Государственная молодежная политика как составляющий элемент национальной безопасности России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 08.05.2020

Статья просмотрена: 438 раз

Библиографическое описание:

Хренников, В. Д. Государственная молодежная политика как составляющий элемент национальной безопасности России / В. Д. Хренников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 382-385. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69749/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье освещаются проблемные вопросы нормативно-правового регулирования государственной молодежной политики в Российской Федерации. Автор на основе существующих нормативно-правовых актов и литературы в области государственной молодежной политики предлагает внести ряд изменений с целью совершенствования проведения государственной молодежной политики. В частности, автор указывает на необходимость внесения дополнений в Конституцию РФ, принятие федерального закона о государственной молодежной политике, а также на необходимость принятия единой государственной концепции воспитания, развития и социальной защиты детей и молодежи.

Ключевые слова: государственная молодежная политика, молодежь, правовое регулирование государственной молодежной политики.

В современных условиях становления и развития правового государства и гражданского общества в Российской Федерации особое значение играют вопросы работы с молодежью, защиты ее социальных прав, формирование правовой культуры молодежи. Фактически в 1990-е гг. вопросами и проблемами развития молодежи государство не занималось, поскольку имелись серьезные экономические и политические проблемы, требующие оперативного решения. На сегодняшний день вопросы молодежи и государственной молодежной политики все больше приковывают внимание государства, общественных объединений, а также исследователей в области права, социологии, экономики и из других сфер научного знания.

Следует отметить, что связь государственной молодежной политики и национальной безопасности России проявляется в том, что молодежь является носителем уникального культурного кода страны, национальных ценностей и традиций, то есть является тем, от чего зависит дальнейшее существование государства.

Как указано в основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2014 г. № 2403-р), что «государственная молодежная политика — направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене» [3].

Итак, одной из целей проведения государственной молодежной политики является обеспечение национальной безопасности страны. Следовательно, государственная молодежная политика является одним из немаловажных структурных элементов национальной безопасности России, без исследования проблемных аспектов которых нельзя полностью достичь необходимого уровня защищенности личности и общества в целом.

Следует отметить, что на ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2020 г. глава государства акцентировал свое внимание на вопросах поддержки молодежи [14]. На сегодняшний день Конституция Российской Федерации не выделяет такие понятия, как «молодежь» и «государственная молодежная политика», что является недостатком, поскольку работа в области государственной молодежной политики должна вестись постоянно, а не только в рамках определенных ограниченных по времени программ. В органах государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне должна вестись единая координация по реализации намеченных задач в сфере государственной молодежной политики.

Существенным недостатком правового регулирования государственной молодежной политики в России является отсутствие единого определения понятия «молодежь». Например, в Законе Республики Татарстан от 19.10.1993 г. № 1983-XII «О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан» под молодежью понимаются все лица, которые попадают в возвратную категорию от 14 до 30 лет (ст. 1) [4]. В Законе Липецкой области от 28.04.2010 г. № 377-ОЗ «О молодежной политике в Липецкой области» минимальный возрастной порог для перехода в социальную группу «молодежь» не указан, то есть молодежью являются все лица до 30 лет (ст. 1) [5].

Закон Краснодарского края от 04.03.1998 г. № 123-КЗ «О государственной молодежной политике в Краснодарском крае» (ст. 1) [6] определяет молодежь как граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет. Аналогичное положение содержится в Законе Приморского края от 30.04.2009 г. № 423-КЗ «О молодежной политике в Приморском крае» (преамбула) [7] и Законе Иркутской области от 17.12.2008 г. № 109-ОЗ «О государственной молодежной политике в Иркутской области» (ст. 2) [8].

В Законе Республики Бурятия от 23.12.1992 г. № 283-XII «О государственной молодежной политике в Республике Бурятия» (ст. 2) [9] и Законе Томской области от 05.12.2008 г. № 245-ОЗ «О государственной молодежной политике в Томской области» (ст. 2) [10] к молодежи относятся как граждане Российской Федерации, так и лица с двойным гражданством, иностранные граждане.

В Законе Красноярского края от 08.12.2006 г. № 20–5445 «О государственной молодежной политике Красноярского края» (ст. 1) к определению понятия «молодежь» добавляется критерий оседлости, то есть лицо имеющее место жительства на территории субъекта Российской Федерации [11]. Аналогичный признак понятия «молодежь» закреплен в Законе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 30.04.2011 г. № 27-ОЗ «О реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» (ст. 1) [12].

Теоретический анализ указанных законов субъектов Российской Федерации показывает, что как такого единства в определении понятия «молодежь» не имеется, однако можно отметить, что единым признаком в определениях является возвратной критерий.

На заседании рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ, которое состоялось 13.02.2020 г., где Президент РФ заявил, что «считает правильным закрепить в Конституции положение о молодежной политике и прописать, что она является предметом совместного ведения РФ и субъектов Федерации». Также на заседании рабочей группы председатель Общероссийской молодежной общественной организации «Российский союз сельской молодежи» Ю. В. Оглоблина обратила внимание на то, что «в действующей Конституции нет ни одного упоминания о молодежи и молодежной политике. По ее словам, это является одной из главных причин того, что процесс оформления соответствующего законодательства «носит противоречивый характер»» [16].

Так, ст. 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», которая не вступила в законную силу на текущий момент, гласит о том, что п. «е» ч. 1 ст. 71 Конституции Российской Федерации излагается в следующей редакции: «е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики» [2].

Таким образом, вопросы молодежной политики будут находиться в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что является положительным моментом в правовом регулировании.

Тем не менее, на сегодняшний день региональное законодательство разделяет понятие «молодежь» по возвратному критерию (от 14 лет до 30 лет преимущественно). В этой связи предлагаем закрепить определение «молодежь» и унифицировать его на уровне федерального законодательства. Исследовав понятие «молодежь» с различных точек зрения полагаем возможным дать следующее его определение. Молодежь — это социально-демографическая группа, которая состоит из граждан Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан в возрасте от 14 до 30 лет, нуждающихся в особой социальной защите со стороны государства.

Нельзя не отметить такой, с одной стороны социальный, а с другой стороны правовой недостаток: на сегодняшний день минимальный возрастной порог для попадания в социально-демографическую группу «молодежь» является 14 лет, однако дети до этого возраста фактически остаются предоставленными сами себе. Отсутствие единой государственной концепции воспитания, развития и социальной защиты детей и молодежи является существенным недостатков действующей правовой системы России, поскольку дети до 14 лет особенно подвержены различным деструктивным элементам и воздействиям, что приводит к росту девиантного поведения, преступности и повышению уровня маргинальности.

Как отмечает Л. М. Прозументов, Д. В. Карелин и Н. В. Ольховик в своем исследовании «Причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних и меры их предупреждения», что «в последние годы почти каждый четвертый несовершеннолетний, состоящий на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, не достиг возраста 14 лет» [15, с. 59].

Например, согласно отчета комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории области в 2018 г. несовершеннолетними в возврате до 14 лет совершенно 518 общественно-опасных деяний. За 9 месяцев 2018 г. в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД помещено 39 несовершеннолетних относящихся к средней возрастной категории 12–14 лет [13, с. 8] и 2 подростка младшей категории (с 8 до 11 лет) [13, с. 40].

Дополнительно нужно подчеркнуть, что на сегодняшний день Конституция РФ (ч. 1 ст. 7) [1] содержит указание на то, что молодежная политика фактически является составной частью общегосударственной политики. На фоне грядущих изменений в Конституцию РФ основы и цели государственной молодежной политики по-прежнему остались нераскрыты в тексте Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».

Кроме того, на сегодняшний момент отсутствует градация стратегических задач в сфере молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровне власти. Проведенное теоретическое исследование позволило прийти к следующим выводам:

– даже при грядущих изменениях в Конституцию РФ по-прежнему остается необходимость в закреплении в основном законе страны фундаментальных основ и целей государственной молодежной политики в России;

– потребность в принятии федерального закона о молодежи и молодежной политике созрела уже достаточно давно. В частности, необходимо закрепить единое определение понятия «молодежь», установить контрактные задачи и цели стоящие перед органами власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне в области молодежной политики;

– существует необходимость в разработке единой государственной концепции воспитания, развития и социальной защиты детей и молодежи в Российской Федерации.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // pravo.gov.ru. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201408010002 (дата обращения: 04.05.2020).
  2. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [Электронный ресурс] // pravo.gov.ru. URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003140001 (дата обращения: 05.05.2020).
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // pravo.gov.ru. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102384234&backlink=1&&nd=102363167 (дата обращения: 04.05.2020).
  4. Закон Республики Татарстан от 19.10.1993 г. № 1983-XII «О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан» [Электронный ресурс] // Национальная библиотека Республики Татарстан. — URL: https://kitaphane.tatarstan.ru/legal_info/newz/youth.htm (дата обращения: 04.05.2020).
  5. Закон Липецкой области от 28.04.2010 г. № 377-ОЗ «О молодежной политике в Липецкой области» [Электронный ресурс] // Docs.cntd.ru. — URL: http://docs.cntd.ru/document/872612992 (дата обращения: 04.05.2020).
  6. Закон Краснодарского края от 04.03.1998 г. № 123-КЗ «О государственной молодежной политике в Краснодарском крае» [Электронный ресурс] // pravo.gov.ru. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=140003580&rdk=&backlink=1 (дата обращения: 04.05.2020).
  7. Закон Приморского края от 30.04.2009 г. № 423-КЗ «О молодежной политике в Приморском крае» [Электронный ресурс] // Docs.cntd.ru. — URL: http://docs.cntd.ru/document/494212838 (дата обращения: 04.05.2020).
  8. Закон Иркутской области от 17.12.2008 г. № 109-ОЗ «О государственной молодежной политике в Иркутской области» [Электронный ресурс] // irkutsk-pravo.ru. — URL: https://irkutsk-pravo.ru/zakon/2008–12–17-n-109-oz/ (дата обращения: 04.05.2020).
  9. Закон Республики Бурятия от 23.12.1992 г. № 283-XII «О государственной молодежной политике в Республике Бурятия» [Электронный ресурс] // ulan-ude-eg.ru. — URL: https://ulan-ude-eg.ru/normativnye-akty/detail/?ELEMENT_ID=5280 (дата обращения: 04.05.2020).
  10. Закон Томской области от 05.12.2008 г. № 245-ОЗ «О государственной молодежной политике в Томской области» [Электронный ресурс] // tomsk-pravo.ru. — URL: https://tomsk-pravo.ru/zakon/2008–12–05-n-245-oz/ (дата обращения: 04.05.2020).
  11. Закон Красноярского края от 08.12.2006 г. № 20–5445 «О государственной молодежной политике Красноярского края» [Электронный ресурс] // krasnoyarsk-pravo.ru. — URL: https://krasnoyarsk-pravo.ru/zakon/2006–12–08-n-20–5445/ (дата обращения: 04.05.2020).
  12. Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 30.04.2011 г. № 27-ОЗ «О реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» [Электронный ресурс] // pravo.gov.ru. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=187015914&backlink=1&&nd=187013853 (дата обращения: 04.05.2020).
  13. Отчет о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории области в 2018 г. [Текст] // Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области. — Иркутск, 2019. — 81 с.
  14. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 г. [Электронный ресурс] // Kremlin.ru. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения 16.02.2020).
  15. Прозументов Л. М., Карелин Д. В., Ольховик Н. В. Причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних и меры их предупреждения [Текст] // Вестник Томского государственного университета. Право. — 2015. — № 3 (17). — С. 58–63.
  16. Путин одобрил идею отразить молодежную политику в Конституции [Электронный ресурс] // РИА новости. — URL: https://ria.ru/20200213/1564668282.html (дата обращения: 16.02.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): государственная молодежная политика, Российская Федерация, молодежная политика, Конституция РФ, молодежь, единая государственная концепция, Иркутская область, правовое регулирование, Россия, социальная защита детей.


Ключевые слова

молодежь, государственная молодежная политика, правовое регулирование государственной молодежной политики

Похожие статьи

Государственная молодежная политика в субъектах Российской Федерации (на примере Оренбургской области)

В данной статье на основе анализа доктрины, нормативных правовых актов Российской Федерации, практики реализации анализируется специфика государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации. На примере Оренбургской области автором исс...

Законодательные основы государственной молодёжной политики РФ

В данной статье исследуются нормативные документы в области государственной молодёжной политики Российской Федерации. Главным документом государства является Конституция РФ. В статье уделено внимание исследованию её основ, затрагивающих рассматриваем...

Особенности государственной и муниципальной политики в сфере развития культуры в Российской Федерации

В современном российском обществе развитие культуры оказывает значительное влияние на большую часть иных сфер и областей жизнедеятельности. Это касается личности, образа жизни общества, сферы мышления, досуга, быта и труда. В статье авторами проводи...

К проблемам предупреждения пыток на современном этапе

Автором настоящей статьи рассматриваются теоретические и прикладные проблемы предупреждения пыток в Кыргызской Республики. Кроме того автор анализирует международные нормативно-правовые акты в сфере предупреждения пыток. На основе анализы международн...

К вопросу о направлениях бюджетной политики в современной России

В представленном материале предлагается авторское определение бюджетной правовой политики, по которой предлагается понимать институт финансового права, содержащий правовые нормы, которые определяют основные источники и количественные параметры формир...

Перспективы улучшения финансового и правового регулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации

В данной статье анализируются нормы действующего законодательства Российской Федерации в области инвестиций, с целью создания благоприятных условий для экономической деятельности в субъектах РФ. Автор актуализирует внимание на необходимости совершенс...

Понятие и основные направления правоохранительной деятельности в современном российском обществе

В статье раскрывается актуальность появления новых направлений правоохранительной деятельности, способствующих прогрессивному развитию правоохранительной системы российского общества и укреплению законности в обеспечении охраны общественного порядка ...

Принципы построения и функционирования государственной гражданской службы: правовые основы и практика

В настоящее время в России продолжаются начавшиеся еще в годы перестройки процессы, связанные со становлением государственности. Конечной целью этих процессов является закрепление социального, демократического и правового аспектов, их дальнейшее укре...

Актуальные задачи органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию экстремистской деятельности

Данная статья анализирует текущие направления работы прокуратуры в сфере борьбы с экстремизмом как внутри страны, так и на международной арене. Подчеркивается значимость прокурорского надзора за исполнением законов, которые предназначены для противод...

Совершенствование форм и методов управления кадрами государственной службы Российской Федерации

Актуальность работы обусловлена тем, что многие ученые в настоящее время изучают государственную службу, и данный факт указывает на важность данной статьи. Государство является независимой организацией политической власти народа и выполняет определен...

Похожие статьи

Государственная молодежная политика в субъектах Российской Федерации (на примере Оренбургской области)

В данной статье на основе анализа доктрины, нормативных правовых актов Российской Федерации, практики реализации анализируется специфика государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации. На примере Оренбургской области автором исс...

Законодательные основы государственной молодёжной политики РФ

В данной статье исследуются нормативные документы в области государственной молодёжной политики Российской Федерации. Главным документом государства является Конституция РФ. В статье уделено внимание исследованию её основ, затрагивающих рассматриваем...

Особенности государственной и муниципальной политики в сфере развития культуры в Российской Федерации

В современном российском обществе развитие культуры оказывает значительное влияние на большую часть иных сфер и областей жизнедеятельности. Это касается личности, образа жизни общества, сферы мышления, досуга, быта и труда. В статье авторами проводи...

К проблемам предупреждения пыток на современном этапе

Автором настоящей статьи рассматриваются теоретические и прикладные проблемы предупреждения пыток в Кыргызской Республики. Кроме того автор анализирует международные нормативно-правовые акты в сфере предупреждения пыток. На основе анализы международн...

К вопросу о направлениях бюджетной политики в современной России

В представленном материале предлагается авторское определение бюджетной правовой политики, по которой предлагается понимать институт финансового права, содержащий правовые нормы, которые определяют основные источники и количественные параметры формир...

Перспективы улучшения финансового и правового регулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации

В данной статье анализируются нормы действующего законодательства Российской Федерации в области инвестиций, с целью создания благоприятных условий для экономической деятельности в субъектах РФ. Автор актуализирует внимание на необходимости совершенс...

Понятие и основные направления правоохранительной деятельности в современном российском обществе

В статье раскрывается актуальность появления новых направлений правоохранительной деятельности, способствующих прогрессивному развитию правоохранительной системы российского общества и укреплению законности в обеспечении охраны общественного порядка ...

Принципы построения и функционирования государственной гражданской службы: правовые основы и практика

В настоящее время в России продолжаются начавшиеся еще в годы перестройки процессы, связанные со становлением государственности. Конечной целью этих процессов является закрепление социального, демократического и правового аспектов, их дальнейшее укре...

Актуальные задачи органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию экстремистской деятельности

Данная статья анализирует текущие направления работы прокуратуры в сфере борьбы с экстремизмом как внутри страны, так и на международной арене. Подчеркивается значимость прокурорского надзора за исполнением законов, которые предназначены для противод...

Совершенствование форм и методов управления кадрами государственной службы Российской Федерации

Актуальность работы обусловлена тем, что многие ученые в настоящее время изучают государственную службу, и данный факт указывает на важность данной статьи. Государство является независимой организацией политической власти народа и выполняет определен...

Задать вопрос