В статье рассматриваются основные направления становления военного образования в России во второй половине XIX века. Автором выделены ключевые аспекты и направления военной педагогической мысли, определен контекст происходящих в военной педагогике изменений. Помимо этого, определены принципы, на основе которых выстраивалась новая система военной педагогики.
Ключевые слова: образование, военная сфера, Российская империя, вторая половина XIX века.
The article discusses the main directions of the formation of military education in Russia in the second half of the XIX century. The author highlights the key aspects and directions of military pedagogical thought, defines the context of the changes taking place in military pedagogy. In addition, the principles on the basis of which a new system of military pedagogy was built were determined.
Keywords: education, military sphere, Russian Empire, the second half of the XIX century.
Военное образование имеет ключевое значение во внутренней политике страны. Современная геополитическая ситуация показывает, что несмотря на технологический прогресс, именно человек остаётся главным и ценнейшим ресурсом.
Во второй половине XIX века происходят кардинальные перемены в военном образовании. Стоит отметить общий рост педагогической мысли. К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев, В. Я. Стоюнин — выдающиеся педагоги эпохи, заложили фундамент отечественной педагогики. Важным аспектом является также и тот факт, что именно в этот период происходит «слияние» теоретической и практической составляющей педагогики. В общем положительном контексте педагогической мысли развивается и сфера военной подготовки.
«Новая русская педагогика» [2] предполагала, что целью образовательного процесса является разработка новых образовательных теорий и совершенствовании внутренней иерархии, в первую очередь, педагогического образования. Впервые возникает ситуация, в которой именно военное образование становится «эталонным». Как пишет выдающийся педагог В. А. Свиридов «...современники считали «действительным министерством народного просвещения министерство военное, куда стекались лучшие педагогические силы» [3].
Наиболее известными педагогами эпохи являются П. К. Редкин, К. Д. Ушинский, Н. А. Вышнеградский, В. Я. Стоюнин, Н. Ф. Бунаков. Как мы видим из данного небольшого перечисления имен, педагогика второй половины XIX века имела «мужское лицо». Также важным достижением данного этапа является тот факт, что педагогика приобретает статус науки. В контексте политических, экономических и социальных факторов возникает острая необходимость выстраивания общей и целостной концепции образовательного процесса.
Важно отметить, что военная педагогика, несмотря на сегодняшнее «слияние» с «гражданской» педагогикой, должна рассматриваться как самостоятельное и уникальное направление педагогической мысли. Как отмечают многие исследователи, на сегодняшний день существует поразительно мало работ, исследующих генезис именно военной педагогики. Однако важно отметить, что в работах И. А. Алехина, А. П. Барабасова, А. В. Беляева, А. И. Каменева, В. А. Гурковского, В. М. Крылова, С. Л. Шпагеля присутствует выделение военной педагогики. Исследователи выделяют определенные направления военной подготовки, выдающихся деятелей, успехи той или иной технологии.
Одним из наиболее известных военных педагогов эпохи является генерал-фельдмаршал, военный министр Российской империи — Дмитрий Александрович Милютин. В рамках своей деятельности именно Д. А. Милютину принадлежит инициатива создания ряда академий: военно-юридической, инженерной, медицинской. Важно также понимать, что как политический деятель Д. А. Милютин подходил к военному образованию с точки зрения практика. По мнению военного педагога будущий защитник страны должен был обладать не только хорошей военной подготовкой, но и высоким уровнем образования. Также благодаря Д. А. Милютину появились особые курсы подготовки, которые позволяли в короткие сроки изучить определенное направление [1].
Другой выдающийся военный педагог — Михаил Иванович Драгомиров, стал инициатором создания уникальнейшей в своем роде национальной военной школы. Основу своего педагогического видения М. И. Драгомиров опубликовал в работе «Учебник тактики» [3].
Важно понимать, что и Д. А. Милютин, и М. И. Драгомиров в основу образовательного процесса помещали опыт Крымской и русско-турецкой войн, которые показали «пробелы» в военной подготовке. Необходимость выстраивания не только образовательного процесса, но и воспитательного, нравственного аспектов стала неотъемлемой составляющей педагогики. В основе военного образования лежали следующие принципы:
1) Военная теория должна подкрепляться практическими учениями. Важно не только объяснить, как действовать в тех или иных условиях, но и закрепить полученные знания в практической форме.
2) Замена «муштры» на системность и последовательность, а самое главное целостность, получаемых знаний.
3) Формирование рационального подхода к образованию и воспитанию курсантов.
4) Внедрение передовых методик и технологий обучения, базирующихся не только на отечественный, но и зарубежный опыт.
Стоит также обратить внимание на то, что в военной педагогике поднимается проблема формирования личности военнослужащего. Поэтому в ряде образовательных организаций эпохи обязательными предметами были история и Закон Божий. Данные предметы позволяли сформировать у военнослужащих чувство патриотизма, отваги, верности и достоинства. Морально-психологической подготовкой занимались в первую очередь уже опытные солдаты и командиры.
Также особая роль отводилась военной дисциплине, которая выступала в качестве основополагающего фактора успешного военного образования. Крепкая армия строилась на четком следовании приказам, строгой дисциплине и правильной системой поощрения и наказания. Важно понимать, что несмотря на то, что мы говорим об образовании, военная сфера имеет свою специфику. К примеру, национально-патриотический аспект в контексте образования всесословной армии выступал связующим звеном между разными сословиями. К слову, современная всеобщая военная обязанность имеет ту же основу.
Таким образом, проанализировав лишь малый аспект процесса формирования нового военного образования во второй половине XIX века нам удалось выделить ряд особенностей. Реформирование военного образования необходимо рассматривать в контексте проводимых реформ. Также военная педагогика должна рассматриваться как самостоятельное направление педагогической мысли. Выдающиеся педагоги периода в подавляющем большинстве имели военное звание, т. е. были военнослужащими, которые участвовали либо в Крымской, либо в русско-турецкой войне. Важнейшей ценностью военного образования выступала морально-психологическая подготовка военных. Однако важно понимать, что рассматриваемая нами система только начинала своё формирование.
Литература:
- Богуславский М. В., Кудряшев А. В., Милованов К. Ю. Стратегии реформирования и модернизации российского образования в первой трети XX века / под ред. чл.- кор. РАО, д-ра пед. наук, профессора М. В. Богуславского. — М.: ФБГНУ ИСРО РАО, 2017. — 170 с.
- Военная история: учебник для курсантов высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации / под ред. канд. воен. наук, полковника А. А. Кольтюкова. — М.: Воениздат, 2006. — 469 с.
- Киселев А. С., Абашидзе Т. Л., Антокольский А. С. и др. Военная история: учебник / под общ. ред. канд. ист. наук, полковника В. В. Паршина. 2-е изд., доп. и испр. — М.: Военный университет, 2003. — 544 с.