Применение профессиональных стандартов как фактор эффективности социальной реабилитации несовершеннолетних (на примере Приморского края) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 27.04.2020

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Трусова, А. В. Применение профессиональных стандартов как фактор эффективности социальной реабилитации несовершеннолетних (на примере Приморского края) / А. В. Трусова, О. В. Заяц. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 429-433. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69283/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассматриваются вопросы, касающиеся применения профессиональной стандартов как фактора эффективности социальной реабилитации несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре; выявлена сущность и трудовые функции профессиональных стандартов; освещаются профессиональные стандарты на законодательном уровне; описана деятельность социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних; проведен анализ результатов анкетирования о профстандартах; показано значение профессиональных стандартов для социально-реабилитационного центра.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, вид профессиональной деятельности, трудовые функции, трудовые действия, квалификация социально-реабилитационный центр несовершеннолетних.

Значимость профессиональных стандартов обуславливается тем, что определяет область деятельности сотрудников. Профессиональный стандарт подразумевается как характеристика квалификации, необходимая работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции [5].

Каждый работник сталкивается с профессиональными стандартами в своей сфере деятельности. Прежде чем приступить к работе, специалисту необходимо ознакомиться с теми требованиями и функциями, которые прописаны в стандарте. Это позволит ему выполнять трудовую деятельность в полной мере, иметь высокий уровень знаний и опыта в области, где работает специалист. Профессиональные стандарты выстроены по конкретному образцу, с помощью которого специалисты имеют возможность изучить квалификационный минимум в своей трудовой деятельности. Квалификация обозначает уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Таким образом, профессиональный стандарт является универсальным инструментом и помощником при поиске необходимых требований и функций, характерных в своей области [5].

Профессиональные стандарты включают в себя вид профессиональной деятельности, общие трудовые функции и трудовые действия. В каждую функцию включены трудовые действия, которые направлены на реализацию выполнения определенных действий на основе конкретного уровня знаний и опыта. Следовательно, профессиональный стандарт является путеводителем для специалистов, с помощью которого они изучают знания и умения, необходимые для их вида деятельности. Кроме этого, в стандарте написаны возможные наименования специальностей, требования к образованию, требования к опыту практической работы, особые условия допуска к работе. Важно упомянуть, что профессиональные стандарты необходимы в том случае, если требования к квалификации установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными правовыми актами. Особую значимость имеют стандарты, где предусмотрены льготы, в других случаях стандарт возможен как рекомендации [4].

Таким образом, можно сказать, что профессиональные стандарты направлены на улучшение качества труда кадров, эффективность трудовой деятельности специалистов и организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Профессиональные стандарты разработаны и применяются на основе двух статей Трудового кодекса РФ. Статья 195.2 включает в себя порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов и установление тождественности наименований должностей, профессий и специальностей. Статья 155.3 ТК РФ устанавливает требования к квалификации, которая необходима специалисту для выполнения трудовых функций.

Кроме этого, о применении профессиональных стандартов можно узнать в таких документах, как

– Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584;

– Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2016 N 2042-р;

– Информация Минтруда России от 10.02.2016;

– Письма Минтруда России.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних является специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения. Его деятельность направлена на социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних.

Центр выполняет множество различных задач, направленных на улучшение качества жизни и психологическое состояние несовершеннолетних. Им предоставляется временное проживание в центре, оказание психологической, социальной, юридической и медицинской помощи. Кроме этого, деятельность социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних направлена на выявлении и устранения причин безнадзорности, разработку и реализацию программ реабилитации, помощь в восстановлении социального статуса. Хотелось бы отметить, что несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации, обеспечиваются государством [1].

В процессе работы было проведено социологическое исследование, целью которого является определение информированности сотрудников СРЦСН о трудовых функциях и действиях, отраженных в профессиональных стандартах. Методом социологического исследования было выбрано анкетирование. В анкетировании участвовало 83 сотрудника Центра социальной реабилитации несовершеннолетних с различных городов: Артем, Арсеньев, Уссурийск, Екатеринославка, Спасск, Кавалерово, Лесозаводск и Находка. Было опрошено восемьдесят женщин и трое мужчин.

Большинство опрашиваемых (53 % респондентов) оказались в возрасте от 31 до 45 лет. 20 % респондентов в возрастной категории от 46 до 55 лет. Также значительная часть сотрудников, что составляет 17 % человек, находится в возрасте от 56 лет. Меньшее количество сотрудников от 18 до 30 лет (10 % опрашиваемых).

Что касается образования, то сотрудники центра социальной реабилитации несовершеннолетних в 59 % случаев имеют высшее образование, 39 % — средне профессиональное и 2 % — неполное высшее.

Среди опрашиваемых сотрудников СРЦСН находились: 28 воспитателей, 20 специалистов по социальной работе, 8 педагогов-психологов, 6 социальных педагогов, 4 специалиста по работе с семьей, 3 психолога в социальной сфере, 2 инструктора по труду, 2 заведующих отделением, методист, педагог дополнительного образования, учитель дефектолог, заведующий ОСС, логопед, психолог, старший воспитатель, специалист ЛКО, старшая медсестра и медсестра.

На вопрос о том, известны ли им профстандарты, 90 % респондентов положительно ответили на вопрос, однако 7 % опрашиваемых дали ответ «нет» и остальные 3 % затруднились ответить на поставленный вопрос.

В центре социальной реабилитации несовершеннолетних 96 % респондентов соблюдают профстандарты. 3 % опрашиваемых их не соблюдают и 1 % людей затруднились с выбором ответа.

В процессе исследования было выявлено, что 45 % сотрудников прибегают к чтению материалов профстандартов, 43 % не используют данную информацию. В 12 % случаев респонденты затруднялись ответить. Таким образом, сотрудники почти поровну разделились на тех, кто использует материалы профстандартов и кто не пользуется ей.

Также большинство сотрудников, что составляет 64 %, не испытывают недостаток информации о профстандартах. 16 % ответили, что ощущают нехватку дополнительных источников, остальные 20 % затруднились с ответом.

На вопрос о том, какой параметр в большей степени влияет на препятствия к внедрению профстандартов, респонденты отметили в первую очередь ограниченные финансовые возможности для подготовки работников в соответствии с требованиями профстандарта (63 % сотрудников). В меньшей степени выделили отсутствие программ подготовки работников в соответствие с требованиями профстандарта (36 % специалистов). Кроме того, 1 % опрашиваемых затруднились ответить.

В центре социальной реабилитации несовершеннолетних 84 % сотрудников положительно ответили, что руководством центра проводилась оценка качеств соответствия квалификации работников требованиям профстандарта. И остальные 16 % затруднились ответить на поставленный вопрос.

Большинство респондентов, что составило 76 % человек, считают, что в их центре проводится ли независимая оценка качества результатов деятельности работников. Остальные 20 % сотрудников затруднились с ответом, 1 % респондентов не согласились с высказыванием и 2 % опрашиваемых не дали ответ.

Среди основных трудовых действий в рамках трудовых функций сотрудники отметили в большинстве случаев отметили:

– сотрудничество с другими организациями в рамках межведомственного взаимодействия (12 % опрашиваемых);

– информирование граждан о деятельности центра и разъяснение порядка принятия на социальное обслуживание (12 % сотрудников);

– консультирование несовершеннолетнего, его законных представителей, специалистов образовательных, социозащитных и медицинских организаций по вопросам социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего (12 % респондентов).

Опрашиваемым было предложено ответить на вопрос: соответствуют ли, по Вашему мнению, краевые стандарты в области социальной реабилитации несовершеннолетних профессиональным стандартам. 38 % сотрудников положительно ответили на вопрос, то есть краевые стандарты соответствуют профессиональным стандартам в их профессиональной деятельности, однако 2 % дали отрицательный ответ. Кроме того, 60 % респондентов не смогли ответить ни положительно, ни отрицательно — они затруднились с ответом.

70 % респондентов считают, что их должностные инструкции содержат все трудовые действия, отраженные в соответствующих профессиональных стандартах. 7 % не согласны с данным утверждением и 22 % затруднялись ответить.

Вопрос о том, что нужно изменить и дополнить в профессиональных стандартах в их области деятельности 75 сотрудников не смогли дать ответ на данный вопрос. С города Находки 1 человек предложил финансирование подготовки работников в соответствии с профстандартами. С Артема 1 специалист дал вариант — расширить полномочия специалистов отделения. В городе Кавалерово специалист предложил изменения для специалиста по социальной работе с семьей: убрать из профессиональных стандартов то, что в большей степени относится к компетенции психолога. В Спасске 2 респондента дали ответ: вопросы о профстандартах психолога в социально сфере в связи с переводом на новую должность. Также из этого города 1 специалист предложил финансирование для подготовки специалистов и 1 сотрудник высказался с предложением урегулировать ставки педагога-психолога на проходимость наполняемости воспитанников в учреждении. Из Уссурийска сотрудник предложил пересмотреть профстандарты психолога в социальной сфере.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что специалисты центра социальной реабилитации несовершеннолетних ознакомлены с профессиональными стандартами в своей области, однако не в полной мере. Руководителям и сотрудникам стоит больше уделять внимание специалистам. Так, среди изменений и дополнений в профессиональных стандартах респонденты предложили финансирование для подготовки специалистов, пересмотр профстандартов, расширение полномочий специалистов отделения.

Благодаря профессиональным стандартам сотрудники центра социальной реабилитации несовершеннолетних имеют представления о том, какие требования, трудовые функции и действия им необходимо выполнять. Будущие специалисты имеют возможность заранее подготовиться к трудоустройству, если воспользуются материалом профессиональных стандартов.

Литература:

  1. Национальный стандарт Российской Федерации Социальное обслуживание населения [Электронный ресурс]: ГОСТ Р 52495–2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения (с Изменением N 1) — Техэксперт — справочная правовая система — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200043127
  2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед.закон N 442-ФЗ от 28.12.2013. Консультант плюс — справочная правовая система — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ef50b92ba884d530dda28070a67d3b412f3415bd/
  3. Профстандарт: 03.007. Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере [Электронный ресурс]: Справочник кодов общероссийских классификаторов — электронное справочное издание — Режим доступа: https://classinform.ru/profstandarty/03.007-spetcialist-po-reabilitatcionnoi-rabote-v-sotcialnoi-sfere.html
  4. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены [Электронный ресурс]: Охрана труда в России — информационный портал — Режим доступа: https://ohranatruda.ru/ot_biblio/norma/240889/
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: ТК РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.12.2019) Консультант плюс — справочная правовая система — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/e185e25735310e657309a01b515a25107fac8784/
Основные термины (генерируются автоматически): стандарт, социальная реабилитация, социально-реабилитационный центр, профессиональная деятельность, профессиональный стандарт, респондент, сотрудник, специалист, сотрудник центра, требование профстандарта.


Ключевые слова

профессиональный стандарт, трудовые функции, трудовые действия, вид профессиональной деятельности, квалификация социально-реабилитационный центр несовершеннолетних

Похожие статьи

Формирование нравственно-ценностных ориентаций современных студентов в воспитательной системе уровневого психолого-педагогического образования

В статье раскрывается возможность использования инновационной модели воспитательной системы вуза в контексте психолого-педагогического образования; рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора: мотивационно — потребностный,...

Теоретические аспекты развития рынка дистанционных образовательных услуг на территории эксклава

В статье представлены основные подходы к вопросам реализации и тенденции развития дистанционных образовательных технологий на территории Калининградской области, также проведена оценка финансово - экономической ситуации в стране и регионе. Автором сф...

Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и проектной деятельности

В статье представлена и раскрыта специфика профессионального роста и развития педагогических работников в процессе внедрения, использования и руководства проектной деятельностью в рамках дошкольного учреждения; раскрыто значение использования инновац...

Сущность развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения

В статье раскрыта сущность развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и ее характеристика, описаны факторы и условия влияющие на успешность профессиональной деятельности, выделены уровни развития иннова...

Формирование профессиональной компетентности в образовательном процессе военной образовательной организации

В статье автор делает попытку анализа формирования профессиональной компетентности военнослужащих в военной образовательной организации. Являясь непосредственным участником процесса формирования профессиональной компетентности военнослужащих, автор с...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Сетевой формат работы ДОУ как предпосылка повышения эффективности и качества оказания образовательных услуг

В статье рассматриваются современные тенденции развития системы дошкольного образования в России и их влияние на качество и эффективность оказания образовательных услуг ДОУ. Особое внимание автора уделено осмыслению преимуществ модели сетевого взаимо...

Особенность работы педагога-психолога образовательного учреждения по проектированию психологически безопасного климата в условиях школы

В статье автор предпринял попытку подробно изучить специфику деятельности педагога-психолога, поскольку именно этот специалист играет большую роль в становлении и самореализации личности участников образовательного учреждения, что в свою очередь поло...

Актуальные проблемы привлечения осужденных к труду в исправительных учреждениях

В данной работе рассмотрен порядок привлечения осужденных, находящихся в исправительных учреждениях, к трудовой деятельности, определены ее цели и социальное значение, проанализирован порядок применения. А также рассмотрены основные проблемы процесса...

Инновационные методы преподавания для дошкольников

Статья посвящена описанию практического опыта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации. Представлена модель инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса в ДОО. Системный учет, о...

Похожие статьи

Формирование нравственно-ценностных ориентаций современных студентов в воспитательной системе уровневого психолого-педагогического образования

В статье раскрывается возможность использования инновационной модели воспитательной системы вуза в контексте психолого-педагогического образования; рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора: мотивационно — потребностный,...

Теоретические аспекты развития рынка дистанционных образовательных услуг на территории эксклава

В статье представлены основные подходы к вопросам реализации и тенденции развития дистанционных образовательных технологий на территории Калининградской области, также проведена оценка финансово - экономической ситуации в стране и регионе. Автором сф...

Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и проектной деятельности

В статье представлена и раскрыта специфика профессионального роста и развития педагогических работников в процессе внедрения, использования и руководства проектной деятельностью в рамках дошкольного учреждения; раскрыто значение использования инновац...

Сущность развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения

В статье раскрыта сущность развития инновационной культуры руководителя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и ее характеристика, описаны факторы и условия влияющие на успешность профессиональной деятельности, выделены уровни развития иннова...

Формирование профессиональной компетентности в образовательном процессе военной образовательной организации

В статье автор делает попытку анализа формирования профессиональной компетентности военнослужащих в военной образовательной организации. Являясь непосредственным участником процесса формирования профессиональной компетентности военнослужащих, автор с...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Сетевой формат работы ДОУ как предпосылка повышения эффективности и качества оказания образовательных услуг

В статье рассматриваются современные тенденции развития системы дошкольного образования в России и их влияние на качество и эффективность оказания образовательных услуг ДОУ. Особое внимание автора уделено осмыслению преимуществ модели сетевого взаимо...

Особенность работы педагога-психолога образовательного учреждения по проектированию психологически безопасного климата в условиях школы

В статье автор предпринял попытку подробно изучить специфику деятельности педагога-психолога, поскольку именно этот специалист играет большую роль в становлении и самореализации личности участников образовательного учреждения, что в свою очередь поло...

Актуальные проблемы привлечения осужденных к труду в исправительных учреждениях

В данной работе рассмотрен порядок привлечения осужденных, находящихся в исправительных учреждениях, к трудовой деятельности, определены ее цели и социальное значение, проанализирован порядок применения. А также рассмотрены основные проблемы процесса...

Инновационные методы преподавания для дошкольников

Статья посвящена описанию практического опыта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации. Представлена модель инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса в ДОО. Системный учет, о...

Задать вопрос