Автор: Уварова Ирина Александровна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 18.02.2016

Библиографическое описание:

Уварова И. А. Современное состояние и правовая регламентация борьбы с наркопреступностью в Германии // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 521-524.



В статье рассматриваются проблемы, связанные с наркопреступностью в Германии. Проводится анализ закон об обороте наркотических средств от 28 июля 1981 г., предоставляются статистические данные по преступлениям в сфере незаконного оборота наркотических средств.

Ключевые слова: наркотики, наркопреступность, наркозависимость, несовершеннолетние, уголовно-правовые меры борьбы, легализация, государственный контроль.

В современных условиях незаконный оборот наркотиков приобрел такой размах, что вовлеченным в него оказалась большая часть государств, составляющих мировое сообщество. Проблема наркомании разрастается, становится транснациональной и требует согласованных усилий всех государств в борьбе с ней.

Анализ состояния наркопреступности в ряде государств позволяет выделить особенности законодательного решения борьбы с наркоманией и наркотизмом в «…странах Ближнего (Республика Беларусь, Таджикистан, Казахстан, Армения и т. д.) и Дальнего (США, Канада, Германия, Франция, Китай и т. д.) зарубежья, которые связаны с национальными особенностями правовой системы государства, наличием международно-правовых обязательств на уровне межгосударственных отношений…» [1, с. 94; 3, с. 110] и зависящие от того, является ли государство экспортером, импортером или страной-транзитом наркотических средств.

Статистические данные Всемирной организации здравоохранения, представленные в сентябре 2014 года, в очередной раз подтверждают опасность проблемы наркомании в мире. По последним сведениям из всего населения планеты, которое составляет 7 миллиардов человек, 210 миллионов употребляют наркотики, т. е. 3 % людей на планете — наркоманы.

Наиболее незащищенными и психологически беспомощными перед наркотизацией общества оказались несовершеннолетние. Жизненные трудности, проблемы и отсутствие у большинства из них жизненного опыта и навыков преодоления стрессовых ситуаций, позволяющих сохранить индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни, самоустранение родителей и педагогов, недостаточное вниманием к проблемам ребенка) приводят к резкому росту злоупотребления спиртосодержащих продуктов и стимуляторов, а также наркотиков.

Кроме того, недостаточный уровень развития государств, институтов и традиций общества, политическая пассивность и правовая некомпетентность населения ряда государств являются факторами, сдерживающими национальное развитие, угрожающими национальной безопасности. Все это обуславливает необходимость разработки государственной политики в отношении образования, направленной на воспитание демократической гражданственности и формирования правовой грамотности несовершеннолетних [2, c. 141].

Внутренняя система определенного государства имеет свои социально-исторические характеристики и выражает политику данного государства, которая отражает отношение к проблемам преступности, в том числе связанной с наркоманией и вовлечением несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств.

Осознавая многогранность общественной опасности, а также масштаб различных отрицательных последствий негативных социальных явлений, связанных с распространением наркотиков, мировое сообщество стало предпринимать меры для противодействия. Был принят ряд известных международных документов: Единая конвенция о наркотических средствах (1961 г.), Конвенция о психотропных веществах (1971 г.), Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.). Государства, подписавшие и ратифицировавшие указанные Конвенции, строили и продолжают строить свою дальнейшую внешнюю и внутреннюю политику в рамках достигнутых международных договоренностей в области противодействия незаконному обороту наркотиков [4].

Среди государств, которые наиболее лояльно относятся к незаконному потреблению и связанному с ним обороту наркотических средств, можно выделить Голландию, Италию, Испанию, Швейцарию и Германию. Однако, стоит отметить, что законодательство указанных стран дифференцирует виды ответственности в зависимости от вида наркотического средства. Для них характерно достаточно суровое наказание за изготовление и распространение таких наркотических средств, как ЛСД, героин, кокаин, опиум, и менее суровое — за марихуану, гашиш и др.

Характерными чертами германского Уголовного кодекса являются принципы законности, установление наказуемости только тех деяний, которые были запрещены законом до момента их совершения. В УК ФРГ нашли свое отражение основные положения классической школы уголовного права о свободе воли, формах и видах вины, взаимозависимости свободы личности и ответственности, а также концепция возмездия [5, с. 45]. Отметим, что систему источников уголовного права Германии составляют Основной закон ФРГ, Уголовный кодекс ФРГ 1871 г. (в ред. от 10.03.1987 г.) и другие уголовные законы.

Германия из-за своего удобного расположения является для наркоторговцев, что называется «лакомым кусочком», и привлекает их эта страна не только как рынок сбыта запрещенного товара, но и как возможность для дальнейшего распространения его по всей Европе. В Германии все наркотические средства классифицируются на 3 основные группы. К первой и самой опасной группе относятся кокаин, героин, метадон, экстези, опиум и ЛСД. Вторая группа — это опасные наркотики, которые включают в себя все основные виды и разновидности амфетаминов, а также каннабис и кодеин. И третья группа — это наименее опасные наркотические средства, такие как бензодиазепин, некоторые амфетамины и седативные средства.

Германия относится к числу стран, так называемых «потребителей» наркотических средств и спецификой уголовного права данного государства является то, что уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за незаконный оборот наркотических средств, содержатся не в Особенной части Уголовного кодекса (Уголовного уложения) ФРГ [6; 7], а в Законе об обороте наркотических средств от 28 июля 1981 г. (с изм. и доп.), который относится к так называемому дополнительному уголовному праву.

Отличительными особенностями Закона об обороте наркотических средств

1981 г. являются:

1) расширенный перечень деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, которые стали признаваться преступными;

2) возрос размер наказания за тяжкие преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств. Данная норма является последствием усиления уголовной ответственности за совершение действий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, совершенных организованными преступными группами;

3) расширенный перечень деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков, когда суд, в производстве которого находится дело о незаконном обороте наркотических веществ, может смягчить наказание либо отказаться от него;

4) реализация принципа «терапия вместо наказания», т. е. органам исполнения наказания предоставлена возможность с согласия суда вместо исполнения наказания в виде лишения свободы на срок не более двух лет в случаях, связанных с осуждением лиц с наркотической зависимостью, для реабилитации такого лица назначить ему помещение в специальное лечебно-терапевтическое учреждение. Однако, это допускается только в тех случаях, когда однозначно установлено, что данное преступление было совершено лицом из-за его наркотической зависимости. Однако на практике применение данной нормы часто вызывает определенные трудности, и связано это, прежде всего с тем, что в системе исполнения наказаний Германии отсутствует достаточное количество специальных лечебно-терапевтических учреждений для размещения в них лиц, страдающих наркотической зависимостью и совершивших в связи с этим преступление. Все это приводит к тому, что лица, желающие пройти курс лечения, несвоевременно помещаются в такие лечебные учреждения или вообще не могут быть помещены из-за отсутствия достаточного количества таких учреждений. В марте 2000 г. законодателем были внесены соответствующие изменения, которые предусматривали «…возможность создания на уровне федеральных земель специальных учреждений, где в течение определенного, требующегося для исцеления времени могли бы находиться лица, страдающие наркотической зависимостью» [8, с. 24]. При этом во время нахождения в этих учреждениях при определенных условиях допускается использование наркотических средств.

Стоит обратить внимание на тот факт, что большинство наркотических средств, которые сегодня признаются незаконными, еще в прошлом веке применялись в медицине как лекарственные препараты. Так, в середине XX в. опийные средства (морфин, кодеин, папаверин, тебаин, настойка опия, омнопон и др.) в Германии применялись для лечения алкоголизма [9]. В настоящее время препараты опийной группы применяются:

 как центральные болеутоляющие средства при болях различного происхождения (травмы, сопровождающиеся значительными болевыми ощущениями; воспалительные процессы во внутренних органах и т. д.);

 как снотворные средства при бессоннице на почве сильных болей;

 для уменьшения возбудимости кашлевого центра при упорном кашле, особенно сухом и т. д.

Назначая препараты опия, следует учитывать возможность развития к ним привыкания (пониженной реакция организма на повторное применение вещества) и пристрастия (непреодолимого болезненного стремления к повторному приёму препарата) — опийной наркомани.

Так, по мнению членов Глобальной комиссии ООН, легализация наркотиков может стать более эффективным способом борьбы с ними, чем жесткие меры наказания и уголовное преследование наркоманов. К такому выводу пришли Кофи Аннан (бывший генсекретарь ООН) и экс-президенты Колумбии, Бразилии и Мексики, объяснив это тем, что накопившийся опыт борьбы с распространением и употреблением наркотиков показывает — радикальные меры приводят только к усилению преступности, увеличению оборота наркоторговли, ее большему распространению и ухудшению общего положения. Легализация некоторых видов наркотиков принесет обратный эффект и даст возможность избегая насильственных и принудительных методов избавиться от наркопреступности.

В 2006 г. в Германии был проведен эксперимент: на улицах некоторых городов, с разрешения правительства, выездные лаборатории предлагали лицам, незаконно потребляющим наркотические средства, принимать их на законном (легальном) основании, при наличии документа, подтверждающего наркотическую зависимость. Предлагались даже инъекции героина. По данным полиции, в период проведения эксперимента (с сентября 2006 г. по январь 2007 г.), с одной стороны значительно сократилось количество преступлений, связанных с незаконным приобретением наркотических средств (кража наркотических средств), а с другой — резкий рост количества преступлений, совершаемых лицами, незаконно потребляющими наркотики под их воздействием и негативная реакция на эксперимент со стороны общественности.

В сентябре 2014 г. Глобальная комиссия по вопросам наркополитики представила в Нью-Йорке свой доклад о мировой ситуации в сфере незаконного оборота наркотических средств и назвала его «революционным». Члены Комиссии предлагали легализовать употребление и хранение всех наркотиков, кроме крэк-кокаина и дезоморфина, прекратить преследование мелких наркоторговцев, регулировать продажу наркотиков теми же механизмами, что и табачные изделия и алкогольные напитки.

Авторы доклада озаглавили его «Взять под контроль: на пути к эффективной наркополитике» и в целом избегают употребления слова «легализация», предпочитая выражение «государственный контроль» [10].

Однако, по сути речь идет именно о декриминализации сферы оборота наркотиков и переходе на легальное регулирование психоактивных веществ.

Один из членов Комиссия по вопросам наркополитики, Ричард Брэнсон заявил, что «…Мы не можем продолжать притворяться, что война с наркотиками приносит какие-то позитивные результаты…Риски, связанные с употреблением веществ возрастают — порой катастрофически — когда они производятся, продаются и употребляются в нерегулируемых, криминальных условиях. Наиболее действенный способ защитить общественное здоровье и безопасность — взять наркотики под контроль посредством ответственного легального регулирования».

Однако, на наш взгляд, стоит не согласиться с данным заявлением, т. к. легализация наркотиков категорически неприемлема и может привести к всеобщей наркотизации общества. Если рассматривать опыт легализации «легких» наркотиков в США и Нидерландах, то с уверенностью можно утверждать, что это не привело ни к чему положительному — за последние 10 лет в США число летальных исходов от передозировки увеличилось в 3 раза [11].

Также нужно отметить, что употребление марихуаны неизбежно ведет к психиатрическим заболеваниям — шизофрении и глубоким депрессиям — и в дальнейшем, как правило, приводит к употреблению более «тяжелых» наркотиков.

В уголовное законодательство Германии неоднократно вносились изменения и дополнения, касающиеся размеров наказания за незаконные операции с наркотическими средствами. В частности за хранение наркотиков предусматривается лишение свободы на срок от 1 года до 4 лет или штраф, а за хранение наркотиков в крупных размерах — лишение свободы от 1 года до 15 лет.

Таким образом, анализ правового регулирования противодействия незаконному обороту наркотиков показывает, что система воздействий и наказания антинаркотического законодательства Германии специфичны, и это обусловлено не только национальными особенностями страны, но и криминогенной ситуацией в этой сфере.

Литература:

  1. Клименко Т. М. Ответственность за незаконный оборот наркотиков по российскому и европейскому законодательству // Вектор науки ТГУ. — 2010. — № 3(3). — С. 94.
  2. Зейналова Л. М. Правовая грамотность глазами молодежи // В сборнике:Актуальные проблемы реализации Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания гражданСборник научных статей по итогам проведения Международной научно-практической конференции. Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), Юридический институт / под ред. Н. А. Духно, В. М. Корякина. 2012. С. 140–143.
  3. Жилина К. Ю. Особенности международно-правового предупреждения и борьбы с наркопреступностью, наркотизмом и наркоманией // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. — 2010. — № 2 (73). Вып. 11. — С. 110.
  4. Федоренко Т. А. Зарубежный опыт деятельности органов по противодействию незаконному обороту наркотиков и его использование в РФ // Российская юстиция. — 2012. — № 5. //http://www.center-bereg.ru/m981.html (дата обращения: 10.02.2016).
  5. Введение. Уголовный кодекс ФРГ. М., 2003. С.45.
  6. Уголовный кодекс ФРГ / пер. с нем. и предисл. Серебренникова А. В. М., 2001.
  7. Головненков П. В. Уголовное уложение (Уголовный кодекс) Федеративной Республики Германия: научно-практический комментарий и перевод текста закона. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2012.
  8. Серебренникова А. В. Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств в Германии // Наркоконтроль. — 2015. — № 1. С. 23–30.
  9. Стинг С., Вольфф М., Циппе К. Ситуация с наркотиками в Германии и Саксонии // URL: www. Psychiatry.ua/books/drugs/paper10.htm (дата обращения: 10.10.2015).
  10. Легализация наркотиков: Россия по-прежнему против // http://www.bbc.com/russian/international/2014/09/140910_world_new_drug_report (дата обращения: 10.02.2016).
  11. Наркомания: мировая статистика // http://narkoinfo.ru/statistika-narkomanii/348-narkomaniya-mirovaya-statistika (дата обращения: 10.02.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): наркотических средств, оборота наркотических средств, незаконного оборота наркотических, обороте наркотических, обороте наркотических средств, оборот наркотических средств, незаконный оборот наркотических, незаконному обороту наркотиков, оборотом наркотических средств, сфере незаконного оборота, незаконным оборотом наркотических, незаконный оборот наркотиков, Уголовный кодекс ФРГ, обороту наркотических средств, страной-транзитом наркотических средств, противодействия незаконному обороту, «потребителей» наркотических средств, использование наркотических средств, большинство наркотических средств, легализация наркотиков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle