г. Новые государства на Балканах: монография. — М.: МГИМО — Университет, 2010. — 252 с.
- Пономарёва Е. Г. Политические развитие постъюгославского пространства (внутренние и внешние факторы): монография. — М., 2007. — 235 с.
- Югославия в XX веке: очерки политической истории / под общ. ред. К. В. Никифорова (отв. ред.), А. И. Филимонова, А. Л. Шемякина и др. — М.: Индрик, 2011. — 888 с.
- Population by national affiliation, Census 1991 [Электронный ресурс] // Statistical Office of the Republic of Serbia. 2008. — Режим доступа: http://pod2.stat.gov.rs/ObjavljenePublikacije/G1991/pdf/G19914020.pdf — Загл. с экрана. (Дата обращения: 13.05.2018).