В данной статье представлен анализ литературы, посвященный вопросам изучения материнского отношения к сиблингам и показывается роль матери в развитии широкого спектра индивидуальных личностных особенностей сиблингов.
Ключевые слова: сиблинги, материнско-детские отношения, порядок рождения.
This article presents an analysis of the literature devoted to the study of maternal attitudes to siblings and shows the role of the mother in the development of a wide range of individual personal characteristics of siblings.
Keywords: siblings, mother-child relationships, birth order.
Сиблинги в психологии — это родные братья — сестры в одной семье. В настоящее время вопросы семейного воспитания, взаимоотношения родителей и детей становятся все более актуальными. Семья и семейные отношения играют важную роль в личностном развитии ребенка. Семья для ребенка — это первая ступень знакомства с окружающим миром, именно здесь ребенок узнает правила, нормы, традиции и способы адаптации. Многие исследования посвящены изучениям материнско-детских отношений, материнской любви и привязанности. Во все времена материнство считалось одной из главных социальных ролей женщины. Понятие «материнство» — многогранное, содержит в себе сочетание биологических, социальных и психологических факторов. От роли матери зависит в первую очередь эмоциональный климат в семье, воспитание у детей морально-нравственных ценностей, удовлетворение повседневных потребностей детей. Изучение литературы по вопросам материнства показало разделение этого понятия на два подхода: материнство — как сфера развития личности ребенка и материнство — как этап развития самосознания женщины. Действительно исследования влияния матери на личность показали важность материнской роли для формирования личностных черт ребенка. Э. Фромм писал: «Мать — это тепло, мать — это пища, мать — это эйфорическое состояние удовлетворения и безопасности; мать — это дом, из которого мы уходим, это природа, океан» [7]. Забота, внимание, принятие матери для ребенка являются самым необходимым для формирования психики ребенка. В нарушенных материнско-детских отношениях большинство психологов склонны видеть причины семейных драм и нарушений личностного развития ребенка. Для успешного преодоления трудных ситуаций ребенку необходимы эмоционально близкие отношения с матерью, которые обеспечивают ему чувство безопасности, снижают уровень тревоги и способствует эффективному противодействию трудностям [3].
Исследования материнского отношения к сиблингам обнаружили взаимосвязь с порядком рождения детей. Г. Т. Хоментаускас отмечает, что мать по отношению ко второму последовательнее, нежнее, ласковее. Но второй ребенок в семье никогда не переживает ситуации единственного ребенка, которому отданы все внимание, любовь, безоговорочное восхищение. Исследования показали, что со вторым ребенком мать меньше разговаривает, меньше им занимается [5]. Джозеф Прайс также подтвердил в своем исследовании, что первый ребенок получает на 20–30 минут больше ежедневного времени, по сравнению с воспитанием второго ребенка. С увеличением количества детей время уменьшается, но компенсируется общением со старшими братьями и сестрами [6]. Конечно, не стоит забывать учитывать размер семьи, разницу в возрасте, темперамент ребенка, методы воспитания, которые могут скорректировать характер ребенка. Рождение ребенка в семье становится стрессом для старшего, который может сопровождаться агрессией, резкими перепадами настроения и стремлением обратить внимание родителя на себя. Проявление ласки, внимания и заботы матерью поможет ребенку принять факт появления нового члена в семье более спокойно и быстрее адаптироваться к ситуации. В. С. Мухина, анализируя сиблингов в порядке их рождения, отмечает позиции каждого из детей. Так, старший ребенок в семье в связи с появлением младших детей сталкивается с необходимостью брать на себя ответственность, выполнять те или иные обязанности по хозяйству. Младший ребенок в семье — предмет всеобщей заботы, избалован всеобщим вниманием и любовью. Родители же предъявляют меньше требований к ребенку и не требуют высоких достижений. Средний ребенок в семье — это наиболее сложная позиция. С одной стороны, складываются все «минусы» позиций старшего и младшего ребенка, а с другой стороны, нивелируются «плюсы» и преимущества обеих позиций [4].
Изучение особенностей отношения матери к детям, в зависимости от возраста и их сиблинговой позиции, показывает, что с взрослением ребенка меняется характер общения и специфические параметры поведения матери. Это связано с тем, что по мере взросления у ребенка меняются вкусы, желания, цели и взгляды, и матери необходимо учитывать и подстраиваться под происходящие изменения. Особенно сложным, по нашему мнению, является для матери, выбрать подходящий стиль отношения на каждом этапе взросления сиблингов. Если в дошкольном возрасте необходимым считается поощрение инициативности, активности и любознательности, то в младшем школьном возрасте — на смену игровой деятельности приходит учебная деятельность, где основными являются стремление к учебе, усидчивость, также появление новых социальных связей. Достижение ребенком старшего школьного возраста требует от родителей построения сотруднических, последовательных отношений с осторожным проявлением эмоций и контроля.
Исследования познания матерью индивидуальности детей также выявили различия в зависимости от порядка рождения. Е. Л. Аликина отмечает, что мать концентрирует свое внимание, при описании старшего ребенка, на качествах значимых для семейной жизнедеятельности, ожидая от него самостоятельности и ответственности. Младшего же больше позиционируют как маленького и беззащитного, что означает искажение образа ребенка, связанное с увеличением или уменьшением его возраста [1].
Исследования стилей отношения матери показали, что трудности во взаимоотношениях с ребенком наблюдаются при непоследовательности, излишней строгости и повышенном контроле за ребенком.
Установление теплых и позитивных отношений между детьми во многом зависят от вмешательства/невмешательства родителей в возникающие конфликты между детьми. Отношениям братьев и сестер свойственны конкуренция в большей степени за материнскую любовь, ревность. Материнское спокойствие и понимание этих ситуаций приведет к сглаживанию и уменьшению напряженных ситуаций. В. Н. Дружинин указывает, что отношения между сиблингами — какие бы они не были, любящие или неприязненные — наиболее продолжительные и наиболее постоянные близкие отношения между людьми. Они продолжаются дольше большинства дружеских связей, сохраняясь после смерти родителей и создания своих семей. Отношения с братьями и сестрами формируются в ходе истории их жизни, глубоко коренятся в общем опыте, начиная с раннего детства и до преклонного возраста [2].
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что интерес к исследованиям материнско-детских отношений не угасает. В современном мире выстраивание гармоничных отношений между родителями и детьми является крайне важным. Это сложный процесс, который потребует много усилий и времени, но непременно приведет к успеху.
Литература:
- Аликина, Е. Л. Познание матерью индивидуальности ребенка в зависимости от характеристик семейной среды: Автореферат дис…канд. пс.наук. Екатеринбург: 2015. — 27с.
- Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. — Санкт-Петербург: Питер, 2007. — 358с.
- Крюкова, Т.Л., Сапоровская, М.В., Куфтяк, Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними [Текст] / Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, Е. В. Куфтяк. СПб.: Изд-во Речь, 2005. — 240с.
- Мухина В. С. Близнецы. Дневник жизни близнецов от рождения до 7 лет. М: Нар. Образование, 1997. — 607с.
- Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка [Текст] / Г. Т. Хоментаускас. — М.: Рипол Классик, 2003.-224с.
- Joseph Prise. Parent-Child Quality Time Does Birth Order Matter. // The Journal of Human Resources. University of Wisconsin Press, 2008. — Vol. 43(1).-Pp. 240–265.
- Fromm, E. The Art of loving. An Enquiry into the Nature of Love / Пер. с англ.: Л. А. Чернышева. — М.:Педагогика, 1990.