Конфликтный потенциал взаимоотношений сиблингов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (245) февраль 2019 г.

Дата публикации: 17.02.2019

Статья просмотрена: 10059 раз

Библиографическое описание:

Власкина, А. С. Конфликтный потенциал взаимоотношений сиблингов / А. С. Власкина, Е. С. Гущина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 231-234. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56517/ (дата обращения: 19.11.2024).



В данной статье раскрывается понятие сиблингов, описываются их взаимоотношения в семье и личностные характеристики в зависимости от порядка рождения. В настоящей работе приводятся типичные черты человека в зависимости от сиблинговой позиции. На примере старшего брата и младшей сестры авторы рассматривают возможные проблемы и конфликты сиблингов, обращая внимание на пути их решения для родителей.

Ключевые слова: сиблинги, брат, сестра, семейные конфликты, порядок рождения, соперничество, конфликты в семье, сиблинговая позиция.

Семейные конфликты в отличие от международных, этнополитических конфликтов являются, с одной стороны, менее масштабными, а, с другой — довольно серьезными, как писал Л. Козер, чем теснее отношения между субъектами, тем более ожесточенная борьба будет происходить между ними. [6] И в данном случае семейные конфликты являются наиболее показательным примером.

Если речь идет о семейных конфликтах, чаще всего под этим подразумеваются супружеские конфликты или конфликты родителей и детей, конфликты поколений, подростковый максимализм и нигилизм. В данной работе будут рассмотрены отношения между сиблингами. Сиблингом называют «одного из двух или более детей одних и тех же родителей». [4, с. 7]

Есть утверждение, что родителей мы не выбираем, но с братьями и сестрами складывается аналогичная ситуация. Зачастую бывает так, что дети, воспитанные одними и теми же родителями, ведут себя совершенно по-разному. Здесь можно говорить о влиянии окружающих, друзей, но именно в семье закладываются основные ориентиры и фундаментальные представления о будущей жизни.

Шведский психолог Элизабет Шенбек выделяет ряд сиблинговых позиций: [12, с. 16]

– единственный ребенок;

– функционально единственный ребенок — положение, когда разница между детьми составляет более 6 лет;

– близнецы;

– псевдоблизнецы — положение, когда разница между детьми составляет менее 18 месяцев;

– семьи с двумя детьми;

– семьи с тремя детьми;

– семьи с четырьмя и более детьми.

Каждой из позиций — единственный, старший, средний, младший — присущи особые модели поведения. Так, единственным детям в большей степени присущ эгоцентризм, поскольку им не приходится делиться игрушками, комнатой, сладким, а главное — родительской любовью с другими детьми. Все внимание и забота обращено именно к нему. Из таких детей может вырасти «малыш», но может и «взрослый», как называет данные типы Э. Шенбек. «Малыш» так и останется до конца своих дней несамостоятельным, «тепличным растением», ожидающим, что родители, а затем и супруги будут оберегать его.

Но совершенно иным образом обстоит дело с единственным ребенком — «взрослым», который с самого раннего возраста ведет себя как «маленький старичок», избегая шумных баталий во дворе за свободные качели. Такие дети часто берут на себя большую часть ответственности в семье, выступая, например, посредниками в конфликтах родителей, ведут себя «по-взрослому». Они амбициозны, хорошо учатся, чаще всего оправдывают родительские ожидания, из них вырастают хорошие руководители, ответственные работники. Однако это может быть чревато потерей детства.

Часто единственные дети перенимают на себя роль родителя того же пола согласно сиблинговой позиции родителей [8], например, если мать девочки была старшей сестрой братьев, то и дочь такой матери вырастет ответственной, заботливой, умеющей командовать и справляться с мужчинами; или если отец мальчика — младший брат сестер, то и сын у него может вырасти более феминным, изнеженным. Безусловно, данные характеристики не являются универсальными, они лишь отражают наиболее типичные модели поведения. Данное описание касается и функционально единственных детей.

Близнецы же сами выбирают, кто из них будет старшим, а кто — младшим, независимо от того, кто родился первым. Их поведение будет выстраиваться в рамках «старший и младший», они могут быть похожи, как две капли воды, но это два самостоятельных человека. Что касается псевдоблизнецов, то родителям необходимо обозначить роли «старший-младший», удовлетворить потребность в безопасности и любви старшего ребенка, который с рождением второго ребенка зачастую чувствует себя забытым.

А теперь обратимся к семьям с двумя и более детьми, где сиблинговая позиция детей наиболее четко выражена, определены позиции: старшие — младшие. Так, старшие дети более ответственны, сдержанны, честолюбивы, консервативны, нежели младшие дети-авантюристы и искатели приключений. Старшие — это связь поколений, звено между родителями и детьми. Именно старшие дети задают планку, чаще всего оправдывают ожидания родителей, но в то же время им сложнее всего «потерять лицо». Средние же дети — наиболее коммуникабельные и динамичные, однако в силу их специфической позиции (с одной стороны — младший, с другой — старший), подчас им сложно определиться со своей ролью в семье. Здесь важно, как поведут себя родители. Младшие дети стараются побить «рекорды» старших, это может проявляться абсолютно любым способом, например, раньше начнут читать или чаще побеждать в легкоатлетических соревнованиях. Как отмечает Адлер [1], младшие дети могут выбрать два основных сценария поведения: либо вступить в «борьбу» со старшими и идти к цели, в таком случае младшие дети часто становятся лучшими бегунами, музыкантами, студентом и т. д. (Адлер говорил о таких детях, как о возможных будущих революционерах), либо просто пользоваться своим положением «баловня судьбы», ведь его уже никто не сбросит с «трона». [10]

Также необходимо рассмотреть наиболее типичные характеристики братьев и сестер в зависимости от их сиблинговой позиции. Согласно исследованию Элизабет Шенбек [12, с. 35], старший брат братьев — наиболее маскулинный тип, это апогей мужественности и соревновательности, который всеми силами будет стараться удержать свой «трон», по натуре он лидер. Его средний брат будет стараться не отставать от него, конкурировать с ним, а в силу того, что он средний, будет испытывать потребность в определении своей роли. Младший же брат братьев по натуре бунтарь, авантюрист, при этом общителен, но, вращаясь в конкурентной среде, не лишен духа соперничества. Однако в силу того, что физически он пока уступает своим братьям, может найти себе альтернативное занятие, например, заняться танцами или рисованием.

Старшая сестра сестер — властная, ответственная, склонная к ссорам девочка. Она — опора родителей, мамина и папина помощница. Младшая сестра — наиболее феминный тип девушки, ее главное оружие — женственность, ведь в семье и так численный перевес слабого пола. Однако она может вырасти и сорванцом, если, например, родители ждали мальчика, а родилась девочка. Они будут невольно проецировать на нее эту роль. Средняя сестра сестер так же, как и средний брат братьев занимает достаточно амбивалентное положение, для определения роли такого ребенка, как никогда, важно поведение родителей.

Старшая сестра братьев — властная, упорная, ответственная девочка, которая способна командовать мужчинами. Но в то же время она относится к своим братьям с трепетом и заботой и иногда становится для них второй мамой. Старший брат сестер более общительный и веселый нежели старший брат братьев, он хорошо ладит с женщинами, при этом ему не стоит опасаться за свое «место под солнцем» в семье.

Средняя сестра братьев — так же, как и старшая сестра братьев, лидер по натуре, но лидер более толерантный, которая привыкла находить компромиссы среди братьев, как и ладить с мужчинами вообще, какого бы возраста они ни были, что делает ее «идеальной» женой. Средний брат сестер — настоящий «принц в королевстве», он принимает как само собой разумеющееся заботу своих сестер, именно в женской компании чувствует себя в своей тарелке. Такой тип называют идеальным мужем. Но наиболее «подходящим» для женской компании является младший брат сестер, который представляет собой наиболее феминный тип.

Младшая сестра братьев может быть как «принцессой», которую все оберегают и о которой все заботятся, так и сорванцом, не уступающим ни в чем своим братьям, стремящейся «победить» их на их же поприще. Такова характеристика семей с тремя детьми.

Что же касается семей двумя детьми, то ситуация там обстоит схожим образом. Рассмотрим конфликтный потенциал отношений сиблингов на примере старшего брата и младшей сестры.

Как уже было отмечено, старшие братья по натуре лидеры, стремящиеся везде и всюду победить, но с появлением младшей сестры их угловатость сглаживается, они становятся более галантными и обходительными. Младшие сестры братьев более подвержены соревновательности нежели младшие сестры сестер, одерживающие победу на поприще женственности. Младшие сестры братьев уже имеют высокую планку, следовательно, им нужно соответствовать, не отставать от братьев как в плане умственного развития, так и в спорте.

Но всегда ли подобный дух соперничества идет на пользу отношениям брата и сестры? Согласно результатам интернет-опросов различных психологических порталов, больше 50 % российских пользователей утверждают, что не могут положиться на своих брата или сестру в случае возникновения трудной жизненной ситуации. А судебная статистика показывает, что примерно каждый третий семейных спор — спор между братьями и сестрами. [2]

Для начала необходимо определить основные причины конфликтов между братом и сестрой: [12, с. 52]

– родительская любовь и внимание: еще Адлер писал, что появление младшего ребенка «сбрасывает с трона» старшего, он теперь не один, и вместо всей любви и внимания окружающих родственников ему достается лишь половина. Это огромная травма для ребенка, потеря своей уникальности. Как уже было отмечено, старший ребенок, а до определенного момента и единственный — честолюбивый и амбициозный, лидер. И эти качества начинают закладываться еще в детстве, а так как в данном случае речь идет о старшем ребенке-мальчике, то очень сильно чувство соперничества. Данные механизмы срабатывают на подсознательном уровне, поэтому ребенок начинает проявлять враждебность по отношению к младшему ребенку, ведь направлять ненависть и агрессию в отношении матери он не способен.

– борьба за территорию: это может начаться еще с того, что младший ребенок занимает кроватку старшего, затем это могут быть игрушки, чьи книги будут стоять на полке в гостиной, но самая ожесточенная борьба разворачивается за то, кто займет наиболее удобную комнату.

– сравнение: родители часто сравнивают своих детей, это может проявляться в поведении родителей, даже если они этого не озвучивают. Старшему брату могут ставить в пример то, как аккуратно его младшая сестра сложила свои игрушки на полки или то, как хорошо она учится. Тем самым родители не просто ставят его в слабую позицию, но еще и подрывают его авторитет в глазах младшего ребенка, который в силу своей сиблинговой позиции подвержен конкуренции. Тем самым родители могут искусственно подменять роли старшего и младшего, особенно если разница между детьми не велика, к тому же стоит обратить внимание, что мальчики развиваются чуть медленнее, чем девочки, а младшие дети могут начать ходить, говорить, читать раньше старших.

– равенство/одинаковость: очень часто дети спрашивают родителей, кого из них они больше любят, а в ответ получают — одинаково. Но дети воспринимают это, как какую-то недосказанность со стороны родителей, утаивание фактов. К тому же в российской практике принято выделять именно младших детей, что подрывает чувство безопасности старших.

– старших заставляют быть примером: родители могут повторять старшему ребенку, что он должен быть примером для младшего, что еще сильнее провоцирует конкуренцию между ними, ведь слышать эту фразу ребенок может, как «ты должен быть лучше», отсюда и пренебрежительное отношение со стороны старших. Получается, что в данном случае старшие братья начинают принижать достоинство и достижения младшей сестры.

Очень многое во взаимоотношениях между братьями и сестрами закладывается родителями. Поэтому, прежде чем решать конфликты в детской, родителям необходимо поработать с собой и со своим отношением к каждому из детей [12, с. 67]:

– психологи советуют начать готовить старшего ребенка к рождению младшего за несколько месяцев до его появления, например, совместно со старшим составить список игр, в которые дети смогут играть;

– «не отбирать» вещи старшего ребенка, демонстративно передавая их младшему, например, если нет возможности купить новую детскую кроватку для младшего ребенка, ее можно каким-либо образом «передекорировать». Не нужно постоянно напоминать старшему, что теперь эта кроватка больше не его, скорее нужно представлять это в качестве семейной истории и т. д. У старшего ребенка должны быть свои личные вещи, которыми он не должен делиться с младшими;

– не нужно заставлять старших быть примером для младших, они и так будут для них примером, на который им захочется ровняться, особенно это проявляется в отношении старших братьев со стороны младших сестер. Действуя подобным образом, родители могут превратить здоровую конкуренцию в идею фикс, породив у старшего, и без того амбициозного ребенка, нездоровый комплекс отличника;

– родителям не стоит говорить своим детям, что они их любят одинаково, лучше, например, сказать: «Я люблю вас каждого по-особенному, ведь на свете нет другого такого Коли и другой такой Светы». Нужно показать, что родители любят каждого из своих детей уникально;

– не нужно сравнивать своих детей, особенного говорить одному, что другой в чем-то лучше него. Все люди разные, даже самые родные, у всех есть склонности и способности к чему-то. Поэтому необходимо подчеркнуть достоинство ребенка, а не его недостаток;

– поощрять сотрудничество между детьми, но не заставлять их все время проводить вместе;

– не нужно запрещать ссоры, апеллируя тем, что они родные люди и не должны ссориться, в таком случае агрессия будет постоянно подавляться, а отношения между детьми лучше не станут;

– не нужно вмешиваться во все детские конфликты, зачастую дети сами знают, как им поступить, родили в данном случае могут только все испортить.

Таким образом, конфликты между сиблингами являются немаловажным аспектом изучения семейных взаимоотношений. Существует множество различных сиблинговых позиций детей в семье, которые влияют на их развитие, характер, цели, стремления, формируют определенные качества человека.

Конфликты между братьями и сестрами могут возникать из-за множества факторов: пол ребенка, сиблинговая позиция, разница в возрасте, а также поведение родителей.

Рассмотрев более подробно конфликты между сиблингами на примере старшего брата и младшей сестры, можно сделать вывод о том, что большую роль в формировании личности каждого ребенка и их взаимодействии будут играть родители. Только они, благодаря правильному поведению и вниманию к каждому ребенку, могут повлиять на выстраивание отношений сиблингов. Родителям не стоит опасаться конфликтов между братьями и сестрами, запрещать детям ссориться, изолировать их друг от друга, им необходимо общаться с ними, договариваться, показывать свою любовь и заботу к каждому ребенку.

Литература:

  1. Адлер А. Порядок рождения в семье: [сайт]. — URL: http://v-zhizni.ru/porrojden.php (дата обращения 25.10.16).
  2. Братья и сестры. От ненависти до любви/Блог Позитив Центра: [сайт]. — URL: http://www.positivecenter.ru/blog/post_1365813673.html (дата обращения 28.10.16).
  3. Братья и сестры: откуда столько вражды/Psychologies: [сайт]. — URL: http://www.psychologies.ru/roditeli/children/bratya-i-sestryi-otkuda-stolko-vrajdyi/4/ (дата обращения 28.10.16).
  4. Взаимоотношения: братья и сестры: [сайт]. — URL: http://www.kid.ru/zdorova/8.php3 (дата обращения 26.10.16).
  5. Грибова А. А. Семейное устройство детей-сиблингов. Методическое пособие по повышению профессиональной компетенции специалистов системы семейного устройства детей-сирот, служб сопровождения семей и детей. /Под. ред. А. И. Остроуховой. — Ставрополь: «Литера». — 2015–72 с.
  6. Козер. Л. Функции социального конфликта: [сайт]. — URL: http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/kozer.html (дата обращения 03.02.2019)
  7. Леман К. Порядок рождения: [сайт]. — URL: http://www.psyoffice.ru/4396-leman-kevin.-porjadok-rozhdenija.html (дата обращения 28.10.16).
  8. Лукьянченко Н. В., Аликин И. А. Системная семейная психотерапия М. Боуена: Учебно-методическое пособие. — Красноярск: РИО СиБУП, 2005. — 95 с.: [сайт]. — URL: http://pedlib.ru/Books/4/0178/4_0178–47.shtml#book_page_top (дата обращения 25.10.16).
  9. Конфликты между детьми в семье: что делать родителям: [сайт]. — URL: http://xn-----dlcjbcaea4brh0eoh8r.xn--p1ai/tinybrowser/files/roditelam/konflikty-mezhdu-det-mi-v-sem-e.pdf (дата обращения 28.10.16).
  10. Сиблинговая позиция и ее влияние на личностные особенности ребенка и взрослого: [сайт]. — URL: http://www.modernpsyhology.ru/mods-141–3.html (дата обращения 25.10.16).
  11. А. Фабер, Э. Мазлиш. Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно: [сайт]. — URL: https://dytpsyholog.files.wordpress.com/2015/02/mazlish_bratya_i_sestry.pdf (дата обращения 28.10.16)
  12. Шенбек Э. Старший, средний, младший: как очередность рождения влияет на формирование личности.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, младшая сестра, родитель, старший ребенок, брат, конфликт, младший ребенок, семья, сестра, старший брат.


Ключевые слова

соперничество, семейные конфликты, сиблинги, брат, сестра, порядок рождения, конфликты в семье, сиблинговая позиция

Похожие статьи

Понятие и типология детско-родительских отношений

В статье представлен анализ понятия «детско-родительские отношения». Представлена типология детско-родительских отношений. Проанализированы научные подходы к данному понятию. Охарактеризованы учебная мотивация, адаптация, учебная деятельность младшег...

Нравственное развитие младших школьников посредством разрешения конфликтных ситуаций

Тема обусловлена необходимостью изучения влияния конфликтных ситуаций на нравственное развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период происходит активное усвоение моральных норм, образцов взаимодействия, поведения ...

Привязанность и ее влияние на процессы сепарации

Статья посвящена обзору проблем подростковой сепарации в контексте нарушения детско-родительской привязанности. Рассмотрены наиболее острые последствия подросткового бунта: суицид, побег из дома, буллинг, ориентация на ровесников. В статье также пров...

Особенности жизнестойкости подростков

В статье рассматриваются основные проблемы современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения особенностей жизнестойкости младших и старших подростков, с их личностными особенностями: разным темпераментом,...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Исследование семейных факторов, влияющих на насилие над детьми со стороны родителей

Статья просвящена анализу основных факторов, влияющих на проявление семейного насилия над детьми со стороны родителей, такие как развод, алкоголизм и наркомания, необразованность родителей, семейные конфликты, бедность и безработица, неполные семьи, ...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Проблема поощрения и наказания в воспитании дошкольников

Статья посвящена одной из интересных тем психологии — роли методов поощрения и наказания в воспитании ребёнка. Автором определен круг задач, которые необходимо рассмотреть при анализе вопросов наказания, его формы, виды, применение с учетом возрастны...

Бейби-боксы как форма защиты ребенка от возможного насилия в семье

В статье автор исследует аспект использования бейби-боксов в Российской Федерации в качестве одной из форм защиты ребенка от насилия в семье. Автором приводятся актуальные правовые и научные положения в данной области. В выводе автор указывает на сущ...

Психологические детерминанты супружеских конфликтов

Автор рассматривает семью как особый институт общения и взаимодействия между людьми. Анализируется ее уникальность и значимость для общества. В тексте отмечается, что в такой системе тесного взаимодействия неизбежно возникают споры, конфликты и кризи...

Похожие статьи

Понятие и типология детско-родительских отношений

В статье представлен анализ понятия «детско-родительские отношения». Представлена типология детско-родительских отношений. Проанализированы научные подходы к данному понятию. Охарактеризованы учебная мотивация, адаптация, учебная деятельность младшег...

Нравственное развитие младших школьников посредством разрешения конфликтных ситуаций

Тема обусловлена необходимостью изучения влияния конфликтных ситуаций на нравственное развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период происходит активное усвоение моральных норм, образцов взаимодействия, поведения ...

Привязанность и ее влияние на процессы сепарации

Статья посвящена обзору проблем подростковой сепарации в контексте нарушения детско-родительской привязанности. Рассмотрены наиболее острые последствия подросткового бунта: суицид, побег из дома, буллинг, ориентация на ровесников. В статье также пров...

Особенности жизнестойкости подростков

В статье рассматриваются основные проблемы современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения особенностей жизнестойкости младших и старших подростков, с их личностными особенностями: разным темпераментом,...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Исследование семейных факторов, влияющих на насилие над детьми со стороны родителей

Статья просвящена анализу основных факторов, влияющих на проявление семейного насилия над детьми со стороны родителей, такие как развод, алкоголизм и наркомания, необразованность родителей, семейные конфликты, бедность и безработица, неполные семьи, ...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Проблема поощрения и наказания в воспитании дошкольников

Статья посвящена одной из интересных тем психологии — роли методов поощрения и наказания в воспитании ребёнка. Автором определен круг задач, которые необходимо рассмотреть при анализе вопросов наказания, его формы, виды, применение с учетом возрастны...

Бейби-боксы как форма защиты ребенка от возможного насилия в семье

В статье автор исследует аспект использования бейби-боксов в Российской Федерации в качестве одной из форм защиты ребенка от насилия в семье. Автором приводятся актуальные правовые и научные положения в данной области. В выводе автор указывает на сущ...

Психологические детерминанты супружеских конфликтов

Автор рассматривает семью как особый институт общения и взаимодействия между людьми. Анализируется ее уникальность и значимость для общества. В тексте отмечается, что в такой системе тесного взаимодействия неизбежно возникают споры, конфликты и кризи...

Задать вопрос