Муниципальное правотворчество | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 10.05.2020

Статья просмотрена: 280 раз

Библиографическое описание:

Назарян, В. В. Муниципальное правотворчество / В. В. Назарян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 353-354. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69758/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье автор пытается рассмотреть вопросы о роли и месте муниципального правотворчества в общей правовой системе Российской Федерации, а также определить субъектный состав просса правотворчества в муниципалитете.

Ключевые слова: субъект правотворчества, муниципальное правотворчество, органы местного самоуправления, участник нормотворческой деятельности.

Под термином «муниципальное правотворчество» принято понимать деятельность органов местного самоуправления, направленную на принятие, изменение и отмену правовых норм муниципального уровня.

Деятельность муниципальных образований, имеющая своей целью регулирование правовых отношений между всеми взаимодействующими субъектами, несомненно выступает лидирующим направлением функционального назначения местного самоуправления.

Само понятие «правотворчество», как в юридической литературе, так и большинством ученых, трактуется как деятельность, осуществляемая органами власти в рамках установленных полномочий, по созданию юридических норм.

Однако, ряд ученых рассматривает правотворчество не только как исключительно деятельность органов власти и должностных лиц, но и относит к его субъектному составу народ и отдельные негосударственные организации, позиционируя при этом процесс правотворчества как социальную и общественную деятельность.

Так, в работе М. А. Цыремпиловой «Муниципальное правотворчество: процедурные проблемы конституционно-правового регулирования» условно разделены все точки зрения на две группы, к одной из которых относятся те теории, где правотворчество является деятельностью исключительно органов власти, к другой группе отнесены мнения, согласно которым субъектами правотворчества, помимо государственных органов, выступают также негосударственные организации, народ и органы местного самоуправления.

Безусловно, народ и некоторые негосударственные организации можно считать участниками процесса правотворческой деятельности. Так, к примеру, на муниципальном уровне некоторые продукты правотворческой деятельности, выступающие проектами, имеющими высокую степень общественной и социальной значимости, в обязательном порядке подлежат проведению процедуры публичных слушаний. Это говорит о привлечении граждан, не являющихся государственными или муниципальными служащими к участию в правотворческой деятельности.

Однако, в настоящее время, в условиях всеобщей пандемии, связанной с борьбой против вируса COVID-19, устоявшаяся правовая система Российской Федерации претерпевает глобальные изменения на всех уровнях, включая муниципальный.

На сегодняшний день весьма сложно судить о правовой «чистоте» принимаемых нормативных актов, которые имеют признаки риска нарушения отдельных прав и свобод граждан. И еще сложнее согласиться с теорией, согласно которой народ является субъектом правотворческой деятельности.

Возможно ли утверждать, к примеру, что граждане, являясь участниками процесса нормотворческой деятельности, согласны с мерами, принимаемыми государственными органами в отношении самих себя по ограничению в передвижении, запрету на ведение определенных видов деятельности и др.? Едва ли.

На мой взгляд, мнения таких научных деятелей как В. Н. Кудрявцев, В. П. Казимирчук, А. В. Малько, В. М. Корельский, причисляющих народ к субъектам правотворческой деятельности, подвергаются сомнениям.

Вместе с тем возможность причисления органов местного самоуправления к правотворческой деятельности в широком смысле, то есть относя муниципалитеты к субъектам нормотворчества в масштабах государства, также остается под вопросом. Так как интересы муниципальных образований в «карантинных» мерах, принимаемых государством, страдают в первую очередь. К примеру, при закрытии большинства мелких и средних предприятий на территории любого муниципального образования, потери несет в приоритетном порядке бюджет муниципалитета. Как известно, бюджет муниципального образования формируется в основном на налоговых поступлениях. А если подавляющее количество предприятий ограничено в ведении деятельности, то и поступления в бюджет муниципалитета значительно сокращены. Можно ли в этом случае считать органы местного самоуправления инициатором либо участником в принятии определенных юридических норм, которые в свою очередь могут привести к риску возникновения крайне негативных последствий (значительная нагрузка на бюджет муниципального образования, нарушение принципа сбалансированности бюджета и др.).

Несомненно, органами государственной власти конкретно в данный момент принимаются исчерпывающие меры по защите в первую очередь нас, граждан. Но при этом, на мой взгляд, ни органы местного самоуправления, ни отдельные негосударственные организации, ни тем более народ, не могут выступать субъектами правотворческой деятельности в условиях нынешней правовой реальности.

Рассуждения о том, каким в итоге станет муниципальное правотворчество, каково будет его место и роль в общей структуре правового регулирования Российской Федерации, скорее всего будут уместны по итогам завершения всех изменений, вносимых в настоящее время в нормативную систему нашего государства.

Литература:

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  2. Цыремпилова М. А. диссертация «Муниципальное правотворчество: процедурные проблемы конституционно-правового регулирования» г. Москва 2015 г. //https://www.dissercat.com/ электронная библиотека диссертаций.
  3. Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П. Современная социология права: учебник для юридических факультетов Москва 1995.
  4. Малько А. В. Теория государства и права: учебник Москва 2001 г.
  5. Корельский В. М. Теория государства и права: учебник Екатеринбург 1994 г.
  6. Коростелева М. В., Савченко А. А. Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие Волгоград 2018 г.
  7. Крохина, Ю. А. Бюджетное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры Москва 2019 г.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, правотворческая деятельность, муниципальное правотворчество, муниципальное образование, Российская Федерация, бюджет муниципалитета, мой взгляд, муниципальный уровень, нормотворческая деятельность, субъектный состав.


Ключевые слова

органы местного самоуправления, муниципальное правотворчество, субъект правотворчества, участник нормотворческой деятельности

Похожие статьи

Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

В статье рассматриваются проблемы органов местного самоуправления в области нормотворчества и предлагаются пути их решения. Ключевые слова: муниципальное нормотворчество, муниципально-правовой акт, орган местного самоуправления...

Муниципальное правотворчество: состояние и вопросы...

Муниципальное правотворчество можно рассматривать как процедуру возведения воли населения муниципального образования в форму определенного муниципального правового акта, процедуру присвоения, указанным в них правилам поведения характер общеобязательных.

Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет, Российская Федерация, финансы, местное значение, местный орган власти, ресурс, муниципальная собственность. Система управления муниципальной собственностью в РФ.

Гражданская инициатива в муниципальном нормотворчестве

Ключевые слова: гражданская инициатива, муниципальное нормотворчество, местное самоуправление, муниципальные выборы

Муниципальное нормотворчество — одно из ключевых направлений деятельности местного самоуправления: Основным субъектом...

Соблюдение принципов нормотворческой деятельности как...

Правовой фундамент для динамичного развития нормотворческой деятельности муниципальных образований образуют Конституция РФ [1], Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] и...

Понятие местного самоуправления в Российской Федерации

Определение «местное самоуправление» в отечественной науке муниципального права не имеет единой интерпретации, которую разделили бы все ученые. Существует несколько традиционных подходов к определению характера местного самоуправления.

Местная администрация в структуре органов местного...

местное самоуправление, муниципальная власть, муниципальное управление, муниципальное образование, кадровый потенциал, Российская федерация, муниципальная служба, местное значение, орган, муниципальная...

Основные направления участия прокурора в нормотворческой...

Муниципальное правотворчество вбирает в себя деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, направленную на разработку, принятие (издание), изменение или отмену муниципальных правовых актов.

К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом...

Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов...

Похожие статьи

Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

В статье рассматриваются проблемы органов местного самоуправления в области нормотворчества и предлагаются пути их решения. Ключевые слова: муниципальное нормотворчество, муниципально-правовой акт, орган местного самоуправления...

Муниципальное правотворчество: состояние и вопросы...

Муниципальное правотворчество можно рассматривать как процедуру возведения воли населения муниципального образования в форму определенного муниципального правового акта, процедуру присвоения, указанным в них правилам поведения характер общеобязательных.

Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет, Российская Федерация, финансы, местное значение, местный орган власти, ресурс, муниципальная собственность. Система управления муниципальной собственностью в РФ.

Гражданская инициатива в муниципальном нормотворчестве

Ключевые слова: гражданская инициатива, муниципальное нормотворчество, местное самоуправление, муниципальные выборы

Муниципальное нормотворчество — одно из ключевых направлений деятельности местного самоуправления: Основным субъектом...

Соблюдение принципов нормотворческой деятельности как...

Правовой фундамент для динамичного развития нормотворческой деятельности муниципальных образований образуют Конституция РФ [1], Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] и...

Понятие местного самоуправления в Российской Федерации

Определение «местное самоуправление» в отечественной науке муниципального права не имеет единой интерпретации, которую разделили бы все ученые. Существует несколько традиционных подходов к определению характера местного самоуправления.

Местная администрация в структуре органов местного...

местное самоуправление, муниципальная власть, муниципальное управление, муниципальное образование, кадровый потенциал, Российская федерация, муниципальная служба, местное значение, орган, муниципальная...

Основные направления участия прокурора в нормотворческой...

Муниципальное правотворчество вбирает в себя деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, направленную на разработку, принятие (издание), изменение или отмену муниципальных правовых актов.

К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом...

Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов...

Задать вопрос