Технологическая карта урока информатики в средней школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 09.05.2020

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Горбанева, Т. Н. Технологическая карта урока информатики в средней школе / Т. Н. Горбанева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 450-453. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69765/ (дата обращения: 27.04.2024).



Тема урока: Кодирование информации

Тип урока: комбинированный (повторение и обобщение, объяснение нового материала и практическая работа).

Класс: 5-й

Цели урока:

1. Образовательные:

1) приобретение навыков кодирования информации;

2) формирование компетентности в сфере познавательной деятельности;

3) формирование представления о кодировании и декодировании информации;

4) отработка навыков работы с таблицами и схемами.

2. Развивающие:

1) развитие любознательности ребенка; 2) формирование информационной культуры; 3) развитие умения выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать, творчески мыслить; 4) развитие навыков работы на компьютере, самоконтроля.

3. Воспитательные: Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, культуры речи, общения при работе в парах.

Задачи:

1) дать определение понятиям «код», «кодирование», «декодирование»;

2) рассмотреть способы кодирования информации;

3) познакомить с различными кодировочными таблицами;

Оборудование: интерактивная доска, проектор, оборудование mimio, ноутбуки фирмы Apple на базе 2-х операционных систем Windows 7 и Mac, презентация, разноцветные карточки.

Методы урока: лекция, объяснительно-иллюстративный метод; частично-поисковый метод, демонстрационный Формы урока: индивидуальная работа, групповая работа, фронтальный опрос.

Требования куровню усвоения учебного материала после завершения урока:

ЗНАТЬ

1) определения понятиям «код», «кодирование», «декодирование»;

2) принцип кодирования и декодирования информации;

3) различные кодировочные таблицы;

4) способы кодирования информации.

УМЕТЬ

Кодировать информацию различными способами

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

I. Организационный этап (30 сек.)

Приветствие.

Приветствие.

Проявление доброжелательного внимания. Личностные УУД: — формирование навыков самоорганизации

II. Актуализация знаний (4 мин)

Давайте с вами вспомним, что вы изучали на предыдущем уроке. (Слайд № 1)

1) Приведите пример обмена информации между людьми. Назовите источник и приемник.

2) Чем отличается источник от приемника информации?

3) Является ли природа источником информации для человека? Приведите пример.

4) Определите источник и приемник информации в ситуациях:

1. Бабушка читает письмо. 2. Учитель объясняет новый материал классу. 3.Разговаривают подруги Света и Маша. 4. Человек читает объявление в газете.

5) Что вы знаете об электронной почте?

Молодцы! Давайте приступим к новой теме!

Предполагаемые ответы:

1) Например, разговор друзей. Источниками и приемниками будут оба друга.

2) Источник — это то или кто передает информацию, а приемник — тот, кто принимает.

3) Да, является. Например, если вы заблудились в лесу, то можно обратить внимание, что муравейники и гнезда птиц располагаются с южной стороны деревьев.

4) 1. Бабушка — приемник, а письмо — источник. 2. Учитель — источник, а дети — приемники. 3. Обе подруги и источники и приемники. 4. Человек- приемник, а газета — источник.

5) Электронная почта — это система обмена сообщениями с помощью компьютерных сетей.

Познавательные УУД: — актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках. Личностные УУД: — умение кратко формулировать мысль с учетом норм родного языка;

III. Этап усвоения новых знаний. (15 мин.)

Презентация «Кодирование информации».

Итак, информация может поступать от источника к приемнику с помощью сигналов разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, электрическим.

Для того, чтобы произошла передача информации, приемник должен не только получить исгнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, человек понимает, что пора просыпаться, телефонный звонок — что кому-то нуно с вами поговорить. (слайд № 2).

Постепенно мы пришли к понятию код. Обратите внимание на слайд № 3.

Код — это система условных знаков, а кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода. Ребята, может вы уже встречались с кодированием в своей жизни? Приведите примеры. Совершенно верно! Еще в супермаркетах каждый товар имеет свой штрих код, с помощью которого вводят информацию о стоимости товара. Правила дорожного движения кодируются с помощью символических рисунков. Свой код из шести цифр имеет каждый населенный пункт РФ. Посмотрите на слайд № 4 и прочитайте.

Кто придумал специальный способ представления информации для слепых?

В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде нулей и единиц.

Обратите внимание на слайд № 5. Существуют различные способы кодирования информации. Скажите какие?

Существует понятие, обратное кодированию. Как вы думаете какое?

Верно!

Итак, давай обратимся к учебнику на стр.52 и зачитаем основные понятия темы. Есть ли у вас вопросы по новой теме урока?

Слушают и смотрят на интерактивную доску.

Слушают и смотрят на доску.

Примерные ответы:

1.Я думаю, что примером кодирования звуковой информации являются ноты.2. Например, азбука Морзе.

Читают.

Отвечают: французский педагог Луи Брайль

Отвечают: 1.графический

2.числовой

3.символьный

Отвечают: Декодирование

Читают.

Регулятивные УУД:

1.развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; 2.развитие памяти и логического мышления

3.актуализация знаний и сведений из личного опыта с целью понимания того, что привычные вещи имеют информационную характеристику и влияют на жизнь людей;

Познавательные УУД: 1.развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста; 2. умение кратко формулировать мысль; 3.формирование понятия «Главное». Коммуникативные УУД: умение работать с источником информации; формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

IV. Физкультурная минутка (2 мин)

А теперь настало время немного отдохнуть.

На поляне стоит сосна,

к небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх,

потом то же, стоя на другой ноге)

Ветер сильный налетал,

все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса влево-вправо)

Ветки гнутся взад-вперёд,

ветер их качает, гнет.

(Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

раз, два, три, четыре, пять.

(Приседания)

А теперь на месте шаг,

выше ноги! Стой, раз, два!

Делают зарядку, повторяя движения за учителем.

Личностные УУД: формирование здорового образа жизни

V. Этап закрепления новых знаний (15 мин)

Итак, сейчас вы попрактикуетесь по новой теме. Откройте ваши рабочие тетради на странице 63 и выполните номера № 79–85.(Слайд 6–7) Кто выполнит все задания в тетради, выполняет задания на компьютере.

Выполняют задания в тетради.

Выполняют задания на компьютере.

Регулятивные УУД: развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, таблицей, схемой. Личностные УУД: умение использовать возможности текстового редактора; Коммуникативные УУД: умение работать в парах, развитие диалогической речи.

VI. Рефлексия (2 мин.)

Сейчас вы получите по три карточки: красную, желтую и зеленую. Поднимите только одну из них: (Слайд № 8) Зеленая карточка — тема полностью понятна, выполнены все задания, урок вам понравился. Желтая карточка — тема понятна, но не все задания выполнены, урок понравился, но не все. Красная карточка — тема не понятна, не все задания выполнены, урок показался скучным.

Поднимают карточки.

Личностные УУД: развитие самооценки

VII. Этап подведения итогов урока (2 мин)

Учащимся выставляются оценки. Молодцы, почти все справились с заданием! Ребята, запишите домашнее задание: У. с 168–175 РТ с.67–71 № 86–90 (Слайд № 9) — Спасибо за урок. До свидания ребята!

Записывают домашнее задание. До свидания!

Основные термины (генерируются автоматически): урок, задание, Слайд, источник, приемник, мина, этап урока, Электронная почта, умение, способ кодирования информации, родной язык, приемник информации, III, кодирование, информация, интерактивная доска, домашнее задание, декодирование информации, актуализация знаний, VII.


Похожие статьи

Информационная безопасность, кодирование и декодирование...

Информация является главной ценностью современного общества. С помощью информации осуществляется управление практически всеми сферами жизни. Информационные ресурсы приносят большую пользу. Но они могут быть подвержены различным негативным проявлениям.

Использование информационных коммуникационных технологий...

На уроках русского языка эффективно использовать различные тестовые задания, которые проецируются на экране интерактивной доски.

ребенок, слово, помощь суффиксов, урок, задание, русский язык, интерактивная доска, зрительное восприятие, помощь суффикса...

Мультимедийные и коммуникационные технологии на уроках...

Компьютерный ориентированный метод отображения информации, называется мультимедиа [10]. Он основан на использовании текстовых, графических и звуковых возможностей компьютера в интерактивном режиме. Относительно новым является класс программных продуктов...

Использование интерактивной доски для обобщения...

Данный урок был разработан с использованием новых педагогических технологий, задания продуманы таким образом, чтобы учащиеся, выполняя их, закрепили знания по сложным темам синтаксиса. Использование интерактивной доски разовьет интерес учащихся к работе на...

Технологическая карта урока информатики в начальной школе

Коммуникативные УУД:умение работать с источником информации;формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

VII.Этап подведения итогов урока (5мин). Учащимся выставляются оценки.

Интерактивная доска, мини-ноутбуки и синтезатор как...

Дафна Дю Морье в одном из своих романов писала, что нынешние дети другие, и если наш мир был миром воображения, то их мир — мир реальности, они всё видят в истинном свете, для современного ребёнка кресло — всегда кресло, а не корабль на необитаемом острове.

Использование интерактивной доски на уроках ОБЖ

На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты.

Интерактивная доска и электронные образовательные ресурсы - источник информации и

ИД – источник заданий и ответов на поставленные задачи, основа исследования, источник аргументов...

Использование информационных технологий на уроках математики

При использовании интерактивной доски ученик видит информацию и может активно

Интерактивная доска — уникальный инновационный инструмент, использующийся для

Рассмотрим ряд примеров и заданий для интерактивной доски по школьному курсу...

Деятельностный подход при обучении информатике в начальной...

На уроках рассматриваются вопросы: «виды информации по способу восприятия», «виды информации по способу представления».

Вводятся такие понятия как «кодирование информации» и «декодирование информации».

Похожие статьи

Информационная безопасность, кодирование и декодирование...

Информация является главной ценностью современного общества. С помощью информации осуществляется управление практически всеми сферами жизни. Информационные ресурсы приносят большую пользу. Но они могут быть подвержены различным негативным проявлениям.

Использование информационных коммуникационных технологий...

На уроках русского языка эффективно использовать различные тестовые задания, которые проецируются на экране интерактивной доски.

ребенок, слово, помощь суффиксов, урок, задание, русский язык, интерактивная доска, зрительное восприятие, помощь суффикса...

Мультимедийные и коммуникационные технологии на уроках...

Компьютерный ориентированный метод отображения информации, называется мультимедиа [10]. Он основан на использовании текстовых, графических и звуковых возможностей компьютера в интерактивном режиме. Относительно новым является класс программных продуктов...

Использование интерактивной доски для обобщения...

Данный урок был разработан с использованием новых педагогических технологий, задания продуманы таким образом, чтобы учащиеся, выполняя их, закрепили знания по сложным темам синтаксиса. Использование интерактивной доски разовьет интерес учащихся к работе на...

Технологическая карта урока информатики в начальной школе

Коммуникативные УУД:умение работать с источником информации;формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

VII.Этап подведения итогов урока (5мин). Учащимся выставляются оценки.

Интерактивная доска, мини-ноутбуки и синтезатор как...

Дафна Дю Морье в одном из своих романов писала, что нынешние дети другие, и если наш мир был миром воображения, то их мир — мир реальности, они всё видят в истинном свете, для современного ребёнка кресло — всегда кресло, а не корабль на необитаемом острове.

Использование интерактивной доски на уроках ОБЖ

На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты.

Интерактивная доска и электронные образовательные ресурсы - источник информации и

ИД – источник заданий и ответов на поставленные задачи, основа исследования, источник аргументов...

Использование информационных технологий на уроках математики

При использовании интерактивной доски ученик видит информацию и может активно

Интерактивная доска — уникальный инновационный инструмент, использующийся для

Рассмотрим ряд примеров и заданий для интерактивной доски по школьному курсу...

Деятельностный подход при обучении информатике в начальной...

На уроках рассматриваются вопросы: «виды информации по способу восприятия», «виды информации по способу представления».

Вводятся такие понятия как «кодирование информации» и «декодирование информации».

Задать вопрос