Библиографическое описание:

Прусакова О. А., Пруссакова С. Г. Деятельностный подход при обучении информатике в начальной школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 210-214.


«Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность»

Бернард Шоу

Деятельностный подход, опирающийся на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и развитый в трудах Б.Ц. Бадмаева, В.В. Давыдова, И.И. Ильясова, 3.А. Решетовой, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Д.Б. Эльконина и др., является законченной теорией учения, признанной в мире.
Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь – это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей».
Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П.Я. Гальперин в своих исследовании поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать. Т.е. цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.
Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность. Систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий. Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний. Поэтому первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не знания.
Подход к процессу учения как к деятельности требует так­же принципиально другого рассмотрения соотношения знаний, умений. Знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого.
Критерий знания также неотделим от действий. Знать – это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Знание – понятие относительное. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать.
Таким образом, вместо двух проблем – передать знания и сформировать умения по их применению – перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.
Как же применяется деятельностный подход при изучении курса информатики в начальной школе.
1. Информация

Распределите объекты по видам информации.

Зрительная

Слуховая

Вкусовая

Осязательная

Обонятельная










Основополагающее понятие курса - «информация» изучается во 2, 3 классах. На уроках рассматриваются вопросы: «виды информации по способу восприятия», «виды информации по способу представления». Для закрепления предлагается следующее задание.


2. Действия с информацией.
Следующая тема пропедевтического курса информатики, которую мы с Вами рассмотрим «Действия с информацией». Эта тема рассматривается на уроках во 2, 3 классах. Вводятся такие понятия как «кодирование информации» и «декодирование информации». В ходе занятий можно предложить следующие задания:
а) закодировать свои фамилию и имя с помощью предложенного кода (пляшущие человечки);

б) декодировать информацию;
















в) обработка информации. Пользуясь средствами графического редактора Paint, получите рисунки из предложенных материалов.












3. Понятие. Суждение. Умозаключение.
При изучении темы «Понятие. Суждение. Умозаключение» (4 класс) предлагаются следующие задания:
а) сделай заключение на основании посылок;

Сделай заключение на основании посылок


Посылка: Все сосны - хвойные деревья.
_________________________________________________________________________
Заключение:
Посылка: Все яблони являются плодовыми деревьями.
__________________________________________________________________________
Заключение:
Посылка: Все ласточки - птицы.
__________________________________________________________________________
Заключение:
Посылка1: В нашем классе 25 учащихся.
Посылка2: В нашем классе нет мальчиков.
__________________________________________________________________________
Заключение:
Посылка1: Все комары — насекомые.
Посылка2: Все насекомые — живые.
__________________________________________________________________________
Заключение:
Посылка1: Все цифры — знаки.
Посылка2: «2» является цифрой.
__________________________________________________________________________
Заключение:
Посылка1: Все рисунки — графические объекты.
Посылка2: Иллюстрация в книге — рисунок.
__________________________________________________________________________
Заключение:
Посылка1: Вася младше Коли.
Посылка2: Коля младше Вити.
Посылка3: Витя младше Серёжи.
__________________________________________________________________________
Заключение:
Посылка1: Банкнота лежит в кошельке.
Посылка2: Кошелёк лежит в сумке.
Посылка3: Сумка лежит в корзине.
_______________________________________________________________________
Заключение:



б) перенеси суждения в левый столбец, а предложения, не являющиеся суждениями – в правый.

Суждение


Перенеси суждения в левый столбец, а предложения, не являющиеся суждениями – в правый.

Суждения

Не суждения





4. Моделирование
Тема «Модель. Моделирование» рассматривается в 4 классе. Для наглядности и закрепления темы используется материалы, представленные на CD «Мир информатики»:
а) моделирование;
б) конструирование.



5. Алгоритмизация

При изучении данной темы, рассматриваются следующие понятия: исполнитель, алгоритм, которое пройдет центральной линией через весь непрерывный курс информатики. Внимание детей обращается на то, что алгоритмами мы пользуемся не только в информатике, но и в повседневной жизни, а также при изучении других учебных дисциплин. Задания берутся из повседневной жизни:

а) вскипяти воду в чайнике;



Составь алгоритм «Вскипяти воду в чайнике»





б) ЛогоМиры. Детям предлагается создать анимированную картинку.



Основные термины (генерируются автоматически): Деятельностный подход, левый столбец, Похожая статья, целью обучения, курса информатики, начальной школе, повседневной жизни, средством обучения действиям, формирование способа действий, формирование умственного действия, «виды информации, изучении курса информатики, конечной целью обучения, преднамеренная активность человека, законченной теорией учения, соответствующим умственным действиям, усвоения определенных знаний, теории целью обучения, значительным достижением психологии, рассмотрения соотношения знаний.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос