Играя, учимся математике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Болгова, И. В. Играя, учимся математике / И. В. Болгова, Т. П. Ботвич, Т. Г. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 478-483. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69498/ (дата обращения: 22.12.2024).



Каждый дошкольник — это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, несет в себе определенную умственную нагрузку. Умственная задача найти путь решения реализуется средствами игры и в игровых действиях. Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.

Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, всегда вызывает большой интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности, развитию умения с высокой скоростью воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают осознавать, что для правильного решения логической задачи требуется сосредоточиться, они начинают понимать, что подобная занимательная задачка содержит в себе какой-то «подвох» и для ее решения требуется понять, в чем здесь хитрость.

Обучая детей в игре, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально — познавательной деятельности, именно интеллектуальные игры опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка, и не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений. Регулярные занятия с дошкольниками по развитию мышления существенно повышают интерес к интеллектуальным задачам, доставляют удовольствие от их выполнения, придают ребенку уверенность в себе.

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.

Возрастная группа: подготовительная группа.

Воспитатели: Болгова Ирина Викторовна

Ботвич Татьяна Петровна

Кузнецова Татьяна Григорьевна

Тема: «Путешествие по островам в поисках сокровищ».

Интеграция образовательных областей всоответствии стребованиями ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Форма совместной деятельности: занятие-путешествие.

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструктивная, двигательная.

Цель:Продолжать закреплять элементарные математические представления детей посредством решения проблемных ситуаций и активизацию мыслительных процессов).

Задачи:

Образовательные:

  1. Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта в пределах 20.
  2. Учить измерять длину отрезка с помощью условной мерки, устанавливать зависимость результата измерения (полученное число) от величины мерки.
  3. Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение в пределах 10.
  4. Закреплять представления о геометрических фигурах: располагать геометрические фигуры так, чтобы в каждом столбике и в каждой строчке встречалась фигура только один раз.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию мыслительных операций, любознательности, познавательной активности.
  2. Развивать умение чётко и быстро отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми.
  2. Воспитывать интерес к математике.

Демонстрационный материал: карта сокровищ, кораблик (игрушка), набор цифр от 1 до 20; ключ, сундук с сокровищами.

Раздаточный:набор цифр от 1 до 10, квадраты Воскобовича, полоски бумаги жёлтого цвета, мерки разного цвета (2см, 3см,5 см, 6 см, 10см, 15см, карандаши, фишки (круги), листы бумаги, напольное панно с геометрическими фигурами.

Предполагаемый результат:

Считают до 20 и обратно, измеряют длину отрезка меркой, решают арифметические задачи, знают геометрические фигуры.


Этап, продолжительность

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Результат деятельности

Организационно-мотивационный этап

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их и подарим им тепло своих улыбок.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Приветствие, доброе пожелание,

установление зрительного,

тактильного контактов и т. д.

Создание эмоционального настроя на работу.

Организация образовательного пространства

на совместную деятельность.

Дети становятся в круг, берутся за руки и улыбаются друг другу

Психологическая готовность к предстоящей деятельности.

Этап актуализации знаний

Воспитатель: Проведём

математическую разминку и сосчитаем до 20. А теперь обратно.

«Счёт в прямом и обратном порядке с передачей мяча по кругу».

Воспитатель:

Ребята, недавно я перебирала старые вещи на бабушкином чердаке и кое что нашла, вот, посмотрите. Дети подходят к столу и видят «карту сокровищ» (на картележат листы с заданиями в виде сложенных в трубочку листов бумаги).

Воспитатель: Как вы думаете, что это?(карта сокровищ)

Воспитатель: Да, вы правы, это необыкновенная карта, на ней указан путь к острову, на котором спрятаны сокровища. Что там спрятано, как вы думаете? (золото, серебро), изумруды, кристаллы.

А вы хотите отправиться в путешествие и открыть сундук с драгоценностями? На чем мы можем туда добраться? (на корабле). А вы хотите поработать своими ручками и построить самостоятельно каждый свой корабль?

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений

Воспитатель настраивает воспитанников на активную познавательную деятельность.

Показывает карту сокровищ, заинтересовывает детей.

Считают до 20 и обратно

Внимательно рассматривают карту с

сокровищами, островами.

Отвечают на вопросы

Практическая работа

Воспитатель: подходите к стульям, садитесь. Скажите, что у меня в руках? (верно, это квадрат). А это квадрат непростой, а волшебный. Он умеет превращаться в любой предмет. Кладём квадрат уголком вниз, какая фигура получилась? (ромб) Загибаем угол с правой стороны, загибаем угол с левой стороны, а теперь складываем пополам. Что получилось? (кораблик). Какую фигуру он напоминает (трапецию).

Молодцы, все справились с заданием: корабль-лодка готовы. Давайте поставим их на пристань.

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений

Выполняют практическую работу.

Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми

Этап усвоения нового материала

Чтобы открыть сундук, что ребята нам понадобится (ответы детей: ключ) А для того, чтоб его получить, надо выполнить задания. Справиться с ними смогут только очень внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто умеют слушать и думать.

Теперь вернемся к карте. Как вы думаете, на какой остров нам в начале нужно отправиться? (на первый) Ребёнок управляет корабликом. Приплыли. А здесь у нас задание. Это Остров «Измерение».

1 задание: Измерить длину дороги с помощью условной мерки. Чтобы справиться с заданием, посмотрите, как правильно нужно его выполнить. Кладу мерку к началу дороги так, чтобы края мерки и дороги совпали, отмечаю карандашом конец мерки, провожу линию по краю мерки. Отмечаю 1 фишку. Далее прикладываю мерку уже к линии, отмеченной на полоске. (2) Моя мерка поместилась на этой дороге полностью 15 раз. Цифру 15 ставлю в таблицу рядом с меркой. При измерении маленькой меркой у меня получился большой результат.

Разделимся на пары и измерим свои дороги. Результат будем отмечать в таблице цифрами.

Почему у вас цифры разные (разные мерки)

Дети выполняют. Молодцы! Успешно справились с заданием, за это вы получаете часть ключа. Вернёмся к карте.

Теперь мы должны отправиться на какой остров?(на 2-ой остров). Приплыли.

Ребята, вы, наверное, устали, задание было сложное, чтобы продолжить наше путешествие мы должны отдохнуть, набраться сил.

Показ способа измерения длины дороги с помощью условной мерки.

Измеряют длину дороги с помощью условной мерки в парах.

Результат измерения отмечают в таблице

Динамическая пауза.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает (2раза)

А под пальмой краб сидит,

И клешнями шевелит

Чайка над водой летает,

И за рыбками ныряет

А под пальмой краб сидит,

И клешнями шевелит (2 раза)

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне

А под пальмой краб сидит,

И клешнями шевелит (2 раза)

Проведение игры. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Участвуют в игре

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта

Этап усвоения/ расширения имеющихся знаний)

Молодцы. Ну давайте теперь задание посмотрим, мы же приплыли.

А это остров «Математических задач»

2 задание: Составить и решить задачу

Посчитайте, сколько бананов лежит на тарелке? Я положила ещё два(кладу).

Придумайте задачу о том, что я сделала.

Денис (На тарелке лежало 5 бананов, вы положили ещё два. Сколько всего бананов стало на тарелке?

— Какое условие в задаче? (На тарелке лежало 5 бананов, вы положили ещё два. — Какой вопрос в задаче? (Сколько всего бананов стало на тарелке?

Решим задачу с помощью геометрических кругов.

— Сколько бананов лежало на тарелке? (5) рисуем круг с 5 точками обозначает количество бананов, лежавших на тарелке — Сколько я положила бананов? (2) круг с 2 точками обозначает количество бананов, которые вы положили.

— Больше или меньше бананов стало после того, как я добавила ещё два? (больше).

— Что вы сделали, чтобы ответить на вопрос задачи? (К пяти прибавили два).

— Сколько всего бананов стало на тарелке? (7). Общий круг- сколько всего бананов.

Дети читают: К пяти прибавить два получилось семь.

Давайте решим задачу с помощью цифр и арифметических знаков. (Один ребёнок записывает на доске.)

— Что вы сделали, чтобы ответить на вопрос задачи? (К пяти прибавили два)

Сколько всего бананов стало(оказалось на тарелке? (7).Дети читают: К пяти прибавить два получилось семь

5+2=7

Молодцы, вы справились с заданием. За это вы получаете часть ключа.

Воспитатель: Вот и сундук с сокровищами, на нем замок. Как его открыть? У нас есть ключ, но не целый. Часть ключа, вы получите, выполнив, следующее задание.

Это Остров «Сообразительности». (беру листок, читаю задание и иду к геом.фигурам) Давайте подойдём к этому острову.

3задание: Необходимо расположить фигуры так, чтобы в каждом столбике и в каждой строчке встречалась фигура только один раз и до тех пор, пока не закроет все клеточки.

Ну что, проверяем, в 1 столбике повторяются фигуры? А во втором, третьем? Молодцы, вы справились с заданием и за это вы получаете часть ключа. (выложить на мольберте часть ключа).

Воспитатель: Теперь мы можем открыть сундук с сокровищами. Что же в сундуке? Здесь лежит книга «Волшебные сказки» для нашей группыисокровища (шоколадки-медальки). Только я не знаю, как их разделить?

Дети: 1)Посчитать шоколадки и детей.

2) Раздать всем по шоколадке.

Воспитатель: Верно.

Дети встают в круг и раздают шоколадки.

Предлагает сосчитать бананы на тарелке и просит придумать задачу. Просит выложить решение задачи с помощью геометрических кругов, а затем с помощью цифр и арифметических знаков, хвалит детей, вручает часть ключа.

Даёт задание расположить фигуры так, чтобы в каждом столбике и в каждой строчке встречалась фигура только один раз и до тех пор, пока не закроет все клеточки.

Считают, отвечают на вопросы воспитателя, записывают решение с помощью геометрических кругов и с помощью цифр и арифметических знаков, самостоятельно составляют задачу, определяют условие и вопрос.

Выкладывают геометрические фигуры на напольном панно подгруппами

Считают шоколадки и детей

Получают часть ключа

выкладывают на мольберте часть ключа

Открывают сундук с сокровищами с помощью ключа

Заключительный этап. Рефлексия

Итог НОД:

Воспитатель: сядем в круг. Ребята, скажите, вам было интересно? Задание какого острова вам понравилось больше? (ответы детей) Вы замечательные путешественники и дружные ребята. Спасибо всем.

Предлагаю проанализировать свою работу с помощью наводящих вопросов. Оценка педагогом: все молодцы.

Высказываются по поводу полученной информации,своего эмоционального состояния.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.

Сформированность элементарных навыков самооценки.

Литература:

  1. Колягин Ю. М. «Учись решать задачи» М.,1979
  2. Помораева И. А. «Формирование элементарных математических представлений» М, 2016
  3. К. В. Шевелев: Дошкольная математика в играх. — «Мозаика — Синтез», М.- 2004г.
Основные термины (генерируются автоматически): часть ключа, ребенок, задание, задача, банан, воспитатель, круг, фигура, какой остров, карт сокровищ.


Задать вопрос