Международно-правовые основы в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 28.04.2020

Статья просмотрена: 806 раз

Библиографическое описание:

Глебова, А. П. Международно-правовые основы в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на современном этапе / А. П. Глебова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 247-249. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69350/ (дата обращения: 26.04.2024).



С каждым годом незаконный оборот наркотиков приобретает все более значительные масштабы, вовлекая в себя все больше государств, составляющих мировое сообщество. В современном мире государства в одиночку не смогут справиться с незаконным оборотом наркотиков. Необходимость взаимодействия в сфере обеспечения их международной и внутренней безопасности обусловила развитие тесного международного сотрудничества между различными государствами. Проблема наркомании разрослась и потребовала согласованных усилий всех государств.

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ обладает большой степенью общественной опасности. Важно отметить, что угроза распространения наркотиков страшна не только сама по себе, но и включает в себя страшные вытекающие последствия: рост тяжких заболеваний у населения, разрушение психики, пагубное воздействие на будущие поколения, угроза национальной безопасности. Особую опасность представляет собой связь оборота наркотиков с терроризмом [1, c. 134].

Основным направлением государственной политики и деятельности институциональных органов является обеспечение различных подсистем национальной безопасности, таких как военная, общественная и государственная.

Рост преступности в области незаконного оборота наркотических средств свидетельствует о формировании новых потенциальных угроз не только безопасности социальных подсистем, но и развитию России в целом.

Если обратиться к истории, можно отметить, что международно- правовые основы противодействия незаконному обороту наркотиков начали развиваться еще в начале XX века.

Первым международным договором по борьбе с наркотическими средствами является Международная опиумная конвенция 1912 года. [2,c. 167]. Данная конвенция стала стимулом для контроля над оборотом наркотических средств в ряде стран.

После окончания Первой мировой войны в 1918г. в большинстве стран мира увеличился рост потребления наркотиков. Стоит упомянуть, что сильно вырос уровень незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также перемещения их через границы государств. Перед мировым сообществом появилась огромная необходимость в урегулировании оборота наркотиков. 10 января 1920 г. была создана международная организация — Лига Наций, в соответствии с положениями Версальского мирного договора. Помимо вопросов послевоенного урегулирования, на нее были возложены функции общего контроля над соглашениями по поводу оборота наркотических средств [3, c. 4].

Таким образов, контроль за международным законодательством в сфере незаконного оборота наркотиков в послевоенное время был возложен на Лигу Наций, которая начала все более ужесточать его после 1921 года [4].

За время своего существования данной организацией было принято несколько очень важных для решения образовавшейся проблемы международно-правовых актов. Данные акты напрямую касались контроля над наркотиками и борьбы с наркоманией. Основные из них были: Международная конвенция по опиуму 1925 года; Женевское соглашение о запрете производства, внутренней торговли и использования очищенного опиума 1925 года; Соглашение о воспрещении курения опиума 1931 года; Женевская конвенция об ограничении производства и о регламентации распределения наркотических средств 1931 года.

В 1924–1925 годах состоялось заседание антиопиумной конференции в Женеве. Несмотря на противоречия участников конференции была принята международная конвенция по опиуму 1925 года. В конвенции говорилось, что все стороны обязаны держать под контролем производство и продажу и транспортировку опасных наркотиков. Также конвенция постановила, что наркотические средства могут продаваться только в соответствии с законными потребностями государств. Также был продлен перечень наркотиков, добавленный Гаагской конвенцией 1912 года.

В Женеве 13 июля 1931 года была принята Ограничительная конвенция. Данная конвенция включила положения об ограничении производства наркотических и психотропных веществ и систему квот.

В 30-е года СССР ратифицировал Женевскую конвенцию 1925 года о запрещении изготовления, внутренней торговли и использования очищенного опиума и Женевскую конвенцию 1931 года об ограничении использования и регулировании распространения наркотиков [5, c.85–87].

Притом, проблема с ростом уровня преступности в сфере оборота наркотиков оставалась нерешенной. Новая конвенция должна была решить ту задачу.

В 1936 году была принята Конвенция, направленная на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, в том числе на борьбу с подпольной торговлей наркотических средств, и с международными преступными группировками.

После окончания Второй мировой войны контроль над оборотом наркотических средств и сотрудничество государств в этой сфере были существенно снижены.

В 1946 году была создана Комиссия ООН по наркотическим средствам. В состав Комиссию вошли представители 15 государств. Данная Комиссия осуществляет свою деятельность и по сей день. Ее деятельность заключается в координации международной борьбы с незаконным оборотом наркотических средств [6].

Принятие Единой Конвенции о наркотических средствах в 1961 году является одним из главных достижений Комиссии [7]. Данная конвенция унифицировала многочисленные ранее принятые международные документы и сократила число международных контролирующих органов.

Последующее развитие международно-правовых основ в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств было связано с принятием Конвенции 1971 года [8], а также Конвенции ООН 1988 года [9]. Конвенция 1988 года способствовала модернизации национального законодательства многих государств в данной сфере.

В Российской Федерации в 1998 году был принят Федеральный закон «о наркотических средствах и психотропных веществах» [10]. Также был создан Центр межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотических средств при МВД России. Таким образом, Россией была предпринята попытка совершенствования противодействия в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

По указу Президента РФ 24 сентября 2002 года был создан Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при Министерстве внутренних дел РФ, который в 2003 году был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В мае 2004 года комитет преобразовали в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ [11].

9 июня 2010 года указом Президента была утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года [12].

Таким образом, вышеупомянутыми документами определяются основные направления по предупреждению и борьбе с организованной преступностью в сфере наркооборота. Национальные стратегии по борьбе с оборотом наркотических средств основаны на положениях Конвенции ООН 1961, 1971 и 1988 годов по мере необходимости модернизируются и дополняются. Я считаю, что активизация сотрудничества государств, которые ратифицировали Конвенцию 1988 года, существенно повысит уровень эффективности по противодействию наркобизнесу.

Таким образом, вышеизложенные международно-правовые основы стали утрачивать свое значение при обострении политического противоборства, так как в силу вступают не ценности Устава ООН, а так называемые «национальные интересы» государства, которое претендует на мировое лидерство. Данный подход противоречит Декларации тысячелетия, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2000 году. Согласно Декларации верховенство права должно доминировать в международных и внутренних делах [13]. Исходя из этого я считаю, что из-за усложнения международных отношений требуется внесение изменений в действующую систему по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Литература:

  1. Галузинский А. А. Причины и условия преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 2013г. — 134с.
  2. Бокерия С. А. Международно-правовое сотрудничество государств в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: дисс. … к.ю.н. М., 2006. 167 с.
  3. Михайлова Ю. В. Международно-правовое регулирование оборота наркотических средств и психотропных веществ: Социальные аспекты здоровья населения, Москва, 2013. — 4с.
  4. Афамготов Э. М. История развития антинаркотического законодательства: международно-правовой и отечественный опыт // Общество и право. — 2009. — № 1
  5. Рахматулин Г. Г. История международных документов в сфере незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ / Г. Г. Рахматулин, С. А. Пунтус // Основные тенденции развития Российского законодательства. 2017. № 8. С. 85–87
  6. Ануфриева Л. П. Международное публичное право. М.: Проспект, 2004.
  7. Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 года// Бюллетень международных договоров. 2000.№ 8.
  8. Конвенция о психотропных веществах 1971 года// Бюллетень международных договоров. 2000.№ 8.
  9. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года
  10. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2 Ст.219.
  11. Указ Президента России от 08.07.2004 № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2004.№ 31. Ст.3234
  12. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года// Собрание законодательства Российской Федерации. 2010.№ 24.3015
  13. Декларация Тысячелетия Организации Объединённых Наций: принята Резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеей ООН 08.09.2000
Основные термины (генерируются автоматически): средство, незаконный оборот, вещество, Женевская конвенция, Конвенция, незаконный оборот наркотиков, оборот, Российская Федерация, внутренняя торговля, Государственный комитет.


Похожие статьи

Международно-правовое регулирование и действующее...

Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту строится на. Такого рода преступлениями занимается отдел по контролю за легальным оборотом наркотиков Управления ФСКН России.

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных...

Актуальность проблемы борьбы с наркоманией и незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ не нуждаются в доказательствах. С древних времен известно, что наркомания это болезнь приносящая опасность обществу и по настоящее время...

Некоторые вопросы законодательного обеспечения...

В основе правовой базы, регулирующей оборот наркотических средств, лежат международные документы, ратифицированные Российской Федерацией, а также федеральные законы. Среди основных: Женевская конвенция 1935 года, Конвенции ООН от 1961, 1971 и 1988 гг...

Незаконный оборот наркотических и психотропных веществ...

В современных условиях незаконный оборот наркотиков приобрел такой размах, что

Все это обуславливает необходимость разработки государственной политики в отношении

Клименко Т. М. Ответственность за незаконный оборот наркотиков по российскому и европейскому...

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных...

Особый интерес в сфере нелегального оборота психотропных веществ либо наркотических средств, а также употребления данных средств

Исходя из международных конвенций, в Нидерландах хранение наркотиков наказуемы и запрещены. При всем этом, сбыт и хранение...

Деятельность таможенных органов по борьбе с незаконным...

В настоящее время очень остро стоит вопрос, связанный с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В России, наверное, уже не существует таких регионов, которые не были бы связаны с наркоторговлей.

Коррупция в сфере противодействия незаконному обороту...

незаконный оборот наркотиков, сфера противодействия, коррупция, Российская Федерация, немедицинское потребление наркотиков, УК РФ, организованный наркобизнес, орган, высокая общественная опасность...

Незаконный оборот наркотиков является сложным процессом...

Люксембург, содержание наркотика, вещество, незаконный оборот, наркотическое опьянение, Великое Герцогство, Латинская Америка, антинаркотическая политика, наркотическая зависимость, правоохранительная...

Понятие и особенности коррупции в сфере противодействия...

Коррупция в сфере незаконного оборота наркотиков — одновременно составная часть и коррупции как таковой, и незаконного оборота наркотиков. При этом ведущая роль в определении предмета исследования отводится именно последнему...

Похожие статьи

Международно-правовое регулирование и действующее...

Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту строится на. Такого рода преступлениями занимается отдел по контролю за легальным оборотом наркотиков Управления ФСКН России.

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных...

Актуальность проблемы борьбы с наркоманией и незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ не нуждаются в доказательствах. С древних времен известно, что наркомания это болезнь приносящая опасность обществу и по настоящее время...

Некоторые вопросы законодательного обеспечения...

В основе правовой базы, регулирующей оборот наркотических средств, лежат международные документы, ратифицированные Российской Федерацией, а также федеральные законы. Среди основных: Женевская конвенция 1935 года, Конвенции ООН от 1961, 1971 и 1988 гг...

Незаконный оборот наркотических и психотропных веществ...

В современных условиях незаконный оборот наркотиков приобрел такой размах, что

Все это обуславливает необходимость разработки государственной политики в отношении

Клименко Т. М. Ответственность за незаконный оборот наркотиков по российскому и европейскому...

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных...

Особый интерес в сфере нелегального оборота психотропных веществ либо наркотических средств, а также употребления данных средств

Исходя из международных конвенций, в Нидерландах хранение наркотиков наказуемы и запрещены. При всем этом, сбыт и хранение...

Деятельность таможенных органов по борьбе с незаконным...

В настоящее время очень остро стоит вопрос, связанный с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В России, наверное, уже не существует таких регионов, которые не были бы связаны с наркоторговлей.

Коррупция в сфере противодействия незаконному обороту...

незаконный оборот наркотиков, сфера противодействия, коррупция, Российская Федерация, немедицинское потребление наркотиков, УК РФ, организованный наркобизнес, орган, высокая общественная опасность...

Незаконный оборот наркотиков является сложным процессом...

Люксембург, содержание наркотика, вещество, незаконный оборот, наркотическое опьянение, Великое Герцогство, Латинская Америка, антинаркотическая политика, наркотическая зависимость, правоохранительная...

Понятие и особенности коррупции в сфере противодействия...

Коррупция в сфере незаконного оборота наркотиков — одновременно составная часть и коррупции как таковой, и незаконного оборота наркотиков. При этом ведущая роль в определении предмета исследования отводится именно последнему...

Задать вопрос