Проблемы и особенности участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках в Санкт-Петербурге по деятельности пассажирского сухопутного транспорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 06.05.2020

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Буторина, М. В. Проблемы и особенности участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках в Санкт-Петербурге по деятельности пассажирского сухопутного транспорта / М. В. Буторина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 193-195. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69666/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматриваются особенности участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках в Санкт-Петербурге по деятельности пассажирского сухопутного транспорта

Ключевые слова: малый бизнес, малое предпринимательство, преимущества, государственные закупки, торги, меры поддержки, транспорт, пассажирский сухопутный транспорт

Несмотря на то, что сектор малого предпринимательства играет значительную роль в экономике государства, чаще всего оно не в состоянии самостоятельно развиваться в связи с недостатком государственной помощи, как финансовой, так и нефинансовой. Даже мероприятия, проводимые государством в помощь сектора малого предпринимательства, не всегда являются эффективными. Сокращение количества малых предприятий, к сожалению, оказывается больше, чем вновь созданных.

Актуальность проблемы заключается в исследовании малого предпринимательства как важнейшего сектора экономики Российской Федерации, решающего проблемы обеспечения занятости населения, расширения внутреннего рынка товаров, работ и услуг относительно конкурентоспособной и дешевой продукцией, повышением уровня национального благосостояния, пополнением бюджета на региональном и местном уровне за счет расширения налогооблагаемой базы и прочими экономическими мерами, затрагивающими данную область.

По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства структура малых и средних предприятий по видам экономической деятельности представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Структура малых и средних предприятий по видам экономической деятельности

Президент Российской Федерации в послании Федеральному собранию, сообщал, что к 2025 году доля малого и среднего бизнеса обязана приблизиться к 40 %. Дополнительной целью явился рост численности занятых с 19 млн до 25 млн человек. Задача по занятости вошла в майский указ президента.

Помимо основных отраслей, таких как промышленность, торговля, строительств и сельское хозяйство, транспортная отрасль оказывает значительное влияние на экономику страны. Она занимает значительную нишу в связи с тем, что прежде всего является завершительной частью в производстве во всех отраслях экономики. При помощи транспорта товар доставляется на производство и до конечного потребителя. Благодаря транспорту осуществляется наиболее эффективная логистика, создаются наиболее оптимальные условия территориального распространения производственных сил. Особое внимание следует уделить решению проблем социальной сферы, таким как обеспечение пассажирских перевозок внутри страны.

Наибольший объем предприятий малого и среднего предпринимательства наблюдается в деятельности сухопутного и трубопроводного транспорта, вспомогательной транспортной деятельности.

Государственные закупки являются одним из механизмов поддержки малого предпринимательства. В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) закреплено, что при осуществлении закупок предоставляются преимущества субъектам малого предпринимательства. В соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ государственные заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее 15 % от совокупного объема закупок.

В настоящее время на территории Российской Федерации отсутствует единая методика системы оценки эффективности деятельности заказчиков в сфере закупок. В отдельных регионах на уровне департаментов, комитетов, управлений и прочих органов государственной власти разработаны и утверждены различные варианты анализа эффективности государственных закупок. Все они имеют одну цель — повышение эффективности расходования бюджетных средств при проведении закупок. Оценка эффективности государственных закупок подразумевает под собой целый комплекс мероприятий на основе сбора, сопоставления, систематизации статистических данных в сфере закупок. Анализ эффективности производится с определенным временным интервалом, позволяющие оценить определенные показатели в динамике. При оценке эффективности используется целый ряд критериев. Каждый из критериев включает в себя целый ряд показателей, рассчитанных установленным порядком. Суммовое значение показателей в разрезе критериев позволяет оценить заказчику или распорядителю бюджетных средств резервы, возможности и пути повышения эффективности закупок.

При написании статьи проводился анализ практики государственных закупок у субъектов малого предпринимательства в сфере деятельности пассажирского сухопутного транспорта на территории Санкт-Петербурга. Период анализа с 01.01.2018г. по 01.01.2020г.

Основными критериями в методическом подходе для оценки эффективности закупок у субъектов малого предпринимательства в сфере деятельности пассажирского сухопутного транспорта являлись:

− доля контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства по итогам проведенных закупок (К1);

− изменение уровня конкуренции участников закупки из числа субъектов малого предпринимательства, средневзвешенное количество поданных заявок для участия в закупках (К2);

− экономия бюджетных средств (К3);

− доля субъектов малого предпринимательства в общем количестве участвующих организаций (К4);

− динамика объема закупок для субъектов малого предпринимательства в 2019 году по отношению к 2018 году (К5);

− профессионализм заказчиков (количество жалоб, поданных на заказчиков в процессе проведения закупок) (К6).

На основе предложенной для оценки эффективности методики было определено значение каждого критерия оценки эффективности и общая сумма их значений для определения степени эффективности. Оценка эффективности закупок у субъектов малого предпринимательства представлена в Таблице 1.

Таблица 1

Оценка эффективности закупок усубъектов малого предпринимательства всфере деятельности пассажирского сухопутного транспорта вСанкт-Петербурге за период 2018–2019гг.

Критерий оценки эффективности

Значение

Количество вбаллах

Максимально возможное количество баллов

Критерий 1 Доля контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства по итогам проведенных закупок

41

20

20

Критерий 2 Изменение уровня конкуренции участников закупки из числа субъектов малого предпринимательства, средневзвешенное количество поданных заявок для участия в закупках

2,45

10

15

Критерий 3 Экономия бюджетных средств

26

20

20

Критерий 4 Доля субъектов малого предпринимательства в общем количестве участвующих организаций

72

10

10

Критерий 5 Динамика объема закупок для субъектов малого предпринимательства в 2019 году по отношению к 2018 году

отрицательная

0

15

Критерий 6 Профессионализм заказчиков (объем жалоб, поданных на заказчиков в процессе проведения закупок)

5,6

15

20

Сумма баллов

75

100

Оценка эффективности закупок у субъектов малого предпринимательства в сфере деятельности пассажирского сухопутного транспорта по итогам 2019 года на территории Санкт-Петербурга составляет 75 баллов и свидетельствует об умеренном уровне эффективности государственной поддержки. Государственным заказчикам и главным распорядителям бюджетных средств следует уделить внимание тем критериям, которые при оценки набрали минимальное количество баллов, а именно: организовать максимальное привлечение компаний из числа субъектов малого предпринимательства и повышать уровень профессионализма заказчиков, в целях недопущения нарушения добросовестной конкуренции при проведении торгов.

В последнее время наблюдается сокращение участия субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге. Существующие проблемы в деятельности сухопутного пассажирского транспорта перекликаются с препятствиями, возникающими в других областях, это главным образом связано с недостатком кадров, проблемами налогообложения, особенностями применения контрольно-кассовой техники. Возможно, это обусловлено планируемой государственными структурами транспортной реформой, которая должна начаться в 2020 году.

На мой взгляд, данная реформа приведет к еще более высокому сокращению количества предприятий малого предпринимательства в целом и участвующих в торгах. Государственным структурам, в целях поддержки малого предпринимательства, необходимо пересмотреть механизмы участия субъектов малого предпринимательства в торгах, а именно:

− увеличить обязательный процент привлечения к торгам субъектов малого предпринимательства с 15 % до 25–30 %, как это сделано в зарубежных странах;

− обязательное, а не по желанию заказчиков, установление доли привлечения субъектов малого предпринимательства к исполнению крупных контрактов по определенным видам деятельности, в том числе связанных с транспортными услугами и пассажирскими перевозками;

− полная отмена обеспечения государственных контрактов на постоянной основе.

Кроме того, можно организовать обязательное выведение государственных учреждений и организаций на аутсорсинг в сфере транспортных услуг, в том числе по услугам, связанных с пассажирскими перевозками, что приведет к сокращению расходов на содержание парка автотранспорта и штата обслуживающего персонала в государственных учреждениях и организациях, при этом увеличит количество предприятий малого бизнеса, привлечения их к торгам, что позволит увеличить долю этого сектора в экономике страны.

Литература:

  1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
  2. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  5. Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (https://rmsp.nalog.ru/).
  6. Единая информационная система в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru/)
  7. РТС -тендер, электронная торговая площадка (https://www.rts-tender.ru/).
Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, пассажирский сухопутный транспорт, закупка, оценка эффективности закупок, критерий, Российская Федерация, субъект, сфера деятельности, число субъектов, малый бизнес.


Похожие статьи

Государственные закупки как особый инструмент поддержки предпринимательства в Российской Федерации

В настоящей статье автором исследуются отдельные вопросы государственной поддержки малого предпринимательства посредством стимулирования его участия в государственной контрактной системе. Автором выделяются некоторые проблемы данного участия, а также...

Рекомендации по формированию организационной структуры управления городским пассажирским транспортом в г. Волгограде

В статье рассмотрены основные пассажирские автотранспортные предприятия г. Волгограда. Исследовано внедрение безналичной системой оплаты проезда с использованием бесконтактных карт в настоящее время. Разработаны рекомендации по формированию организац...

Пути снижения себестоимости морских транспортных услуг

В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на себестоимость транспортных услуг на морском транспорте. Проводится анализ стратегий оптимизации логистических процессов на морском транспорте.

Особенности регионального законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд на примере Санкт-Петербурга

В статье рассматриваются особенности регионального законодательства (на примере Санкт-Петербурга), сформированного с целью восполнения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственн...

Проблемы и перспективы развития грузоперевозок на примере ООО «СЛК»

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития железнодорожных грузоперевозок на примере ООО «СЛК». Важный вид транспорта в России является железнодорожный, так как по сравнению с другими видами грузоперевозок, именно железнодорожный выигры...

Проблемы развития инновационных процессов в городском пассажирском транспорте

В статье говорится о основных направлениях развития инновационных процессов в городском пассажирском транспорте. Рассматриваются проблемы развития инновационных процессов в перевозке пассажиров городским наземным транспортом.

Анализ взаимодействия железнодорожного и автомобильного пассажирского транспорта в пригородном сообщении г. Волгограда

В статье приводится обоснование необходимости совершенствования системы взаимодействия железнодорожного и автомобильного транспорта при осуществлении пассажирских перевозок. Представлены рекомендации по улучшению обслуживания пассажиров в пригородном...

Маркетинговый анализ рынка авиатранспортных услуг регионального аэропорта

В статье представлены результаты маркетингового анализа рынка авиатранспортных услуг регионального аэропорта на примере Калининградской области.

Проблемы осуществления процедур контроля по соблюдению лицензионных условий

В статье освещены особенности лицензионной деятельности в России. Рассмотрены проблемы осуществления процедур контроля по соблюдению лицензионных условий в сфере транспорта.

Совершенствование транспортного обслуживания объектов строительства в городе Волгограде (на примере доставки резиновых бордюров)

В статье проведено совершенствование транспортного обслуживания объектов строительства в городе Волгограде (на примере доставки резиновых бордюров) за счет подбора оптимальной схемы перевозки.

Похожие статьи

Государственные закупки как особый инструмент поддержки предпринимательства в Российской Федерации

В настоящей статье автором исследуются отдельные вопросы государственной поддержки малого предпринимательства посредством стимулирования его участия в государственной контрактной системе. Автором выделяются некоторые проблемы данного участия, а также...

Рекомендации по формированию организационной структуры управления городским пассажирским транспортом в г. Волгограде

В статье рассмотрены основные пассажирские автотранспортные предприятия г. Волгограда. Исследовано внедрение безналичной системой оплаты проезда с использованием бесконтактных карт в настоящее время. Разработаны рекомендации по формированию организац...

Пути снижения себестоимости морских транспортных услуг

В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на себестоимость транспортных услуг на морском транспорте. Проводится анализ стратегий оптимизации логистических процессов на морском транспорте.

Особенности регионального законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд на примере Санкт-Петербурга

В статье рассматриваются особенности регионального законодательства (на примере Санкт-Петербурга), сформированного с целью восполнения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственн...

Проблемы и перспективы развития грузоперевозок на примере ООО «СЛК»

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития железнодорожных грузоперевозок на примере ООО «СЛК». Важный вид транспорта в России является железнодорожный, так как по сравнению с другими видами грузоперевозок, именно железнодорожный выигры...

Проблемы развития инновационных процессов в городском пассажирском транспорте

В статье говорится о основных направлениях развития инновационных процессов в городском пассажирском транспорте. Рассматриваются проблемы развития инновационных процессов в перевозке пассажиров городским наземным транспортом.

Анализ взаимодействия железнодорожного и автомобильного пассажирского транспорта в пригородном сообщении г. Волгограда

В статье приводится обоснование необходимости совершенствования системы взаимодействия железнодорожного и автомобильного транспорта при осуществлении пассажирских перевозок. Представлены рекомендации по улучшению обслуживания пассажиров в пригородном...

Маркетинговый анализ рынка авиатранспортных услуг регионального аэропорта

В статье представлены результаты маркетингового анализа рынка авиатранспортных услуг регионального аэропорта на примере Калининградской области.

Проблемы осуществления процедур контроля по соблюдению лицензионных условий

В статье освещены особенности лицензионной деятельности в России. Рассмотрены проблемы осуществления процедур контроля по соблюдению лицензионных условий в сфере транспорта.

Совершенствование транспортного обслуживания объектов строительства в городе Волгограде (на примере доставки резиновых бордюров)

В статье проведено совершенствование транспортного обслуживания объектов строительства в городе Волгограде (на примере доставки резиновых бордюров) за счет подбора оптимальной схемы перевозки.

Задать вопрос