Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Законодательные основы государственной молодёжной политики РФ

Юриспруденция
14.02.2023
1126
Поделиться
Библиографическое описание
Коробова, А. Д. Законодательные основы государственной молодёжной политики РФ / А. Д. Коробова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 176-179. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100057/.


В данной статье исследуются нормативные документы в области государственной молодёжной политики Российской Федерации. Главным документом государства является Конституция РФ. В статье уделено внимание исследованию её основ, затрагивающих рассматриваемую политику и категорию «молодёжь», как нормы основополагающего документа. Также подробно рассматривается Федеральный Закон «О молодёжной политике в Российской Федерации», посвященный приоритетам государственной молодёжной политики на современном этапе.

Ключевые слова: молодежь России, молодежная политика РФ, Конституция и молодежь, нормативно-правовые акты молодежной политики, законы о молодежи, конституционные положения молодежной политики.

В современной России активно распространяется мнение, что именно молодёжь — будущее нашей страны. Так, на 14-й большой пресс-конференции в Центре международной торговли нынешний президент РФ В. В. Путин заявил: «А если взять волонтёров? Их тысячи. А ребята, которые занимаются поисковой деятельностью? Тоже тысячи. И у нас вот этот слой — колоссальной глубины. И это все молодёжь, это опора сегодняшнего дня и будущее России». Это было в 2018 году, однако по сей день эта тенденция сохраняется. В 2022 году на заседании Государственного Совета президент отметил: «Тема молодёжной политики является стратегически важной, потому что молодые люди, которые представляют сегодня наши различные подрастающие поколения, начинают свой жизненный путь: уже через двадцать, а кто-то через десять лет будет осуществлять то, что мы сегодня с вами делаем, то, во что мы вкладываем свои собственные силы, — в реализацию тех целей развития страны, которые мы определяем». [6]

Безусловно, что развитие и внедрение государственной молодёжной политики без законодательной основы, невозможно. Однако некоторое время в нашей стране это направление не имело закреплённого юридического статуса, даже в основополагающем нормативно-правовом акте — Конституции РФ. И только с 2020 года после внесённых поправок, в Законе страны закрепилось понятие «молодёжь» и «молодёжная политика», однако без чётких для этой категории норм. Тем не менее, Конституция РФ — это верховный политический, экономический, социальный, духовный, юридический нормативный акт. И он регулирует правовые основы всей государственной политики, и молодёжной в том числе.

Государственная молодёжная политика во многом зависит от конституционных характеристик РФ как государства. Отметим, что Аналитический вестник Совета Федерации более чётко и подробно об этом говорит. К таким характеристикам конституционного строя Российской Федерации относятся: демократическое государство; федеративное государство; правовое государство; республиканская форма правления; социальное государство; светское государство [1].

РФ — демократическое государство и она должна обеспечивать предоставление молодым гражданам возможности участвовать в выработке политических решений и привлекать её к непосредственному участию в формировании и реализации политик и программ, касающихся нашего общества, гарантировать реализацию политических прав и свобод [5, c. 6].

РФ — федеративное государство и она должна учитывать, что субъекты РФ могут иметь собственные законодательство о государственной молодёжной политике и систему органов, занимающихся делами молодёжи. В данном случае определяется необходимость формирования и реализации целостной государственной политики, а также разграничения предметов ведения между РФ и её субъектами, полномочий между органами власти всех уровней, действующих на благо развития молодёжи [5, c. 6].

РФ — правовое государство. Государство должно обеспечить законность, осуществление гарантий прав и свобод молодого гражданина, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность между гражданином и государством, судебную и иную защиту личности молодого человека и молодёжи в целом [5, c. 7].

РФ — государство с республиканской формой правления и она должна учитывать, что государственная молодёжная политика может быть эффективной только при условии честного взаимодействия органов государственной власти всех ветвей власти [5, c. 7].

РФ — социальное государство. Оно должно разрабатывать и реализовывать молодёжную политику, стремиться обеспечить каждой молодой личности социальную защищённость, достойные условия жизни и труда, уравнять возможности молодёжи с другими категориями населения путем построения соответствующей системы социальных гарантий. Должны охраняться труд и здоровье не только общества в целом, но и конкретно молодых граждан, обеспечиваться государственная поддержка детства, молодых семей, матерей и отцов, молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и т. д. [5, c. 8].

РФ — светское государство и при разработке и реализации молодёжной политики должна учитывать, что молодые граждане России имеют право, как верить в Бога, так и отрицать теологические основы мироздания. Исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию [5, c. 8].

Нужно учесть, что молодёжь — это довольно большая ячейка общества, народ России во всем своём проявлении, в данном аспекте, безусловно, что каждая статья Конституции прямо или косвенно её касается. Выше мы привели примеры ст. 1, ст. 2, ст. 7. При этом косвенно может быть только в аспектах, где, есть некие ограничения, определяемые и дополняемые другими нормативными актами. Как правило, это касается политической, экономической группы прав и свобод человека. В статье 60 Конституции определяется возрастной ценз — 18 лет, когда гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. То есть, это не вся часть молодёжи России.

Можно назвать главы и статьи Конституции России, прямо касающиеся молодёжи, кроме того, что подразумевается выше. Это статья 2 о том, что человек и его права являются высшей ценностью. Статья 7 Конституции РФ устанавливает гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечение государственной поддержкой семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб и др. Глава 2 о правах и свободах гражданина РФ, о личных правах (ст. 20–28), социальных (ст. 41–43) и культурных (ст. 44) прав и свобод человека и многие другие [1]. Всё это говорит «об основополагающем конституционном сопровождении» молодёжной политики, поскольку забота и защита молодёжи идёт из данного Закона.

В Конституции закрепляется совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, что для полноценного и глобального развития государственной и региональной молодёжной политики очень важно [1, c. 25]. Благодаря этому есть и до сих пор создаются федеральные, региональные и местные органы управления и учреждения, которые функционируют на благо молодёжи, также на обособленные органы возлагается определённая ответственность и функции, которые взаимосвязаны и созависимы с направлениями молодёжной политики. Без чего невозможно развитие детей и молодёжи России.

Нельзя не отметить, что именно Конституция РФ является исходной правовой базой для вступления в силу нормативно-правовых актов всех уровней (федерального, регионального и местного). И на этой основе выполняются задачи государственной молодёжной политики, определяется круг её субъектов, ещё больше и чётче формулируется законодательство о ней, определяются цели и направления. Рассмотрим несколько основных нормативных актов.

Действующий Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» устанавливает организационно-правовые основы государственной поддержки молодёжных и детских общественных объединений в нашей стране. Определяются конкретные меры, направленные на поддержку молодых граждан, например, информационное обеспечение, профессиональная подготовка кадров для молодёжных объединений, поддержка проектов, финансирование мероприятий и др.

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 № 135-ФЗ является также относящимся к молодёжной политике. Волонтёрство в России набирает обороты. А молодёжь — актив данной деятельности. Огромное количество молодых людей помогают не только от чистого сердца, но и организуют данную деятельность в Молодёжных центрах, Фондах, Молодёжных парламентах, волонтёрских штабах и общественных организациях. Кроме этого, данный вид деятельности прямо соотносится с проектной деятельностью и творчеством. Нельзя не отметить крупные события «Доброволец России», «Территория смыслов», форум «Волонтёров Подмосковья» и др.

В 2014 году был определён вектор развития молодёжной политики до 2025 года, утверждённый Правительством РФ. Документ определяет систему принципов, приоритетных задач и механизмов для реализации государственной молодёжной политики. Стоит отметить, что поставлены ориентиры на укрепление воспитательной роли семьи, общества и государства. Что в целом, не теряет актуальность и по сегодняшний день. Безусловно, что существует ещё ряд немаловажных документов, но стоит обратить внимание на ещё относительно новом Законе. В 2020 году в силу вступил Федеральный закон № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации». Этот нормативно-правовой акт является не только первым, но и основополагающим, поскольку именно в нём закрепились основные и очень важные моменты развития государственной молодёжной политики.

В первую очередь, это определение категории «молодёжь» или «молодые граждане» и её возрастной ценз. В соответствии с законом: «молодёжь — социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно».

Далее отметим, что определены цели, принципы и 21 приоритетное направление молодёжной политики. Отметим цели:

1) защита прав и законных интересов молодежи;

2) обеспечение равных условий для духовного, культурного, интеллектуального, психического, профессионального, социального и физического развития и самореализации молодежи;

3) создание условий для участия молодежи в политической, социально-экономической, научной, спортивной и культурной жизни общества;

4) повышение уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде;

5) формирование системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, проявлениям ксенофобии, коррупции, дискриминации по признакам социальной, религиозной, расовой, национальной принадлежности и другим негативным социальным явлениям;

6) формирование культуры семейных отношений, поддержка молодых семей, способствующие улучшению демографической ситуации в Российской Федерации [2].

Также обозначено определение так называемого молодежного общественного объединения, которое определяется как международное, общероссийское, межрегиональное, региональное, местное добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное в установленном законом порядке молодыми гражданами, объединившимися на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. То есть конституционное общественно-политическое право собираться и объединяться дополнительно закреплено в документе и касается оно конкретно молодёжи.

В законе чётко определено направление молодёжной политики и её субъекты, среди которых молодёжь, молодые семьи, молодёжные общественные объединения, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, объединения юридических лиц, работодателей, профессиональные союзы и их объединения, институты гражданского общества и многие другие, кто непосредственно задействован в молодёжной деятельности [2].

Данный нормативный акт сейчас является одним из основных и первых. Закон вступил в силу недавно и работа с молодёжью сегодня строится исходя из его положений. Отметим, что он определённо строится на Конституции РФ и таким образом, в отношении законодательства Российской Федерации необходимо отметить, что имеются довольно определенные конституционные основы для формирования правового регулирования государственной молодёжной политики. Нужно вспомнить о том, что на основе данных законодательных актов в России проводится большое количество молодёжных мероприятий: Арт-кластер и форум «Таврида», мастерская управления «Сенеж», проводился «Всемирный фестиваль молодёжи и студентов» и многое другое.

С точки зрения развития нормативной базы, Новая Россия как государство делает большой шаг к молодёжи впервые за 20 лет, что является очень значимым периодом. Ибо кроме направлений и целей молодёжной политики, устанавливаются меры по реализации, проводятся государственные и муниципальные программы, выделяются денежные средства для их финансирования, создаются кластеры и фонды поддержки программ и органов по делам молодёжи.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210060013
  2. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300003
  3. Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Официальный сайт Администрации Президента. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8019
  4. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Юридическая информационная система «Легалакт. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29112014-n-2403-r /
  5. Кочетков, А.В. под ред. Кривова В. Д. Конституционно-правовые основы государственной молодежной политики в Российской Федерации и Республике Беларусь / А. В. Кочетков под ред. В. Д. Кривова // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации № 19 (733). — 2019. С. 4–24 URL: http://council.gov.ru/activity/analytics/analytical_bulletins/108301/
  6. Заседание Государственного Совета, посвящённое вопросам реализации молодёжной политики в современных условиях URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/page/2
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
молодежь России
молодежная политика РФ
Конституция и молодежь
нормативно-правовые акты молодежной политики
законы о молодежи
конституционные положения молодежной политики
Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 176-179):
Часть 3 (стр. 149-231)
Расположение в файле:
стр. 149стр. 176-179стр. 231

Молодой учёный