Малое предпринимательство и государственные закупки в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №41 (227) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 10.10.2018

Статья просмотрена: 378 раз

Библиографическое описание:

Попова, К. А. Малое предпринимательство и государственные закупки в РФ / К. А. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 41 (227). — С. 143-146. — URL: https://moluch.ru/archive/227/52994/ (дата обращения: 17.12.2024).



Система государственных закупок в России — совокупность мероприятий, позволяющих максимально выгодно для заказчиков получить за счет средств бюджета услуги и товары, необходимые для государственных и муниципальных нужд. Данная система позволяет наряду с экономией бюджетных средств достигать высокий уровень качества приобретаемых товаров, работ и услуг. Существование госзакупок напрямую связано с необходимостью выполнения государством своих функций и задач в сферах обороноспособности, здравоохранения, образования, снабжения продовольствием, энергетической защиты, экологической безопасности. [2]В результате комплексного реформирования системы государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации стало принятие Федерального закона N 44ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Механизм государственных закупок позволяет привлечь ресурсы, способные обеспечить устойчивый экономический рост, развитие социального сектора, а также решить следующие задачи (Рисунок 1):

Рис. 1. Государственные задачи, решаемые при помощи системы государственных закупок

Федеральный закон 44 ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2014, провозгласил принцип обеспечения конкуренции при доступе к государственным закупкам. Но вместе с тем, существуют определенные проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малого предпринимательства. [Рисунок 2]

Рис. 2. Проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малого предпринимательства при участии в госзакупках

Повышение требования к документообороту связано с ужесточением контроля в сфере закупок. Осуществляется общественный контроль за правомерностью действий заказчиков, применяя единую систему закупок в Интернет, что позволяет создавать инспекционные мероприятия надзорных органов. Проблема еще более усугубляется из-за наличия достаточно сжатых сроков подготовки необходимой документации. Необходимость раскрытия коммерческой информации является еще одной общей проблемой для участников закупки. Если рынок, на котором осуществляется закупка относится к рынкам, в которых доминирует несколько игроков, то это может стать одной из причин развязывания ценовых войн.

Проблема сохранения возможностей для недобросовестной конкуренции заключается в двухэтапном рассмотрении заявки, при котором информация об организации, должностных лицах, документов, подтверждающих соответствие товара заявленным требованиям, открывается после проведения аукциона, соответственно, появляется возможность участия и специально созданных организаций «фирм- однодневок». Антидемпинговые меры дают возможность защитить заказчиков от низкого качества товаров и услуг, но в то же время ограничивает ценовую конкуренцию между участниками закупки. Но вместе с тем, субъекты малого предпринимательства имеют и ряд преимуществ [Рисунок 3]

Рис. 3. Преимущества МСП при участии в госзакупках

Несмотря на наличие определенных преимуществ, большинство субъектов малого бизнеса характеризует нежелание принимать участие в госзакупках из-за сложившегося представления о непрозрачности системы, присутствие конкуренции с более крупными предприятиями. Участие малого бизнеса в госзакупках затрудняется как системными проблемами института государственных закупок, так и проблемами, с которыми сталкиваются в основном малые и средние предприятия. Пути решения проблем доступа предприятий МСП представлены на рисунке 4

Рис. 4. Пути решения проблем МСП при доступе к госзакупкам

Для повышения доли и объема закупок у предприятий малого и среднего бизнеса Правительством были предложены следующие мероприятия, которые включают улучшение качества закупочной деятельности заказчиков, расширение перечня крупнейших заказчиков, снижение затрат на прохождение добровольной сертификации, расширение практики использования факторинга, расширение номенклатуры закупок у МСП, повышение информативности о закупках. 44ФЗ, также определяет следующие нововведения, также оказывающие влияние.

Рис. 5. Нововведения в законодательстве о контрактной системе

Таким образом, отличительной особенностью 44-ФЗ в области совершенствования проведения торгов направлены на усиление требований к прозрачности их проведения, происходит процедура очищения от «фиктивных» компаний, созданных специально для участия в торгах. Одной из обязанностей предприятий малого бизнеса с принятием нового закона является создание обеспечения, но, далеко не все малые предприятия могут себе это позволить. Помимо барьеров, связанных с экономикой, существуют барьеры, которые связаны с недостатком доверия к малым и средним предприятием со стороны крупных участников рынка. Весь потенциал малых и средних предприятий остается незадействованным в полной мере и на сегодняшний день необходима проработка механизма, который учитывал бы все факторы участия МСП в торгах. Решающими критериями при этом должны стать опыт работы в данной сфере, наличие портфолио, технические мощности, оборудование и другие ресурсы, необходимые для исполнения заказа.

Литература:

  1. Алещенко В. В., Алещенко О. А., Карпов В. В. Совершенствование механизма государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: коллективная монография. Омск: ИЦ «Омский научный вестник», 2015
  2. Миссия МСП банка — финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства (интервью с Председателем правления банка С. П. Крюковым) // Деньги и Кредит, 2014 № 4, с.24–25
  3. Савицкая Г. В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности. Методологические аспекты. М.: ИНФРА-М, 2015
  4. Инновационная экономика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и управления Тепман Л. Н., Напёров В. А. ЮНИТИ-ДАНА 2014 г. 278 с.
  5. Рыманов А. Ю. Оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства / А. Ю. Рыманов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2014. — № 13 (349). — С. 29–31.
  6. Рыманов А. Ю. Анализ системы государственных закупок // Экономический анализ: теория и практика. — 2014. — № 16 (367). — С. 40–44.
  7. Сухова И. А. Актуальные вопросы закупки профессиональных услуг / И. А. Сухова // Аудиторские ведомости. — 2014. — № 2. — С. 79–93.
  8. Титов Д. Как чиновники «затачивают» госзакупки под своих подрядчиков / Д. Титов // Экономика и жизнь. — 2013. — № 43. — С. 1, 2.
  9. Рыхтикова Н. А., Доронин С. Н., Васильев А. О. «Госзакупки: законодательная основа, механизмы реализации, риск-ориентированная технология управления», Форум: г. Москва, 2012. 232с
Основные термины (генерируются автоматически): закупка, малое предпринимательство, малый бизнес, госзакупка, контрактная система, предприятие, путь решения проблем, участие, участник закупки.


Задать вопрос